
Rap рвётся в поп-MMA. Трансформация хайпа
Хлеба и зрелищ – то, чего люди хотели ВСЕГДА!
Во все времена, во всех странах, во всех областях, и Рэп в этой связи не стал исключением... Частенько жанр у нас ругали за то, что он якобы ограниченный, мол, “Вечно эти тачки, цацки, деньги, сучки”, но как можно ругать воду за то, что она мокрая? Жанр предполагает или, вернее даже, ОБЯЗЫВАЕТ MC читать о том, что им близко. Посудите сами, ведь для афроамериканских Рэпперов, которые и подарили нам Хопчик, его суть заключалась в 2 вещах: максимально просто рассказывать о своей ежедневной жизни и её тяготах, когда ты беден, а спустя время, когда ты сыт и на коне, наоборот, рассказывать за рулём новенькой прокаченной Шеви Impala о невероятном успехе, которого ты добился, пускай даже и нелегальным путём, но Never Broke Again: “Никогда более не быть бедным”, – пафосно утверждает провозглашённый для всей культуры девиз, встречающийся в каждом втором треке.
В России же эта формула не могла работать изначально, так как местный колорит и культура падиков слишком заметно отличали НАС от НИХ. Отношение к Рэпу с самих егоистоков в нашей стране было не самым приятным (вспомните хотя бы Децла, которого выстёбывали и за его внешний вид, и за парты на английском, и за якобы несерьёзный посыл, и даже ник его сделали негативно нарицательным, типа нечто маленькое – R.I.P., Le Truk!), однако много лет спустя удачливые и в музыке, и в бизнесе Тимати, Баста и подобные им воротилы жанра стали зарабатывать бешеные суммы, мало-помалу показывая и другим голодным до славы и денег Dawgz, что Рэп может приносить длинный чек, и интерес к жанру уже с ТАКОЙ мотивацией появился оооочень у многих.
Конечно, первичным шагом стало само собой разумеющееся уподобление. В принципе, в этом нет ничего плохого, ведь, чтобы создать нечто неповторимое, своё особенное, сперва нужно понять, как это делают другие, а для этого буквально приходиться вторить. Всё бы ничего, но со временем обязательным шагом является обособленность, то есть выведение СВОЕЙ формулы успеха. Российский Рэп никак не мог этого понять, лишь годами пытаясь повторять всё то, что делали за бугром. Многие Рэпперы вовсе не парились и тупо переводили тексты иностранных коллег, выдавая за свои. Неприятие Рэп-музыки во многом и связано было с тем, что посыл текстов заокеанских коллег по цеху был столь далёким от нашего менталитета.
Постепенно толпе стало мало обычных треков, клипов, выпускавшимся к ним в поддержку, и даже концертов, на которых появился эффект приобщения, ведь толпа уже не просто наблюдала – она становилась непосредственным участником процесса: нереальная атмосфера и обычных концертов, и, тем более, музыкальных премий, физическая близость к кумиру, разделение общего с толпой вайба, крутые декорации, свет и звук, возможность наравне со звездой зачитать в режиме реального времени, слэм и многое другое – всё это позволяло насытить аппетиты всех желающих, но, как известно, “Всё проходит, и это пройдёт”. Со временем концерты трансформировались и в онлайн-вещание, и интеграции в игры (концерт Travis Scott в “Fortnite” – просто фантастика!), фильмы (рэндж от “Форсажа” и “Плохих парней” до настоящих Street Crimes), сериалы (тут, например, Фифтик много постарался) и даже мультфильмы (тот же “Мадагаскар”: “Who let the dogs out?”), а после и вовсе в новый формат. Так мир встретил баттл-Рэп-культуру.
В США баттл-культура началась с Улиц, у нас же – в Интернете. В оффлайн-режиме первыми проходили независимые баттлы “Hip-Hop.ru”. Они-то и открыли многих нынешних звёзд (Babangida, Oxxxymiron, St1m, Рем Дигга, Loc-Dog, Noize MC, Drago, RE-pac, Дуня, Maestro A-Sid, Johnyboy, Витя СД, Гнойный, Rickey F, Drummatix и других), привнеся абсолютно новый элемент – здоровую конкуренцию, желание вырывать победу зубами во что бы то ни стало. Чем не Олимпийские игры 21-го века? Как грибы стали появляться разные лиги: “Versus Battle”, “RBL”, “Slovo”, “Fidelio Punch Club”, “Кубок МЦ” и другие. Жёсткими были не только панчи, но и реакция толпы: противостояние двух и более Рэпперов разбиралось до самого последнего кирпичика, нередко оставляя под руинами целые карьеры (очень незаслуженно, например, испортилось отношение к представителю Латвии Johnyboy), были даже судебные иски об оскорблении чести и достоинства, особенно когда тексты затрагивали семью, религию, личные проблемы, здоровье и даже политические взгляды, у кого-то банально сдавали нервы, и выступали слёзы (Miracle, мы с тобой!) – словом, было ВСЁ. Несомненно, пальму первенства забирал себе проект Ресторатора “Versus Battle”, знаменитый на всю Россию и местом проведения (бар “1703” в локации Санкт-Петербурга под названием “Лиговский 50”), и своим лучшим “выпускником” Oxxxymiron, и самыми яркими конфликтами на грани мордобоя. Страсти кипели только так: вспоминаете баттлы Drago против D.Masta, который подтянул свою братву против рослого качка-охранника, абсолютно его при этом игнорируя вставленными в уши наушниками (извините за намеренную тавтологию), или несдержанность Noize MC, вступившего в открытую конфронтацию с Ховой, и многие другие?
Комплиментарные баттлы (не унижающие, а восхваляющие оппонента) не привлекали столько внимания, потому что их пиком была ирония, к сожалению, не всеми одинаково хорошо понимаемая (всё-таки, и высшее образование необходимо), а вот злые панчи заходили большинству молодых игроков на ура, как, впрочем, и старикам. Ругань и ссоры – то же самое шоу, однако одна вещь сразу стала неприемлемой для российского слушателя и зрителя: то, что на жаргоне зовётся мамоёбством. Грязная игра, когда за метлой не следили настолько, что задевали самое для каждого дорогое, вызвала жесточайшее отторжение, которое, как считают многие, и повлияло на спад баттл-культуры. Когда в самом начале некоторые Рэпперы позволяли себе строчки из серии “Я твою маму имел/драл/ебал”, это тут же вызывало стычки уже не словесные, поэтому это “новшество” довольно быстро отвалилось – многие другие же с удовольствием были приняты.
Рэпперы должны были показать себя во всей красе и делать это каждый раз совершенно по-новому: нужно было превзойти не только прежнего себя, но и своего Opp’а (оппа – соперника), а что ждать от человека, которого ты, возможно, и вовсе видишь впервые? Вот она и загвоздочка! Вот она и дилемма: как быть, как себя вести, к какому инструменту прибегнуть, чтобы победить? Стали собирать “анамнез” дистанционно – сёрфить на просторах Всемирной паутины. Во многом агрессия на баттлах была искусственной, ведь не вся добытая информация была True, да и в реальной жизни у соперников зачастую не было никакого конфликта. Это там, в Америке бандосы выясняли отношения друг с другом как один против одного, так и банда на банду – у нас же снова КОПИРОВАЛИ.
Хочется верить, что, хотя бы частично это понимая, Рэпперы стали делать упор на всевозможные фишечки, которыми хотели привлечь внимание толпы: Fast Flow, пение, умело вставленное в читку, и, конечно же, элементы шоу. Кто-то обливал оппонента из бутылки, кто-то Spit Liquor (разливал алкогольные напитки на пол), чтобы придать всему больший пафос и/или показать свою бо́льшую финансовую состоятельность, кто-то обращался к залу за помощью в создании бита из аплодисментов, у кого-то в руках появлялись плакаты, кто-то приводил друзей для издёвок над соперником и недовольных Shout Outs, кто-то приводил цитаты соперника из Интернета, пытаясь подтянуть его за двоякое мнение или “неправильные” слова, кто-то мог плюнуть во мнимого врага, кто-то стал использовать чёрный юмор (так, Птаха, который явно не был фаворитом в баттле с Guf, принёс с собой торт в виде надгробия, прозрачно намекая нам, что Guf либо мёртв, либо будет заново похоронен – в рамках жанра шаг зачётный), а кто-то и вовсе стал раздавать лещей (наотмашь бить пощёчины = давать унизительные оплеухи).
Подобный подход дал организаторам и площадкам осознать потенциал этого рода шоу и, разумеется, коммерческую выгоду. Деньги всё больше вмешивались в игру. Снежный ком набирал обороты, и баттлы стали уже командными: пара на пару, трио на трио, Crew против Crew. Новой вехой стали баттлы концертного типа. На них сгонялись толпы зрителей, их старались проводить и в барах, и на спец площадках. Постепенно появлялись партнёры, спонсоры, рекламодатели, букеры, да и сами Рэпперы быстро смекнули, что можно одним махом убить 3 зайцев: 1) заработать нехилые филки, 2) без особых усилий для себя собрать своего рода концерт (особенно на bpm-баттлах, нередко щеголяя при этом в своём же новом мерче), 3) раскрутить свои аккаунты в соцсетях и вообще продать свой Face для более широкой аудитории, опять же НЕ вкладываясь в процесс организации – теперь всё это на себя взяли площадки, лейблы или Event-агентства. Однако “Versus” сиял не так долго, как хотелось бы: и инсайды это подтверждали, и не было уже того накала страстей, и просмотры падали, что вовсе вылилось в то, что баттлы сами по себе исчерпали себя. Какие-то лиги, разумеется, продолжали существовать, но величия “Versus” они так и не были удостоены – c’est la vie!
После забвения баттл-Рэпа нужно было искать новые источники дохода, помимо стандартных концертов. Так в России и появились шоу по типу “Каменных лиц” и “Битвы за хайп”, которые молниеносно обзавелись своей большой аудиторией. Они стали базой для нового феномена, который придёт в нашу страну несколько лет спустя – поп-ММА. И в рамках уже этого новшества возникли 2 промоушена, заинтересовавшие Рэпперов своими вариантами выгоды больше остальных:
1) “Hardcore FC = Fighting Championship” бизнесмена Анатолия Сульянова, участвовавшего в организации вышеупомянутой “Битвы за хайп” Амирана Сардарова. Спустя время, видимо, учитывая собственный накопленный опыт, “Hardcore” разделился на лигу MMA (профессиональные миксфайт-бои), фрик-бои “Epic Fighting Championship”, ведущими которых, кстати, были Рэппер Сява и одиозный Стас Барецкий, а также лигу профессионального бокса “Hardcore Boxing”;
2) нашумевший и, пожалуй, не нуждающийся в представлении для читателей портала промоушен “Наше дело” Артура Арутюняна. Также участвовавший в организации “Битвы за хайп” и довольно смело взявший перевод итальянской мафии Cosa Nostra названием своего промоушена, Арутюнян быстро привлёк публику, введя свои новинки: жёсткие Trashtalks, на которых даже присутствовала охрана, неоднократно вынужденная вмешиваться в драки в ходе пресс-конференций, строгая ориентированность на массового зрителя, а также организация некоторых боёв без каких-либо значимых равных критериев отбора. Возможно, именно политика Trashtalks и подманила российских Рэпперов, которые на этом уже ни одну собаку съели. В отличие от других промоушенов в этой лиге встречаются, в основном, те, кто МАКСИМАЛЬНО далёк от боёв, однако интересен зрителю, ведь зачастую посмотреть, как набивают друг другу лицо представители шоу-бизнеса куда прикольнее, чем наблюдать за боями профессионалов.
Быстро осознав возможность словить хайп, а также подзаработать за счёт монетизации на YouTubе, многие Рэпперы достаточно быстро ломанулись в новое для себя направление, вписаться в которое они так и не сумели по многим причинам: сразу же возникли первые противоречия в виде осуждения со стороны олдов, которые считали, что Рэп это не поле физических стычек, а возможность победить, вырабатывая в себе броню в виде умения не реагировать на острые панчи, и общественный резонанс, и критика профессиональных бойцов, считавших подобные бои сюром. Да, были Рэпперы, давно читавшие в своих треках о силе духа и здоровом теле, привлекая молодёжь в залы (чем-то напоминает субкультуру люберов в своё время или политику Миши Маваши, не находите?), но появление российских Рэпперов в ударном спорте действительно выглядело комичным – зачастую Face Palm не покидал наблюдателей. Многие фанаты и вовсе теряли уважение к своим кумирам, принявшим участие в этом “Ледовом позорище”, так как желание хайпануть, конечно же, было очевидным и даже понятным, но вот возможности наших Рэпперов в спорте оказались удручающими. Тем не менее, были проведены следующие “громкие” бои:
а) Schokk vs. Рома Жиган: с одной стороны, Шокк одержал победу, а с другой, выиграл как-то совсем куцо и скудно по ударной технике, количеству выпадов, а также красоте приёмов – победа, скорее, по очкам, да и та вышла не столь чистой и красивой после того, как его оппонент стал сетовать на травму, мешавшую проводить бой. При этом Шокк с учётом ненависти к своему сопернику в связи со столь серьёзным и длительным конфликтом, а также профессиональной подготовки к бою явно не развил в ринге события так, как от него ожидали: не было необходимого накала страстей и достаточного уровня прессинга, да и корону “комментатора боёв всея Руси” после этого поединка на него воодрузили как-то не особо заслуженно (он был в тройке комментирующих бой Лигалайза и Птахи, а его выход на ринг после был тем ещё кринжем). Понятно, что он привёл себя в неплохую физическую форму, как ему кажется, закрыл свой гештальт многолетней давности (хотя свои обиду и злость он обязан был выплеснуть в бою совсем иначе, буквально постоянно атакуя и не давая сопернику и малейшего продыха), перестал испытывать страх как таковой, а также вернулся в Рэп-игру, но с чего он решил, что отныне он состоявшийся боец? По прошествии этого боя многие спортсмены давали ему свою оценку, и большинство из них сошлось во мнении, что победа была присуждена просто на фоне большего бездействия Жигана – не более того;
б) Лигалайз vs. Птаха: противостояние, которого многие по-настоящему ждали. Во-первых, Рэпперы не выказывали друг другу Disrespect – наоборот, Птаха неоднократно говорил о том, что питает к Лиге только уважение. Во-вторых, оба Рэппера действительно имеют хотя бы минимальное отношение к слову “боец”. Лига, например, более 7 лет занимался каратэ-киокушинкай в юношестве, однако, во-первых, это было крайне давно, а, во-вторых, на этот бой он шёл именно андердогом. Птаха же причислял сам себя к уличным бойцам и регулярно уделял время ударной технике на тренировках в залах, а также то и дело мелькали новости о неоднократных уличных стычках с Obe 1 Kanobe. Несмотря на проигрыш Лиги, он продемонстрировал спортивную агрессию, постоянно шёл вперёд и напирал, компенсируя недостаток физической формы и технической подготовки. Да, победителем вышел Птаха, а победителей, как известно, не судят, но, постоянно отходя назад, он не встречал врага резкими панчами, постоянно вместо этого клинчевал и вязал, купируя зрелищность поединка. В интервью после боя на вопрос про выбранную тактику Птаха выразился, будто бы он закручивал, однако всем, кто разбирается в спорте, было очевидно, что это было самое что ни наесть обычное отступление, дабы не выхватить случайный удар от Лиги. Никакого side step (ухода с линии атаки на шаг в сторону), принятого в профессиональных боях, там не было и в помине, и всё это выглядело как слегка трусоватая стратегия. Что важно отметить вдобавок, так это то, что этот конфликт, который начинался как уличный, и должен был оставаться таковым по всем фронтам, однако Птаха позволил себе на вопрос про несостоявшегося оппонента в виде Obe 1 Kanobe назвать его пе***ом, за что на тех же Улицах с него самого бы спросили, ведь кидаться ТАКИМИ блатными ругательствами без оснований нельзя, да и небезопасно. Он мог назвать его трусом и негодовать как угодно, а подобным поступком у “трушных уличных” баллы он не только не заработал, но и явно вызвал негатив, скорее, уже в свою сторону;
в) D.Masta vs. Чипинкос: вот уж кто бы мог подумать, что довольно техничный D.Masta, не вылезавший из залов и хорошенько припугнувший некогда Галата и Jubilee, да ещё и на камеру, а также многократно обвинённый в том, что лещей надо раздавать тем, кто по габаритам, выхватит от какого-то Чипинкоса (кстати, равного ему почти по всем параметрам: смотри стат таблицу/обойму), многими напрочь не воспринимаемого всерьёз ни как Рэп-исполнителя, ни как персоналии, да и вдобавок курящего и далёкого от ударного спорта, за что ему, разумеется, стоит отдать должное или, как говорят у нас на портале, выказать ему Respect. Мощный прессинг Чипинкоса в виде джеба за джебом, работы в грэпплинге и даже апперкотов при наклоне Дикого Ди, который, к сожалению, и в партере показал полное отсутствие сопротивления, явно навлекли позор на голову уральца, вынужденного признать своё тотальное поражение и даже, несмотря на все уговоры остаться (проигрыш стал для него настоящим моральным ударом), поспешившего ретироваться из Round-ринга в полном ошеломлении;
г) Птаха vs. Дядя J.i.: не было никаких сомнений, никаких псевдоожиданий, никакой особой интриги – единственное, что удивляло, это мирное братание в конце спарринг-сессии, которую, как и предполагалось, безоговорочно выиграл Птаха. Стоит отдать Дяде должное лишь за то, что он не зассал и вышел против того, кому знал, что точно проиграет;
д) Корней Тарасов (младший из братьев) vs. Типси Тип: вот уж и смех, и грех в одном. Разные по габаритам, с одной стороны, но и разные по подготовке к боям, с другой, они встретились в одном ринге. По очкам победил Тарасов, который явно был более активен, но, по мнению многих, победа это не просто баллы – в этом спорте речь, скорее, про урон, и вот его-то он Типси Типу не нанёс от слова “вообще”. Жмём руку Типсычу, потому как его невозмутимое спокойствие против одиозного поведения одного из братьев Тарасовых нам ближе, однако, чтобы быть максимально беспристрастными, хочется отметить, что заявление Типси Типа на вопрос, что ему нужно для счастья после боя, выглядело так, будто он ещё ДО боя реализовал сказанное.
Теоретически вышеупомянутые бои могли проходить и в рамках фрик-боёв “Hardcore FC”, но “Наше дело”, исходя из особенностей промоушена, справился с этим куда лучше. Многие другие Рэпперы тоже отметились в этом направлении, но уже не так зрелищно или массово: кто-то короткими дружескими тренировками, кто-то постановочными сценами, кто-то в самых обычных Instagram-сториз – кто где: и DJ Meg, и Паша Техник, и Баста, и Obe 1 Kanobe, и Миша Маваши, и Тимати, и, конечно же, заокеанские мастодонты. Отдельно хотелось бы вместе с читателями посмаковать новость, что Джиган пытался педалировать бой с самим Александром Емельяненко, который в ту пору был ещё в очень хорошей форме (пока не скатился в длительный алко-трип). Честно говоря, сама идея этого боя казалась ужасающей, потому что Александр просто бы “убил” Джигу, причём в первом же раунде. Да, Джига попытался навязать свою игру, чтобы заработать хайп и те 50 миллионов, что он запросил за бой, но зрители априори посчитали эту идею смешной и провальной, ведь сама попытка могла стоить Джигану львиной доли здоровья, если бы, конечно, не было кулуарной установки делать шоу. Стоит отметить, что от наших Рэпперов никто супер-автоматизма в наработках перед боями не ожидал, как не ожидал и анализа боевых ситуаций, и сногсшибательных нокаутов, и даже обычного форсинга, однако надо признаться, что своим очередным желанием хайпа и бабок НА РОВНОМ МЕСТЕ “Рэп-бойцы” лишь добавляют монет в копилку негативного к себе отношения. Особенно эта ситуация касается России.
К сожалению, наша страна всё ещё пытается КОПИРОВАТЬ Запад в вопросе развития всех направлений поп-культуры, ведь слава Голливуда, Грэмми и т. п. будет вечно греметь на весь мир, принося реальный кэш, поэтому всё то, что потихоньку появляется у нас – всё ещё слабая копия. Очень бы хотелось, чтобы наша страна, имея огромнейший потенциал, наконец, показала СВОЙ креатив и явила миру то, что свойственно ЕЁ социокультурному фону (забавно, но вспомнились фильмы про Юрия Бойко и подпольные тюремные бои, а также лютый Zangief из “Street Fighter II”).
Хип-Хоп описывает жизнь целиком, как она есть, и в нашей стране речь не должна и не может быть о “тачках, цацках, деньгах и сучках”, как всё ещё по наитию пытаются делать многие Рэпперы, хотя некоторым это и удаётся. Те, кто это осознал, ловят свою волну хайпа – этим, полагаю, и объясняется успех Макса Коржа, который сделал ставку на гитарные аккорды, заходящие большинству жителей постсоветского пространства. В нашей стране больше залетает то, что понятно нам. Наверное, это в своё время добавило популярности и Guf, и Басте, и Вите АК, и Сяве, и Нурминскому, и многим-многим другим, но, что важно, так это то, что в 21-ом веке все сферы должны перестать быть обособленными, ведь именно этот Melting Pot даёт наивкуснешее ранжирование и максимальный охват аудитории, а, значит, и заработок, повышение осведомлённости и интерес к тем отраслям жизни, которые ранее могли быть в стороне. Так или иначе, поп-ММА, несмотря на возможность запрета некоторых лиг со стороны законодательства, УЖЕ внёс свою ОГРОМНУЮ лепту в развитие других отраслей (например, букмекерства). Сегодня хочется порадоваться за то, что и Рэпчик отхватил в ответ свой Piece Of Cake – не особо ровно отрезанный, раскрошившийся, но уж какой есть.
А что думает наш читатель про вышеупомянутые бои представителей российской Рэп-сцены и потенциал их развития? Статью подготовил эксперт в мире сленга и жаргона, Grass Gangsta.
To be continued…