Mesr: "Мне не нравятся танцы локтями и вся модная юбочная движуха"
Экс-участник Черной Экономики о работе, Бразилии и актуальном хип-хопе.
Бывший участник группировки Черная Экономика, граффити-райтер из команды MDT, художник, иллюстратор, и коллекционер винила в интервью Rap.ru.
Группа Черная Экономика не получила массового признания, но свою нишу в андеграунде отечественного хип-хопа занимает по праву. Фронтменом группы до момента ухода был Mesr. О работе, современном хип-хопе, жизни в Бразилии, развитии рэпа и многом другом интерн Rap.Ru Дмитрий Васильченко договорился пообщаться с Mesr'ом в разгар его рабочего дня в офисе.
— Я работаю графическим дизайнером в TimeOut. Так что рисовал, а это без малого 15 лет, считай, не зря. Это то, что мне нравится, что я умею, поэтому работа не напрягает. Не работал бы в офисе — работал бы на фрилансе. С другой стороны, именно граффити сейчас занимаюсь редко, да и цели уже при этом не такие, как были раньше.
— Коллеги по работе в курсе, что среди них не просто сотрудник?
— На работе или где-то еще я не афиширую, чем занимаюсь. Но кто-то все равно догадывается. Недавно в кафе кассир попросила оставить автограф при коллегах. Фиаско! Бывает, на улице узнают. Причем не всегда понимаю — узнали из-за рэпа или граффити? Но у меня это до сих пор вызывают неловкость и какой-то дискомфорт, когда просят сфотографироваться или автограф. Мы и записываться-то стали не для того, чтобы засветиться, а реально для себя, в прикол. Поэтому когда после наших записей пошла какая-то волна внимания, узнаваемости и прочего — это было очень неожиданно и в диковинку.
— Неужели не было мыслей развить успех, пока на волне?
— В том-то и дело, что нет. Мне гастроли, вся эта разъездная жизнь совсем не по душе. А еще надо постоянно выпускать песни, альбомы, чтоб с этой волны не слететь, подогревать интерес, торговать ***** [лицом]. А я не хочу превращать творчество в конвейер. Пишется — пишется, нет — нет. Поэтому мы не завидовали ни Centr'у, ни кому-либо еще. Я лучше раз в несколько лет буду выпускать материал, который нравится прежде всего мне, без оглядки на слушателя. Да и потом, концерты все равно есть и по гастролям поездили.
— С гастролей есть что вспомнить?
— Хорошо помню наш первый выезд в Самару. С нами еще Рыночные Отношения ездили, совместный концерт. Нас заселили в какую-то гостиницу, на которой висела табличка, что в таком-то там году здесь жил Ленин. Ощущения были, что с тех пор там ничего и не изменилось. Ну, мы и отдохнули в лучших традициях панк-групп. Расхреначили в угаре номер, изрисовали стены номера и коридоры. И сам концерт прошел настолько весело, что никто ничего не помнит. Или вот один из последних выездов в Новосибирск: прикольный город, хорошие люди, отличная погода. Успел тату набить себе. Побывал на студии, даже сняли клип на "Скотч-2". Правда, хрен знает, куда он делся в итоге.
— С бывшими одногруппниками связь поддерживаешь?
— Поддерживаю, но с кем как. С Русиком связь есть, но больше в интернете. С Дугой общаюсь постоянно, реже с Гуляй Рваниной. Насколько знаю, рэпом занимаюсь только я и Гуляй Рванина.
— Встречал ли ты человека с огромным талантом, но который так и не раскрылся?
— Есть такой персонаж из Марьино — Трамвай. Вот кто нереальный талантище. Если в интернете хорошо поискать, можно найти его треки. Я даже не знаю, чем он сейчас занимается. Тот же Пуно из "1000 слов". На самом деле, много таких. Кого-то бытовуха съедает, кого-то лень. Для кого-то рэп не более, чем хобби, как для меня. Хотя для меня всё же чуть больше, чем хобби.
— Недавно в твиттере ты писал, что убрал творчество в чулан.
— Как убрал, так и достал. Понимаешь, сейчас и отношение к творчеству другое. Не хочется банальщину выпускать. Раньше мы быстренько все вместе по строчке нарифмовали, на всех поделили и записали. Сейчас я пишу, когда прет писать. Плюс самокритика выросла сильно. Постоянно переписываю, переделываю или забиваю вообще.
— На современный рэп как смотришь?
— Тут сложно всё. Сейчас, несмотря на то, что рэперов стало очень много, я считаю, что пробиться им стало легче, чем в наше время. Сегодня не нужны ни лейблы, ни профессиональные студии, ни продюсеры, ни радио. Всё можно сделать самому и через интернет добиться определенных результатов. С другой стороны, мне не нравится, что перестали хранить традиции. Искоренили культуру. Человек только становится мало-мальски известным, появляются какие-то гастроли и деньги — все творчество превращается в какой-то порожняк. И не хотят развиваться, читать книги, усложнять рифмы, делать интереснее. Не нравится все эти танцы локтями и вся модная юбочная движуха. Плодятся клоны один за одним, а толку?
— Видимо, современному русскому рэперу тяжело попасть в твой плеер.
— Я слежу за нашим рэпом больше для ознакомления. И то редко. Понравился звучанием альбом Меззы. Нравится, что делает Митя Северный, Честер из Небро, Заги Бок, Антон Черняк (Шило). С последним мы ведь знакомы с бородатых годов, когда он появился в нашей тусе по граффити, задолго до того, как его услышали массы. Замечательный, добрый человек и отличный художник. И какие альбомы выпускает. Это про него, как раз, поговорка — талантливый человек, талантлив во всём.
— Сейчас есть модная, но не "юбочная", а хмурая околофутбольная движуха в рэпе.
— В наших песнях это тоже было. Но мы никогда никого из себя не строили, ничего не выдумывали и писали про то, что нас окружает и то, кто нас окружает. Я и на выезда гонял, не так часто, правда, как хотелось бы. И в драках участвовал, но по обстоятельствам, а не по забивонам. В фирму ни какую не вхожу, хотя друзей среди хулиганов предостаточно. Недавно смотрел "Околофутбола" — увидел многих знакомых лиц. Но из группировок никого выделять не буду, все и так всё знают.
— Как пристрастился к футболу?
— В детстве еще, когда жил на Автозаводской, играл за "Торпедо". А мой дед, сейчас уже покойный, Анатолий Снычков — сам был игроком "Спартака" в послевоенное время. Отсюда, собственно, в моей жизни и появился "Спартак". Вдобавок я 7 лет прожил в Бразилии. После этого сложно оставаться от футбола в стороне.
— Как ты попал туда?
— Отец работал в Гидрометцентре, и ему предложили работу в университете в Бразилии. Был 94-й год. Путч, холодная и голодная зима. Вот не долго думая и уехали. Планировали максимум на 4 года, а остались в итоге на 7. Жил на юге страны в штате Рио-Гранде до Сул, в маленьком городке с круто звучащим для русского слуха названием Пелотас. Потом перебрался в столицу штата, город-миллионник Порту-Алегри. Страна реально помешана на футболе, в дни матчей в школах или детских садах просят родителей забирать детей пораньше. На работе игра может быть уважительной причиной на отсутствие. В каждом маленьком городке есть несколько команд, в каждом штате три-четыре дивизиона. В дни матчей города тупо вымирают — все либо на стадионе, либо у экранов. И играют все — от шкетов до пузатых мужиков. Даже старики могут выйти, пусть не играть, но почеканить мяч. У кого нет денег на мяч — связывают туго скотчем кульки газет и играют, либо просто фруктами играют. Я там болел за команду "Гремио", они играют в Премьер-Лиге. И за команду 3-го дивизиона GE Brasil de Pelotas, в простонародье Xavantе. Тут я уже не пропускал домашние матчи. Иногда и на выезды гонял, встревая во все сопутствующие передряги.
— Родителям много крови попил за молодость, жалеешь о чем-нибудь?
— Ох, это точно. Не представляешь еще сколько попил! Сейчас очень жалею об уйме в пустую потраченном времени.
Ближайшее выступление Mesr'а в Москве состоится 16 марта в клубе "16 тонн".