Интервью c FREE FLOW FLAVA
Александр Осипов - российский музыкант. Основная концепция творчества - фольклор Восточной Азии, пропущенный сквозь призму современной hip-hop культуры
Саша, расскажи, как тебя потянуло в сторону музыки? Что явилось основным толчком при выборе направления? Почему именно азиатские мотивы являются основой твоего творчества?
Музыка в моей жизни с самого детства, у меня довольно "музыкальная" семья, дедушки играли на баянах, мама закончила класс фортепиано, а дядя играет на гитаре, собственно, от него мне и достался инструмент.
Отец видел во мне спортсмена, поэтому вместо музыкальной школы, я ходил на футбольную секцию. Футбол мне быстро наскучил, а гитара интересовала все сильнее, я сидел и бренькал на ней, не зная аккордов, зажимал лады в поисках "красивых звуков". Позже я где-то откопал самоучитель, и дело сдвинулось с мертвой точки.
В 10 классе мы с друзьями собрали группу и пытались играть тяжелую музыку, нас даже приглашали выступать на местный "рок-концерт". После окончания школы все разъехались по универам, группа распалась, гитару с собой брать не стал, да и ощущение было, что я уже наигрался.
Три года прошли без музыки, точнее я ее только слушал, но еще не писал. Мне кажется, в то время произошел некий переходный этап, рок стремительно стал терять свою актуальность, а рэп/хип-хоп, наоборот прибавил в весе. Тогда я случайно наткнулся на видео "MUJO情/RAW LIKE SUSHI", что и разделило мою жизнь на «до» и «после».
Lo-fi хип-хоп стал источником моего вдохновения, я могу долго рассуждать о жанре, о влиянии lo-fi сцены на мое творчество, но достаточно посмотреть вышеупомянутое видео и все встанет на свои места. Хоть я и взял за основу этот стиль, мне кажется, в итоге получилось нечто своё, самобытное и весьма узнаваемое.
Отвечу на вопрос про азиатские мотивы. Думаю, тут все очень просто, я родился в 90-е и застал весь путь становлени "современной медиа-культуры". Кумиром любого подростка того времени был Джеки Чан, а vhs кассеты с фильмами "Американский ниндзя" и "Годзилла", не смотрел только ленивый. Позже по телевизору стали показывать "Сейлор Мун" и где-то ближе к нулевым были "Покемоны". Все это оставило свой отпечаток, а так же повлияло на мои вкусы и предпочтения. Я до сих пор смотрю аниме и ностальгирую за просмотром "Убить Билла".
Начиная от ранних релизов прослеживается формирование твоего уникального узнаваемого стиля - энергичные треки с азиатскими сэмплами на олдскульные биты, затем стали появляться композиции ближе к трэп-звучанию, на последних же пластинках ты в нескольких треках заходишь на территорию фонка, и это звучит очень интересно и самобытно. Скажи, куда планируешь двигаться дальше? Ждать ли от тебя, к примеру, дрил?
Вопрос, на самом деле, довольно сложный. Я никогда не продумываю какие-то стратегии, все идет своим чередом. Как бы банально не звучало, но мне кажется, что нужно делать то, что лежит. MF Doom стал культовым не потому что пытался идти в ногу со временем, а потому что был самобытным артистом. Вот мое стремление.
Расскажи, как прошли январские тройные концерты в Москве и Питере?
Тут без сюрпризов, наши концерты проходят всегда очень шумно. Скажу честно, я не понимаю такие мероприятия, где люди стоят как вкопанные и изредка достают телефон, чтобы поснимать сторисы. За это я обожаю свою публику, поддержка просто высший уровень. Слева слэм, справа брейки крутят, короче лучшие.
На твоём постере с автографом частью композиции является автомобиль, похожий на Toyota crown, на обложке нового альбома также имеется авто, похожий на Nissan 240 sx. Ты являешься почитателем Jdm, или это просто используется, как часть японской культуры? На каком автомобиле ездишь сам?
Мне очень нравятся японские автомобили, но не те, что штампуют сейчас, а девяностая-сотая школа. Это отличные, красивые тачки с огромным потенциалом для тюнинга. Конечно они уже старые, но в хороших руках будут собирать все взгляды пешеходов.
У нас в семье есть Toyota Chaser сотый, им занимается в основном жена, и он довольно неплохо выглядит для своих лет, но мы над ним еще работаем. И Mercedes e200 coupe, это наша повседневная машина и от него я вообще дико кайфую, ну это же Mercedes, ну.
Твоя музыка очень кинематографична. Тебе поступали предложения о сотрудничестве из сферы кино? Может быть, есть в прокате фильмы с твоей музыкой?
Это очень лестно, но, увы, предложений не поступало, а так бы с радостью конечно. Из медиапространства могу вспомнить только игру Crossout, и еще несколько разработчиков мобильных игр.
У тебя есть линейка одежды и аксессуаров. Кто делает дизайн? Где отшивается одежда? Есть ли в планах развиваться в этом направлении?
Раньше мы сами занимались одеждой, искали тех, кто сошьет и напечатает. И каждый раз это была рулетка: тут криво, там принт неяркий, линяет, сыпется и тд. И вот с недавних пор мы начали сотрудничать с vsrap, это очень удобно и качественно, они шьют все сами и учитывают любые пожелания. Дизайны, обычно, это обложки моих альбомов, за редким исключением совместные работы с художниками vsrap. Развиваться в этом направлении интересно, но создавать очередной лук "городского ниндзя" уже моветон, поэтому нужно что-то новое, необычное.
Твои биты покупают с разных точек планеты, число твоих поклонников постоянно растет. Ты планируешь продажу своего мерча заграницу?
Мы давно продаем мерч заграницу, правда пока в частном порядке, надеюсь и верю, что shopify когда-нибудь заработает, и мы выйдем на более массовые продажи.
Я читала, что твой псевдоним создавался частями, расскажи об этом подробнее.
Да это действительно так, я не хотел ограничиваться каким-то одним направлением, отсюда и родилось "free flow" - свободный поток.
Долгое время я никуда не выкладывал свои работы, боялся критики, наверное. Но когда материала накопилось уже довольно много, друзья уговорили меня создать паблик в VK и выкладывать треки туда, а они, в свою очередь, помогут репостами и лайками. Я подумал, "ну и чего я теряю?". Так в 2014 году я создал паблик и стал заливать туда треки под привычным ником, но в дань уважения моим друзьям, которые меня на это сподвигли, я добавил слово "flava".
На сегодняшний день, слово "flava" наполнилось новым смыслом, оно адресуется всем, кто понимает мой вайб, всем слушателям, которые поддерживают и любят мою музыку.
Каждая творческая личность переживала взлёты и падения. Поделись с читателями своими способами выхода из кризисных состояний, если у тебя были такие моменты.
Любой артист сталкивается с выгоранием, это некий творческий тупик, когда ты думаешь, что пора заканчивать карьеру. И здесь, к сожалению, нет универсального ключа. Мне, например, помогает некий тайм-аут, мы с женой просто уезжаем куда-нибудь на море или в горы. Думаю здесь нужно просто отвлечься, отложить на какое-то время творчество, напитать свои "батарейки" и вернуться в бой с новыми силами.
Я давно слушаю инструментальный хип-хоп и могла бы выделить двух авторов с постсоветского пространства с уникальным стилем, делающих продукт высокого класса - ты и LXST CXNTURY. Кого ты сам слушаешь из отечественных авторов, кого мог бы выделить?
Из наших ребят могу выделить Dope 90, отдельно называть никого не буду, все хороши, моё уважение. Мои коллеги и друзья Nkoha, Ndls404 тут без комментариев, горжусь ими. Очень крутой продюсер Woodju, качество 10/10, советую всем. И Kaito Shoma, это просто раз#б, всегда кайфую от его новинок.
Над чем ты сейчас работаешь? Какие проекты в планах? Есть ли какие-либо сайд-проекты?
Я много времени уделяю, конечно, своему основному проекту. В этом году запланировано много совместных работ, вот понемногу разгребаю. Также помогаю жене с её проектом GWRZTRMNR, у меня в этом плане опыта уже прилично накопилось, мастериг, сведение и тд . Очень хочется запустить какой-нибудь сайд-проект с электронной музыкой, черновиков и демок лежит куча, возможно в скором времени так и поступлю.
Каков, с твоей точки зрения, минимальный пакет оборудования для входа в твою профессию? Что можешь посоветовать начинающим битмейкерам?
Помню, начинал писать музыку на очень грустном ноутбуке, в дешевых вакуумных наушниках, не зная вообще о слове мастеринг. Сейчас же все стало очень доступно, на Ютубе тебя всему научат, всё покажут и расскажут. Покупаешь недорогую звуковую карту, более-менее наушники и вперед. Пара советов от меня:
1) Пишите треки под референс, если вы только начали делать музыку, используйте какой-нибудь трек для примера и сверяйтесь с ним по звучанию, это сэкономит вам нервы и время.
2) Найдите дистрибьютора и выкладывайте треки сразу, как их создали. Я 4 года делал музыку и заливал ее только в VK, абсолютно без монетизации, не повторяйте эту ошибку.
Чего бы ты хотел достичь в своей карьере, какие вершины покорить?
У меня есть несколько примеров, к которым я стремлюсь, это вышеупомянутый MF Doom, Nujabes, Madlib и J Dilla. Смысл не в красных дорожках и обогащении, а в творчестве и его развитии. Гнуть свою линию и стать именем нарицательным, вот моя цель.
Как для создателя музыки, чем она для тебя является, какую роль играет в твоей жизни?
Моя музыка это мое нутро, в ней я отображаю то, что накопил. Всегда слышно, чем я вдохновился и какое настроение хотел передать. Наверное, все творческие люди со мной в этом согласятся. Однозначно, музыка занимает главную роль в жизни, это мой друг, мой хлеб, и способ самовыражения.
Материал подготовлен AiR17 специально для Rap.ru.