Новое лицо электронной музыки - Fred Again
В последние годы электронная музыка как-то заглохла - у массового слушателя...
...она стала ассоциироваться в первую очередь с легкими летними хитами от пары-тройки самых известных артистов, а чтобы найти что-то более интересное приходилось слишком сильно зарываться внутрь субкультуры.
Создается впечатление, что в первую очередь это связано с тем, что жанр оказался не готов удовлетворять возникший под влиянием хип-хопа запрос на смыслы и расширить диапазон тем, на которые говорят артисты, если вообще его можно как-то конкретно определить, без ассоциативного восприятия и антуража, создаваемого самими исполнителями. Особенно остро это начало ощущаться после начала ковидных ограничений, которые в разных частях планеты включали в себя самые разные запреты от проведения массовых мероприятий до выхода из дома, что, в свою очередь, не могло не отразиться на клубной культуре, по умолчанию являвшейся основой для самых разных поджанров электроники. Аудитория осталась без главного формата потребления музыки, а диджеи вынуждены были временно переехать в онлайн, который для жанра не так чтобы сильно подходит. Атмосфера вокруг субкультуры образовалась довольно депрессивная, что, безусловно, отразилось и на материале, который доходил до слушателя. Главным амбасадором новый волны стал британский диджей Fred Again.., который одновременно впервые затронул в жанре темы одиночества, депрессии и потери смысла и в то же время сплотил аудиторию и подарил всем надежду на светлое завтра. Помимо этого, Фред постарался сделать электронную музыку интересной даже для тех, кто жанром никогда не интересовался и у него вполне себе получилось. Обо всем по порядку.
Зачастую, когда мы говорим о молодых артистах, вместе с рассуждениями о таланте и достижениях всплывает история про тяжелое детство, про долгий и тернистый путь и все в таком духе, но это не тот случай. Родившийся в 1993 году Фред вряд ли испытывал финансовые трудности будучи сыном одного из королевских адвокатов (их количество строго регламентировано, а назначить кого-либо на эту уважаемую должность может только король лично). Мальчик жил в одном из приличных районов Лондона, ходил в частную школу и мог не переживать ни о чем кроме главного своего увлечения, возникшего еще в раннем возрасте - музыки. Получая академическое образование, он самостоятельно изучал литературу и любые другие попадавшиеся под руку источники чтобы научиться создавать что-то свое, но ему недоставало опыта работы в студии и, может быть, дельных советов от кого-то, кто этим опытом обладал. К счастью для Фреда, один из его школьных друзей, живший в доме напротив будущего продюсера, познакомил его с человеком, у которого была и своя студия, и группа, и колоссальный объем знаний. Этим человеком оказался известный британский музыкант Брайан Ино, за плечами которого было на тот момент уже больше 30 лет карьеры и множество экспериментов в разных жанрах от фолка до эмбиента. Шестнадцатилетний Фред показался ему смышленым парнем и он стал время от времени приглашать парня на студию, чтобы тот мог следить за работой профессионалов собственными глазами и нарабатывать необходимые навыки, что быстро стало приносить свои плоды - уже через несколько лет Фред в качестве полноправного члена команды участвовал в создании альбома самого Ино, а также помогал в работе над сольным альбомом одного из создателей электронной группы Underworld Карла Хайда, который тогда как раз переживал волну популярности после выступления на открытии Олимпийских игр в Лондоне 2012. О собственных проектах он также не забывал, сольно выступая в качестве продюсера для исполнителей разного калибра, что иногда выливалось в коллаборации с весьма известными артистами самых разных жанров - например, в разное время он успел поработать и с важным представителем UK дрилла Headie One, и с граймером Stormzy, и со звездой британской поп-музыки Элли Голдинг, и с только вышедшей на мировой уровень популярности Charli XCX. Со временем количество совместных работ увеличивалось, а сольных работ Фред будто бы и не планировал. В одном из немногочисленных интервью того периода он говорил, что прежде всего всегда мечтал заниматься именно музыкальной инженерией и не планирует становится полноформатным артистом “по крайней мере до тех пор, пока не найдется достойный повод”. Думаю, что можно считать Фреда человеком слова, ведь его дебютный сольный сингл “Kyle (I Found You)” выйдет в конце 2019. Легкая мелодия и засэмплированный фрагмент выступления американского артиста Кайла “Guante” с поэмой “Love in the Time of Undeath” поначалу кажется незамысловатой, но чем дольше ее слушаешь, тем глубже погружаешься в собственные размышления и приобретаешь какое-то совершенно особенное эмоциональное состояние не то ностальгии, не то меланхолии, не то умиротворения.
Уже тогда Фред начал готовить свой дебютный альбом, но из-за плотной работы над музыкой других музыкантов, закончить и выпустить его он сможет только в начале 2021. Тем не менее, это нисколько не помешает ему получить награду премии Brit Awards 2020 как продюсер года благодаря работе с Ритой Орой и Дэми Ловато, а также продюсированию большей части песен на новом альбоме Эда Ширана. О своей победе Фред отзывался сдержанно, отвечая на вопросы журналистов о ней, что в его представлении подобные премии не имеют особенной ценности и он делает то, что он делает из любви к музыке, а не ради признания масс. В том году из сольного творчества вышел единственный сингл "Julia (Deep Diving)", сэмпл в котором на этот раз был вырезкой из поста в социальной сети певицы Джулии Майклз.
Даже через всего два сольных трека легко прослеживалась концепция будущего альбома, в котором каждая песня должна быть посвящена кому-то из людей, с которыми Фред сталкивался лично или заочно познакомился на протяжении первого периода начавшегося тогда карантина. Артистам приходилось отменять туры и выступления, а зрителям и слушателям сдавать билеты. Все были вынуждены ждать окончания изоляции до пока неясно какого времени и искать чем заняться в своих собственных квартирах и домах. Для многих это оказалось непростым испытанием, справиться с которым в одиночестве было почти невозможно, но где взять компанию, когда и выйти из дома не представляется возможным? Именно это депрессивное состояние и стало основным мотивом первой части музыкальных дневников Fred Again.. “Actual Life”, большая часть которой была наполнена внутренними переживаниями и вполне обоснованными опасениями, что мы больше не увидим мир таким, каким мы его знали прежде. Об этом говорят и дополнительные названия треков (по умолчанию они озаглавлены именами людей, чьи голоса использованы в сэмплах) - “Steal my joy”, “I am a party”, “We’ve lost dancing”. Все они не лукавя преподносят слушателю тяжелое состояние автора, но в то же время заставляют его чувствовать себя не так одиноко.
Помимо этого, на ютюб-канале артиста выходит получасовой лайв-сет, на протяжении которого Фред на фоне залива и светящихся в темноте небоскребов играет несколько более полных версий треков с альбома. То, насколько проникновенно он это делает и атмосфера, которую ему удалось создать завораживают и заставляют не только переслушивать, но и пересматривать этот сет раз за разом, выискивая мелкие детали, которые ты мог пропустить. Это самое настоящее искусство в широком смысле слова.
Альбом был невероятно тепло встречен критиками и аудиторией и это кажется заслуженным - Фреду удалось попасть в настроение общества и это, в свою очередь, способствовало единению, которого так не хватало да и, что уж там, не хватает до сих пор. Он предлагал подумать о глубоких вещах, но не забывался и напоминал нам о том, что в жизни есть множество простых вещей, способных сделать человека счастливым, главное уметь их замечать.
Первый альбом вобрал в себя пережитое с апреля по декабрь 2020, а сиквел аудиодневника по хронологии охватил период с февраля по октябрь 2021. Вторая пластинка получилась еще более личной, ещё более персональным обращением Фреда к слушателю. В первую очередь это достигалось благодаря большому количеству собственного вокала артиста, который теперь смешивался с сэмплами кусочков голосовых сообщений, историй в Инстаграм и разговоров по видеосвязи. Основными темами стали взаимоотношения между людьми, способность открываться кому-то, быть честным и любить независимо от обстоятельств. Атмосфера, которую дарит пластинка, переносит тебя в какую-то летнюю ночную прогулку с друзьями по замедлевшемуся городу, а каждый трек будто отвечает за демонстрацию каждой отдельной эмоции, что можно успеть за эту ночь пережить или события, что может произойти.
Помимо прочего, стоит отметить и единственный трек на альбоме, отмеченный как совместный с другим исполнителем. Удивительным образом этим артистом стал Kodak Black, часть Инстаграмм-истории которого Фред использовал в “Kahan (last year)”. В ней Кодак в непривычной для себя спокойной манере говорит о зависимости, о том, как она повлияла на его жизнь и о том, что в последнее время он больше не чувствует себя самим собой. Здесь же легко прослеживается и основной лирический прием, который использует Фред - после сэмпла он добавляет свои собственные строчки и вокал. “I was out my mind last year. Wonder where my life half went” печально и непривычно спокойно для себя говорит Кодак - “It was every night, it was evenings all fired up” добавляет Фред. Такой подход ассоциативно еще сильнее эмоционально привязывает артиста к трекам и делает всю рассказанную историю куда более персонализированной, что в мейнстриме жанра, о котором мы говорим, явление нечастое, если не сказать уникальное. Весь альбом вообще скорее про личные, а не про общечеловеческие проблемы и в том числе в этом кроется ответ на вопрос “кому понравится этот альбом?”, ведь если темы не попадут в слушателя, то на альбоме, в сути своей, он обнаружит только неплохой хаус, пусть и великолепно спродюсированный, однако если окажется, что вещи, которые Фред затрагивает, окажутся слушателю близки, то альбом рискует стать одним из лучших музыкальных опытов последних лет.
Третий за 18 месяцев альбом серии “Actual Life” вышел в октября 2022 и по большей части был посвящен ощущению от пост-ковидных вечеринок, восприятию нового мира и непонятному даже для самого артиста чувству ностальгии по временам карантина. Не смотря на общий низкий темп альбома, в его звучании отчетливо прослеживается влияние Swedish House Mafia и на альбоме даже можно найти несколько настоящих клубных хитов вроде совместной работы с Skrillex и продюсером Four Tet “Delilah (pull me out of this)”. Главным хайлайтом пластинки можно назвать динамичную “Danielle (smile on my face)”, в которой был использован сэмпл из песни 070 Shake “Nice To Have”, благодаря чему трек стал одним из самых популярных и узнаваемых из всей трилогии альбомов.
Тем не менее, третьему альбому не удалось снискать такого же успеха у критиков, как предыдущим двум - пластинку посчитали средней, отмечая в обзорах успевший быстро надоесть прием с сэмплами настоящих разговоров, а, например, издание Pitchfork вообще специально для критического обзора решило обратить внимание на трилогию. Возможно, что такой же реакция была бы и у слушателей, если бы на тот момент снова не стали доступны живые выступления артистов, а значит и те самые свежие бэнгеры пришлись как нельзя кстати. Фред за предыдущие несколько лет умудрился не только сколотить суперлояльную аудиторию, но еще и идеально несколько раз попасть своей музыкой в настроение людей в целом, что к концу (или, как минимум, к паузе) в пандемии сделало его настоящим лидером индустрии. Этим можно объяснить, например, то, что вышедший в конце прошлого лета часовой сет Фреда уже сейчас входит в топ 5 самых просматриваемых видео на канале Boiler Room, в то время как его “соседи” по популярности примерно десятилетней давности. Помимо качества, просто по-человечески приятно наблюдать за тем, какое удовольствие он получает от живого контакта с аудиторией и самой возможности эти лайвы играть. Вероятно, именно в этом и была глобальная идея его дневников - нам нужно было потерять то, что стало для нас привычным, чтобы начать это по-настоящему ценить.
Альбом и это выступление еще сильнее закрепили статус артиста, ведь теперь он был не просто признанным и известным - он стал мировой суперзвездой. Наглядным показателем этого можно считать то, что билеты на выступления Фреда в рамках его мирового тура, независимо от размера площадки, заканчиваются за считаные минуты. Прямо сейчас его турне в самом разгаре, он снова веселится и отрывается на концертах вместе со слушателями, планирует совместный альбом с Skrillex и стоит в лайн-апе большинства соответствующих по масштабу фестивалей. Повлияют ли все эти события как-то на музыку Фреда? Может быть мы даже когда-нибудь услышим релиз, наполненный по-настоящему задорными и веселыми песнями или свалившееся на артиста внимание только сильнее загонит его в самокопание? Мы точно узнаем ответы если Фред снова решит показать нам свою “Actual Life”