«Букинг Мужчин»: так ли хорош Оксимирон в роли продюсера?
Вчера Оксимирон объявил о подписании на BM ростовчанина May Wave$. Теперь артистов на лейбле больше, чем релизов в дискографии Мирона. Сегодня мы рассуждаем, сможет ли Booking Machine стать по-настоящему большим лейблом?
В прошлом году Оксимирон стал CEO лейбла Booking Machine, и слушатели были вправе ожидать если не очередного переворота в рэп-игре, то сильной конкуренции большой тройке в лице Газа, Респекта и Блэк Стара. Среди основных преимуществ – огромный опыт организации концертов и фигура Мирона Яновича, который одним твитом способен привлечь внимание даже к Мози Монтане.
12 месяцев спустя ростер BM выглядит впечатляюще: обаятельный романтик Thomas Mraz, проявивший себя как хитмейкер Markul, харизматичные рэп-киллеры Jeembo и Tveth, своевольный сибирский волк Loqiemean и свежая кровь в лице не зацикленного на жанрах May Wave$.
На момент подписания каждому участнику был необходим толчок, способный полностью раскрыть его потенциал и расширить аудиторию. И если в успешности концертной деятельности сомневаться не приходится, то сотрудничество с BM пока не принесло слушателям артистов чего-то кардинально нового в плане выпускаемой ими музыки.
Взять для примера Jeembo и Tveth – некогда перспективных и голодных рэперов, которые едва не превратились в главных лентяев русского рэпа. Любопытно, как их может замотивировать человек, у которого творческая пауза длилась больше года? И вышедший на днях «Painkiller II», который так яростно нахваливал Мирон, это в лучшем случае топтание на месте. Прогрессирует ли как-то Мраз? Да не особо, за исключением выросших бюджетов на клипы. Безусловно, Окси проделал большую работу по привлечению разноплановых молодых артистов, но со стороны кажется, что пока он не до конца понимает, что делать с таким счастьем. И потому отправляет их все в новые и новые туры.
После небольшого буста, который дал Мирон карьере ЛСП в начале 2015-го, он наверняка поверил в свой продюсерский талант. Но из-за случившихся годом позже личных разногласий он упустил больших звезд, которыми, как он думал, они бы вряд ли смогли стать без его помощи.
Немало людей ведь буквально хоронили карьеру ЛСП после того, как хип-хоп-афганец посоветовал присесть «недорэперку» в треке «Imperial». Но прошло полтора года, у Олега и Ко запланирован концерт в «Стадиуме», а в его состоятельности как артиста не сомневается больше никто. Творческий отрезок с момента выхода «Tragic City» стал по-настоящему поворотным: фанбаза выросла в несколько раз, появился большой сольный хит, который обогнал по популярности «Безумие», концертные залы становятся все больше. Обидно, Окси.
За время функционирования BM как лейбла Мирон так и не выпустил трек ни с одним подопечным, кроме Маркула (справедливости ради, тогда он еще официально не был артистом лейбла). Да и сами исполнители не спешат записывать совместные работы. А ведь тасовать такой ростер и экспериментировать можно чуть ли не бесконечно. Какой припев смог бы придумать Томас Мраз для Окси? Как звучали бы Jeembo и Tveth под продакшн Локимина? Вопросов множество, а ответов по-прежнему ноль.
Возможно, все это запланировано на 2018-й год, в котором Мирон вновь пообещал перевернуть все игрушки в прекрасном мире русского рэпа. Успех «Fata Morgana» – это хорошо, концерты и съемки клипов – тоже прекрасно. Проблема в том, что за такой же период хороший лейбл смог бы сделать для, прежде всего, творческого развития своих артистов гораздо больше.
Вспомните тот же G.O.O.D Music, когда Канье вышел на пик карьеры и не только собрал вокруг себя команду мечты, но и в кратчайший срок раскрыл потенциал ростера. Артисты постоянно взаимодействовали друг с другом, сутками записывали материал, из которого потом по кусочкам собирали десятки песен – и многие из них помнят до сих пор. Слушатель видел не просто набор имен под руководством гения, но получал уникальный опыт благодаря смелым экспериментам. На одном треке могли встретиться Джастин Бибер и Raekwon, Трэвис Скотт и Джон Ледженд, Kid Cudi и Pusha T. Амбиции, помноженные на желание творить, давали удивительные результаты.
Сейчас подобным объедением можно назвать TDE, движущей силой которого стал неудержимый Кендрик Ламар. Кто-то может заметить, что параллели с западной индустрией не совсем корректны, и будет отчасти прав. Тогда для примера можно взять Gazgolder, который сегодня является главным рэп-лейблом России. Тут вам и играющий опытный тренер в лице Басты, и суперзвезда невероятного таланта Скриптонит, и T-Fest в роли молодого и голодного до успеха игрока, и Смоки Мо как нестареющий ветеран. По отдельности они – артисты абсолютно разных поджанров, с собственным видением и культурным багажом. Но все вместе – это сила, противостоять которой с точки зрения количества и качества выпускаемой музыки не может никто.
BM сегодня сильно напоминает Gazgolder трехлетней давности. Артисты здесь, конечно, никуда не пропадают, но ощущение стагнации на лицо. Слушатели не видят взаимодействия между участниками – они напоминают не сплоченную команду, а сборище рэперов на гастрольном контракте с возможностью личного пиара в твиттере Мирона. Наверняка внутри Booking Machine кипит огромная организаторская и техническая работа, но лейбл не подает признаков жизни, потому что со стороны выглядит стерильно и разрозненно.
Хочется верить, что в этом году мы услышим не только релизы каждого участника, но и результаты их совместной работы как единого творческого объединения. Людям нужна музыка, иначе BM – это по-прежнему лишь опытное букинг-агентство, не более. Если какой скилл Мирон и прокачал на максимум, так это годами гастролировать с одним и тем же материалом. Не хотелось бы, чтобы это осталось единственным, чему он способен научить своих подопечных.