«Россия никак не отстаёт в граффити»: интервью с райтером DimaSW
DimaSW известен среди людей, интересующихся граффити-культурой. С недавних пор этот граффити-райтер входит в состав объединения BRATICA. Наши читатели взяли у него интервью, нам осталось только слегка подредактировать материал и показать вам.
Привет! Расскажи, когда и как ты пришел в граффити, с чего все начиналось?
Привет! Буквами заинтересовался примерно в 2008-м. Более активно рисую с 2010-го, когда переехал в Оренбург.
Как реагировало твоё окружение на это занятие?
Сам я из маленького провинциального города Гай, там никогда не было ничего связанного с этим увлечением, друзья смотрели на это как на что-то новое, интересное. Поддерживали, вообще очень круто вспоминать свои начинания, товарищи и одноклассники до сих пор присылают мои первые работы, которые висят у них на стенах дома.
Что сейчас для тебя значит граффити?
Да то же самое, что и раньше, это что-то новое, что-то интересное. Благодаря граффити я могу реализовывать свои идеи, эмоции. Это то, чем я жил и живу на данный момент.
Кто повлиял на тебя или послужил примером?
Наверное, всем известный TRANE из игры Getting up.
Как складываются твои отношения с полицией, местными жителями, «хозяевами» стенок? Часто ли возникают конфликтные ситуации?
Конфликтные ситуации возникают редко. Для выполнения своих работ чаще всего подбираю стены в более адекватных местах, безлюдных, спокойных. Но, конечно же, бывают и весёлые ночные выходки, где разрешение спрашивать нет смысла.
Ты состоишь в объединении BRATICA, расскажи, как ты в него попал. Что для тебя значит BRATICA?
В объединении я с лета 2016 года. Первый, с кем познакомился из этой команды творческих ребят, был Рома (Darom Dabro), знакомы мы ещё с 2013-го, если не ошибаюсь. В 2016 году приехал в Самару, созвонились с Ромой, сделали пару работ с символикой нашей команды на районе и как-то все завязалось. Затем он предложил быть представителем BRATICA в граффити – так и познакомился с этой мега-крутейшей командой! Я нахожу себя в их творчестве, я много слушаю разной музыки, в частности, русский рэп. Творчество Ромы мне очень близко, я понимаю то, о чем он говорит. Плюс они очень грамотно подходят ко всем делам, я люблю таких людей, нужно полностью отдаваться своему делу для получения отдачи, результатов и просто самоудовлетворения. BRATICA – это моя команда, я вдохновляюсь достижениями ребят, стараюсь сам держать планку этого ТО.
Что думаешь о разных направлениях граффити — поезда, стены, холсты?
Хорошо отношусь ко всем направлениям. Разносторонность, разноплановость – это одно из самых главных плюсов граффити-культуры.
Есть ли какие-то предпочтения в краске, которой рисуешь? Montana, Belton, MTN, Krylon?
Я не особо капризный по материалу, но предпочтение отдаю MTN HARDCORE2.
Разграничиваешь ли понятия стрит-арта и граффити и как относишься к первому?
Да! Граффити – это в принципе вытекающая ветвь из стрит-арта, но тут можно поспорить ещё. Это лично моё мнение, сам отдаю предпочтение граффити/буквам/шрифтам. К стрит-арт объектам отношусь положительно. В плане стрит-арта Екатеринбург, наверное, даст фору любому городу России. Стенография даёт свои плоды!
Можно ли отнести граффити к современному искусству или это по-прежнему лишь проявления вандализма?
Тут нужно ещё разобраться, что такое искусство – сейчас искусством называют все, что только видят. Будь то плевок на асфальте, либо живописные моря Айвазовского! Как-то обидно осознавать что и то и то называют одним словом, не так ли?! Я не могу отнести граффити к искусству или к вандализму. Днём я могу развешивать свою экспозицию в выставочном зале, а ночью вливать новый стрит в переходе своего города, для меня это кайф.
Граффити обычно воспринимается как часть хип-хоп культуры, насколько сильно, на твой взгляд, они связаны сегодня?
В моём городе всё между собой переплетается: танцы, граффити, рэп. Танцевальные залы хоповых команд забиты нашими шрифтами. Очень узкий круг, поэтому все знаемся, все где-то пересекаемся.
Кого бы ты выделил из современников?
Качество растет, растёт с бешеной скоростью, это очень круто. Граффити в России – это TAD, часто радует меня мой товарищ из Оренбурга AkweS (Disincline crew), из зарубежных Does, Vodker, Izer, Vibes, Thunders crew, MadC, Skore79.
Граффити и дизайн одежды, обуви или аксессуаров — интересны ли подобные проекты, принимал ли ты в них участие и насколько, по твоему мнению, это востребовано?
Все это актуально, конечно же, но помимо принтов нужно продумывать как минимум интересный крой той же самой майки, что бы её можно было назвать дизайнерской, а то сейчас у нас каждый второй выпускает свою коллекцию одежды (принт+заводская майка из «ТВОЁ»).
Международные фестивали, контакты с иностранными райтерами – насколько известно и признано за рубежом российское граффити и как к нему относятся?
Россия никак не отстаёт в граффити, это точно. Пример: известный граффити-художник из Швейцарии Boogie сейчас входит в состав питерской команды TAD.
Известные компании, просто дизайнеры или художники – мог бы ты кого-то выделить, с кем хотелось бы поработать, или, может быть, уже удалось это сделать? В какой области подобные коллаборации тебя бы заинтересовали?
За этот сезон был рад встретиться и сделать совместные стены с VGA (Самара), KlimSKB (Москва), Wire (Москва), Знаг (Уфа), Kosm (Челябинск), About16/Alshe (Екатеринбург). Надеюсь, сделаем ещё не одну совместную работу с моим другом, который делает крутую аэрографию, его зовут Максим Чукин (MaxAir).
Я отлично отношусь к интересным коллаборациям, например, на моей выставке были совместные работы с прекрасной художницей, работающей в живописном направлении, Екатериной Процив.
Ты говорил про выставку. Расскажи о ней подробней.
25 мая этого года открыл персональную выставку «РИТМГОРОДА» . Примерно 2 недели простояла экспозиция в выставочном зале Оренбургского областного художественного колледжа, затем её попросили в выставочный зал торгового центра. Вот-вот эта же экспозиция переедет в один из кинотеатров Оренбурга.
Какая активность и уровень граффити в твоем городе на сегодняшний день?
В Оренбурге очень слабая активность, наверное, только AkweS тут и рисует
Как ты относишься к граффити-школам?
Никак, рисовать можно научиться, но не научить.
Чем ещё увлекаешься, помимо граффити?
Люблю стритбол, путешествовать, проводить время со своими друзьями, музыку, стрельбу, иногда интересные фильмы. На самом деле ничем особым я не занимаюсь помимо граффити, это, наверное, единственное и неповторимое дело, в котором я уже более пяти лет.
Как подбираешь цветовую гамму для своих работ, на что ориентируешься, есть ли любимые цвета?
Бывает, ориентируюсь просто на ту палитру, которая лежит у меня на полках. Никак особо не подбираю, скажем так, набираю банки наощупь, люблю экспериментировать с цветом. Люблю чёрный цвет!
От чего зависит качество рисунка?
Качество рисунка зависит от прокачанного скилла художника, его усидчивости и потом уже от материала. Хотя, может, и наоборот.
Какие самые запоминающиеся моменты были в твоей жизни в сфере граффити?
Моментов много интересных, очень интересно проходят съёмки наших клипов.
Ты работаешь всегда с разными фотографами/видеографами или есть уже свой человек?
За все мои крайние кадры я благодарен Дмитрию Ткачёву, с ним мы делаем снимки всех работ. По видеоработам: Дмитрий Алексеев, Александр Юфикс, Александр Восток, каждый крут по-своему. К Новому году планируем новое видео!
Что тебя может вдохновить на создание рисунка?
Окружение, люди, города, музыка. Не особо понимаю смысл фразы «нет вдохновения». Желание должно быть всегда, а стремление тем более!
Кому бы ты хотел передать привет, и что пожелаешь новичкам?
Всем, кого упомянул в словах выше. Делать, всегда много делать. Иногда прислушиваться к окружающим, но слушать только себя. Всем мира и добра!