Итоги года-2021: 20 лучших альбомов в русском рэпе, часть 1
30 декабря 2021, 19:04

Итоги года-2021: 20 лучших альбомов в русском рэпе, часть 1

Мы продолжаем провожать 2021-й и подводить его итоги. Вслед за лучшими зарубежными альбомами мы рассказываем об отечественных рэп-релизах, которые запомнились нам больше всего. В сегодняшнем материале — места с 20-е по 11-е.

20. Morgenshtern «Million Dollar: Business»

Успех Моргенштерна во многом держится на его образе, и в этом году он вновь показал себя в роли лучшего маркетолога на российской музыкальной сцене. Два альбома, миллион долларов за каждый, троллинг Kizaru и клипы на десятки миллионов просмотров — все это на протяженнии года подогревало интерес как хейтеров, так и фанатов.

А что, собственно, с музыкой? Из дилогии «Million Dollar» именно вторая часть укрепила позиции Алишера в статусе большого хитмейкера. Здесь есть и запоминающиеся припевы, и обилие бэнгеров, и яркие панчи. Можно подумать, что писать лишенные большой смысловой нагрузки и при этом хитовые треки длиной в пару минут может каждый, причем по несколько в день. Вот только где все эти люди?

Лучшие моменты на «Business» спрятаны в конце альбома. Morgenshtern будто снимает с себя дорогие цепи и впервые за долгое время на мгновение предстает настоящим и уязвимым. После «Я когда-нибудь уйду» хочется верить, что Алишер останется в игре еще надолго. Главное, чтобы он смог вернуться домой.

19. Horus «Герои вашего времени»

На новом альбоме Horus избрал интересный подход, рассказав 13 историй от лица разных персонажей, тех самых «Героев вашего времени». Настроение и общий стиль его музыки остались прежними. Зато спектр затрагиваемых тем стал шире, позволив Хорусу взглянуть на мир сразу с нескольких ракурсов.

Аллюзии на «Скотный двор», перекладывание ответственности на дьявольские видеоигры, смертельные танцы в преддверии апокалипсиса, гимн параноидального диктатора — все эти истории сливаются в гротескный портрет нашей безумной реальности. Один из героев альбома и вовсе валит с планеты в безжизненный космос, а в конце пластинки звучит неутешительный прогноз: светлое будущее, может, и наступит, но точно не при нас.

18. SQWOZ BAB «FLOWJOB»

«Научу вас рифмовать, дядь, запишись на интенсив», — читает SQWOZ BAB на своем новом альбоме. Действительно, на фоне хита «АУФ» и юмористической направленности большинства треков, многие несправедливо забывают о том, что Марат — один из наиболее самобытных и техничных эмси на современной рэп-сцене. На «FLOWJOB» он играюче показывает, что способен мастерски работать со словом.

Здесь по-прежнему много стебных и ироничных треков с отличным сторителлингом — будь то злободневное высказывание о современном обществе, замаскированное под кальку Lil Nas X («Gender»), или песня о герое, который везет в себе запрещенные вещества («Tajikistan»). Именно поэтому на одном из треков Марат не теряется на фоне другого большого мастера слова, Олега ЛСП. А в конце альбома он наконец выходит из тени своих персонажей и неожиданно изливает перед слушателями душу.

17. Loqiemean «Контроль»

Роман Худяков пусть и обзавелся преданной фанбазой, для части слушателей так и остался непонятым изгоем. «Рэпер без рэпа, позор металлюг», — так иронично он характеризует себя на новой пластинке. На «Контроле» Loqiemean вновь предстает по-хорошему одержимым музыкантом, вместе со своей командой создавая звук на стыке жанров. В 2021 году попросту нельзя найти второй альбом, похожий на этот.

Loqiemean пытается с помощью музыки пережить потерю близкого человека («Ты сестре хату купил, а я — урну»), попутно рефлексируя на темы власти, места человека в обществе, высших сил и эмпатии к окружающим. Далеко не всегда ему удается найти ответы, но в итоге Локи окончательно формулирует свою миссию как творца. Переделав классический для рэпа троп про «Sky is the limit», он отказывается искать одобрения и признания других людей. Заставить перестать делать музыку и открывать новые горизонты его сможет только «озоновый слой».

16. Anacondaz «Перезвони мне +79995771202»

Новый альбом Anacondaz лишний раз доказывает, что за свою многолетнюю карьеру они не разучились писать острые песни о нашей действительности с тонкой сатирой и сильным посылом. Достаточно послушать «Уходи», в которой рассказ про застойные отношения и расставание с девушкой превращается в пламенный привет нашему президенту с едкими строчками вроде: «Твои друзья сплошь коммерсы, менты, попы / Но дома нет ни денег, ни порядка, ни святых».

Хотя по звучанию на «Перезвони мне +79995771202» Anacondaz еще дальше отдаляются от рэпа и записывают скорее энергичный поп-панк, у них по-прежнему есть в арсенале все то, за что их полюбили слушатели. За последние несколько лет Сега и Ортем, кажется, только выросли как сонграйтеры, чтобы вновь удивлять и творить вне жанров и рамок.

15. SEEMEE «TXC»

SEEMEE — пожалуй, самый «рэперский» участник объединения Melon Music. Его треки способны проложить мост над пропастью, разделяющей старое и новое поколения хип-хопа. Недаром на дебютном альбоме «TXC» собрались как свежие и дерзкие сверстники, так и ветераны жанра в лице Пики, Грязного Луи и Brick Bazuka.

Сам SEEMEE показывает себя как максимально разностороннего эмси. Его низкий голос и агрессивный флоу одинаково хорошо ложатся как на трэп с перегруженными синтезаторами, так и на нарочито старомодные репрзенты, отдающие дань уважения пионерам отечественного хип-хопа. С помощью злого и энергичного «TXC» SEEMEE сумел доказать, что он не просто автор одного хита. «Голодный пес» стал сытым, но он все еще может разорвать в клочья любой бит.

14. Saluki, 104 «Стыд или Слава»

После успешных сольных альбомов — «Властелин Калек» и «Кино без сигарет» — Saluki и 104 образовали творческий тандем и решили записать совместный релиз. У обоих артистов за плечами интересный бэкграунд, оба отлично разбираются в продакшене и любят замороченный звук. Результатом сотрудничества стала пластинка «Стыд или Слава», полная музыкальных нюансов и разных красок.

Этот альбом интересно слушать раз за разом, чтобы подмечать новые детали и лучше понять взгляды Saluki и 104 на жизнь и рэп-индустрию. Несмотря на то, что во время записи у них возникали разногласия, в итоге они дополняют друг друга и отлично выступают дуэтом. За последние годы в русском рэпе появилось множество случайных персонажей, которые пришли в него исключительно в погоне за большими деньгами. Однако Арсений и Юра явно из той категории артистов, которые играют по своим правилам и остаются надолго.

13. GONE.Fludd «LIL CHILL» / «DIGITAL FANTAZY»

При подведении итогов мы и раньше порой ставили несколько небольших релизов от одного исполнителя на одно место. В случае с GONE.Fludd это особенно оправдано. «Lil Chill» и «Digital Fantazy» — кардинально разные по звучанию и настроению проекты. Но именно этот контраст лучше всего характеризует нынешнего Фладду как артиста, который не стоит на месте и постоянно ищет новые способы самовыражения.

Он лучше многих в русском рэпе умеет работать с мелодиями, играюче меняя флоу и подминая под себя любой бит. Расслабленный джаз-рэп, внеземная романтика, невероятно драйвовый репрезент, образцовый бумбэп — есть вообще жанр, в котором GONE.Fludd будет чувствовать себя неуверенно? В конце концов, кто еще из его коллег сможет залететь на классический чикагский джук? Фладда получает искреннее удовольствие от творчества, и эта энергетика неизбежно передается слушателям.

12. Loc-Dog «Счастье в простом»

«Это именно та работа, где я просто делаю то, что у меня получается лучше всего», — так Лочи комментировал альбом «Счастье в простом». Спорить с этим утверждением сложно. Мало кому по силам из года в год писать песни, способные проникать под кожу и резонировать с людьми из разных социальных слоев, заряжая энергией или помогая им в трудные минуты.

Старый Loc-Dog уже не вернется на улицы, а «Счастье в простом» — точно не лучший альбом в его карьере. Александр Жвакин повзрослел, прошел через несколько кризисов и поменял взгляды на жизнь и творчество. Однако на новой пластинке он вновь объединился с продюсером Арсением Трошиным и решил ненадолго заглянуть в прошлое (недаром здесь есть сиквел хита «Подгрузило»). Может показаться, что все эти истории мы уже не раз слышали в исполнении Лочи. Однако теперь они рассказаны от лица куда более опытного и сформировавшегося поэта.

11. Жак Энтони «Lilium»

Когда уже началось казаться, что Жак Энтони окончательно потерял свои позиции в русском рэпе и уступил место молодым героям, он вернулся со своим самым злым альбомом. «Lilium» — тестостероновый хип-хоп от человека, который готов порвать любого, кто встанет у него на пути.

На протяжении 40 минут Жак играет мускулами и забывает, что в рэпе можно делать что-то, кроме агрессивных и наполненных первобытной энергией бэнгеров. В отличие от большинства коллег по жанру, он не ищет вдохновения среди лидеров американских чартов. Вместо этого Жак Энтони заново изобретает себя и находит новые флоу, питаясь эстетикой французских улиц. Именно поэтому «Lilium» стоит особняком от остальных русскоязычных альбомов, вышедших в этом году.




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я