От Пепси к звездам: вспоминаем путь Децла в годовщину его смерти
Сегодня — 2 года со дня смерти Децла. Вспоминаем наш давний материал о легендарном артисте. Кирилл Толмацкий был одним из немногих рэперов, у которого треки никогда не шли вразрез с реальной жизнью. Богатое детство, осознанная юность и растафарианское взросление – все это в хронологическом порядке отображалось в его творчестве. Мы подобрали главные песни артиста, которые являются некими чекпоинтами его жизни, ведь по ним легко можно проследить развитие и взросление Децла, одного из главных артистов в русском рэпе за все существование жанра.
«Пятница»
По иронии судьбы трек «Пятница», в котором отсутствовал припев, а текст Лигалайз написал в рекордно короткие строки, ознаменовал совершенно новый качественный этап в русском рэпе. Что характерно, здесь всё началось не с самой песни, а именно с клипа, который заботливый отец Александр Толмацкий подарил на день рождения своему сыну.
Подарок удался: после видеоряда для «Пятницы» хип-хоп в России и ближних странах уже никогда не был прежним. Миллионы подростков записывались в секции брейкданса, а еще большее количество янг бладов отложили деньги со школьных обедов на дебютный альбом своего фаворита.
«Вечеринка»
Главная песня в карьере Кирилла Толмацкого. Сам трек не только опередил свое время, но и вошел в историю русского рэпа. Не удивительно, что композицию, построенную на фанковом семпле Booker T and MGs «Groovin» Децл не только переделал на новый манер, но и исполнял на своих концертах уже даже будучи артистом совсем другого стилистического направления. Но, если вернуться в 1999 год, то именно рефрен от певицы Маруси, которая также слишком рано покинула этот мир, заел в голове у миллионов. Начался бум, на котором поднялись все: и продюсер проекта Шеff, и автор многих текстов Лигалайз и даже друг Тима, который «принёс новые пластинки».
Стоит заметить, что сама «Вечеринка» в то время сыграла с Децлом злую шутку: если брейк-данс в «Пятнице» подростки воспринимали, как некую ролевую модель, то вот вечеринка с «ящиком шампанского, который можно найти в кладовке» стала чем-то недосягаемым для простых смертных. Отсюда и возрастающий хейт, построенный на классовой неравности и вечном презрении масс к роскоши и богатству. Не может главным рэпером страны быть мажор, за которого даже тексты пишут... Ну и ящик шампанского у нормальных людей в кладовке просто так найти нельзя.
«Пейджер, пепси, MTV»
Короткий джингл, который был написан для рекламного ролика, не просто так попал в этот топ. Эта песня является неким символом коммерциализации хип-хопа того времени. Теперь в рэп пришли большие деньги, а сами артисты стали хорошо зарабатывать. Американская модель хип-хопа, на которую, очевидно, и ориентировался Влад Валов, воплотилась в жизнь, а центральным героем в этой сфере стал именно Децл.
Хотя у большинства подростков так и не появилось пейджера, а MTV мы ходили смотреть к более зажиточным соседям, но банки с «Pepsi» мы уничтожали на славу. Именно благодаря этому Кирилла стали ненавидеть еще больше (еще больше надписей «Децл — лох» на стенах), а Лигалайз, который является автором этого нехитрого текста, «узнал по-настоящему, что такое авторские отчисления».
«Не пытайся меня слить»
Именно с альбома «Уличный боец» начался действительный творческий рост Децла. Случилось самое главное: Кирилл сам начал писать свои тексты и это получалось совсем неплохо. Трек «Не пытайся меня слить» можно воспринимать, как некую квинтесенцию творчества артиста на то время: Децл начал писать не о выдуманных полетах в Нью-Йорк и стычках с быками, а о конкретных проблемах в своей жизни и недопонимании с коллегами по цеху.
Хотя кроме пресловутого «Письма» на втором альбоме не было хитов, но среди хип-хоп нации того времени (настаиваем именно на такой формулировке) самостоятельное творчество рэпера получило теплый отзыв. Мы уверены, что без таких треков, как «Не пытайся меня слить» была бы невозможной поздняя интеграция Кирилла в андеграундное сообщество. Там за своих воспринимают только тех, кто все делает самостоятельно.
«Легалайз»
Период выхода песни «Legalize» связан с участием Децла в телевизионном шоу «Последний герой», которое увидело невероятное количество людей. Уживаясь в кадре с поп-артистами, культовыми ведущими и даже идеологическим скинхедом (именно таким себя на то время считал культовый андеграундный писатель Сергей «Спайкер» Сакин), Кирилл заслужил всенародную любовь благодаря своим принципам и простому нраву. Все вдруг увидели, что мажорный подросток превратился в адекватного и максимально приятного молодого человека.
Именно на тот «необитаемый» остров артисту и приходили сводки о продвижении в хит-парадах сингла «Легалайз», который был записан под новым никнеймом Le Truk. Что характерно для Децла того времени – он действительно был осознанным андеграундным артистом. Ведь если бы его творчество было более простым и простонародным, то после участия в «Последнем герое» он легко мог бы оседлать и новую волну популярности.
Но неискушенная русская душа не могла понять (и принять) песен о Джа, мани и рэпе «For Real». Поэтому Кириллу достались только респект от хип-хоп сообщества и всенародная любовь к нему, как к персонажу «Последнего героя».
«Сладкий туман»
В русском рэпе нет другого такого примера артиста, который от такой массовой популярности ушел в глубокий андеграунд. Песня «Сладкий туман» запечатлела целый период в русском рэпе: когда самые интересные идеи рождались именно в глубоком музыкальном подполье. И что характерно – Кирилл Толмацкий снова оказался в самой гуще событий.
На трек, который изначально вышел на втором альбоме Смоки Мо «Планета 46» (который по словам самого Смоки он нарочно делал максимально абстрактным и андеграундным), а спустя два года зачем-то был выпущен и на лонгплее Децла «Mosvegas 2012» был даже снят клип, а рэперы в тот период очень часто появлялись вместе на тусовках и в интервью.
Но ничто не вечно под луной: и вот вскоре Смоки становится частью лейбла Gazgolder, с которым у Децла возникают конфликты. Именно через призму этих событий можно воспринять твит питерского артиста о том, что они за долгое время так и смогли увидеться с Кириллом вживую. Наверное, поэтому второй песни калибра «Сладкого Тумана» мы так и не дождались
«Пробки, стройка, грязь»
От «Ровно 9. Пятница. Столица веселится» к «Голодные люди — сытая власть» — именно такой метаморфозой можно охарактеризовать весь творческий путь Кирилла Толмацкого. Начиная как сугубо развлекательный артист, он со временем пришел к осознанному антисистемному творчеству, которое легко поставить в одну линию с Хаски или IC3PEAK.
Песня и клип «Пробки, стройка, грязь» до массового слушателя так и не дошла – на данный момент клип не набрал и миллиона просмотров на YouTube, в то время как пресловутая «Вечеринка», перезалитая 4 года назад, собрала уже почти 3 миллиона. Но важны не просмотры, а суть: ведь Кирилл Толмацкий до последнего оставался верным своим принципам и своим взглядам, не размениваясь на деньги и славу. Таким мы его и запомним.