Jeezy: мотивация разбойника, амбиции барыги
15 декабря минувшего года Эминем выпустил новый альбом «Revival». Его прошлый релиз «The Marshall Mathers LP 2» вышел более четырёх лет назад, поэтому немудрено, что поклонники неистово ждали «Revival». Однако несмотря на альбом такого рэп-тяжеловеса, как Эм, 15 декабря также вышел восьмой студийный диск Jeezy под названием «Pressure». О пластинке и в целом о творческом пути артиста мы и поговорим в сегодняшнем материале. Сделаем это необычным образом, а именно через призму его взаимоотношений с коллегами по цеху
Game с юга
Когда-то Jeezy был Young со всеми вытекающими: дерзкий, наглый и бескомпромиссный. Тогда, в далёком 2005 году такой маскулинный образ для рэп-артиста был весьма актуальным. Бал правила улица и её эстетика.
Именно под этим соусом в самом начале года вышел легендарный, забитый под завязку тестостероном «The Documentary» The Game. Альбом протаранил все чарты и собрал все сливки, включая платину в первые недели продаж. В такой ситуации выход дебютного сольника Young Jeezy «Thug Motivation 101» если и не вторил своему западному коллеге, то уж точно шёл по уже проверенному фарватеру альбома Гейма.
Поэтому неудивительно, что родство музыкантов не ограничилось одним годом выпуска своих первых альбомов. Было схоже практически всё – от физиогномических данных, хрипоты, подачи и манеры читки, до тематики песен: бандитизм, наркота, доминантность.
Кроме этого, оба рэпера вплоть до 2010 года испытывали душевные терзания по поводу приставок к своим сценическим псевдонимам. В итоге Game решил убрать артикль, а Jeezy прилагательное. Трудно сказать, как именно это отразилось на качестве творчества двух хип-хоп исполнителей, но если настоящие гангстеры хотят видоизменить свой ник – разве кто-то может им помешать это сделать?
Но все же главное сходство Game и Jeezy в том, что трудно найти ещё одну пару рэперов, которые сделали свои карьеры в игре столь же стремительно. Оба получили всеобщее признание и широкую известность сразу после своих дебютных альбомов.
Однако время расставило всё на свои места. Несмотря на мощный старт, в данный момент активность Гейма существенно уступает чудовищной работоспособности Jeezy, который пачками штампует новые трэки и клипы.
Протеже Jay-Z
Свои первые шаги в большом хип-хопе Jeezy сделал под крылом Diddy – одного из самых маститых и пронырливых рэп-магнатов современности. Впрочем, лейбл Bad Boy, не имевший в то время в своей обойме артистов схожего формата, не особо выпячивал своё покровительство голодному новичку.
В итоге тот самый дебют «Thug Motivation 101» вышел на лейбле Def Jam, который в большей степени соответствовал амплуа подписанта. С этого момента Jeezy плотно вошёл в образ разбойника и в своих следующих альбомах неизменно продолжал следовать заданному курсу. Апогеем этой истории стал самый цельный альбом «мотивирующей» трилогии «Thug Motivation 103: Hustler’z Ambition», выпущенный в конце 2011 года.
Именно на нём рэпер достиг идеального сочетания мелодичности и лиричности. Из-за постоянных переносов по вине лейбла Jay-Z альбом не смог занять заслуженной первой позиции чарта Billboard 200, которой ему удавалось достичь с помощью предыдущего диска «The Recession». Однако даже этот факт не смог умалить превосходный уровень материала, вошедшего в альбом. Чего только стоит трэк «I Do» с участием самого главы Def Jam и легендарного Andre 3000. К сожалению, с каждым последующим релизом Jeezy подобных песен становится всё меньше и меньше.
Враг Rick Ross
Хороший биф всегда был и остаётся отличным инструментом развития хип-хопа. Особенно когда речь заходит о таких агрессивных формах уличной музыки, как в случае с Jeezy. Самое главное в деле разжигания костра рэп-конфликта — найти подходящего соперника, вражда с которым может принести много шумихи. Таким антагонистом для Jeezy стал Rick Ross – не менее заметный персонаж в американском хип-хопе, чем он сам.
Надо сказать, что изначально отношения двух колоритных артистов находились в норме, что подтверждали их фиты на альбомах друг друга или коллаборации на бесчисленных дисках DJ Khaled’а.
Однако в 2011 году идиллии настал конец. После выхода сингла Росса «B.M.F» Jeezy возмутился фамильярностью бывшего тюремного охранника в отношении авторитетных мафиози Америки. «Чувак, я на улицах, улицы со мной. А где ты?» – подобные вопросы Jeezy задавал Розэю посредством нескольких видеозаписей, снятых на переполненных народом городских автомагистралях.
Росс парировал численностью своих «солдат» на улицах Майями, которые по первому сигналу Вертухая впрягутся за своего патрона. Накал страстей достиг своего пика на церемонии BET в 2012 году, когда за кулисами шоу произошла бойня между группировками двух артистов.
После этого инцидента вражда рэперов затянулась на пару лет, но уже в 2014 году им удалось решить свои разногласия и возобновить сотрудничество. В нескольких интервью после перемирия Jeezy заявлял о том, что его биф с Россом был искусственно раздут СМИ и на самом деле их разногласия не были глубокими. Самым ярким подтверждением этих слов стал совместный клип на бэнгер с альбома Rick Ross «Mastermind» с говорящим названием «War Ready».
Друг T.I.
Несмотря на всю токсичность рэп-игры и внутреннюю жанровую вражду, каждый исполнитель так или иначе обретает в ней настоящих друзей. Для Jeezy таким человеком стал его земляк T.I. Оба исполнителя представляют на хип-хоп карте Америки родной для себя юг. Ещё задолго до появления трэпа T.I. позиционировал себя авангардистом и даже выпустил на заре своей карьеры альбом «Trap Muzik».
Хит «24’s» как раз оттуда. Jeezy хоть и несколькими годами позже, но всё же подхватил мантру своего коллеги и стал величать себя «T.R.A.P S.T.A.R». Таким образом оба музыканта с огромным опережением предвосхитили появление целого поджанра хип-хопа. Другое дело, что их «trap» и нынешний – это, как говорится, две большие разницы. Южане вкладывали в это понятие следование неким бандитским установкам, а не просто новую ударную аранжировку.
Посоперничать с Jeezy за звание лучшего друга T.I. в хип-хопе может разве что Nelly, с которым у короля юга также сложились очень тёплые и доверительные отношения. Но всё же земляки есть земляки и поэтому их товарищество в жизни позволило им не только по отдельности развивать южное направление хип-хопа, но и выпускать весьма органичные фиты.
Сам себе барыга
И вот, как уже было оговорено выше, 15 декабря увидел свет новый альбом Jeezy «Pressure». Трэклист пластинки не стал особым сюрпризом для его поклонников. Здесь мы увидели привычный набор артистов, который можно было бы угадать ещё до оглашения списка гостей.
Исключением можно назвать совместку с Kendrick Lamar и J. Cole, которые имеют не так много общих песен с Jeezy. Не обошлось из без горячих новичков типа Wizkid, Tee Grizzley, Kodak Black и Tory Lanez. Но даже несмотря на их присутствие на нескольких трэках, в целом «Pressure» выдержан во всё том же стиле, что и предыдущие работы Jeezy.
Рэпер весьма консервативен в своих музыкальных предпочтениях и всё так же продолжает гнуть свою линию рэпа для «мотивации разбойников». «Pressure» вполне мог выйти и в 2010, и в 2015 году. Никто бы не заметил подвоха. Отсутствие каких-либо резких перегибов в звучании легко объясняется тем, что как ни крути, а Jeezy всё же является рэпером «старой» формации.
Проводником, словами которого говорит улица. И если западный прототип южанина в виде Game иногда пытается заузить свои джинсы, надеть ядовито яркое поло и бейсболку, изображая старичка «на свэге», то для Jeezy это точно не вариант. Вещь «Floor Seats» с 2Chainz, очевидно, попала на альбом с надеждой стать то ли новой «Supa Freak», то ли новой «R.I.P».
Однако по своему потенциалу трэк явно не дотягивает до более ранних дуэтов рэперов. «Bottles Up» призвана напомнить слушателю, как в былые времена звучали рэперские гимны гедонизма, попутно засветив на эдлибах Puffy, который всё никак не может записать полноценный гостевой куплет. В остальном же материал пластинки ничем не цепляет. Все попытки пойти на компромисс и сделать нечто запоминающееся и вечное Jeezy оставил в 2011 году на альбоме «Thug Motivation 103».
Ему больше никому и ничего не нужно доказывать. Теперь он сам себе и барыга, и клиент. Бежать сломя голову за уходящим поездом молодняка не позволяет стаж и вес в игре, а искать новые грани внутри своего же творчества – слишком утомительно.
Снеговик навсегда
Во время рекламной кампании своего первого альбома Jeezy с подачи лейбла Def Jam начал выпускать мерч со снеговиком. По задумке рэпера один из самых узнаваемых атрибутов зимы должен был стать негласным признаком принадлежности к гетто. «В футболе со снеговиком можно пройти в любое место и люди будут относиться к тебе с уважением», – говорил он.
Вот так за Jeezy и закрепилось погоняло Snowman.
В этом и есть Jeezy – во всей этой уличной, гангстерской эстетике. Как ни печально это признавать, но его время бесповоротно ушло. «Трушка», разговоры за жизнь, понятия и ответственность за свои слова в трэках больше не продаются. Единственный способ омолодиться – это помогать пока ещё неокрепшим новичкам типа YG становиться на ноги и оттачивать свой стиль, имея на фитах такого маститого гостя.
В карьере Jeezy было много развилок, позволявших ему выбрать более мягкий путь покорения чартов и обретения новой аудитории. Достаточно вспомнить звёздный дуэт «Love In This Club» с Usher’ом в 2008 году. Или весьма удачный симбиоз «Amazing» с Kanye West’ом, или «Hard» с Рианной в 2009.
Но, к большому сожалению, и состоявшимся разноплановым артистам, и широкой аудитории Jeezy интересен лишь в качестве «объекта на контрасте». На фоне его жёсткости, грубости и хрипоты грани творчества других артистов начинают проявляться гораздо чётче. Именно такая роль уготована подобным «угловатым» и однобоким исполнителям, как Jeezy. Они всегда будут жанровыми «звёздочками» в масштабе мирового шоу-бизнеса. Вместе с тем, такие стабильные артисты, как Jeezy – основа любого жанра. Именно благодаря их преданности сложившимся канонам экспериментаторам мира музыки есть на кого опереться и есть куда отступать. Для хип-хопа Jeezy – увесистая фигура, которая подтверждает, что настоящий мужской рэп с яйцами никуда не девается даже в конце 2017 года с его бесконечными малолетними фриками.