#Hipstory: Juice Crew. Вместо Эпилога
Заканчиваем небольшую историю огромного коллектива в нашей постоянной рубрике.
Предыдущие статьи рубрики читайте здесь
В 80-х на Def Jam ещё не осознали, что родили столько классических альбомов за пять лет, сколько еле насобирают за следующие 24 года. DJ Premier только готовился к «Step In The Arena», записав «No More Mr. Nice Guy» вместе с Guru. Kool G Rap и Rakim едва ли догадывались, что заложили непоколебимые основы качественного рифмования. Определение хип-хоп классике ещё никто не дал, все смотрели пионерским взглядом в интернациональное будущее рэп-музыки.
Согласитесь, редко услышишь от русского рэпера: «В своём новом альбоме я ориентировался на "Город Джунглей" от Bad Balance». Чернокожие, в свою очередь, обладают удивительной преемственностью. Каждый норовит повторить успех «Illmatic», вокруг мало-мальски успешных альбомов возникают исторические ассоциации, новые группы сравнивают с Wu-Tang Clan, дуэты — с Outkast, битмейкера и рэпера — с Gang Starr. Задай вопрос любому американскому рэперу, что он думает о Juice Crew, как зрачки любовно расширятся, речь станет упоительно-благодарственной, тут же пойдут истории о впервые прослушанном «Long Live The Kane» и мгновенном решении посвятить себя хип-хопу.
Как начинали
Однажды Марли Марлу надоело ставить Кёртиса Блоу в эфир тогда единственной хип-хоп радиопрограммы. Поскольку линейка рэперов напоминала советское телевидение (Не нравится Кёртис Блоу? Включи Шугахилл Гэнг. Не нравится Шугахилл Гэнг? Включи Кёртиса Блоу), Марли Марлу оставалось разбавить эфир исключительным способом: делать музыку самому. Как раз кстати оказался предприимчивый ведущий передачи, Мистер Мэджик. Он поддержал начинающего диджея, отбирая талантливых чёрных парней в группу. Благо, талантливые чёрные парни захаживали к нему в офис, как на «Утреннюю Звезду».
Но начали не с парней, а девушек: вначале вышла не совсем успешная композиция «Sucker D.J.» от Dimples D, а после более популярная «Roxanne Revenge» от Roxanne Shanté. Зажигать красиво Juice Crew начали с приходом лиц мужского пола: MC Shan, Big Daddy Kane и Biz Markie взвели формацию на новый уровень. Дело пошло лавинообразно: Kool G Rap & DJ Polo выпускают классику, Masta Ace выпускает классику. Как вы думаете, что выпускает Tragedy the Intelligent Hoodlum? Догадливые мазафакеры!
Компиляция «In Control Vol. 1» от Марли Марла показала маленькому Диджею Каледу, что диджей тоже может выпустить альбом. Вместе со славой пришли домыслы завистников. Но об этом позже. Сейчас поговорим о тех, кому редакция не посвятила отдельную статью.
Лица, о которых преступно не рассказали
MC Shan
Попал в Juice Crew исключительно русским способом — через родственников. MC Shan пытался стать частью индустрии самостоятельно, но без фактора кумовства выпустил только один сингл — «Feed The World». Когда его выбросили из рекордингового бизнеса, Марли Марл взялся за кузена. Подоспели контракт с Cold Chillin' Records, творческая свобода, а главное — гениальный кузен в качестве исполнительного продюсера альбома. Двоюродные братья не стали мять balls'ы и сходу выпустили классический сингл «The Bridge». Хотя Shan и не говорил такого в треке, KRS-One разглядел историческую несправедливость: мол рэпер где-то называет Куинсбридж местом рождения хип-хопа, когда на самом деле всё зародилось в Южном Бронксе, а KRS-One — патриот Южного Бронкса и за Южный Бронкс порвёт! Записывается ответный и тоже классический дисс «The Bridge Is Over». Бифы тогда были в страшную диковинку, так что выиграли от конфликта все — и Juice Crew, и туса поборника исторической справедливости, Boogie Down Productions.
Шэну понравилось конфликтовать. После бифа с Boogie Down Productions он решил наехать на Марли Марла — так начался первый большой раскол в Juice Crew. Рэпер обвинил кузена в присвоении чужого труда, якобы он на самом деле создавал музыку к своим трекам. Расхождения Марла с Cold Chillin' Records сыграли Шэну на руку и третий альбом «Play It Again, Shan» он записывал уже без звёздного кузена. Пластинка оказалась коммерческим провалом и последним лонгплеем в карьере рэпера. Не беда, главные роялти он получил в качестве продюсера — Snow распевает свой супер-хит «Informer» как раз поверх раггамафинского бита Шэна. Деньги, судя по всему, стали заканчиваться. Рэпер пытается вернуться страшно малобюджетными видео. Пусть что хочет творит в настоящем, нас прёт его прошлое. Так всё равно, кто писал биты к этим трекам, Marley Marl или MC Shan. Историческую справедливость оставьте для Крыма.
Biz Markie
Если сравнивать с Горшком и Князем, то Марли Марл — король, а Биз Марки — шут Juice Crew. В мейнстримовом плане самый успешный артист коллектива, он обладает и самым уникальным талантом в группе. Легенда гласит: Биз выдавал космически крутой битбокс под студией Марли Марла, диджей спустился вниз и назад поднялся уже с новым участником тусовки. Битбоксер мгновенно подтянул Биг Дэдди Кейна в Juice Crew. Именно так в исконно куинсбриджской команде появилось два бруклинца. Расширение границ пошло коллективу на пользу: Биз Марки стал главной боевой единицей на концертах, его первый альбом «Goin' Off» является одним из лучших лонгплеев во всей дискографии группы. Не последнюю роль в этом сыграл и Биг Дэдди Кейн. Именно бруклинский кореш написал большинство текстов для дебютной пластинки Биза.
Когда начинался раскол Juice Crew рэпер выпустил второй диск, «The Biz Never Sleeps». Главный сингл с альбома, «Just A Friend», окончательно зацементировал наследие Биза: с таким треком можно гастролировать и по сей день. Умение быть любимчиком публики позволяет зарабатывать хорошие деньги и сейчас — то на разогреве в большом стендап туре Криса Рока выступит, то на MTV «пошоуменит». Оказывается, быть «the clown prince of hip hop» ещё и очень выгодно. Сейчас он нравится народу потому, что битбоксит, шутит, а потом опять битбоксит. Полноценная рэп-карьера артиста закончилась в 2003 году вместе с его последим сольником, «Weekend Warrior».
Craig G
У этого мужика стрит-кредибилити больше, чем у Ким Кардашьян селфи. Тот факт, что именно Крэйга попросили написать все баттловые куплеты для фильма «8 Миля», делает его неуязвимым в любом состязании. Хоть скажи: «Ты не прав, тощий (в данном случае "грузный")», вспомни маму Крейга Джи, но бесполезно. Он может ответить даже не зарифмовывая: «Слышь, я к "8 Миле" тексты писал». Проще снять мафиозный фильм лучше «Крёстного Отца», ей-Богу.
Невероятный вундеркинд. Знаете, во сколько лет он записал первый трек? В 12, композиция называется «Shout Rap». Первый альбом — в 16. С возрастом погрузился в подвальный рэп. Самое мощная работа Крэйга в 21 веке — это совместный с Марли Марлом альбом, называется «Operation: Take Back Hip-Hop». Кстати, гонорар за первые два лонгплея у Крэйга намного больше, чем у других участников группы — Марли Марл устроил его не на жмотский Cold Chillin' Records, а на Atlantic. Правду говорят — разделяй и властвуй, — недаром эпоха скряг с Cold Chillin' Records закончилась лет 20 назад, а на Atlantic издаются артисты калибра JAY Z по сей день. Особо не затрагивали альбомы артиста, чтоб не обижать легенду. Учтиво скажем: его работы времён Juice Crew по-хуже лонгплеев других участников коллектива.
Ну и немного мяса уже от повзрослевшего Craig G в клипе ниже.
Tragedy the Intelligent Hoodlum (ныне — Tragedy Khadafi)
Все обычно идут по другому пути, но Tragedy нарушает закономерности — начинал с труднопроизносимого русскому человеку поджанра conscious hip hop, его первые два альбома ещё под именем Intelligent Hoodlum пестрили историческими отсылками и заумными метафорами. Потом попал под дурное влияние, Mobb Deep научили читать про суровые будни куинсбриджской шпаны, сменил псевдоним на Tragedy Khadafi и не прогадал. Вместе с Masta Ace остаётся одной из последних активных творческих единиц бывшего Juice Crew.
Понятное дело: читать как пробитый олигофрен Tragedy не стал. Панчей много, мыслей умных тоже, хотя Вашему покорному слуге его первые две работы, пластинки «Intelligent Hoodlum» и «Tragedy: Saga of Hoodlum», нравятся больше. Тут, как говорится, «на любителя»: всем более-менее гурманам хип-хопа найдётся, чего у Кадафи «съесть». В описание кидаем сразу два клипа: первый времён его «сознательного» прошлого, второй — «бандитского» настоящего. Кстати, видеоклип на композицию «Lazarus Pit» — весточка с его грядущего релиза «Magnum Opus».
Чем закончили
Знаете, спорту проще: команду можно обновить — команда может играть вечно. В рок-группе одного пьяного басиста меняют на другого, чуть более трезвого. Хип-хоп не такой: уходит один, уходит второй и получается сольный проект (привет, KREC). Участники Juice Crew стали зарабатывать, каждый купил по дому, жить дружным общежитием было бессмысленно, как и делить концертные гонорары. Один за всех и все за бабло.
Внутренние распри, маленькие роялти в контрактах и прочая бытовуха гранённых стаканов разбросала участников Juice Crew по разным лейблам. Контрактам присуща одна неприятная вещь — истекать, — так что в середине 90-х бывшие одногруппники нырнули в андеграунд. Кто-то довольно успешен в независимом плавании (Masta Ace, Kool G Rap, Tragedy Khadafi), для некоторых вариант с вечным ностальжи-туром оказался приемлемей (Big Daddy Kane, Biz Markie). Marley Marl поучает молодёжь на радио, изредка творя в студии с такими же ветеранами. MC Shan пропивает вечные роялти с вечного хита «Informer». За счастливым концом идите на «Стражей Галактики».
Да и чёрт с ним, с этим концом счастливым. Зато за всё время существования Juice Crew вы не найдёте альбома, который хватит совести обозвать «говном», «дерьмом» и «ширпотребом». Разве что «In Control Vol. 2», да и то — Марли Марл вбросил туда неизданное, чтоб от контракта с лейблом быстрее избавиться. Короче: наследие у группы огромное, песни через одну жанрообразующие, а если уже так затёрли плейлист Juice Crew, что Lastfm настойчиво рекомендует других исполнителей...Пишите в твиттер Марли Марла и просите собрать всех этих мужиков вновь.
Мистер Мэджик был классическим самодуром: только ему хватало наглости обзывать KRS One бездарем и не выпускать Big Daddy Kane на сцену из-за стрижки. После смерти склочный характер как-то позабыт, вспоминают с должной признательностью. Наверное, классическим начальникам-самодурам так положено. Правда, в отличие от большинства сатрапов, он доставлял не собственникам крутыми ежеквартальными отчётами, а слушателям. И помнят его до сих пор: под радиопередачи этого дядьки засыпали юные Джей Зи и Нас, он воспитал нью-йоркский хип-хоп. Группа уже 25 лет как распалась, но рукописи не горят, даже если вы чёртов Воланд.
К чему я это в послесловии? Во-первых, потому что не сказал о смерти Мистера Мэджика, злопыхатели заклюют. Во-вторых — даже после смерти история Juice Crew продолжает жить. Мда, заканчиваю в лучших традициях клишированного некролога.
Другие статьи рубрики читайте здесь