Главные события 2018 года в русском рэпе
Мы продолжаем подводить итоги уходящего года. Сегодня предлагаем вам вспомнить события, происходившие, в первую очередь, в русском рэпе, благодаря которым нам запомнится 2018-й.
Баттл бывших лучших друзей
Первым большим событием в отечественном хип-хопе 2018 года стал баттл между Гуфом и Птахой. Ещё пару лет назад это прозвучало бы абсолютно дико — в смысле, какой баттл может быть между Гуфом и Птахой? Двое бывших когда-то лучшими друзьями, двое из той троицы, которая реально перевернула в свое время игру, совершив пресловутую «хип-хоп революцию». И что, теперь они будут обливать друг друга грязью, стоя в кругу, и доставать скелетов из шкафов?
Всё получилось хуже, чем можно было представить — неоспоримое преимущество Гуфа, спонсоры на футболках, внебрачный ребёнок, о котором раньше не знали, торт в виде могилы и, наконец, далеко не самый сильный баттл. Пожалуй, лучше всех во всей этой истории выглядел Слим — его даже в кадре не было, хоть он и приехал в 1703. После баттла эмоции еще долго не могли улечься — например, Птаха требовал, чтобы Гуф извинился перед его невестой. Сейчас Давид время от времени намекает, что не отказался бы от реванша — но Гуф вряд ли согласится.
Запреты всех и вся
В первую очередь 2018-й в русском рэпе запомнится запретами концертов рэперов. К сожалению, властям редко когда есть дело до «простых смертных», и пропасть между «избранными» и народом становится всё больше. Власть что-то не понимает? Запретить! Разогнать! Как посмели! Рубить сплеча — о, как это по-нашему, не разобравшись, не спросив — а то, что пострадают люди, это ничего страшного. Осенью 2018-го начались запреты концертов русских музыкантов — в первую очередь, рэперов.
Пострадали многие — например, Элджей или Jah Khalib, который от греха подальше превратил секс и наркотики в своём треке в кекс и компотики. Больше всех досталось Хаски — в клубе, где он должен был выступать, отключили свет, он вышел на улицу, залез на машину, с которой обратился к слушателям и даже немного успел почитать, после чего его незамедлительно уволокли в участок. Ишь, чего удумал, по машинам лазить! Не положено!
Дальнейшую историю все помнят: Оксимирон, Нойз и Баста объединились, чтобы сыграть общий концерт в поддержку Хаски. В тот же день рэпера всё-таки отпустили — как утверждалось позднее, благодаря звонку из Администрации Президента. Тем не менее, большинство оставшихся на 2018-й концертов Хаски отменил. Власть попыталась сделать шаг навстречу, но проявилось это в «круглом столе» и конкурсе на лучший рэп на туристические темы с «потрясающими» призами. Есть ощущение, что эта история отнюдь не закончена, тем более что других музыкантов, например, IC3PEAK, продолжают кошмарить.
Концерт года: «Я буду петь свою музыку»
Осенью эта фраза из трека Хаски «Ай» на некоторое время превратилась из яркой цитаты в настоящий символ. А одноименный концерт пусть и не кардинально изменил ситуацию по взмаху волшебной палочки, но сделал не менее важное дело — хотя бы на несколько часов объединил российских рэперов разных поколений и взглядов.
Одно из самых ярких впечатление года — исполнение «Моей Игры», одного из ключевых треков русского рэпа, когда на сцену одновременно вышли Face, Бледный, Баста, May Wave$, Нойз, Оксимирон, PLC и многие другие. Станут ли после этого рэп-артисты более сплоченными? Узнаем в следующем году, когда российские власти наверняка придумают новые способы давления или регулирования. Но концерт «Я буду петь свою музыку» точно останется в памяти надолго.
«Пути неисповедимы» — политическое высказывание или провал?
Сам факт записи такого альбома артистом, который до этого прославился несерьезными трэп-бэнгерами, это уже событие. Фейс неожиданно сменил вектор творчества, и на место поездки в магазин Gucci пришли истории о стрельбе в магазине, а Запад, который нужно ронять, сменился видом из окна серых девятиэтажек.
Проблема у альбома «Пути неисповедимы» только одна — музыкальная. До сих пор неясно, впечатлили ли эти песни не только журналистов BBC и Надю Толоконникову, но и целевую аудиторию Фейса. Есть подозрение, что сбрить карэ и зачитать про «страну-заточку» для этого оказалось недостаточно. Но оттого еще интереснее услышать следующий релиз Ивана, который уже наверняка будет не о политике.
Конфликт Тимати и Хабиба
В этом году выяснилось, что Хабиб Нурмагомедов не только может победить Конора Макгрегора, но еще и что он не особо любит русский рэп. В августе Хабиб выложил видео с концерта HammAli & Navai, заодно раскритиковав своих соотечественников, пришедших на это выступление: «Разве это завещали нам праведные предшественники?». Егор Крид и MC Doni были вынуждены из-за угроз отменить концерты в Дагестане. «Невелика потеря» — прокомментировал Нурмагомедов.
Тут в дело пошла тяжелая артиллерия, и в конфликт вступил глава Black Star: «Мы же не призываем наших фанатов не ходить на твои бои». Хабиб, в отличие от Тимати, слов не подбирал: «Какие-то черти не будут говорить мне, что делать». Перепалка длилась довольно долго, дошло до того, что для примирения сторон понадобилась помощь Рамзана Кадырова. Это однозначно большое событие — по сути, конфликтовали 2 и 3 места в российском инстаграме, у каждого из которых — более 13 миллионов подписчиков, больше, чем официально проживающих в Москве людей (тут должна заиграть эта песня). Кстати, да, на 1 месте — Ольга Бузова, сдружившаяся за минувший год с Витей АК.
Удаление альбома и перформанс Хаски
Альбом «Евангелие от собаки» должен был рассказать историю об Иисусе в Москве 10-х годов, и песня «Иуда» давала надежды на один из сильнейших релизов года в русском рэпе. Но в сентябре Хаски неожиданно удалил папку с готовым альбомом и устроил недельный перформанс с очевидными библейскими референсами, включая похороны и последующее воскрешение.
Хаски сделал вид, что убил в себе рэпера, но три выпущенных рок-трека не смогли стать достойной альтернативой его старому творчеству. А сам перформанс с точки зрения акционизма получился довольно смазанным. Тем не менее, его куплет на альбоме Big Baby Tape в очередной раз доказал, почему всем так нужен именно Хаски-рэпер.
Миграции рэперов
Практически все крупные российские рэп-лейблы с разным успехом и с разной интенсивностью, но обновляли свои ряды. Кто-то ушёл, кто-то тут же запрыгнул на их место.
Никого не потерял лейбл Оксимирона Booking Machine — напротив, подписал целый ворох хороших МС. В том, что это хорошая идея, мы сомневались ещё в феврале, сразу после того как контракты были подписаны, а артисты представлены. Сомнения всё ещё остались, хотя российский хип-хоп уже как минимум получил великолепный «Konstrukt», который наверняка надолго останется одним из лучших клипов рурэпа.
Respect Production подписал одного рэпера из Казахстана, Alon’а, и одного беларуса, Никиту Мастяка. Оба за год выпустили довольно-таки много материала, но сказать, чтобы что-то из этого выстрелило, не получается. К слову, на конец 2018 года Мастяк больше не значится в списке артистов Respect Production — значит ли это, что он стал независимым исполнителем? Пока неясно, но тем интереснее наблюдать за его развитием в следующем году.
Black Star потерял Кристину Си — причем потерял некрасиво, со слухами, скандалами и запретом на использование и сценического имени, и репертуара. Кажется, единственное, что Кристине удалось сохранить — её инстаграм. Позже Си расскажет, что на Black Star ее вынуждали часто заниматься неприятными для неё вещами, в частности, писать поп-треки и снимать дисс на Юрия Хованского.
Харьковчанин Вандер Фил ушёл без скандалов, он не так долго пробыл на лейбле. Однако теперь он уже дружит со Скриптонитом, даже снимался в его «Мультибрендовый». Ожидаем подписания на Gazgolder?
Кстати, о « Газгольдере». В этом году ряды лейбла Басты пополнил Матранг, выпустивший вирусный трек «Медуза». Народная примета: если из какого-то утюга не играет песня про гепарда, значит, сейчас заиграет про медузу.
Также в 2018-м стало известно, что Вадяра Блюз подписал контракт с «Газгольдером». Пока что результаты этого сотрудничества почти не видны, но есть подозрение, что на «Газе» просто готовят целую кучу материала для Вадяры, чтобы в 2019-м наконец-то взорвать.
Раскол Dead Dynasty
Это осенью в объединении Dead Dynasty, во главе которого стоит Pharaoh, произошла серьезная утечка кадров. Сначала его покинул клипмейкер Visnu, вслед за которым о своем уходе объявили еще несколько важных участников. Среди них — White Punk, Saluki и NOA.
Позже сам Фара напишет: «Династия не прекращалась, спасибо за цирк». Безусловно, в Dead Dynasty и сейчас осталось немало участников, среди которых есть сильные игроки вроде того же Mnogoznaal. Но уход нескольких важных игроков и их последующие интервью говорят о том, что не все так спокойно в стане одного из главных российских рэп-объединений.
Можно сказать лишь, что Глеб потерял достаточно сильных артистов и продюсеров — на счету White Punk множество знаковых треков Фараона, включая «Дико, например», а Saluki написал бит к хиту «5 минут назад». К тому же оба в этом году выпустили сольные альбомы уже в качестве исполнителей — тем интереснее будет следить за их развитием в 2019-м.
VERSUS превратился в реалити. Баттл-рэп умер?
В 2018 году мы так и не увидели ни одного баттла, хотя бы отдаленно сравнимого с поединком Гнойного и Оксимирона — не по уровню текстов (с этим у некоторых баттл-эмси все более чем в порядке), а именно по уровню влияния и противостояния двух настолько сильных и идеологически разных личностей.
Сегодня баттл-задтроты могут сколько угодно восхвалять RBL и их верных воинов, но обычным зрителям смотреть все это невыносимо скучно. Сложносочиненные схемы, комплексные рифмы — все это отлично, вот только наблюдать час за тем, как MC Ноунейм баттлит МС Хер-пойми-кого в стиле «Ты сказал на прошлом баттле...», с каждым разом становится все бессмысленнее. Отдельные баттлы-исключения, для просмотра которых зрителям не нужно знать наизусть десять предыдущих выпусков, случаются, но общее положение дел не сильно меняют.
Четвертый «Фреш Блад» с измененным форматом в сторону реалити также не стал панацеей. Даже если отбросить в сторону все вопросы об изначальном наборе участников и компетентности менторов в некоторых вопросах, в сухом остатке останутся в большинстве своем не самые интересные баттлы, где половина рэперов стабильно забывают текста. Мы продолжаем смотреть, но уже не из-за большого интереса, а потому что пишем об этом.
О более мелких площадках и провалах вроде «Фиделио» и говорить нечего. На фоне подобной стагнации к себе привлекают внимание BPM-баттлы, где больше ценятся не острые сюжеты и конфликты, а умение эмси уничтожать оппонента под музыку. Но если Ресторатор и лидеры других площадок не сделают выводов, то баттл-рэп и правда рискует превратиться в маргинальную тусовку с в лучшем случае сотнями тысяч просмотров.
Русский рэп в цифрах: миллиардные стримы и другие рекорды
Когда вышел «Кара-тэ», о существовании каких-то официальных российских чартов продаж и речи не было (да и сами продажи были не ахти какими). Когда все поклонники рэпа в стране слушали «Качели», никто и подумать не мог, что артисты смогут монетизировать свои треки на площадках вроде ВКонтакте. Оглядываясь назад, невольно удивляешься, какой скачок совершил жанр за последние несколько лет — сегодня наконец-то можно говорить о зарождении и развитии той самой индустрии, которая существует на западе не первое десятилетие.
Платиновые альбомы, стриминговые рекорды, миллионные просмотры на YouTube — сейчас у русских рэперов в портфолио есть почти все необходимые пункты, остается лишь ставить галочки в нужных местах. GONE.Fludd и Big Baby Tape попадают в международные топы Genius и собирают полные залы, Элджей, ставший первым артистом с миллиардом (!) стримов в ВК, сотрудничает с Universal Music, а сами мейджор-лейблы все охотнее поддерживают русских артистов.
Запад наш рэп все еще не уронил, но своих рекордсменов у нас становится все больше. Хочется верить, что дальше только интерснее!