​Что такое лизинг битов и почему все больше продюсеров используют эту модель
13 марта 2018, 11:22 Авторы: Шон Сетаро, Complex ; перевод: Евгений Объедков

​Что такое лизинг битов и почему все больше продюсеров используют эту модель

Рассказываем все, что нужно знать о лизинге битов: история возникновения данной бизнес-модели, ее основные принципы, подводные камни, а также те факторы, благодаря которым даже не самые известные продюсеры стали зарабатывать большие деньги на своей музыке

Лизинг битов стал неотъемлемой частью хип-хоп-инудстрии. За последние несколько лет эта бизнес-модель настолько хорошо зарекомендовала себя, что все больше продюсеров и артистов предпочитают работать именно по ней.

Однако вокруг лизинга по-прежнему разгораются многочисленные скандалы. Все помнят, как два года назад Alphavite зачитал на тот же бит, что и ИВ в своей многострадальной песне «Мой белый». Напоминать про небольшой скандал вокруг бэнгера Фейса «Я роняю запад» и взятого в аренду инструментала, думаем, тоже не стоит.

Онлайн-площадки по продаже битов продолжают процветать, но многие слушатели (а порой и сами артисты) до сих пор имеют слабое представление о том, что же значит «взять бит в лизинг» на самом деле.

На днях издание Complex выпустило большой материал, посвященный данной теме и рассматривающий вопрос со всех возможных углов с комментариями продюсеров и экспертов индустрии. Данный текст будет наверняка будет полезен как обычным читателям, так и начинающим артистам, которые до сих пор до конца не понимают, как работает лизинг и в чем его преимущество.


В 2011 году Curtiss King должен был оказаться на вершине мира. На тот момент продюсер, поработавший с такими успешными рэперами, как Ab-Soul, сделал бит для двух артистов с лейбла Young Money. Плюс ко всему, о нем начали писать профильные сайты, вроде XXL.

Чтобы отпраздновать успех, он отправился в магазин неподалеку от его дома в южной Калифорнии и взял с полки свежий выпуск журнала. Но на кассе обнаружилась проблема – у него не было денег.

«Я элементарно не мог позволить себе купить журнал, – говорит Кинг. – Я подошел к кассе и сказал: “Эй, приятель, там на обложке мое имя”, и он ответил: “Тогда окей, чувак”».

На фото: Curtiss King, продюсер

История Кинга олицетворяет основную проблему в работе продюсеров, даже тех, кто выглядит успешными для людей не из индустрии – зачастую ты ограничен в финансах. Артисты подолгу размышляют, хотят ли они использовать один из дюжины битов, которые им отправляют. Затем ты должен гадать, попадет ли твой трек на альбом. После чего может пройти целый год, прежде чем тебе заплатят.

И Кингу нужно было что-то менять. Поэтому, в 2013 году, когда его жизнь шла под откос, друг и наставник рассказал ему о совершенно ином способе поднять денег будучи продюсером. Именно этот подход сегодня переизобретает схему заработка битмейкеров и того, как рэперы ищут биты. Кинг начал отдавать свои инструменталы в лизинг.

Музыкальные обязанности в хип-хопе традиционно были поделены поровну между рэпером и продюсером, который работал над альбомом. Подобное разделение труда основывается на классической схеме «один диджей/один рэпер», которая была увековечена в названии альбома DJ Jazzy Jeff & the Fresh Prince «He’s the DJ, I’m the Rapper» (Он диджей, а я рэпер). Изначально артисты работали именно в паре над одним проектом. Но с коммерческим успехом альбома Наса «Illmatic» в 1994 году – который разделил обязанности по созданию битов между участниками дрим-тима из L.E.S., Large Professor, Q-Tip, DJ Premier и Pete Rock – появилась новая роль продюсера как фрилансера, который отдает свои биты разным артистам.

Несмотря на всё это, одна вещь оставалась неизменной. За исключением непредвиденных фиаско и открытого копирования, каждый бит все еще был закреплен за отдельным треком. Сама идея того, что кто-нибудь вроде DJ Premier запишет две песни Gang Starr и Наса на один и тот же бит, а затем выпустит их, была немыслимой.

Как интернет-чаты перевернули игру

Все изменилось с выходом на рынок Эйба Бэтшона. В 1996 году Бэтшон был подающим надежды сонграйтером, который зачастую связывался с продюсерами в онлайн-чатах. Но он не мог позволить себе отдавать четырех- или пятизначные суммы за биты, которые ему нравились. Тогда от отчаяния и благодаря своей находчивости ему в голову пришла беспрецедентная идея.

Он связывался с продюсером в чате и просил использовать бит. Однако он называл сумму, которая была меньше первоначальной цены – при условии, что продюсер сможет в дальнейшем продать инструментал другому артисту. Именно так появилась концепция неэксклюзивной лицензии на бит.

На фото: Эйб Бэтшон, основатель площадки BeatStars

В полноценную бизнес-модель идея Бэтшона превратилась лишь 2008 году, когда он основал BeatStars – онлайн-сервис по продаже битов. К тому времени концепция лизинга битов вместо их полноценной покупки начала становиться все более актуальной среди молодого поколения продюсеров, предпочитающих продвигаться через социальные сети.

Лизинг работает следующим образом: продюсер разрешает использовать свои биты по установленным им ценам и на определенных условиях – в итоге артист может владеть правами на песню ограниченное количество времени или, допустим, может продать лишь заранее оговоренное число копий. Фишка в том, что продюсер может заключить такую же сделку с другим исполнителем, а затем с еще одним, и так до бесконечности. Именно поэтому возникают ситуации, когда один и тот же бит используют десятки артистов.

Ввиду неэксклюзивного характера сделки цены становятся значительно ниже тех, что продюсеры просят за эксклюзивные права на бит. Цена на лизинг порой может опускаться до 99 центов, но как правило колеблется в районе 20–50 долларов – в зависимости от формата трека (mp3 продаются дешевле всего, а вот за отдельные дорожки с возможностью изменения и мастеринга придется заплатить больше).

Как паренёк с MySpace стал суперзвездой нового мира

Продюсер из Огайо с говорящим никнеймом SuperStar O стал суперзвездой в этом новом мире. Его имя вряд ли покажется вам знакомым. Но люди, занимающиеся музыкой хотя бы в свободное время, наверняка слышали о нем.

В 2008 году SuperStar O был обычном пареньком, который делал биты и заливал их на MySpace. Но после того, как он познакомился в сети с более опытными битмейкерами, он наткнулся на онлайн-площадки по продаже музыки и вскоре освоился в мире лизинга. Сегодня он зарабатывает до 30 000 долларов в месяц, продавая биты в лизинг по цене 20-30 долларов за штуку.

SuperStar O знает продюсеров, которые зарабатывали на лизинге еще в начале нулевых, но торговые площадки шагнули далеко вперед после того, как он начал работать через них.

«Сегодня в лизинге заинтересовано куда больше людей, – говорит O. – Мы живем в эпоху, когда множество человек очарованы идеей создавать музыку, и это здорово. Поэтому очевидно, что чем больше людей начинали писать биты, тем больше появлялось вопросов из серии: “Эй, я могу заработать на этом? То есть, я могу продавать свою музыку?” Именно поэтому лизинг вышел на совершенно иной уровень».

Что общего между лизингом битов и зубной пастой

Чтобы понять, почему лизинг стал настолько популярным, нужно рассмотреть вопрос с точки зрения спроса и предложения. Барьеры входа на рынок для продюсеров значительно снизились за последние годы благодаря развитию технологий. J Hatch, сооснователь продюсерского объединения iStandard, отмечает, что раньше приходилось потратить немало денег, чтобы стать продюсером.

Тебе нужно было достать MPC, которые стоили в районе 1 000 долларов, – вспоминает он. – Затем ты должен был купить микшерный пульт. А также было не обойтись без студийной будки. Раньше все это стоило в разы дороже. Приходилось тратить 10–12 тысяч долларов, чтобы просто назваться продюсером. Сегодня же ты можешь просто скачать программу для создания битов себе на телефон; записать себя с помощью Kaotica Eyeball; в целом, все можно делать у себя на ноутбуке. Поэтому расходы снизились с 12 000 до примерно тысячи долларов – и этого достаточно, чтобы делать биты не хуже, чем в те времена.

Поскольку теперь начать карьеру стало гораздо проще, все больше и больше людей становятся продюсерами, и музыкальный рынок перенасыщается – сегодня можно выбрать из буквально миллионов битов на таких платформах, как BeatStars и RawHeatz. Ко всему прочему, рэперов сейчас еще больше, и каждому нужен доступ к битам, зачастую как можно более дешевым. В последние годы лейблы сокращают бюджеты даже крупным артистам, поэтому идея о недорогой покупке битов – даже при наличии риска услышать, как в будущем другой артист зачитает на них – становится невероятно привлекательной.

Но разве качество музыки не страдает от такого снижения цен? Curtiss King считает, что нет. Цена лизинга у Кинга составляет около 30 долларов, но это не значит, что этот бит будет хуже тех, что он отправлял на TDE. Лучшая аналогия в данном случае – зубная паста.

Я всегда сравниваю лизинг битов с Colgate, – говорит Кинг. – Они ведь не станут делать продукт более низкого качества, чем тот, что они производят сейчас. Они отвечают за качество своим именем. Твой продукт должен быть высококлассным. Если ты работаешь с артистами, которых знают миллионы, это не обязательно значит, что их профессионализм или требования должны быть важнее пожеланий людей, которые также хотят заплатить тебе деньги за твою работу.

«Чего вы хотите за 99 центов?»

Однако не всех устраивает новое положение дел. Продюсер J.Oliver писал биты для Meek Mill, Trey Songs, French Montana и Young Thug. Он считает, что те, кто покупают биты в лизинг, выбрали «самый легкий и дешевый путь из всех возможных». «Вокруг столько исполнителей, и мало кто из них хочется тратить деньги, – говорит он. – Они не хотят платить за биты».

Порой покупка битов в лизинг может иметь неприятные последствия. Если другому артисту настолько понравится бит, который вы взяли в лизинг, что он захочет приобрести эксклюзивные права, могут возникнуть трудности. J.Oliver говорит, что его часто просят переделать бит исполнители, которые не могут продлить временную лицензию.

«Я делал это буквально на прошлой неделе, – ухмыляется он. – Со мной связался человек и сказал: “Йо, моя дочка спела поверх этой мелодии, а продюсер уже продал ее, можешь помочь переделать ее?”»

J. Hatch объясняет, что вопрос лизинга вызывает разногласия среди продюсерского коммьюнити, поскольку некоторые битмейкеры считают, что это снижает средние цены и создает впечатление востребованности работ более низкого качества.

Люди ценят то, что позиционируется как работа лучшего качества, – говорит он. – Большинство людей считают, что доступные для лизинга биты не являются лучшими работами продюсера, либо воспринимают их как залежавшиеся проекты, которые тот хочет продать по заниженной цене. Вы ведь представляете покупку битов как поход в магазин, верно? Можно пойти в дорогой универмаг, а можно – в магазин «Все за 1 доллар». И возникает вопрос, где из этих двух мест вы захотите купить себе перчатки? В Marcy’s (одна из крупнейших розничных сетей США – прим.) перчатки мне обойдутся в 20–25 долларов, и их качество будет на высоте. Они прослужат мне около двух лет. А в дешевом магазине я могут купить пару за 99 центов… Ну и какого качества вы ожидаете за такую цену?

Но ребята вроде SuperStar O и Curtiss King борются со стереотипом о том, что низкая стоимость равноценна низкому качеству. Кинг, например, больше не заинтересован в продаже битов известным рэперам. Он утверждает, что за пару месяцев сдачи битов в лизинг он сделал больше, чем за 10 лет упорных попыток сотрудничества с крупными артистами и корпорациями. А сэкономленное время от бесконечных ночных студийных сессий он может потратить на свою семью. К тому же, ты никогда не знаешь – вдруг кто-то из твоих клиентов, берущих биты в лизинг, выстрелит.

«Для меня важно осознание того, что ты можешь поработать со следующим Кендриком и параллельно зарабатывать деньги – платить по счетам, заботиться о своей семье, – говорит он. – Я ни за что не вернусь в индустрию. Мне плевать, сколько денег они могут предложить, потому что это не стоит такой головной боли».

Клуб асоциальных рэперов

Бэтшон отмечает, что торговые площадки раздвигают границы музыкальной индустрии. Несколько больших хитов, вроде песни «Selfish» Фьючера и Рианны, были написаны продюсерами с его платформы. И он замечает, что крупные издатели начинают приспосабливаться к новой реальности, которую он помог сформировать.

«Мы видим, как крупные лейблы пересматривают условия контрактов для онлайн-продюсеров, – говорит он. – Такие битмейкеры стали самостоятельными, они сами определили свою судьбу, построили собственный бизнес без помощи Большого брата».

В довершении Бэтшон обращает внимание на то, что для поколения артистов, выросшего в эпоху соцсетей, вполне естественно искать биты в интернете, даже после достижения успеха. Он смотрит в будущее, которое будет похоже на его прошлое в середине 90-х.

Тип личности и поведение большинства молодых артистов весьма асоциальны. Большинство из них – интроверты, поэтому свою социальную активность они совершают в интернете. Это позволяет им в юном возрасте становится предпринимателями, потому что тесное взаимодействие с собственными фанатами в социальных сетях позволяет им не полагаться ни на кого, кроме себя. Они не ждут, пока менеджер отправит им новые биты. Они не ждут этого от A&R, издателей или лейблов. Большинство таких артистов первым делом идут в интернет. Они проверяют личку в твиттере, идут на BeatStars, находят биты на YouTube. Именно так молодежь сотрудничает друг с другом. И мне кажется, нас ждет по-настоящему прекрасное будущее.

Оригинал статьи ищите здесь.




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я