«Угадай, кто тут lucky guy?»: прощание с Каспийским Грузом
Rap.ru сожалеет о распаде дуэта "Каспийский груз" и анализирует успех самой кинематографичной группы отечественной рэп-сцены.
В спорте есть такая поговорка: «Везёт тем, кто везёт». К окончанию нулевых годов и началу десятых в задающих тренды слоях российского общества окончательно прошла мода на риторику криминального толка, которая в странах бывшего Союза представляла из себя скорее возвеличивание и прославление уголовных представлений о жизни и её законах, чем сугубо эстетический взгляд на происходящее.
Вместе с уходом такой моды улетучилась как дым популярность большинства артистов, прославляющих и продвигающих уголовные воззрения. В жанре, именуемом в нашей стране шансоном? больше не появляются знаковые артисты, а из текстов русских рэперов вдруг пропали "подъезды-девятки-мусора-принимали". И вот именно в такой момент начала обретать популярность группа "Каспийский груз". Рингтоны для зоны пошли в народ тогда, когда востребованность у широких масс на такую музыку была совсем не очевидной.
"Каспийский груз" начал свою деятельность, когда это было совсем не модно, а заканчивает сейчас, когда интерес к криминальному миру и всему его окружающему снова возрос до небывалых высот, и про "фартук-в масле-оливье" слышали сейчас многие.
Мода вернулась, "Каспийский" распался, колесо сансары совершило оборот.
Жанр не актуальный, легкости до примитивизма в тексте нет, а манера исполнения нарочито замедленная, задумчивая и как бы слегка ленивая, в отличие от любимых народом разудалых и надрывных нот в голосе. Казалось бы, всё было против того, чтобы молодые исполнители оказались услышанными. Но наперекор всем обстоятельствам дуэт быстро обрёл популярность. В чём может быть секрет успеха при таких изначально не явных стартовых возможностях? Он может быть только в одном — они настоящие (прямо как в рекламе).
Люди, не пытающиеся подравнять свою позицию под нравы общества, парни, одинаково честно говорящие как о тотальной потере доверия к людям, так и о простых радостях отцовства. И эта "настоящесть" сопровождала творчество дуэта от начала и до самого конца — вспомните их свежие треки и насколько они порой отличались от привычного творчества ребят. Зная, что уходят со сцены, Анар и Тимур не поддались соблазну максимально похайпиться на этом событии и запулить в народ то, что от них ждут всегда. Вместо этого они сделали то, чего хотелось самим —привнесли нечто новое в своё творчество и вдоволь поэкспериментировали напоследок.
При всём этом творчество "Каспийского" обрело популярность как у самых простых парней с района, так и у современной интеллигенции и хипстеров. Потому что истории из песен понятны всем — вот ты злишься на несправедливость правоохранительной системы, а вот сидишь и переживаешь, чтобы действительно доехала и обязательно написала.
Немалую долю успеха составило разнообразие мотивов и историй, при всей, казалось бы, стилистической очевидности. Это парни, которым одинаково хороши шли как пиджаки, так и треники.
Если эпоха Высоцкого — это музыка за разговорами на кухне, то творчество "Каспийского" — это музыка с сигаретой на балконе. Такая вот современная итерация истинно народных мотивов в задумчивом обличии.
Отдельно стоит отметить, что среди прочего в причинах популярности занимал одно из ведущих мест текст. Почти в каждом втором треке материал прямо-таки разлетался на цитаты и потом становился завсегдатаем пабликов ВК разряда "цитаты Джейсона Стэтхэма" - при некоторой сатиричности происходящего - показатель массовой востребованности мыслей артистов.
Истории, рассказанные в треках, очень легко визуализируются, настроение героев передается тебе, фантазия слегка дополняют картину для полноты — и вот ты уже действительно смотришь кино в исполнении Тимура и Анара. Кино с захватывающим сюжетом, играющем на контрасте жесткости и лиричности. Это кинематографичность в самом своём первозданном виде — когда хочется смотреть, но не хочется участвовать, место стороннего наблюдателя устраивает полностью, хоть и каждый второй-третий трек про то, что пережило большинство из нас.
Появившись из ниоткуда, бакинцы завоевали уважение не только среди слушателей, а также среди своих коллег, причём самых известных и именитых в индустрии. Это привнесло в творчество новые мотивы, хотя никак нельзя сказать, что гости на треках "Каспийского" делали погоду — основой всегда оставалось творчество самого дуэта.
Заход на Олимп отечественного хип-хопа напомнил движение танка — так же уверенно идущего в лоб при отсутствии шансов изменить его траекторию. А вот уход со сцены — с высоко поднятой головой, со щитом. Уйти вовремя, на пике своих возможностей и будучи безусловно востребованными — это ли не есть "настоящесть" и сила характера, трезвая оценка всего происходящего. Действительно, лучше оставаться в памяти людей народными героями, которые могли бы ещё и ещё, но... Это достойнее, чем превратиться с течением времени в пародию на самих себя, когда усталость от творчества, жанровых рамок да и вообще — друг от друга или приведёт к забвению. Или, что ещё хуже, превратиться в аналог современного Centr'a со поливанием друг друга грязью и бесконечными разбирательствами и комментариями про напарников.
Большое влияние на творчество Анара и Тимура оказал возраст. Успех пришёл к ним уже в зрелые годы, что не могло не сказаться на лирике, уровне текстов, мыслей, вкладываемых в творчество и тем, затрагиваемых в треках. Как ни крути, понимание некоторых вещей в жизни, как и желание поговорить о них, приходит только на определённом возрастном этапе, так как в более раннем возрасте тебя либо заботят совсем иные моменты, либо ты просто не можешь всесторонне их осознать. В бакинском дуэте их возраст также стал одним из весомых факторов успеха и оказал существенное влияние на стилистику.
Опыт прожитых лет и увиденного в жизни позволил делать тексты художественно-литературными, а треки в целом — цельными и законченными.
Начав карьеру в местах, где рэпа совсем мало и он отнюдь не в тренде (по собственным признаниям артистов), выпуская лирику вперемешку с криминальной тематикой, когда она была совсем не в моде, парни, наперекор всем обстоятельствам, зажгли свою звезду невероятно ярко.
И даже их уход, как собственно и становление — история абсолютно собственная и отличающаяся от всех других. Бакинцы не стали мастодонтами отечественной рэп-сцены, большинство из которых выступали в лохматые года, а сейчас почти не выпускают ничего годного и живут большей частью за счёт имени (за редким исключением). Точно так же "Каспийский" не оказался на проверку кометой, как большинство новой школы, быстро промчавшись на волне мейнстрима и столь же быстро исчезнув (за ещё более редким исключением).
Нет, в отличие от всех вышеперечисленных, ребята отличились и здесь. Уйдя в расцвете и напоследок слегка поддав жару в топку негодования слушателей, выпустив несколько совсем не характерных треков, "Каспийский груз" создал прецедент в индустрии, который вряд ли кто-то сможет в ближайшее время повторить. Потому что у некоторых не хватит на такое духу, а у иных — популярности уровня КГ.
"Каспийский груз" — показатель того, что даже в современном мире можно стать популярным и завоевать уважение, не участвуя в скандалах, не ища беспрестанно хайпа, избегая современных рэп-тусовок, не поливая бесконечной грязью коллег по сцене да и вообще всех подряд, и даже не вкладывая большие деньги в искусственную раскрутку своего творчества.
Мне очень запомнился один из ответов ребят в нашей почившей рубрике "Вот что я люблю":
Лучшее, что я купил себе в этом году
Брутто: BMW 528.
ВесЪ: 6 рулонов обоев.
Как любой популярный исполнитель, бакинцы не избежали своих персональных хейтеров, другой вопрос, что, в отличие от других, неприятие их творчества точно исходит из вкусовых предпочтений, так как обвинить дуэт в следовании конъюнктуре никак нельзя — парадигму они задавали сами.
И как бы кто не относился к творчеству "Каспийского", грустно признавать, что ушли ещё одни представители тру-рэпа, которые говорили о близком и настоящем.