
«Ты не в Запорожье тусишь, а в клипе Ja Rule» — о рэпе из Украины
Присланное нам интервью оказалось не просто пиаром творчества, а ещё и историческим экскурсом в украинский хип-хоп.
Действующие лица
MC T (Антон Вилинский)
Дима Симон
За окном -5, а в нашей студии на Пресне тепло. Вечер. Я завариваю чай. Ведем активный разговор с Антоном о политике (в последнее время, довольно часто о ней говорим. Мы оба с Украины – актуальная тема). Ждем Симона. Он задерживается – принимает непосредственное участие в монтаже видео на свой новый трек). За беседой, незаметно, часовая стрелка перелетает на следующую цифру. Входит Симон — уставший, но довольный (наверное тем, что наконец-то вырвался, сбежал от монотонной работы с клипмейкером, не его это, на сцене комфортнее).
Я включаю фотоаппарат на запись видео и мы начинаем.
Автор (это я, в дальнейшем А.): Давайте не будем копать слишком глубоко, а начнем с главного – вы люди, которые начинали весь хип-хоп в Запорожье (областной центр на Украине). «LT Product», что это, как началось, откуда ноги растут?
Антон Вилинский (далее Антон): Сразу хочу отметить, что мы не первые, кто начинал хип-хоп в Запорожье. Были ребята, которые читали рэп еще в начале 90-х. Группы: «БМВ», «Long lake», «D.B.T.I», «Hard time», «Speed Way» и другие. Просто мы те люди, которые в начале двухтысячных подняли запорожский рэп из локальной тусовочки на всеукраинский уровень. Наши треки начали слушать в России, попадать на какие-то сборники. Всему этому способствовал технический прогресс – синтезаторы Casio, на которых что-то там раньше варганили, отошли в прошлое, их сменили компьютеры. Стали появляться домашние студии, стали более грамотно сэмплировать и налаживать производство треков именно в правильной хип-хоп стилистике.
Дима Симон (далее Симон): Вот этот человек (указывает на Антона) своим примером мне показал, что все возможно и это стало началом моей дороги в творчестве.
Антон: А для меня этим примером были люди, которые были до меня. Я начал ходить по студиям, общаться с аранжировщиками и звукачами, вливаться в тусовку, понимать, как все делается. Потом нашел единомышленников – не тех, кто хочет просто потусоваться, курнуть, или выпить, а тех, кто хочет, что-то делать в этой культуре – тех, кто рисует, сводит, пишет хорошие рифмы…
Симон: Еще тех, кто просто курит и бухает, но они крутые.
Антон: Ну да, но со временем всё это уходит на второй план… В общем, LT Product, это была тусовка, которая появилась на базе студии «LT Recordz» — одна из первых Запорожских домашних студий, которую мы основали с моим другом Антоном Назаренко (Lyrik), поэтому название такое «Lyrik и MC T – LT». Он отвечал за биты, сведение и оборудование, а я за все остальное. На базе этой студии образовалось объединение единомышленников, как в Питере “Kitchen”, как «MYM records» в Москве и т. д. Все развивалось очень быстро, мы делали не только песни, но и свои футболки, трафареты, стикеры, организовывали концерты, акции и фестивали…
Симон: Первый мерч. Даже сайт был по продаже всех этих вещей.
Антон: Да, интернет магазин был. Сейчас этим никого не удивишь, но 9-10 лет тому назад это было круто.
А: И до каких высот вы допрыгнули в этом движении?
Антон: На самом деле, допрыгнули мы не так высоко, как хотелось…
А: Это понятно, Украину в этом плане тяжело сравнивать с Россией…
Антон: Да, у нас, к сожалению, на территории Украины, до сих пор нет такого понятия как «Рэп-звезда», ну может быть, только сейчас какие-то артисты начинают собирать залы и что-то зарабатывать. Но, тем не менее, мы были первыми запорожскими рэперами, выпустившими лицензионный альбом на территории Украины. Он дошел и до Москвы. Это был альбом МС Т «Первое слово». У Симона вышел альбом «Что бы улицы знали», и было ещё много разных релизов от участников нашего объединения. Ни одна тусовка Украины не могла похвастаться таким количеством альбомов в этой части, выступлений, клипов и мерчандайзинга. Все знали, что Киев — это группа Фора, 110г13л и Зелёные Каштаны, Харьков — Убитые рэпом, ТНМК, Туман, Лион. Донецк – Голос Донбасса, в Горловке Южный централ, а в Запорожье мы. В каждом городе был свой «топ» и мы были «топом» в Запорожье.
А: Да, я помню в 2007 году, когда мы со своей тусовкой создавали движение в Краматорске, мне предлагали поехать тусануть на «крутых движухах в Запорожье», то есть, даже у нас, на периферии в Донбассе знали о ваших движениях.
Симон: Да, многие приезжали на наши тусовки из Киева, из Харькова, Днепра, Черкасс и других городов. Все были под впечатлением.
Антон: У нас были свои вечеринки по пятницам и воскресеньям в клубе «Орбита», куда все приходили на правильных шмотках. Много девчонок красивых зависало постоянно. Приходили и арабы, и черные, которые учились у нас в городе в мед. институте. Клуб был забит постоянно. Люди со стороны были в шоке, попадая на эти движения, такое впечатление, что ты не в Запорожье тусишь, а в клипе Ja Rule или Nelly. Это было в 2002 – 2006, а потом движение постепенно начало спадать. Я перебрался в Киев, все повзрослели – работа, семья и все такое…у меня даже в песне строчка появилась: «У них МС погибают от пуль, у нас от детской коляски» (улыбается)
А: Ну раз уж мы начали «хвастаться», то вот еще интересный момент. Расскажи о клипе, который набрал почти шесть миллионов просмотров на YouTube.
Антон: В 2003 году мы сделали песню, которая не вошла в официальный саундтрек к фильму «Бумер».
А: А она вообще планировала туда попадать?
Антон: Нет, этот трек делали просто на волне популярности таких фильмов, как «Бригада», «Бумер», «Бандитский Петербург». И мы взяли сэмпл из саундтрека к фильму «Бумер», и сделали песню «Не мы такие — жизнь такая». Мы видели, как окружающие неправильно воспринимают эти фильмы. Они не понимали посыл, который был туда заложен. На самом деле, смысл фильмов был о том, куда и к чему это все может привести. Чем это все заканчивается. Мы сделали песню с правильным посылом и у нас даже были проблемы из-за этого. Мы лабали этот трек в клубах и к нам подходили люди и говорили: «Вы неправильно читаете, не по понятиям» и прочее «ла –ла- ла»… Один раз меня даже вывели из клуба, очевидно, хотели дать тумаков. Но пообщавшись со мной, они поняли мою позицию, признали меня здравым пацаном (смеется). После чего, они получили тумаков сами, от других людей, вышедших из клуба и не поделивших с ними место на парковке.
А: Это судьба,точнее, карма.
Антон: Да, это судьба. Короче говоря, мы сделали этот трек и выкинули его в сеть. До сих пор песня гуляет там под именем «Каста» — «Бумер». Его можно легко найти под этим названием ВКонтакте, но, на самом деле, это мы. Так спонтанно получилось, кто-то что-то напутал и пошло. А один человек по собственному желанию сделал к этому треку видеоряд из нарезок фильма «Бумер» и это видео набрало почти шесть миллионов просмотров без всяких накруток и рекламы. Для нас самих это был маленький шок. Мы поняли, что можно сделать продукт, который настолько нравится людям.
Андрей: Еще мы обсуждали интересный момент по поводу твоего трека с ST и Андреем Гризли «Будет все гуд». Чей на самом деле трек? В интернете он гуляет, как трек ST.
Антон: История простая. Я делал очередной релиз, и мой битмейкер Lyrik сбросил мне новый бит, я написал куплет, в котором высказал законченную мысль, и мы поняли, что нужно привлечь ещё людей. Конкретного плана не было, мы отослали дэмо Герику Горилле (сейчас Гига) и полтавскому рэперу Гуне, а потом и в Москву выслали, Андрею Гризли, нашему старому знакомому (Симон с ним все детство протусил на районе). Тогда Андрей был еще менее популярен, он доаранжировал песню сделал свой припев и показал трек ST, с которым мы даже не были знакомы на тот момент. Сане понравилась песня, и он сам предложил зачитать в ней. А через год, после того, как трек уже попал в сеть, Андрей за свои деньги захотел снять на него клип. Я приехал в Москву, и мы за одну ночь сняли ту часть клипа, где ST бармен, я повар, а Андрей официант. Хорошая работа получилась, но так как из нас всех в рэп тусовке более известен был Саша ST, то люди в сети подписывали трек - ST feat. MC T и Андрей Гризли. Но я не обижаюсь.
А: Я думаю, что это, в итоге, сыграло на руку в популяризации произведения.
Антон: Да, конечно. Все остались довольны работой.
А: Итак, теперь вы в Москве. Почему Москва?
Антон: Скажу за себя. В Киеве у меня было все в порядке: вел свою передачу на радио, познакомился с массой известных людей: Иван Дорн, Quest Pistols, Макс Корж, Птаха и так далее. Все было круто, но потом у нас в Украине начались известные события, и это повлияло на работу моего лейбла. А еще, прожив 6 лет в Киеве, я понял, что здесь достиг своего потолка, уперся и надо поднимать планку. Я давно присматривался к Москве. Общаясь с людьми из индустрии шоу-бизнеса, я понял, что люди известные в Москве, известны везде, а люди известные в Киеве, известны, по большей части, только на Украине. Есть конечно исключения в лице Дорна, группы Бумбокс, Веры Брежневой, но к сожалению их не так много.
Симон: У меня примерно та же история. Нужно было понимать, чем заниматься дальше – либо музыкой, либо… не музыкой.
Антон: А не музыкой заниматься мы не любим! (Общий смех)
Симон: Точно! Я, можно сказать, с детства в этом движении и не могу просто так взять и оставить это дело. Поэтому, бросив все там я стартанул сюда. Хотя у себя я вел бурную деятельность, писал песни, выпустил лицензионный альбом и снимал клипы. Один из них о событиях, происходящих на Украине. Хотя песня была написана задолго до них, но оказалась пророческой.
А: Как раз следующий вопрос я хотел задать по поводу всех этих событий. Я знаю, что у вас есть четкая гражданская позиция.
Антон: Да, это правда.
А: Расскажите об этом. Недавно произошел инцидент, связанный с вашим выступлением на благотворительном мероприятии в помощь пострадавшим от боевых действий на Донбассе.
Антон: Дело в том, что события, которые происходят на Украине, разные люди понимают по-разному. Но правящие круги и машина пропаганды делают все, чтобы только одна точка зрения считалась правильной, и любое несоответствие с официально озвученной позицией, считается ложным, враждебным и преступным. Я пережил два Майдана и при первом я тоже, как и большинство, был за Ющенко. Но потом я увидел, к чему приводит весь этот популизм и лживые речи. Когда начался последний Майдан, я сразу почувствовал, откуда дует ветер. Кто за ним стоит. Может быть, я всего не знаю, я могу, как и все, ошибаться, но дайте мне это право на ошибку! Если я ошибаюсь, то я за свои убеждения никого не бью, не убиваю, не ломаю памятники и никого ни к чему не призываю насильно. Мы всегда были патриотами своей страны, в хорошем смысле этого слова. Но теперь наша страна расколота противоречиями на идеологической и политической основе…
Симон: Расколота сознательно.
Антон: Да. И теперь получается такая ситуация: у меня есть друзья в Донецке, в Горловке, Луганске (восток Украины), Львове, Ивано-Франковске, Луцке, Ровно (запад Украины) Киеве, Днепропетровске, Харькове, но политические противоречия нас разделяют и мне говорят: «Делай выбор! Либо ты идешь стреляешь в этих, либо идешь стреляешь тех»! Если я пойду воевать за украинскую армию, то я вынужден буду стрелять в своих друзей и близких на востоке Украины, а если я пойду в ополчение, я должен буду стрелять в друзей из Киева, или Львова. Я этого не хочу! Я только за мирное решение конфликта! Пусть верхушка договаривается, как хочет, но это должно решаться только мирным путем.
И вот на всей этой почве недавно произошел «гэнгста щит» какой-то. Нас с Симоном пригласили на благотворительный концерт, на котором собирают деньги для людей пострадавших от военных действий на Донбассе, для людей, которые все потеряли. И в последний момент на афише мероприятия появляется плашка, что все средства будут отправлены пострадавшим через фонд поддержки Новороссии. Я узнал об этом в последний момент перед концертом (Есть видео, моего выступления, где я говорю со сцены, что я за мир). Подошел к организаторам, так и так, подстава получается, я нейтрален в этой ситуации, а выходит как бы по другому. Они объяснили, что они выбрали этот фонд, потому что он в Москве самый прозрачный. Много мошенничества и спекуляции на этой теме, а именно этот фонд гарантия, что деньги дойдут до пострадавших. Ну ок. Но многие люди из Украины увидев слово «Новороссия», объявили нас предателями, записали нас с Симоном во враги народа. В проукраинских пабликах и в форумах Запорожья нас приговорили к смерти, засыпали угрозами и проклятиями.
Я глубоко уверен, что любой конфликт между славянскими народами выгоден только третьим лицам. Это надо понимать. Мы все должны быть вместе, пусть даже в разных государствах, но вместе! Мы братские народы. Пример этой братской связи я сам, ведь моя мама украинка, а папа русский.
А: Понял и полностью поддерживаю. Давайте вернемся к творчеству и подытожим. Вы в Москве. Какие цели, куда стремимся, чего душа просит?
Антон: Цели простые. Хочется большей реализации и развития, расширения горизонтов. В Москву нас ведут амбиции, желание достичь большего. Еще хочется наладить отношение между нашими странами…
А: Что касается творчества, хотел бы затронуть ещё один вопрос по поводу «Антона Вилинского». Я так понимаю, что MC T сейчас отходит на второй план и появляется Антон Вилинский. Это как новая веха в твоем творчестве, смена репертуара?
Антон: Я с 2002 года работаю как МС Т и в моем репертуаре начали появляться песни, которые несколько отличаются от того, что я всегда делал. Сейчас такое время, когда рэп стал очень разнообразен по стилистике. Сейчас можно не париться и спокойно читать под ровную бочку, петь или совмещать разные музыкальные элементы. Это хорошо! В рэпе каждый находит что-то свое. Раньше, когда у меня появлялись какие-то более мелодичные треки, моя аудитория писала мне: «Эй, что за попса такая?». Ну, это нормально. Но мне нравится делать такую музыку, и я подумал, что надо, как «Баста» и «Ноггано», разграничить свое творчество. Более взрослые, мелодичные треки будут выходить под моим настоящим именем – Антон Вилинский, а МС Т продолжит делать конкретную рэпчину.
Симон: У меня все проще. Я как делал, так и собираюсь продолжать. В Москве я хочу выпустить полноценный релиз, который будет красиво и качественно звучать. Я слежу за тем, что происходит вокруг, слушаю все новое, люблю эксперименты. Я стараюсь поднять качество звучания своего материала. Сейчас снял клип на новый трек. В общем в ближайшее время будет чем порадовать.
А: То есть вы верите в себя, как и прежде?
Симон: И верим в хип-хоп, он объединяет!
Антон: Аминь!