Вечно молодые. Чаян Фамали
Чаяны рассказывают о своих связях с хип-хопом, работе на лейбле Влади, телочках в клипах и популяризации дэнсхолла в нашей стране
На первый взгляд кажется, что жизнерадостные парни из Чаян Фамали только-только нашли свою стезю, и уж вот теперь эти энергичные новички взорвут. Но если вникнуть в историю проекта из Набережных Челнов, то становится понятно, что стиль свой ребята определили уже давно, да и работа проделана колоссальная и успех пришел к ним не за один год. В преддверии московского концерта 5 октября мы узнали все подробности из первых рук от Артура Чаянова и Андрея Ворона.
Как вы попали в музыку?
Артур: Я с 1993 года ходил в музыкальную школу – начинал со всех азов вокал, сольфеджио и так далее.
Андрей: Да Артур пацан на серьезке прямо. Вот я в музыке человек случайный, в начале нулевых занимался танцами, а потом меня затянуло в музыку: однокурсник подогнал мне тогда еще кассету с рэпом. А через пару недель я уже записывал первый рэп.
Оба сидят перед экрана монитора у себя на студии и беседуют со мной по периодически пропадающей связи скайпа. Оба упорно просят не называть сколько им лет. Видимо это как-то негативно влияет на фан-базу. Поэтому я перевожу разговор в другое русло.
Расскажите эту красивую историю про название. Откуда оно?
Андрей: Набережные Челны вообще бандитский город. У нас на районе была одна банда, которая называлась Скорпионы. Мы решили назвать наш проект в их честь, но при этом отразить и наш колорит: Чаян в переводе с татарского как раз и есть скорпион.
Длительное время ребята уже в составе проекта работали и жили в Набережных Челнах, работая в клубах и выступая на крупнейших площадках региона.
Было ли тяжело в самом начале?
Андрей: С самого начала мы все делали своими силами: сами собирали аппарат, давали концерты. Никогда мы ни от кого не зависели, не было мысли выходить на Россию или нет, на тот момент было отлично работать в регионе. Уже тогда мы активно записывались с именитыми артистами: Артур отправлял демки и многие охотно соглашались на сотрудничество с нами. Лет восемь мы работали в регионе и активно прокачивались как MC.
А когда вы поняли, что хотите большего?
Андрей: Во всем виноват Артур (смеется).
Артур: Мы уже были знакомы с Влади. Он пару раз приезжал с Кастой на выступления и мы их разогревали. Когда ты работаешь в клубе всегда есть возможность общаться с другими артистами. Пару лет назад мы решили отправить материал Владу, не особо рассчитывая на что-то конкретное. А он ответил: «Приезжайте, обсудим контракт».
Влади, как многие знают, усердно собирает артистов на лейбле Respect Production. Он фактически является основателем и главой лейбла, лично принимая оперативные решения касательно новых артистов.
Многое ли изменилось после начала работы с Respect Production?
Артур: Очевидно, что есть колоссальные плюсы и свои минусы, они взаимосвязаны: мы получили знакомства, выходы на людей, работу с лучшими клипмейкерами, режиссерами; для нас организовывают интервью. Это избавляет музыканта от насущных каждодневных проблем.
Андрей: Из минусов: постоянное взаимодействие с лейблом, и ты уже начинаешь сам контролировать себя. Но так получилось, что сейчас мы связаны с лейблом одной целью, поэтому и немного упростили формат звучания и текстов.
Артур: Сейчас мы хотим популяризировать дэнсхолл, который лежит в основе нашего музыкального стиля. Поэтому мы немножечко убрали слэнг и откровенные текста, которыми отличается дэнсхолл.
Андрей: Многие люди даже не представляют, что такое дэнсхолл. Они ведь слушают песню и она им либо нравится, либо нет, они могут даже в стилях не шарить. Но когда-нибудь мы выпустим грязный дэнсхольный альбом (смеется).
Но сейчас уже нельзя злоупотреблять ругательствами и матом в песнях?
Андрей: в этом плане нам куда удобнее наших коллег, ведь мы можем использовать родной для дэнсхолла «ямайский» слэнг. У нас есть такая знаменитая песенка «Я не сделаю тебе, девочка, больно» с фразой «я тебя вые-бум-бум-бум» — вроде и не мат, и всем понятно о чем.
Вашим первым релизом на «Респекте» был мини-альбом коллабораций «Фитиль»
Артур: Все эти совместки были записаны еще до Респекта. Мы решили выпустить все фитовые треки отдельно, чтобы не было впечатления, что наш первый полноценный сольный альбом с лейблом продвигается только за счёт хитов.
Андрей: На мой взгляд, это абсолютно честный ход. Мы не из тех артистов, кто заполучив голос какого-то рэпера, использует его как пожелает. Мы долго согласовывали и пересводили каждый трек с «Фитиля».
Каждый из треков «Фитиля» получился цельным, все гости вписываются идеально, а какие треки нравятся вам?
Артур: понятно, что эти треки мы писали и сводили массу времени, то, что нравится сначала, ты уже меньше любишь потом. Когда мы записывались, мне очень нравилась «Сига» с Фьюзом, «Лили» с L’One, а сейчас мне нравится «One Love» со Смоки Мо.
И как восприняли поклонники эту пробу пера?
Андрей: Теперь я стараюсь не читать форумы, но раньше натыкался, на комментарии, что «Чаяны добавились к именитым артистам…». Сейчас я развею слухи, артисты получали треки уже после полной их готовности. Например, Смоки услышал трек и решил именно на него добавиться, Влади услышал «Дымиться Район» и решил зайти именно на него…
А можно ли заполучить вас на свой трек?
Андрей: Мы не пишем фиты за деньги, если ты об этом. Нравится — делаем, не нравится — не принимаем участие. Сейчас мы бы вообще не хотели писать совместки, их уже написано немало.
Вы сделали фиты уже со многими отечественными артистами, а кого из иностранцев бы вы хотели видеть на своих треках?
Андрей: Мы серьезно не думали писать треки на английском, но если бы The Weeknd спел на припеве, это было бы нереально круто, я большой его фанат!
Артур: Мунга, Шон Пол со всей Ямайкой — интересно сделать коллабы с дансхольщиками, а если с рэперами, то теперь только с самыми крутыми, с Эминемом например! (говорит очень серьезно)
Чаян Фамали никогда в своем творчестве не теряла нить хип-хопа, и дело тут не только в гостевом участии многих рэп-артистов, но и в, собственно, хип-хоп ритмике и стиле.
Артур: мы с этого начинали, еще в разных тогда коллективах. Занимались рэпом, а затем объединившись добавили к речитативу вокальные рэггей-распевы. Сейчас мы добавили много танцевального звучания и рэперами себя уже не считаем. Чаян Фамали это дэнсхолл-проект с элементами хип-хопа.
Дэнсхолл — это танцевальная музыка. В чем особенности ее существования в рамках хип-хопа?
Артур: основная особенность в том, что многие из мира хип-хопа начинают обвинять нас в отсутсвии в наших текстах смысла. Хочется ответить на эти выпады тем, что смысл дейстивтельно должен быть, особенно в танцевальной песне. Но смысл танцевальной песни — побуждать к движению. Не нужно грузить слушателя серьезными проблемами или социальной тематикой, но танцевальная музыка не должна погружать тебя в проблемы, а наоборот должна освободить тебя от них! Песни о любви, говорят они, бессмысленны, но посудите сами, как может это единственное чувство, которое побуждает ко всему движению во вселенной быть бессмысленным? Школьникам надо быстрее прийти к пониманию этого.
Андрей: С другой стороны, благодаря нашим хип-хоп корням, если мы захотим поднять социальную проблематику, мы всегда можем и это сделать.
А как вообще дэнсхолл приживается в России?
Андрей: В настоящий момент мы и Respect Production прикладываем к этому массу усилий! Влади уже сказал, что хочет популяризировать это нарпавление в нашей стране. Эту музыку еще предстоит расслушать, ведь кажется, что она достаточно однообразна: все песни наавтотьюнены, везде сбитый ритм, но при прослушивании понимаешь насколько там много намешано разных стилей! Это своеобразное танцевальное регги. А вообще мы не заморачиваемся только на дэнсхолле, тот же самый Major Lazer сейчас экспериментирует в момбатоне, и мы тоже, возможно, уйдем в эксперименты, но лейтмотивом останется дэнсхолл.
Артур: В России в силу определенной удаленности регги, как, кстати, и хип-хоп, понимается совсем по-другому нежели в мире. У нас регги — это хиппи-движение. Но изначально на Ямайке, одном из самых криминальных городов мира, эту музыку исполняли бадманы, опасные дредлатые чуваки со стволами. Так что определенным образом дэнсхолл это бандитская танцевальная музыка (оба смеются). В России идет определенное противодействие коллективам, которые пытаются подать регги и дэнсхолл как хиппи-музыку, что не является правдой.
А кого бы вы выделили из дэнсхолл-исполнителей?
Андрей: Безусловно Ригос очень круто продвинул дэнсхолл. Но сейчас он немного в рэп ушел, но, надеемся, он выдаст еще что-то чисто дэнсхольное и пока просто затаился, Ригосу респект!
Артур: Жаскис в Саратове, а московская туса больше состоит из танцоров-дэнсхольщиков, они более открытые. Брейкеры в хип-хопе также всегда были более открытыми и свободными, видимо, потому что они слушают не только текст, а слушают музыку целиком.
Как сейчас проходит процесс творчества?
Андрей: Мы занимаемся новой пластинкой, и сейчас у нас новая фишка: мы хотим записать реально около 50 песен и выбрать из них только 10, все остальное умрет.
И что вас вдохновляет на написание такого количества материала?
Артур: Да все что угодно: посмотрели киношку в кинотеатре, прочитали статью… Все песни берутся из нашего личного опыта.
Даже последнее ваше видео, «Нам пора прощаться», основано на личном опыте?
Артур: Да, конечно, история о расставании, ведь каждый из нас хоть раз в жизни говорил своей девушке, о том, что пора расстаться? Мы не исключение. Частично снимали видео в локациях Зеленого Театра, режиссером видео выступил Руслан Пелых: он снял нам клипы «Ты мой Кайф», «Временами» с Жарой, Касте снимал «Американе и Россиянцы». Он живет в Нью-Йорке и прилетал специально, как Карлсон: сделал доброе дело и улетел обратно. Люди привыкли, что когда расстаются, жизнь обрывается, но я надеюсь, что после нашего видео все уловят, что расставание — это не всегда плохо.
А до него было клевое видео с кучей девочек «Ее тело».
Артур: Понимаю теперь, почему нас иногда хейтят — просто завидуют девочкам в клипах, сидя дома за компом и в школе за партой! (смеется)
Андрей: Красивые девушки — это тоже часть нашей жизни, когда работали МС, рядом всегда были гоу-гоу. А девушки из видео — все танцовщицы. Именно после этого видео нам стали писать много танцоров и респектовать, что мы снимаем видео с таким обилием танца и движения!
Артур: Это же гораздо сложнее, чем просто пройтись по райончику и снять серьезное видео у кирпичной стены. Хотя свою часть мы отсняли быстро, а вот танцевальных коллективов приезжало много. Не все вошли в итоговое видео; я даже знаю, что две стриптизерши не попали в клип, за что прошу прощения за то, что не хватило тайминга! (оба смеются)
А ваша следующая пластинка…
Андрей: Она также будет основана на личном опыте, но когда она появится, я боюсь представить. До лета мы знали, какая она будет и когда появится, но сейчас все изменилось. Синглы будут постепенно появляться в сети, возможно что-то мы уже исполним на концерте 5 октября в Москве, но релиз будет, скорее всего, весной.
Артур: Наш стиль изначально не только танцевальный, сопливый или грустный – он разный. Одно можем сказать: там не будет трэш-металла и калинки-малинки, хотя поэкспериментировать с фолком мы собиралсиь…
Андрей: Нас самих этот альбом удивит, поэтому всем желаем дождаться выхода нового сезона «Игры Престолов» этой веснойи нашего нового пятого по счету альбома!
4 октября Чаян Фамали дает концерт у себя на родине в Набережных Челнах, а уже 5 выступят в Lookin Rooms в Москве.