«За слова нужно нести ответственность»: интервью с Кажэ Обоймой
Свежее интервью с Кажэ Обоймой, вернувшим Обойму в никнейм и выпустившим недавно отличный EP «Выпуск 2:Г.Р.У.Б.О.Р.», продолжающий творческую линию дебютного релиза «Inferno»
Начнём с события, оставшегося в прошлом году, концерта в честь десятилетия «Inferno». Как это было, атмосфера располагала?
Все прошло отлично, даже лучше, чем я ожидал. Я рад, что люди помнят эти песни, эти куплеты, я ни хера не помню, а они помнят и это многого стоит. Мы собрались в небольшом клубе на Лиговке и горели там, как в первый и последний раз. Я перед этим концертом волновался больше обычного, но по итогу поймал нужную волну, и все прошло отлично. Спасибо нашим людям за поддержку и за веру в то, что я делаю. Это бесценно.
Исполняешь ли на рядовых концертах треки с дебютника? Люди просят?
Треки с первого альбома я, само собой, исполняю. «Joe Crazy» и «Порочный круг» всегда в нашей программе, но с учетом того, что людям этого всегда мало, мы с недавнего времени решили включить в концертный треклист еще парочку треков с «Inferno». Иногда народ просит какие-то уж совсем забытые, давние куплеты, которые я вживую-то и не исполнял. Поэтому вынужден иногда отказывать, но это единичные случаи.
Как для тебя начался 2017 год?
Этот год для меня начался выходом нового релиза. Планировал выпустить его в конце 2016 года, но решил, что не стоит этого делать, чтобы не наступать на те же грабли дважды. Я имею в виду, торопиться в угоду слушателю и каких-то своих амбиций, от этого страдает качество материала. Народ отгулял праздники, пришёл в себя, а я тем временем с нашей командой доводил спокойно альбом до ума, и 17 января он вышел. Сейчас работаем над клипами и идеями для них, плюс готовимся к весенним концертам.
В группе ВК ты написал, что тебе пришлось совершить прогулку в далекие нулевые, работая над новым ЕР. Легко ли тебе далась эта прогулка?
Не сказал бы что легко. Пришлось основательно покопаться в памяти, вспомнить не просто те или иные лица или какое-то одно событие, а целый временной пласт, с которым очень многое связано.
Проходило это следующим образом. Прежде всего мне нужно было полное уединение. Я оставался на всю ночь либо в машине, либо на студии, брал с собой пару бутылок красного полусладкого или чего покрепче и начинал слушать то музло, что меня вдохновляло в те времена. Mobb Deep, M.O.P, Method Man, Redman, многое из французского рэпа, NTM, Faf Larage, Shurik'n, «Нет волшебства» и «Вторжение» от Krec и, конечно же, «Кара-Тэ» от Сани Смоки.
Вспоминал какие-то значимые события, какие-то ключевые для меня встречи и ситуации. Сложнее всего было вспомнить ощущения тех первых порывов и вспышек, благодаря которым и рождались первые куплеты. В то время они рождались на каких-то домашних тусах, вокруг куча девчонок, море пиваса и травы. Меня прям там, посреди тусы, в какой-то момент, будто что-то озаряло. Я брал ручку и записывал какие-то рифмы. Часто всю ночь играл какой-то бит, во время этого веселья я забивал в комп какие-то строчки. Так за ночь мог появиться куплет на строк тридцать с лишним.
Так вот, вспоминая все это, ту атмосферу, внутреннее состояние тех времён, я погружался в тот период и начал писать.
Идея сделать вторую часть появилась, когда я слушал старые биты от Смоки, этот пацан как никто другой в то время повлиял своим продакшеном на моё восприятие рэпа в целом. Я нашел в машине кучу болванок старых, затертых, слипшихся, решил чекнуть, что там на них. Из двадцати дисков заиграло всего два или три, на одном из них было битло от Смоки и бит, который в итоге стал треком «Моя дробь». Я помнил, что читал под этот бит на «Битве за респект» и знал, что есть какая-то дэмка у Сани. Когда я понял, что рождается новый трек, я уточнил у него об этом инструментале, он дал добро, сказав: «ОК, бери». Так и появилась «Моя дробь», а следом и все остальное.
Считаешь ли ты «Г.Р.У.Б.О.Р.» какой-то новой концептуальной точкой отсчёта для себя в творчестве?
Назвать это своей новой концептуальной работой я имею полное право. Это ещё один виток моего творчества. Кому-то это покажется новым, кому-то старым, кому-то вообще непонятной хуйней, и мне в целом насрать на это. Я посчитал нужным сделать это, и доволен результатом почти на все сто. И те люди, которые со мной с самого начала, оценили эту работу, а, значит, все не зря. Уже после выхода этого материала я подумал: «Бля, вот именно такой рэп сейчас ведь никто не делает». Да, без Б, есть парни, которые берут за основу классическое битло, те же Мияги с Эндшпилем, но у них смысловая нагрузка хромая на обе ноги, к тому же рифмы предельно простые. Они берут своей мелодичностью и в целом формой, но копни чуть глубже – там пустота, но это заходит массам, ведь звучит круто. Есть те, кто валит по мрачнухе до сих пор, не меняя ничего, это Chemodan, ОУ-74. Мне, в принципе, близок такой звук, но слушать больше двух треков я не могу, так как такой рэп слишком быстро грузит. Есть еще ряд тех, чей звук и посыл мне близок, это Типси Тип, Рем Дигга. В общем, крутых МС у нас хватает, как молодых, так и ветеранов.
Что значит аббревиатура «Г.Р.У.Б.О.Р.»?
Изначально я хотел назвать все это дело «ГРУБО». Просто EP, без привязки к первому альбому, но в один момент понял, что это слишком просто. Cидел на студии среди ночи, калякал на бумажке это название, подписывал точки. Придумал значение аббревиатуры, не хватило одного слова в конце, и я добавил букву «Р». И все сошлось. Значение говорить не стану, пусть каждый ищет для себя свой смысл.
«Г.Р.У.Б.О.Р.» был выпущен при поддержке ZLOI NEGR. Многим непонятна суть надписи «hosted by…» Расскажи, в чём заключается его непосредственное участие как хостера?
ZLOI NEGR обладает нехуйственной базой в интернет-пространстве, он толковый пацан и знает свое дело. Суть надписи «hosted by...»заключается в том, что он раскидал по своим аккаунтам мой материал в день релиза, закинул его в какие-то полезные нам паблики. За что мы ему благодарны и признательны. Но непосредственно к созданию альбома этот шустрый интернет-джи не имел никакого отношения. ЗлойНиг, салют!
Ты окончательно вернул Обойму в никнейм или всё же будешь работать с материалом в двух направлениях?
По настроению. Я не могу пока позволить себе роскоши выступать от Кажэ и от Обоймы раздельно. Что-то будет от Кажэ, что-то от Обоймы. Для людей, кто варится в этой теме давно, это неразделимо, для кого-то я навсегда Обойма с треком «Бермудский треугольник» или «Joe Crazy», для кого-то я чел с треком «Счастье», где Обоймой и не пахнет. Поэтому пока будем действовать по принципу «разделяй и властвуй».
Что значит фото Михаила Боярского, появившееся у тебя в инстаграме?
Ничего ни значит. Просто фото со студии, где я работал над ЕP. Салют Михаилу Боярскому.
С кем сейчас плотно общаешься из старожилов русрэпа?
Прям чтобы плотно – ни с кем. Переписывался недавно с Фьюзом, созванивались со Стручом, вчера с Файком в ВК пообщались. Все заняты своими делами, но я знаю, что все следят друг за другом. Просто чем ты взрослее и дальше от всего этого распиздяйства, тем больше претензий, как к себе, так и к людям из прошлого, если ты их вдруг встречаешь сегодня. Кто-то двигается параллельно и я этому искренне рад, кто-то ушел вперед, я этому тоже рад, кто-то отстал и потерялся – печально, но хули поделать, слабых и ленивых за собой не вариант тащить.
Есть ли в планах на будущее выпустить что-то от объединения Come'n'Done или это уже закрытый проект?
Что касается Come'n'Done, то, вероятнее всего, эта книга закрыта. Тот альбом, который мы сделали на четверых, получился крутым и мне он нравится. Во время работы над ним я хапнул для себя много бонусов и главный из них – то, что я научился писать куплеты за короткие сроки. За ночь, например. Когда работаешь в команде, есть много плюсов, но и тупняков хватает. В любом случае я благодарен пацанам за опыт и желаю им только самого наилучшего.
Сейчас рэперы поднимают вопрос о том, что блогеры «лезут к нам в рэп». Что думаешь по этому поводу?
Тут нужно сразу определиться по двум моментам. Первое: кто бы там что ни говорил, но за слова нужно нести ответственность. Второй момент. Те блогеры, которые вдруг решили почитать свой рэп, им в большинстве своем не больше 23 лет, они выросли в сети, им похуй на всё, им нужны подписчики и лайки, а проще говоря, просто легкие деньги.
Сегодня в России рэп играет нехуйственную роль, артисты из этого жанра гоняют по турам и собирают самые крупные концертные площадки. 10 лет назад об этом и не думали, но эти парни, которые сегодня в топе, работали над своим материалом, стремились к новым вершинам, въебав в это кучу сил, времени, денег, здоровья и много чего еще.
И вот сегодня рэп нагибает и поп, и рок, и все остальное, а тут появляются блогеры, которым похуй на тот проделанный путь других людей, неважно, стали эти люди звездами или до сих пор возятся над своими рэп-планами в домашних студиях, для этих людей это дело всей жизни. А для блогеров это просто поляна, на которой можно стригануть бабла и хайпа.
Они, запрыгнув на эту пирамиду, решили, что могут хапнуть своего. Я считаю это неправильным, но нельзя запретить человеку читать рэп и снимать клипы. Свобода самовыражения, ОК, но нельзя просто так, с нихуя, взять и позиционировать себя как часть этой большой движухи. Если ты охуенный юморист и суперклоун, базара нет, скажи об этом перед своим треком или в треке. Или скажи, что ты просто по приколу решил почитать рэп на суд твоих сраных зрителей. Но не нужно приписывать себя к движухе, которая зародилась еще в конце 80-х у нас в стране.
Базара нет, сегодня интернет решает, один больной говнюк может насрать за шиворот другому, при этом читая ублюдский рэп, и этот видос соберет лям просмотров за несколько дней. Но при этом десятки достойных клипов с грамотным посылом пройдут мимо. Все ясно, люди сегодня любят больное дерьмо, но я за то, чтоб эти блогеры обозначали свои позиции. Вот мол, я такой-то, к рэпу отношения не имею, просто несу хуйню и приятного вам просмотра. Тогда люди с нашей стороны на них тупо забьют, а зритель будет понимать, что это все прикол. В противном случае мы имеем другую картину, какой-то пацан или девчонка смотрит на уёбка в клипе, который машет стволом и говорит, что сожрет твое сердце или трахнет чью-то мать, а этот пацан или девчонка в шестом классе учится и он решит, что это норма. А это далеко, блядь, не норма! Каждый должен заниматься своим делом и чтоб не было этих сраных масок и конъюктурщины. Будьте людьми и помните, что нэт может внезапно прерваться.
Кого можешь отметить из новых исполнителей в русском рэпе?
Из новых есть бодрые и крутые МС. Мне нравится Alphavite, Obladaet, Жак-Энтони очень крут. Эти парни принесли что-то свежее и сильное в русский рэп и это заебись. Из уже более-менее всем известных отмечу в очередной раз Скриптонита и АTL. Из старожилов всегда слежу за Фьюзом, он самый крутой универсальный солдат. Баста это автоматом, Василий обладает космической энергией, чтобы ебашить по всем фронтам как он, надо обладать недюжинной дисциплиной, трудолюбием и максимальным фанатизмом к своему делу, он одержим музыкой. Ну и от Смоки жду новый альбом. Этот пацан – король внезапных ходов в музыке, его всегда интересно слушать. И еще Майти Ди крутой, тот, что в баттлах участвует, треки в записи не особо впечатляют, но в баттле он решает.
А из каких исполнителей состоит сейчас твой плейлист?
В машине я радио слушаю, либо битло, которое скидывают пацаны на зацен, либо битло, на которое надо что-то написать, либо дэмки свежие свои, чтобы учить слова и косяки всякие обнаружить. А так, мой плейлист в ВК разношерстный, что вкатило, то и тащу в аудиозаписи, они закрытые у меня, поэтому там пиздец полный, вот сейчас посмотрю и скажу что там в первой десятке.
- The best of Sade
- Machine Gun Kelly
- Jah Khalib
- Howlin Wolf
- Clueless
- Tech N9ne
- Игорь Саруханов
- Paul Hertzog
- Monatic
- Joey Badass
Ну и там куча со всем этим вперемешку, всякого битла от разных битоделов.
Название альбома «Прощай оружие» созвучно с книгой Хемингуэя. Есть ли связь? Какая прочтенная в недавнем времени книга максимально впечатлила тебя?
К книге Хемингуэя мой альбом не имеет никакого отношения, более того, я эту книгу не читал. В какой-то момент часть моего псевдонима стала напрягать, обязывать к чему-то, что ли. Во-первых, это подсознательно вынуждало писать жестче местами, да и вообще, заебали вопросы: «Почему Обойма?» и тому подобное. К тому же я стал отцом, рождение сына увело меня в другие плоскости восприятия реальности, появилось множество новых, незнакомых мне до этого ощущений, многое изменилось. В этот момент я в очередной раз понял, что необходимо «отсечь» Обойму, поэтому было принято решение выпускать новый альбом от Кажэ. Так и появилось название «Прощай оружие». Но в глубине души я понимал, что тяга к грязной рэпчине не исчезнет бесследно и еще даст о себе знать. Это был вопрос времени, ответ на который явился в виде ЕР «Выпуск 2: Г.Р.У.Б.О.Р.».
Касаемо книг, да и вообще чтения – с этим у меня сейчас как-то туговато. Последнее, что я прочитал разом, это Борис Акунин, «Водный мир». Нравится, как он пишет. Прочел всю серию про Фандорина и если вижу новую книгу, беру, не раздумывая, не напряжное и крутое чтиво. Крип, кстати подсадил на это, да и вообще, по музлу и книгам он шарит. Благодаря ему прочитал Пелевина, Буковски, Генри Миллера. Салют Криплу!
Что сейчас входит в круг твоих интересов? Есть ли в нём место социальной обстановке, политике?
Сейчас информации вокруг очень много, скорость бешеная, поэтому наоборот, приходится себя как-то ограждать от общего потока и крайне избирательно впитывать в себя что-то новое. Мне интересна геополитика и история, я слежу за некоторыми публицистами и аналитиками, а также историками с серьезной репутацией, но без фанатизма. Исключительно пытаюсь докопаться до той информации, которая мне действительно интересна, а забивать голову новостями из ТВ или нэта, которые пестрят и лежат на самой поверхности – это пиздец, это мусор. Стараюсь проходить мимо.
Чего ещё нам ждать от тебя в 2017 году?
2017 год мы начинаем с большого сборного концерта в Москве, организованного ребятами из Defend. Мероприятие обещает быть жарким, там увесистый список выступающих, а такие движняки всегда проходят незабываемо и круто. Из Питера едут Крип, D.Masta и я, столицу же представят Птаха, Мезза, Capella, Alphavite и еще ряд ребят.
Затем 23-го февраля, снова в Москве, у меня будет презентация «Грубора», там я уже буду на пару с Dj Fisher отрабатывать сольно всю концертную программу, исполнив все самое лучшее и новое.
В марте/апреле планируем презентацию в родном Петербурге и 9 апреля у нас концерт в Краснодаре. Ну и по возможности будем взгревать новыми клипами и треками. В общем, посмотрим, как там все пойдет дальше, планов-то громадьё, но оставлю их, пожалуй, пока при себе.
Презентация EP «Выпуск 2:Г.Р.У.Б.О.Р.» в Москве состоится 23 февраля в клубе WUNDER.