DRILL: От самых низов к мировым трендам. Часть 1
Дрилл – это поджанр трэпа, который берет свое начало в Чикаго, в 2010-х.
Для парней, живущих в преступных районах города, дрилл стал способом рассказать о том, что они видят каждый день; о том, на чем они выросли; о том, что им известно по собственному опыту. Вооруженные грабежи, перестрелки, гангстерские разборки, насилие, безнаказанность и отчужденность – все это получило отражение в агрессивных текстах дрилл-рэпперов. Жанр начинался как движение низов, пустившее корни преимущественно в закрытом сообществе, однако, дрилл нашел распространение не только в Чикаго, но и в других крупных городах штатов.
Дрилл уверенно вышел из подполья Сауд Сайда и мгновенно стал мейнстримом благодаря треку Чиф Кифа «I don’t like», который появился на площадках в 2012 году.
В окружении своих homies Киф обращается к оппонентской гангстерской группировке, доходчиво объясняя снитчам, ведущим двойную игру, что они будут наказаны. Незамысловатый клип, снятый по канонам гангста-рэпа, полон травы, татуированных парней с цепями на шеях и распальцовок. Благодаря агрессивному флоу на фоне типичного для трэпа расслабленного, но жесткого бита, трек завирусился и стал своеобразной настольной книгой для продолжателей жанра.
К слову, диссинг является неотъемлемой частью жанра. Он был одним из способов пассивной борьбы за контроль и влияние над тем или иным районом города. Дрилл считают наиболее агрессивным и опасным ответвлением трэпа, а прецеденты диссинга в адрес убитых оппонентов делали его аморальным в глазах противников жанра. Клипы на дисс-треки набирали миллионы просмотров на YouTube. Подобные провокации всегда имели последствия: жестокие разборки продолжались на улицах мегаполисов и, само собой, нередко приводили к смертям, что делало дрилл ещё более опасным в глазах общественности.
Нью-йоркские рэпперы вскоре переняли чикагский дрилл, который лаконично подстроился под криминальный лайфстайл некоторых районов города и создал собой новое течение – бруклинский дрилл. В то же время, практически полностью отказавшись от чикагской традиции, в Великобритании начинает развиваться UK drill, который позже станет самостоятельным жанром.
Появление бруклинского дрилла можно датировать 2014 годом, потому что именно тогда пионер поджанра Bobby Shmurda выпустил свой легендарный трек «Hot N*gga».
Помимо Bobby Shmurda начинателями бруклинского дрилла принято считать Curly Savv, Dah Dah, Bam Bino и Fivio Foreign, чьи треки не завирусились подобным образом. Это было новое звучание, но черты трэпа все еще были отчетливы: активное использование ударов драм-машины 808 (обычно 60-70 ударов в минуту, или BPM) и семплов старых рэп-треков. Влияние трэп-музыки отражается и в большом количестве автотюна для придания рэпу мрачности и безэмоциональности. Набирающий обороты UK drill, а если конкретнее, первооткрыватели жанра, парни из группы 67, привнесли новизну в том числе в бруклинский дрилл, благодаря чему поджанр окончательно сформировался и стал узнаваем.
Легенда дрилла, к сожалению, ушедшая слишком рано, оставила свой яркий след в индустрии рэпа и внесла огромный вклад в развитие жанра. Все верно, речь идет о Pop Smoke. С подросткового возраста рэппер начал заниматься преступной деятельностью: незаконное хранение оружия, угоны автомобилей, распространение наркотиков. Треки Pop Smoke – это прямое отражение его собственной недолгой жизни; он делал музыку о том, в чем с детства варился сам. «Все это дрилл-дерьмо – новое звучание Нью-Йорка», –говорил Pop Smoke, – «Теперь Нью-Йорк звучит именно так».
Tрек «Welcome To The Party» c дебютного микстейпа Смоука, вышедший в 2019 году, стал знаковым для карьеры рэппера, ознаменовав собой как новую волну популярности бруклинского дрилла, так и начало стремительного роста фанатской базы Поп Смоука.
Ломанный бит, минимальное использование автотюна вкупе с сипловатым, низким голосом рэппера и глубокие басы стали визитной карточкой Смоука. Спродюсированный 808MeloBeats микстейп «Meet The Woo» имел бешеный успех, он обозначил окончание процесса формирования бруклинского дрилла как поджанра и в последующем принес Смоуку многомиллионные контракты и фиты с самыми популярными исполнителями американской сцены.
В 2020 году нью-йоркский рэппер CJ выпустил свой самый известный сингл «Whoopty», который продолжительное время занимал первые места в топ-чартах. Примечательно, что бит для хита CJ создал сам: он сэмплировал песню «Sanam Re» индийского певца Ариджита Сингха, а инструментал взял из непопулярного видео на YouTube, добавил характерный для британского дрилла ломаный ритм, хай-хэты и бочку.
Возвращаясь к ранее упомянутому UK дриллу, нужно сказать, что он определенно заслуживает внимания, поэтому на нем стоит остановиться.
Британский дрилл, на который в равной степени повлияли чикагский дрилл, жанры электронной музыки, в особенности грайм, и преступный лайфстайл парней из неспокойных районов Южного Лондона, таких как Брикстон, стал преобладающей силой в британских чартах, начиная с 2015 года, и привел к появлению сцен дрилла в Германии и Франции.
Невозможно с уверенностью сказать, кто был начинателем жанра в Великобритании, но, несомненно, английская дрилл-группа 67, в основной состав которой входили LD, Monkey, Dimzy, Liquez, ASAP и SJ, сделали UK drill узнаваемым в штатах и в Европе.
Небольшая историческая справка поможет убедиться в том, что парни из 67 были реальными гангстерами. В 2014 году один из участников (Skribz) получил обвинения в антисоциальном поведении, что повлекло за собой запрет на создание и исполнение музыки на протяжение двух лет. Чтобы обойти это правило, Skribz взял псевдоним LD и начал носить маску, чтобы скрыть свою личность и беспрепятственно светиться в клипах группы. После снятия запрета в 2016 году рэппер выпустил трек «Wicked and Bad», в котором он посылал полицию, моралистов-противников уличных банд и говорил, что все это время он скрывался под псевдонимом LD.
В 2017 году его посадили в тюрьму за незаконное хранение холодного оружия, тогда же британская полиция причислила группу к преступной организации. Некоторые СМИ выдвинули аргумент, что UK drill и непосредственно группа 67 являются катализатором возросшего уровня насилия в Англии, из-за чего первый тур группы по Великобритании был сорван. В 2018 году было установлено, что участники 67 занимались наркоторговлей через пять окружных линий в соседние округа; в 2019 году Scribz и ASAP были приговорены к 4,5 годам (каждый) тюремного заключения за участие в распространении наркотиков.
Принято считать, что именно трек «Let’s Lurk», вышедший в 2016 году, принес группе 67 первую волну популярности, хотя фанатская база, образовавшаяся в узких кругах, имелась с 2014 года.
Последователями парней из 67 стали британские рэпперы Central Cee, Digga D и Unknown T, чье творчество не только продолжило традиции UK дрилла, заданные 67, но и превратило этот жанр в субкультуру, которая диктует тренды не только в музыке, но и в уличной моде. Рэпперы, чья жизнь неразрывно связана с криминалом, были вынуждены скрывать свою внешность, чтобы не нарваться в очередной раз на проблемы с полицией. Сейчас на улицах повсеместно можно заметить подростков, одетых в глянцевые пуховики Trapstar или Moncler, темные спортивные костюмы Nike, снуды, закрывающие лица, и перчатки. Эта мода среди молодых людей в основном никак не связана с причастностью к криминалу, а вот с большой любовью к UK дриллу и его самым ярким исполнителям – однозначно.
На данный момент выходец из Западного Лондона Central Cee является, наверное, самой узнаваемой и влиятельной фигурой UK дрилла. 2020 год был стартовым для его карьеры, именно тогда рэппер выпустил треки «Loading» и «Day In The Life», после выхода которых о Central Cee заговорили.
Как и многие коллеги по жанру Central Cee был так или иначе связан с незаконной деятельностью. В возрасте 14 лет он был вынужден начать продавать наркотики, потому что его семья нуждалась в деньгах: «Когда ты растешь в том месте, откуда я родом, все люди из всех слоев общества, в девяти случаях из десяти, вынуждены были это делать. Это как научиться ездить на велосипеде».
Такая жизнь не привлекала рэппера несмотря на то, что во многих треках и интервью Central Cee с теплотой и ностальгией отзывается о родном районе. Музыка стала для него возможностью вырваться из топи криминала, в которой он толком не успел увязнуть.
К слову, Central Cee учился в одной школе с Digga D, который с 2019 года буквально штампует хиты, лидирующие в мировых чартах. Интересный факт из биографии: Digga D трижды попадал в тюрьму, не достигнув возраста 20 лет. В 17 лет рэппер был приговорен к одному году тюремного заключения за участие в сговоре с целью совершения насильственных действий в отношении членов оппонентской бандитской группировки 12World. Группа 1011, в которой с 15 лет состоял Digga D подвергалась частым гонениям со стороны полиции: клипы парней удаляли с YouTube, в домах участников часто проводились обыски. Уже тогда небольшая фан-база поддерживала рэппера, загружая его удаленные клипы на свои каналы, где они продолжали набирать просмотры. Широкую известность Digga D обрел в 2019 году, после выхода его дебютного микстейпа «Double Tap Diaries», а точнее, трека «No Diet», клип на который собрал около 2 миллионов просмотров за пять дней и получил респект от рэппера Stormzy.
Ещё одним молодым дарованием британского дрилла считается рэппер Unknown T из Хомертона. В 2018 году рэппер был обвинен в убийстве 20-летнего Стива Нарваэс-Джара (парня ударили ножом в грудь на вечеринке в Ислингтоне) и арестован. Unknown T прославился в течение нескольких месяцев после убийства, выпустив трек Homerton B, один из определяющих треков британского дрилла. В 2020 году с Unknown T сняли обвинения, но эта история только подогрела интерес публики к личности и музыке рэппера.
В интервью Guardian Unknown T высказался по поводу нападок СМИ и полиции в строну дрилла: «Они не знают реальности. Дело не в музыке, а в том, что стоит за музыкой. Нельзя обвинять музыку или говорить, что вы протягиваете руку помощи без всякой помощи. Они указывают пальцем на нас, но забывают, что три пальца указывают на них».
Благодаря Digga D, Central Cee и Unknown T дрилл получил новое звучание: бодрый бит, четкая артикуляция и читка, тембр, необремененный автотюном. Парни говорят голосом молодежи, которая стремится вырваться из захолустных, преступных районов родного города и достичь чего-то; которая предает огласке существующие проблемы и хочет быть услышанной. И они добились своего, их услышали.
Дрилл просверлил себе дорогу на мировую рэп-сцену, модернизировался, сформировал множество ответвлений и укоренился во многих странах Европы, обретя новые формы. Об этом вы сможете прочитать во второй части статьи, посвященной жанру.
Конец первой части. Продолжение следует...
Статью подготовила LIBELLE специально для RAP.RU