Жара. Вера в себя
Не только автор одноименного альбома, но также моряк, татуировщик и продавец одежды — в интервью Rap.Ru.
Слушаешь ли ты свой альбом?
В машине слушаю. Сейчас больше в репетиционных целях, надо готовиться к концертам, но и из интереса тоже. И каждый раз убеждаюсь, что все отлично. Потому что иногда накатывают сомнительные мысли, что что-то сделал не так, но переслушиваю и решаю, что все сделано как надо. Есть технические моменты, которые меня не устраивают, но альбом вышел таким, каким я и хотел.
Ты же планировал сделать первый сольник в духе нью-йоркского андеграунда?
Это желание было давно. Когда вышел альбом "Колесо — оба зрения", я начал писать сольные песни. Насочинял 5-6 песен именно в таком духе. А потом что-то на меня повлияло, я задумался, что ничего не меняется — мне стало неинтересно. Надо было что-то делать. Тем более в новой школе на то время для меня был какой-то провал, слушать было некого. Существовал только на старой школе. А потом как раз-таки появилась новая волна, которая меня зацепила и замотивировала. Я понял, что со старым этапом надо заканчивать.
Под новой школой ты имеешь в виду не Joey Bada$$, не Action Bronson, а что-то более броское?
Да, Joey — это та же классика, там нового разве совсем чуть-чуть. Может быть, в словах? Но покуда я плохо знаю язык, для меня это тот же крутой, классный старый Нью-Йорк. А вот представители TDE — это классика с явным новошкольным лоском. Я стал слушать Kanye, A$AP, Big K.R.I.T, TDE и их звук, насыщенный электроникой, меня привлек. Это отразилось на альбоме.
Тебе требуется звуковой и идейный ориентир для того чтобы вдохновляться?
Когда я сочинял, то принципиально не слушал русский рэп полностью, поэтому и пропустил кучу альбомов. Да, я вдохновляюсь в основном музыкой, а не чем-то еще, поэтому влияние на меня есть. Что еще важно — от меня ждали очень определенного альбома. Фанатская база Песочных ждала. Я так не хотел. И следующий альбом будет тоже другим, не как "Жара". Я не знаю, каким будет новое звучание, но оно будет новое.
Участие Ёлки в песне "Новый мир" для многих стало сюрпризом, и для многих же — приятным
То есть основную претензию к себе ты уже знаешь?
Нет, я совершенно ничего не читал об альбоме. Наверно, "Жара спопсился"? Ни одного комментария я не читал, для меня очевидно было, что скажут. Даже когда я сочинял, понимал, что будет шквал отрицательных отзывов. Я переживал и переживаю, но не боюсь и идти старым путем не хочу.
На улицах Ростова получаешь фидбэк?
Самое странное, что да. В основном, подходят и говорят, что все круто, крутой альбом. Есть такие, которые говорят, что их не зацепило, но я "все равно молодчага!". Яйцами не кидаются, все нормально.
Твой альбом на несколько дней стал первым по продажам в российском iTunes среди всех жанров. Это как-то будоражит автора?
Честно сказать, мне кажется, что это не особенный показатель. Я смотрю в инстаграме или где-то еще — каждый второй, кто что-то выпускает, оказывается на каком-то там месте, и на первом. Продажи Billboard — это уверенная штука, абы кто там не появится, доверять можно. А эта история — не знаю, непонятно.
Как бы ты не менял свой вектор, есть впечатление, что самая популярная песня с альбома — это "Вера в нас", которую легко можно представить на альбоме Песочных Людей.
Это так. Наверно, мало кто обратил внимание на треклист, но он для меня был очень важен. Определенный порядок: приветствие, потом развлекалочка, потом какие-то мои размышления, и завершается все классикой, "Вспомни", "Есть музыка" и неслучайно "Вера в нас" последняя. Это итог всего альбома. Там говорится то, что мне действительно важно. Толкать себя вверх и так далее — это охеренно, но я не собираюсь идти по этому пути всегда.
Помимо смены музыкального курса, в первом клипе все отметили и смену имиджа. Тебе интересна визуальная часть того же трэпа?
Даже музыкальное влияние трэпа на альбоме минимально, может быть, один трек. Глупо было не попробовать. Что же касается внешнего вида, то стрит-гот и прочее — не моя история. Какие-то моменты точечно, может быть, в контексте клипов — да, но в целом я не стремлюсь туда. Тенденции каждый день появляются и каждый день же умирают. Если же меня причисляют к «модным» рэперам, мне все равно. Не помешает.
Но вообще ты следишь за уличной модой?
Да, мне это интересно. Не мода, а стиль. Раньше, кстати, совсем не интересовало. Я слежу за отдельными персонажами, например, за Pharrell. Может быть, Kanye, хотя он как раз пересвэжный. Но умеет грамотно сочетать. A$AP Rocky ведет современный стиль, но я, конечно, не все у него воспринимаю. Theophilus London шикарный.
Этот интерес не со времен твоей работы у Шыма в магазине появился?
Конечно, нет, тогда мы все были на широком. Хотя именно тогда у него в магазине я познакомился с маркой Stussy, ее никто тогда не знал. А сейчас они очень популярны.
Раз речь зашла о прошлом, вспомним еще один примечательный факт твоей биографии — ты был моряком. Скажи нам, сухопутным, там все еще есть романтика? Как становятся моряками? Просоленные мужественные лица или сплошное надраивание гальюнов?
Это что-то среднее. Пути в моряки два: пойти в среднее или высшее учебное заведение, как это сделал я, или пойти на курсы матроса, чуть ли не трехмесячные. Но во втором случае ты выше боцмана не дослужишься. Сейчас это похоже на обычную работу — встал в 8.00, до 18.00 работаешь, есть еще вахты. В свободное время тусишь с одними и теми же чуваками. Романтика есть, но она быстро заканчивается, когда начинаешь по нескольку месяцев проводить время в одной и той же компании. У меня опыт не очень большой был, но наслушался с головой. Один капитан, старый такой, у него был последний рейс как раз перед пенсией, сказал мне: "Пять лет — и вали отсюда. Потом ты никогда отсюда уже не вылезешь, останешься навсегда на этом долбаном пароходе". Я подумал, что он в этом что-то понимает. Сейчас я иногда скучаю по тем временам. Когда ты просто три дня идешь по хорошей погоде, то это похоже на обычную работу, а вот когда штормит, то да, чувствуешь себя немного круче, чем люди на берегу.
Так выглядел первый клип Психа и Жары
Как ты сошелся с Психом? Вы же люди совершенно разного темперамента.
Да, но на тот момент у нас оказалось очень много общих дел. Он только что вышел из тюрьмы и был на волне хип-хопа, Объединенная Каста, все дела. А я работал у Шыма и тоже всем этим проникался. мы познакомились и не без помощи травки подружились. Джин (бывший участник Песочных Людей) после выхода на свободу особо ничего не записывал, а Егор был в запале и в итоге он мне предложил зайти в Песочные. Мы были заодно во всем. Приехали в Москву с первым альбомом, жили вместе, не разлей вода. После его пригласили в Москву в качестве поэта в театр "Практика". И на мой взгляд, это на него и повлияло. Театр его увлек, затянул, и музыкальное сочинительство отошло на второй план. Наверно, тогда интересы наши и разошлись. Внедрять театр в Песочных я не хотел. "Колесо" мы записывали очень тяжело, было трудно, с каждым днем наши взгляды становились все более разными. Худо-бедно альбом вышел, и даже классный получился, но дело дошло до того, что нам просто физически было сложно общаться. Это и привело к сольному альбому. А вот сейчас мы нормально, хоть и нечасто, общаемся, ушло чувство соперничества. Все произошло правильно, наши дружеские отношения сохранились.
Чем он сейчас занимается?
Сегодня же первое апреля? Если выйти в город, в центр, то обязательно его встретишь, он что-то там веселое делает. Пишет стихи, проводит поэтические вечера, делает представления. Песен вроде бы не пишет, но точно не скажу.
Что ты запомнишь из вашего совместного бытия?
Как раз моменты времен "Сухого горючего". Я с теплом вспоминаю эту юность. Дымные вечера, мое состояние — сейчас мне ценно это вспоминать. Мы постоянно были вместе, было настоящее единение, это я буду вспоминать. Помню, как снимали себе промо-ролики какие-то сумасшедшие, тот же "Прорэп". Первые концерты… Теплые воспоминания.
Песочные Люди — наверное, последняя русская группа, успевшая записаться с Onyx, когда это еще что-то значило
И наверно, песню с Onyx? Как она появилась?
Как-то все так само вышло, по-душевному. Я был счастлив как дурак. Открываешь дверь, а к тебе заходит Фредро — я не знал, что делать. И он настолько простой чувак был! Сидели на моем диване, курили, смотрели их старые клипы и он радовался как ребенок: "Смотри, смотри, это я!". Незабываемо. Слушали музыку, я поставил ему тот бит, и он легко согласился поехать на студию, записаться. Легко и просто вышло. И трек, по-моему, вышел таким крутым, потому что родился по-настоящему, без всяких заморочек. И даже мой куплет, который я тогда записал — на эмоциях, можно было бы переписать, но я сознательно не стал ничего менять. Для меня ценным был тот момент совместной записи в студии. Музыку к этой песне, кстати, написал я сам, а Влади уже доделал, сделал шикарно. Еще был момент уже позже, когда он приехал в Ростов уже со Sticky Fingaz и когда мы типа репетировали этот трек, я видел, что Sticky как будто бэчит мне, что-то подчитывает, и ему этот трек реально нравится.
Мне, кстати, понравился новый сольный альбом Fredro и очень понравился их трек на альбоме A$AP Ferg. Вот у них бы получился альбом в мощном трэповом стиле. С их подачей, с их хоррором был бы суперкрутой альбом.
В приглашении на презентацию ты сам татуируешь девушку…
Да, и на Rap.Ru сожрали это приглашение — я чуть-чуть пробежался по комментариям. Да, я сам раньше делал татуировки, несколько лет. И каждый раз, когда я рассказываю об этом, поправляюсь — скорее, портил, чем украшал. Но были и крутые работы. Начинал я с роторных машин, с иголок, самостоятельно сделанных из струн. Самостоятельно паял пучки игл и так далее. Наверно, я бы мог достичь какого-то уровня, но этому нужно уделять все время. Татуировкой я зарабатывал деньги на хлеб, пока первый альбом не вышел и не начались концерты.
Кстати, один из первых участников Касты, Тидан, стал очень большим мастером и в России его очень хорошо знают. Я время от времени у него что-то делаю и еще собираюсь идти. Не так давно я был у него на сеансе и он сказал, что его ученик, Олег, сам уже гениальный мастер, хочет, чтобы я сделал ему татуировку в виде автографа. В кайф ему. Я забомбил ему "Жара" и оказалось, что рука помнит. Поэтому и идею приглашения я воспринял с энтузиазмом. Люди, которые переживают, что девушка будет ходить с этой татуировкой всю жизнь — не переживайте, уже, наверно, забила чем-то другим.
То самое приглашение с татуировкой
Есть ли сейчас в ростовском хип-хопе что-то схожее по потенциалу с теми, кто появились там в конце прошлого века?
Наверняка есть такие чуваки, но почему-то я их не вижу сейчас. Не знаю, насколько это может стать популярным, как Каста или Баста, но есть талантливый чувак Пика. Он делает подземный, но очень интересный хип-хоп, концептуальный. И такие в Ростове люди есть. Но может ли кто-то из них выстрелить — я не уверен. Впрочем, сейчас все смешалось, регионального разделения с проникновением интернет уже нет. Сейчас уже неважно, откуда ты.