Басота vs .Otrix
Совсем недавно Басота и .Otrix дали первые совместные концерты в Москве и Санкт-Петербурге, а накануне на студии артисты поделились своими планами в эксклюзивном интервью для RAP.RU.
Каждый из вас уже не раз давал всем понять, что не готов идти на компромиссы. У каждого из вас свой сложный характер и свое виденье пути развития. Что, кроме принадлежности к одному возрастному поколению, смогло вас объединить?
.Otrix: Самое важное — мы оба смотрим одинаково на творчество. Кроме того, что вкус к музыке у нас практически идентичный, мы оба за ничем не ограниченное творческое развитие, за свободу своих мыслей, идей.
Вы впервые встретились лично на баттле «Слово». Обычно организаторы баттлов как один твердят, что это объединяет культуру, а зрители видят, как двое с ненавистью в глазах поливают друг друга тоннами дерьма. Какова ситуация на самом деле?
.Otrix: Для многих в баттлах главенствуют личные мотивы и неприязнь — это, конечно, присутствует. Но в первую очередь, баттл — это конкуренция, а без конкуренции никто и ничто не развивается. Потому, что баттлы стимулируют прогресс, они всегда оставались и будут оставаться актуальными и уместными в хип-хопе.
Басота: Тогда на «Слове» и после мы пообщались лично. Тогда, видимо, каждый из нас понял, что его оппонент чего-то стоит. Поняли, что у нас есть общие интересы и на этой почве начали работать.
Популяризация баттл-рэпа в России дала толчок к развитию рэпа именно в струе рифмы, конструкции текстов.
Одни идут на баттл, потому что пиар от такого участия может стать неплохой отправной точкой для развития карьеры, другие же идут ради самоутверждения. Зачем каждый из вас тогда принял участие в Слове?
.Otrix: Могу сказать, что определенно желания попиариться у меня не было.
Басота: На каждый из своих баттлов я шел исключительно ради интереса попробовать себя. И каждый раз мне нравилось. С Драго было интересное противостояние: еще до баттла в моей голове сразу нарисовалась картинка, как это будет выглядеть визуально, как это будет звучать.
Как ты решился на свой первый Версус?
Басота: Писать для баттла куда легче, чем писать достойные песни. Когда видишь, человека, определяешь его слабые стороны. Остается только попасть в цель.
Версус или Слово?
.Otrix: Слово.
Басота: На самом деле, ребята делают одно общее дело, и нет смысла их делить.
А в чем особенности каждого из баттлов? (вопрос к Басоте)
Басота: Я вижу, что и там, и там уровень МС далеко не всегда идеальный. На Версусе гораздо лучше съемка, помещение, а на Слово гораздо лучше публика. В остальном — суть одна.
У тебя большой бэкграунд, как у исполнителя, большой пласт музыки за спиной. Ты сравниваешь твоё теперешнее творчество, с тем что ты делал раньше?
Басота: Мне совершенно не нравится то, что я делал раньше, но артист — это живой человек; я, как и все, прохожу этапы взросления. Персонаж Басота взрослеет так же, как и Тимур, так же из года в год меняется творчество, и образ, и взгляды на вещи.
Куда ты двигаешься в плане текстов и музыки?
Басота: Сейчас я исключил для себя абсолютно все рамки в плане творчества, потому что считаю, что важна именно музыкальная свобода. Именно это и объединяет нас с Каримом.
Как долго вы будете работать в тандеме?
.Otrix: Мы не ставим для себя никаких сроков — работаем пока работается. Но если мы будем замечать, что в каких-то вещах наши взгляды начнут расходится, мы прекратим все это.
Басота: У нас нет срока, дэдлайнов. Мы свободно делаем то, что хотим в свое удовольствие и продолжаем движение в одном направлении. Сейчас мы занимаемся только музыкой, постоянно появляется новый материал. Есть как сольные, так и совместные треки, ожидающие моего куплета или куплета Карима.
.Otrix из Краснодара — как известно, там сложилась достаточно мощное региональное хип-хоп коммьюнити. Есть те, кого ты готов порекомендовать?
.Otrix: Людей, чье творчество мне бы пришлось по душе, там нет. Я говорю так не из-за того, что они неугодные мне люди, а просто из-за разницы наших вкусов . Контакт я поддерживал и поддерживаю с участниками Слова, небезызвестным Рома Сван, Ваней ВолкиТи. С Сергеем PLC я тоже общался недолгое время, но я изначально был к нему негативно настроен, а «притереться» в общении я не могу, я такой человек. Поэтому я здесь.
А что Тимур скажет о своем коммьюнити? Не кажется ли, что Басота уже «вырос» из ЦАО?
Басота: Для меня ЦАО — это флэйва, это люди, которых я уважаю. Они дали мне большой старт, и я не собираюсь покидать ЦАО ни в коем случае. Я гну свою музыкальную линию, и они мне не мешают, а наоборот поддерживают. Я остаюсь артистом ЦАО, но при этом сейчас с .Otrix’ом мы делаем совершенно другую музыку.
Совершенно другую музыку? У вас у обоих уже есть определенно сложившаяся фан-база, похвально, что вы не идете на поводу у аудитории, но все же вы рискуете её растерять.
.Otrix: у нас нет особого революционного подхода к ситуации; не то, чтобы мы вчера были такими, а сегодня кардинально другими. Просто изменилась сама суть подхода к творчеству; мы стали более свободными: вчера я мог записаться под олдскульный бит, сегодня сделал трек в стиле клауд, а послезавтра вообще напишу под дабстеп. Ничто нас не ограничивает.
Басота: Мы предоставляем аудитории самой решать, пойдет она за нами или нет. Есть мы, и есть те, кто примет нашу музыку. Мы не заставляем любить нас.
Много и тех, кто вас не любит, как вы к хейтерам относитесь?
Басота: Я ценю абсолютно каждого хейтера. Хейтер уделяет мне в три раза больше времени, чем человек, который любит мое творчество! Хейтер упоминает мое имя в три раза чаще, чем мои поклонники. Для меня эти люди — двигатели моего прогресса. Кроме того, что каждый день они поднимают мне настроение, они заставляют меня самореализовываться, мотивируют двигаться дальше и делать лучше. Ведь если бы я постоянно читал в комментариях, что все будет хорошо, то уже давно забил бы на все и оставался на месте.
.Otrix: На самом деле, есть два типа хейтеров. Те кто только тупо посылает на х_й, сливая свой негатив, и те, кто действительно сначала слушает материал и далее расписывает конструктивно, где и в чем наши проблемы. Очевидно, что первые только тратят своё собственное время, вторые же действительно помогают работать дальше, указывая на недостатки.
Мы много говорим о новом концепте вашей работы. Как это выразилось на вышедшем недавно «Queental» EP?
Басота: Понимаешь, даже в концепте EP выражается свобода: Все привыкли, что если это совместный релиз, то должны быть совместные треки. У нас же 4 трека и все 4 сольные. Мы сделали совместный релиз, где есть общая концепция, общий посыл, но нет совместных треков. При этом, всем мы несем общую идею. Послушайте релиз, чтобы понять это.
.Otrix: Как бы это парадоксально ни звучало, но для русского хип-хопа идея писать совместный EP двух артистов без фитов друг с другом достаточно нова. Задумайтесь, никто (!) еще не понял, что для того, чтобы нести общую идею, не обязательно писать совместные треки. Это как раз и говорит о уровне внутренней свободы в головах русских рэперов, о том, насколько на самом деле они ограничены, причем не столько рамками форматов, а скорее самими собой.
Вы отыграли два сильных концерта в Москве и Питере, и у вас запланирован мини-тур по стране?
Басота: Да, 28 февраля мы будем в Ростове, 1 марта — Краснодар, 8 марта — Новосибирск, 9 марта — Красноярск.
В названии концертной программы будет значок «VS» — это отсылка к её баттловой части?
Басота: Нет, мы не планируем делать баттл, сейчас для нас это уже неактуально, это просто попытка напомнить всем, с чего все началось.
.Otrix: Это знак отлично выражает сложившуюся у нас концепцию совместной работы, когда мы практически не делаем совместных треков, и выступать будем, читая один за другим.
Уверен, вас ждут и в других городах. Планируете ли вы расширить тур, или пора засесть на студии?
.Otrix: Даже если это и так, мы не планируем сейчас расширять этот мини-тур. Эти концерты призваны показать нам самим наш уровень на данный момент, на старте нашей совместной работы, чтобы через год мы могли сравнить положение дел.
Басота: У нас планируется масштабная творческая работа. Продолжат выходить как сольные, так и и совместные треки в рамках нашего проекта, объединенные в несколько EP. Сейчас мы готовим видео на трек «Когда гаснет монитор», режиссером которого стал талантливый и молодой видеопродюсер, уже зарекомендовавший себя в съемках хип-хоп видео — Ян Дендорф.
Ян Дендорф: Я смотрю клипы российских видеооператоров, и в них нет чувства стиля, а стиль — это самое важное, в наших же видео будет концепция и интрига. К примеру, режиссер Алина Пясок мне напоминает скорее просто типичную нервную девушку на эмоциях, пытающуюся минимизировать риски на съемках, нежели грамотного режиссёра-постановщика хип-хоп видео. Не хочу сказать, что я сильно пи_датый; скорее всего, бесконечно плохи другие. Большинство клипмейкеров нигде не учились и зачастую не догадываются о существовании элементарных понятий оператора, монтажера (например, ось) . И снимают просто: камера в лицо, открывающийся рот и точка. Иногда, чтобы идти вперед, нужно дать возможность всем остальным сделать шаг назад.
Басота: Ян, равнозначно как и .Otrix, и я сейчас активно работаем над глобальным совместным проектом, название которого объявим чуть позже. Мы хотим основать пространство, тусовку, объединяющее творческих людей всех направлений, которые больше всего ценят свободу творчества и отсутствие ограничений, в том числе и со стороны самих себя. Это будет ни в коем случае не лейбл и ни букинг-агентство. Но подробно об этом проекте чуть позже.