#Hipstory: Masta Ace
Человек, который не понаслышке знает, что происходило с хип-хопом последние двадцать пять лет. Вся карьера настоящего рэпера как на ладони
Masta Ace — всевидящее око жизни в гетто. Человек, любящий рассказывать душераздирающие истории у микрофона не меньше, чем кататься в своём Cadillac (а это он обожает, уж поверьте). Техника Эйса в своё время сильно повлияла и на Маршалла Мэтерса. Ace обрёл мировой успех после выпуска альбома «SlaughtaHouse» на лейбле Delicious Vinyl в 1993 году, однако шёл он к этому долго: Интернетом практически никто не пользовался, выпустить привлекающий внимание сингл было нелегко, а пробиться на радио — ещё труднее. Давайте начнём с самого начала.
Дюваль Клир родился в 1966 году в Браунсвилле — одном из самых опасных районов боро Бруклин. Отец ушёл из семьи при рождении ребёнка, воспитанием занималась мать, которой практически не было дома. Будущий рэпер всегда испытывал любовь к музыке, однако серьёзно заниматься ей начал в конце семидесятых, когда вошёл в состав диджей-коллектива , где набрался небольшого опыта. В одном из интервью он сказал, что в то время рисовал граффити, танцевал и устраивал вечеринки, лишь иногда записывая рифмы в блокнот. Хип-хоп как жанр тогда только начал зарождаться, поэтому вполне можно сказать, что Masta Ace вырос вместе с ним, наблюдая за всеми появляющимися тенденциями и изучая их.
Первым заметным успехом в тогда ещё только начинающейся карьере Дюваля стала победа в конкурсе открытого микрофона. В качестве приза он получил возможность провести шесть часов в студии вместе с легендарным продюсером Marley Marl. Немного погодя, закончив Род-Айлендский институт по специальности маркетолог, Ace всё же сумел попасть, куда так стремился, спустя год. Marl разглядел в парне талант, после чего пригласил его принять участие в записи компиляции «In Control, Volume 1». На альбом попали аж две работы музыканта: «Simon Says» и «Keep Your Eyes On The Prize», которые впоследствии также оказались на дебютном сольном сингле. Помимо прочего, на сайфере «The Symphony, Part 1» Masta Ace зачитал вместе с Big Daddy Kane, Kool G Rap и Craig G. Впоследствии он сказал, что оказался на этом треке лишь из-за того, что «MC Shan отказался в последний момент, не захотев портить свою репутацию, зачитав вместе с какими-то молодыми и неизвестными парнями».
Сразу после выхода компиляции, Masta Ace стал частью коллектива Juice Crew, основанного Marley Marl’ом и включающего в себя рэперов Biz Markie, Roxanne Shante и других. Он также подписал контракт с нью-йоркским лейблом Cold Chillin’ Records, на котором и выпустил дебютный «Take A Look Around» в 1990 году. Несмотря на популярный сингл «Me And The Biz» и клип на него, Cold Chillin’ Records не продвигали пластинку в массы, и она не имела коммерческого успеха.
Три года после выпуска альбома Дюваль Клин молчал. Он без всякой шумихи перешёл на лейбл Delicious Vinyl и записал совместную композицию с известной в те времена группой The Brand New Heavies, попавшую на «Heavy Rhyme Experience, Volume 1». На этом его карьера только начиналась: Ace объединился с рэперами Lord Digga и Paula Perry, тем самым образовав трио Masta Ace Incorporated. Вместе они выпустили альбом «SlaughtaHouse». И если раньше исполнитель ассоциировался с Восточным побережьем, то теперь он смог расширить фан-базу, смешивая старый стиль со стилем музыкантов Западного побережья. Трек «Born To Roll» помог коллективу достичь невообразимой популярности, и с этого момента всё шло как по маслу. «Brooklyn bass music», как называет своё творчество сам автор, стало распространяться по всему миру.
Когда на дворе был 1994 год, известный режиссёр Спайк Ли связал Эйса с музыкантами Buckshot и Special Ed, попросив троицу записать композицию для саундтрека к фильму «Crooklyn» (потом вышла вторая часть для «Clockers»). Естественно, артисту это было лишь в плюс: он собирался выпустить новый лонгплей на Delicious Vinyl, и набирать «хайп» было самое время. Сингл, как и фильм, получили всеобщее одобрение и впоследствии стали культовыми. Вышел альбом «Sittin’ On Chrome» в 1995, и среди гостей там можно было услышать лишь двух исполнителей: певицу Leschea и дуэт Cella Dwellas. Трек «The I.N.C. Ride», в котором рэпер рассказал о своей любви к автомобилям и медленным поездкам по району, впоследствии стал хитом, чему также посодействовал сэмпл песни The Isley Brothers «For The Love Of You». Masta Ace хотел показать детям, что кататься на автомобиле — занятие куда лучше, чем грабить магазины и вступать в банды: «Наслаждаться поездками на крутой машине по близлежащим местам — весело, и я хочу доказать это юношам. Сейчас в так называемом “настоящем хип-хопе” слишком много рассказов о насилии, наркотиках, алкоголе и оружии. Подобное не для меня».
После «Sittin’ On Chrome» Маста Эйс решил отдохнуть и немного отойти от дел. Он ушёл с Delicious Vinyl и подписал контракт с Big Beat Records. Несколько лет музыкант занимался продюсированием участников своей группы, а также основал фирму по продвижению других артистов. «Мне не хотелось выпускать альбом», — говорил Дюваль в интервью Underground Sound. «Я ненавидел индустрию, ненавидел политику. Я два года работал над релизом, который в итоге не был выпущен из-за лейбла, поэтому практически опустил руки».
Как бы то ни было, он всё же продолжил выпускать музыку. В 2000 году Masta Ace отправился в безумно успешный тур по Европе, выступив в Англии, Италии, Германии, Шотландии и Швейцарии на огромных площадках. Он был настолько вдохновлён поездкой, что по возвращении на родину сразу же стал записываться. «Многие рэперы считают, что если у них не получается прославиться в США, то всё закончено. У меня не было такого ощущения». Подписав контракт с лейблом JCOR Records, он мог записывать всё, что хотел, и спустя год на прилавках магазинов появился «Disposable Arts». На альбоме присутствовали фирменные рассказы как о тяжёлой жизни в бедных районах, так и о том, что в жизни есть не только деньги да украшения, а рэперам стоит пересмотреть свои взгляды. В том же году в одном из интервью он сказал: «У меня такое чувство, словно большинство слушателей хип-хопа не умны, не являются разносторонними людьми. Они слушают то, что им дают. Моя работа — исправить это дело». В то же время произошли бифы с Boogieman и The High & Mighty, в результате это даже привело к баттлу на мероприятии Lyricist Lounge, однако после композиции «Acknowledge» всё улеглось.
Строчка с завершающего «Disposable Arts» трека «No Regrets», в которой артист говорит, что это, возможно, конец («I don't know if it's the end, but yo, it might be»), заставила фанатов поволноваться. Однако все их сомнения были рассеяны в 2004, когда в продажу поступил «A Long Hot Summer», служащий приквелом к предыдущему альбому. Коммерчески успешным он не стал, однако слушатели и критики оценили релиз по достоинству. Многочисленные отсылки к фильму Спайка Ли «Делай как надо», качественные тексты и приятные инструменталы от передовых продюсеров того времени полюбились народу, и многие до сих пор считают пластинку лучшей в карьере музыканта.
Шло время, Маста Эйс разъезжал по стране с концертами, записывал гостевые куплеты, но в основном молчал. Люди хотели чего-то нового. В 2006 их жажда была утолена: Дюваль, Wordsmith, Punchline и Strick (Stricklin) основали группу eMC, и с того момента рэпер больше не выпускал сольных релизов. Сам же он говорит, что подобную идею дали ему фанаты: «Всё началось в 2001. Я поехал в тур, только выпустив “Disposable Arts”, и поддерживал меня повсюду Strick. Он был из Милуоки — города, где мы познакомились с представителями Tommy Boy Records. Я также путешествовал с Punchline’ом. Мы провели в дороге около месяца и сблизились настолько, что на протяжении следующих пяти месяцев записали кучу материала вместе. Вне зависимости, были ли это я и Strick, или я и Wordsmith. Или Wordsmith и Strick. Или я и Punchline. Мы записали десятки различных коллабораций. Пожалуй, больше двадцати… К тому же некоторые слушатели загадывали всё наперёд, появились слухи и так далее. Фан-сайты писали о том, что мы собираемся создать группу, и тогда мы подумали: “Почему бы и нет? Хорошая идея, давайте попробуем". Так всё и началось».
Спустя два года коллектив выпустил дебютный альбом под названием «The Show». Как и на прошлых релизах Masta Ace, на этом также были концепция и сюжет. На протяжении двадцати трёх композиций слушатель узнаёт о том, как проходит день из жизни eMC во время тура. В записи приняли участие Sean Price, Little Brother, Ayatollah, Marco Polo и многие другие деятели андерграунда. За следующие несколько лет было выпущено несколько официальных компиляций «Hits U Missed», состоящих из гостевых куплетов, неизданных треков, инструменталов и многого другого. Однако следующим крупным событием в карьере артиста станет совместный с бостонским рэпером Edo. G альбом «Arts & Entertainment», а также EP «Extra Entertainment».
В любом случае, слушатели ждали от совместного альбома двух ветеранов чего-то грандиозного, но были разочарованы. Хоть «Little Young» и приобрёл популярность среди многих людей, которым надоели прилагательные «Young» и «Little» в псевдонимах рэперов, по большей части альбом получился не таким уж и замечательным: читали музыканты лишь о том, что «true hip-hop» нужно возвращать, а это, поверьте, быстро приедается. Небольшой скандал с телеканалом A&E, попросивший убрать первоначальное название с обложки, также пошатнул уверенность артистов.
В это же время Masta Ace полностью отдал себя спорту и стал тренировать команду по американскому футболу Irvington Blue Knights в Нью-Джерси. Музыку он, однако, не оставил позади: в 2012 году был выпущен долгожданный, много раз переносившийся альбом «MA_DOOM: Son Of Yvonne», от и до спродюсированный MF DOOM’ом. Пластинка стала самой личной за всю карьеру музыканта: на ней он делился всеми эмоциями, которые переполняли его после смерти матери, Ивонн. Одни лишь названия композиций вроде «Me And My Gang» и «Home Sweet Home» вызывают ностальгию, в итоге мы получили крепкий релиз, в основном описывающий раннюю жизнь рэпера.
На дворе 2014 год. Все предпочитают музыку, играющую на радио, и о Masta Ace, как бы грустно это ни было, помнят лишь заядлые фанаты рэп-музыки. Сам он наслаждается жизнью, потихоньку записывает новый материал и иногда даёт концерты. Второй альбом eMC участники обещают выпустить в этом году, а синглы «Spun A Web» и «Charly Murphie» уже доступны для прослушивания. Возможно, что-то мы и забыли описать, но самые крупные достижения артиста были перечислены, но не послушав его работы, осознать всё величие тяжело. Сам Eminem (мы знаем, насколько посетители RAP.RU любят его) сказал: «Masta Ace обладает великолепным умением рассказывать истории. Его мысли безумно яркие». Начинать знакомиться с дискографией лучше с «Disposable Arts» или «A Long Hot Summer» («Good Ol’ Love» — бесспорный шедевр, помогающий пережить безумно жаркие летние дни), потом — с более ранним творчеством.
Мы также хотели бы поделиться переводом одного из лучших интервью с артистом, прошедшего мимо многих — с австралийским порталом Grindin’. Получилось оно очень информативным и интересным, несмотря на то, что ему уже год.
Прошло 25 лет с момента, как мы впервые услышали тебя на «The Symphony». Каково это — наблюдать за появлением артистов, которым ещё не исполнилось 25? Кого бы ты мог выделить из восходящих звёзд?
Я рад, что молодые парни делают своё дело! Когда мне было лет двадцать, я был точно таким же, пытался найти свою стезю. Думаю, Joey Bada$$ и Jay Electronica — мои фавориты.
Многие взрослые слушатели рэпа (в основном фанаты) считают, что если ты не знаком с историей жанра, не вырос, увлекаясь всеми четырьмя элементами хип-хопа, не можешь зачитать какой-нибудь трек, вышедший в девяностых, то тебе не место в культуре. Что ты думаешь на этот счёт, что можешь сказать подобным людям?
Глупо ожидать от восемнадцатилетнего паренька, что он зачитает тебе трек Rakim’а. Наша задача — ознакомить молодёжь с популярными ранее артистами. Если они смогут почувствовать, что происходило в то время, они бы и воспринимали всё по-другому. Юный фанат хип-хопа вряд ли сможет запомнить абсолютно все вещи, когда-либо происходившие в истории жанра: она просто огромна! Нам надо не ворочать носы, а попытаться обучить их тому, что знаем.
Ты в индустрии более 25 лет. Наверняка прошёл через многие испытания. Назови самый удачный и неудачный момент своей карьеры.
Пожалуй, самая большая моя неудача произошла в 1998 году, когда в родном городе мне стали говорить, что я «продался Западном побережью» из-за успеха синглов «Born To Roll» и «The I.N.C. Ride». Лейбл отложил выпуск альбома на неопределённый срок, и я уж было посчитал, что никогда больше не притронусь к микрофону. Я был зол, не хотел читать.
Самый удачный момент карьеры — прошлое десятилетие. Мой альбом «Disposable Arts» положил начало чему-то новому. Путь к искуплению начался именно тогда, и я всё ещё продолжаю следовать ему спустя 12 лет! Это есть самое удачное, что произошло со мной за всю карьеру.
Ранние дни Juice Crew… Впоследствии ставшие легендарными музыканты собирались вместе, чтобы записывать классику. Мы знаем, как вы познакомились и всё такое, но есть ли у тебя какие-то забавные истории, произошедшие тогда, которые ты можешь рассказать?
Не хочу позорить своих товарищей, поэтому нет.
Ты ещё общаешься с кем-то из Juice Crew? Вы, вроде, планировали выступать вместе в Лондоне год назад, что произошло? Увидим ли мы когда-то воссоединение?
В основном я общаюсь с Craig G и Big Daddy Kane. Kane и я выступали на одной сцене в прошлом месяце в Глазго. Совместный тур будет слишком трудно организовать. Вряд ли найдётся человек, способный договориться со столькими абсолютно разными людьми, как все мы.
В то время, когда ты выпустил «Sittin’ On Chrome» и «SlaughtaHouse», ты создал свой уникальный стиль. Кто тебя вдохновлял?
Определённо Cypress Hill, Funkdoobiest, альбом Dr. Dre «The Chronic» и A Tribe Called Quest.
В середине девяностых ты ненадолго притих в плане выпуска альбомов. В любом случае, синглы на двенадцатидюймовых пластинках продолжали появляться. На твоих лонгплеях постоянно присутствовали какие-то общие темы, связывающие все треки воедино. Были ли у тебя в то время заготовки и мысли по поводу тематических релизов или ты просто записывал отдельные композиции?
Как я уже сказал, это очень неудачный момент в моей карьере. Я планировал выпустить альбом, который так и не увидел свет. В 1997-1999 годах я был зол на всех вокруг, в том числе на себя. Синглы, выпущенные на независимых лейблах в то время, были чем-то вроде проверки для меня. Я проверял, остался ли порох в пороховницах.
Что ты чувствовал, когда не смог выпустить альбом? И устраивало ли тебя то, что каждый альбом выходил на новом лейбле, а тебе приходилось находиться в центре всей этой суматохи? Или же ты просто был рад записывать песни?
Я просто пережидал трудные моменты, пытаясь осознать, могу ли предложить что-то новое рэп-игре. Когда я ушёл с лейбла, это было круто в первую очередь из-за того, что я осознал вкус свободы. Раньше ничего подобного не испытывал.
Есть ли у тебя любимый трек, который ты всё ещё обожаешь исполнять на концертах или же просто включать дома, приговаривая: «Чёрт, а я хорош»?
Наверное, это «Take A Walk» или «Beautiful». А может и «Son Of Yvonne». Вообще, каждая композиция играет большую роль в моей жизни.
Чем Дюваль Клир отличается от Масты Эйса и чем он любит заниматься, когда выходит из образа?
Masta Ace — человек, выступающий на сцене и фотографирующийся с фанатами после концертов. Всё остальное время я — Дюваль Клир, так как чётко вижу грань между карьерой и семьёй.
Насколько я понимаю, ты преподаёшь американский футбол в школах уже несколько лет. Достигли ли какие-то из твоих учеников успеха?
Я тренирую вот уже 11 лет. Я горжусь тем, что большая часть моих учеников поступили в колледж, где продолжают заниматься футболом. День их выпускного — огромное наслаждение для меня.
Правда, что ты собираешься повременить с тренировками? Будешь ли ты скучать по ним и вернёшься ли обратно?
Да. Это я и хочу проверить, буду ли скучать и насколько сильно. После этого и решу, вернусь ли. Хотелось бы уделить время себе и своей семье этой осенью. Быть тренером — брать на себя огромную ответственность, это трудно. К тому же я не планирую ехать в тур в ближайшее время, поэтому ничто не будет мне мешать.
Giants, Jets или другие команды?
Eagles. Giants — наши соперники, поэтому я выберу Jets.
Knicks, Nets или?..
В данный момент Knicks. Придётся подождать, чтобы привыкнуть к Brooklyn Nets. Не станешь ведь фанатом Nets только из-за того, что у них есть «Brooklyn» на джерси.
Ты родился в Бруклине, Нью-Йорк. Наверняка приятно видеть Nets в лиге. Часто ходишь на игры?
Ещё ни на одну не сходил. На самом деле, я вообще редко хожу на игры NBA. Больше всего я люблю и буду любить американский футбол.
Ты всё ещё живёшь в Бруклине? Наверняка многое сильно изменилось с тех пор, как ты родился.
Больше я там не живу, переехал в 2006. Там сейчас всё изменилось, да, но в хорошую сторону. Теперь там много модников, хипстеров, а, соответственно, стало куда безопаснее. Ночью тоже теперь лучше, думаю, в ближайшие пару лет люди не будут ехать именно в Манхэттен, чтобы хорошо провести время.
Если бы ты не стал рэпером, чем бы сейчас занимался?
Работал бы в рекламном агентстве, создавая прикольные рекламные ролики.
Ты хорошо ладишь с Marco Polo [продюсер из Нью-Йорка — прим. редакции]. Стоит ли ожидать совместного альбома? В других интервью я читал, что, возможно, будет некий саундтрек к твоей жизни?
Да, мы хотим записать релиз, который станет описанием всего происходящего в моей жизни. Съёмки документального фильма пока не начались, поэтому пока что я не собираюсь записывать саундтрек. Хочу, чтобы всё было свежее и выходило вовремя, хотя мы уже подобрали парочку битов.
Ты посетил Австралию много раз за последние 10 лет. Какие твои самые приятные воспоминания отсюда? Назови самую странную и забавную вещь, произошедшую с тобой здесь.
Мои выходные в Сиднее были великолепны. Пожалуй, увиденные мной достопримечательности Австралии — самые приятные воспоминания. Не знаю, что забавного рассказать, но недавно я заболел и удивился, что всего за $60 меня осмотрели все врачи.
Что станет следующим шагом в твоей карьере?
Скоро выпустим альбом eMC. Хочу выпустить документальный фильм о своей жизни, переделав его в телесериал, небольшую повесть и, конечно, музыкальный альбом. Ну, и буду пытаться поднять лейбл M3 Records на новый уровень.
Думал ли ты когда-нибудь о том, чтобы оставить рэп? Смог бы перестать записываться и заниматься музыкой?
Возможно, я бы направил свой энтузиазм в другую сторону. У меня, например, давно мысли по поводу собственного телешоу в голове вертятся.
И напоследок. Как ты можешь объяснить значение слова «grindin’»?
Иметь возможность прокормить свою семью любыми способами. Постоянно менять кепки, чтобы угодить лейблу. Уметь правильно подать себя и своё творчество, а также общаться с фанатами через социальные сети. Создать линию одежду. Список можно продолжать бесконечно.