Итоги года-2021: 20 лучших альбомов в русском рэпе (финал)
Завершаем наш рассказ о лучших русскоязычных рэп-альбомах 2021-го. Сегодня мы представляем финальную десятку музыкальных релизов, которые больше всего запомнились нам в уходящем году.
10. Big Baby Tape, kizaru «BANDANA I»
Если коротко — это самый успешный и противоречивый рэп-альбом года. Kizaru построил себе образ опасного (а для кого-то комичного) гангстера из Барселоны и влюбил в свою музыку миллионы слушателей. На этот раз он объединил силы с Big Baby Tape, автором одного из самых громких дебютов последних. В результате российская музыкальная индустрия едва не схлопнулась.
Однажды Kizaru с присущем ему гонором обвинил российских слушателей в недостатке экспертизы и выдал ставшую мемом фразу: «Не лезьте, *****, в хип-хоп». Что ж, на «BANDANA» он показал, что может сдать экзамен по истории жанра на пять с плюсом. То же касается и Big Baby Tape, который с точностью до деталей воссоздал звучание самых разных стилей прошлого. Здесь есть и мемфис-рэп в стиле Three 6 Mafia, и грязный юг, и джи-фанк.
В итоге Kizaru и Тейп заставили качаться под эти биты новое поколение слушателей, многих из которых во времена расцвета этих поджанров не было даже в проекте. Несмотря на грандиозный успех, «BANDANA» не лишен недостатков. За мощным звуком, любовью к хип-хопу и тем самым вайбом порой скрывается достаточно блеклое содержание.
9. Кровосток «Наука»
Единственная в своем роде группа вернулась с первой пластинкой за три года. Вместе со звучанием эволюционировали и герои песен Кровостока, которые теперь, например, воруют не наличку, а «флешки с битками». Как альбом «Наука», может, и проигрывает классическим релизам коллектива, но точно выделяется на фоне прочих современных проектов.
Зачитанные монотонным голосом Шило истории, в которых знакомые сюжеты цинично выворачиваются наизнанку, все еще способны шокировать и заставить ухмыльнуться. Бандит, грабящий коррумпированных чиновников; «спаситель», решивший избавить планету от говенной политики с помощью ядерного взрыва; амфибия, погибшая в 90-е и теперь убивающая ради забавы курортничков — сочувствовать таким персонажам вряд ли получится. Зато можно с удовольствием послушать еще один уникальный аудиоспектакль в исполнении мастеров жанра.
8. Грязь «Святая Иерархия»
«Святая Иерархия» — пусть и короткий, но вместе с тем самый амбициозный альбом группы «Грязь». Денис Астапов обернул привычные для себя истории, пробирающие до мурашек, в необычную концепцию. Это хроника жутких событий из одного подъезда типичной многоэтажки, лестничные пролеты которого предстают в виде кругов ада. Чего стоит только сюжет про человека, оставшегося на карантине дома и вынужденного от голода съесть курьера!
При этом «Святая Иерархия» не воспринимается как претенциозный альбом, который держится только на своей концепции. Денис Грязь здесь заметно обновил и актуализировал звук, обратившись к разным продюсерам. Поверьте, когда под перегруженный дрилл-бит вам рассказывают настолько мрачные истории, становится порой не по себе.
7. Брутто «ГАДДЕМ 2»
Автор разлетающихся на цитаты строчек вернулся с сиквелом альбома «Гаддем». По-прежнему главное оружие Брутто — остроумные панчлайны. Они могут быть серьезными («Твое тело — это храм, мое тело — это сквер») или нарочито абсурдными («Не всегда 24 на 7 означает “всегда” / Иногда 24 на 7 — это 168»). Но все эти ударные строки отлично дополняют мастерски рассказанные истории, в которых вновь прослеживается единый сюжет.
«Гаддем 2» продолжает криминальную линию первой части. На этот раз слушателям предлагается взглянуть на то, как воспитанный 90-ми герой этих песен пытается интегрироваться в кардинально изменившийся мир. В один из моментов в словах персонажа узнается и сам Брутто, который очень точно характеризует свое положение в жанре: «Мой любимый рэпер застрелен на блоке / Твой любимый рэпер танцует в тиктоке».
6. ATL «Радио Апокалипсис»
При беглом знакомстве «Радио Апокалипсис» может показаться странным монстром и мутантом, не слишком аккуратно собранным из отрывков уже знакомых треков, куплетов и нескольких новинок. На деле разрозненные, на первый взгляд, музыкальные фрагменты сливаются в безумную дискотеку перед приближающимся концом времен. Если планете когда-нибудь суждено будет встретить апокалипсис, этот ATL микстейп станет идеальным саундтреком.
В эфире «Радио Апокалипсис» наркоманы и маньяки превращаются в упырей, выползая наружу по весне, чудовище в «Приоре» под звуки кальян-рэпа предлагает артисту контракт, а «силовички» служат дьявольским силам, которые танцуют макабр для живущих в страхе граждан. ATL неустанно исполняет свои «инфернальные частушки матерные», которые вполне могут стать саундтреком к хоррору о последнем для человечества рейве.
5. Макс Корж «Психи попадают в топ»
Корж не выпускал альбомов четыре года. За это время ландшафт музыкальной сцены сильно изменился, на ней в конце концов появились новые герои. Сам Макс, как выяснилось, тоже не стоял на месте. С одной стороны, лирический герой его треков остался в душе вечно молодым пацаном, готовым вписаться в любой движ и свернуть горы вместе с единомышленниками. С другой — он куда чаще выступает в роли умудренного опытом наблюдателя, рефлексируя о событиях последних лет и стараясь понять, как можно сделать мир лучше и снова начать жить в кайф.
«Психи попадают в топ» — самый длинный, но уж точно не самый скучный альбом в карьере артиста. Макс Корж здесь забывает о тормозах и отправляется навстречу новым музыкальным горизонтам. Особенно это заметно на первой половине пластинки, где белорусский хитмейкер без остановки меняет стили — от трэп-кричалок и стадионных гимнов до южного рэпа и совсем уж неожиданных витчхаус-бэнгеров. При этом Корж не забывает высказываться о событиях, произошедших в Беларуси в прошлом году. Он пусть и иносказательно, но зато очень емко и точно передает тревожное настроение жителей своего родного края.
4. MARKUL «Sense of Human»
После успешного альбома «Great Depression» у Маркула случился творческий кризис. Он выгорел эмоционально, но спустя три года наконец представил кинематографичную и амбициозную пластинку «Sense of Human». Это концептуальная работа о семи смертных грехах и поиске человечности через призму различных пороков.
Зачастую такие альбомы можно воспринимать только целиком, но в случае с «Sense of Human» практически каждый отдельный трек здесь — по сути, самостоятельный мини-хит. Markul отлично работает с мелодиями, пишет запоминающиеся припевы и находит правильный баланс между смыслом, поп-звучанием и рэпом. Это хороший пример, когда коммерческий звук подчеркивает и лучше раскрывает творческое видение автора. За последние десять лет Markul прошел удивительный путь от довольно невзрачного рэпера до большого сонграйтера, и «Sense of Human» укрепляет его в статусе одного из главных хитмейкеров на русскоязычной сцене.
3. Noize MC «Выход в город»
После экспериментальной хипхоперы «Орфей и Эвридика» Noize MC взял трехлетний перерыв от больших альбомов. Под конец 2021 года он наконец вернулся с одним из сильнейших релизов в своей богатой дискографии. Взяв несколько уже выпущенных песен и дополнив их целым рядом новых историй, Нойз сделал смелое и серьезное высказывание о нашей действительности.
«Выход в город» — альбом, который удивительно точно бьет в нерв времени, отсылая к опыту прошлого и с опаской заглядывая в нерадостное будущее. Вся пластинка концептуально разделена на четыре части: «Прерванный полет», «Стрельба по своим», «Под колпаком» и «Мы здесь не навсегда». Noize MC говорит об отчаянном стремлении к свободе, дает едкие комментарии на злободневные темы, а его личные переживания мощно резонируют с настроением многих сограждан. Герой одной из последних песен альбома и вовсе замечает в зеркале заднего вида приближающийся конец. «Выход в город» — сильное высказывание, очень удачно резюмирующее тревожное ощущение на пороге нового десятилетия.
2. Скриптонит «Свистки и бумажки»
В дискографии Скриптонита столько сильных альбомов, что каждая его новая работа неизбежно напрямую сравнивается с уже ставшими современной классикой «Домом с нормальными явлениями» или «Уроборосом». «Свистки и бумажки» хоть и уступает этим пластинкам, но все равно стоит особняком среди большинства рэп-релизов 2021 года.
Адиль не стал переусложнять звучание или придумывать сложные концепции. На этот раз он формулирует мысли максимально просто, подбирая нужные слова для выражения своих эмоций. «Свистки и бумажки» — альбом 30-летнего Скриптонита, который решил ненадолго остановиться и подвести промежуточные итоги своего пути. «Мы вроде бы пытались стать другими, но ошибками-то все равно в отцов», — здесь очень много точных мыслей о том, что волнует мужчину его возраста.
При этом Адиль остается выдающимся музыкальным продюсером, который лучше всех понимает суть хип-хопа. Биты на «Систках и бумажках» могут показаться простыми, но вся красота по-прежнему кроется в деталях, точечно подобранных семплах и неожиданных инструментальных партиях. «Ты встал в очередь за местом в рэпе, но эти казахи все заняли», — Скриптонит давно не гонится за первыми строчками чартов (хоть и регулярно занимает их), но хорошо осознает свое место на русскоязычной рэп-сцене и степень влияния на жанр.
1. Oxxxymiron «Красота и Уродство»
После спорного, но вне сомнений значимого «Горгогрода» нового альбома Оксимирона пришлось ждать без малого шесть лет. За это время от прежнего рэпа в России не осталось и следа — в него хлынула свежая кровь, а первые места в чартах теперь занимают максимально далекие от творчества Мирона Федорова персонажи. Тем интереснее, что свой камбэк он превратил не в еще одно концептуальное высказывание, а, как он сам отмечает, «”Вечный жид 2” десять лет спустя».
Как и в 2011 году, Oxxxymiron противопоставляет себя русскому рэпу, только с поправкой на все произошедшие с жанром метаморфозы. Когда-то хип-хоп спас Мирона, превратив из неуверенного в себе ботаника в обаятельного героя. Теперь он намерен вернуть должок и избавить жанр от нежелательных элементов. Одержимость рифмами и борьба с ветряными мельницами порой играет против него. Бесконечный неймдроппинг и местами невыразительный продакшн могут оттолкнуть часть слушателей. Но таков творческий метод Окси, он прекрасно понимает свои недостатки и потому резюмирует: «В 36 я полюбил свою е****у». «Красота и уродство» — не шаг вперед, но необходимый проект для выхода из творческого кризиса.
В 2021-м, безусловно, были альбомы музыкальнее и хитовее. Однако эти два элемента никогда не были определяющими в творчестве Оксимирона. «Красота и уродство» — нарочито не современная, но очень своевременная пластинка. Мирон наконец не боится оступиться. Он стал свободнее, впустил в свой рэп Птаху и забил на ограничения, без стеснений говоря о политике, других рэперах и, конечно, о себе любимом. Как и окружающий мир, альбом соткан из противоречий и контрастов. Для нового поколения слушателей Окси — не лидер мнений. Но кто устареет быстрее, он или современные герои? «Посмотрим в начале 32-го».