Альбомы года. Зарубежная версия
Наш топ-15 самых громких, важных и нужных пластинок, записанных в 2013 году.
Rap.ru выбрал самые интересные, на наш взгляд, альбомы ушедшего года, а авторы Rap.ru высказали о них свое персональное мнение. Вот что получилось.
15. Ghostface Killah & Adrian Younge "12 Reasons to Die"
Редькин: Придумал каламбур “альбом по Госту”. Кино всегда интересовало участников Wu, кого-то — гангстерские боевики, а кого-то — блэксплотейшн. “12 Reasons” явно задумывался как фильм, впрочем, он хорошо слушается даже если не понимать всего (довольно натянутого) сюжета. Причина этого — музыка продюсера Эдриана Янга, который работает так, как будто на дворе семидесятые, компьютеры есть только у глав НАСА, а драм-машины еще не изобрели.
Недашковский: Очень интеллигентный по своему звучанию альбом. И это притом, что в куплетах тут — сплошь чернуха: режут, убивают, предают, пытают, мстят. Гротескный комикс и рэп-сторитэллинг длиною в целую пластинку, оперные партии и сэмплы RZA, музыкальный маньяк Эдриан Янг (чью музыку спустя полгода услышат все, благодаря треку Jay Z “Picasso Baby”) и непрошибаемый Ghostface — пчелы-убийцы Ву-Тэнга уже давно не жалили наши уши так сильно. Тот самый случай, когда включив альбом впервые, не смог нажать на паузу до самого последнего трека.
Горбаш: Альбом-сказка, альбом-мечта. С таким в активе Гостфейсу можно и на пенсию уходить — уж очень сильное прощальное слово.
14. Snoop Lion "Reincarnated"
Редькин: Весь мой запас шуток про Снупа и траву закончился еще летом, просто скажу, что мало у кого из рэперов получается искренне ловить удовольствие от своей музыки — записывает ли он регги, фанк, хаус или кантри. А у него получается.
Муннибаев: Самый свободный из всех американских рэперов. Но что бы он сделал с собой, если б в 1993-м узнал, что через двадцать лет напишет песню про свежевыжатые соки? Небезупречная пластинка, скорее, символ свободолюбия Снупа и его неограниченного ничем креатива.
Недашковский: Кажется, никогда еще этот уважаемый человек не экспериментировал столько, как в 2013. Выпускал диджей-сеты под именем Snoopzilla, отличился бойким фанк-проектом на Stones Throw, но самой яркой из реинкарнаций стало превращении из Пса в Короля джунглей. "Reincarnated" — терапевтический альбом, своеобразный рэгги-санаторий, который был необходим как Снупу, порядком уставшему от рэпа, так и слушателям — порядком подуставшим от рэпа Снупа. Если надоела зима и охота к большой воде и солнцу — закройте глаза, жмите "play", и улыбка сама заиграет на лице.
Горбаш: С каждым годом количество жанров, в которых не работал Снуп Догг, становится всё меньше. Удивительно, но ещё не разу Снуп не казался смешным. Он уже который год делает всё, что его укуренной голове угодно, и в который раз это как минимум вызывает интерес.
13. Earl Sweatshirt "Doris"
Никитин: После того, как парень полечил голову, посмотрел на реальных жертв изнасилований и так далее, количество жести в его текстах резко сократилось, — но все от этого только выиграли.
Редькин: Безо всякой спешки, под источающие яд, медленные биты он транслирует нешуточную мощь. Вряд ли погрешу против истины, если скажу, что в “десятых” Эрл занимает место MF Doom.
Горбаш: Стоило твиттеру Тайлера потерять в актуальности, как и интерес к его музыке значительно поугас. С Эрлом всё наоборот: находясь вдали от повышенного внимания публики, он поостыл (в хорошем смысле) и записал альбом, который так и кричит: "Я повзрослел и всё понял!" И знаете, на фоне непрекращающегося фрик-шоу Тайлера и неожиданной серости остальных участников OF, Эрл превратился к их главную ударную силу.
12. A$AP Ferg "Trap Lord"
Редькин: Не обманывайтесь названием, никакого трэпа здесь нет. Скорее, тот же самый нью-йоркский минимализм, какой был в девяностые, только сделанный с учетом современного подхода к звуку. Пока его коллега Rocky читает под музыку Скриллекса и затаривается в бутиках, Ferg наводит мосты с B-Real и группой Onyx — получается шумно, злобно, пронзительно. Предсказываю, что его приезд в Россию в этом году — не последний.
Недашковский: Главная удача Ферга — это коннект нью-йоркских модников-подростков с бородатыми олдскульщиками. Вопрос: был ли в этом тысячелетии другой такой случай, чтобы в топе оказывался релиз с куплетами старогвардейских Onyx, Bone Thugs-N-Harmony и B-Real? Вот и мы такого не припомним. В плюсы пластинке запишем пыльный и до ломоты в шее качающий звук, парочку вполне себе хитов ("Shabba" уже свое отгремел, теперь нужен клип на "Dump Dump"), а также нескучный вокал Ферга, который и протараторить даблтаймом мастак, и запеть жалостливо, когда нужно, умеет.
Горбаш: Жирный, жирный рэп. В самом хорошем смысле. Судя по интервью Rap.ru, Ферг интересуется одеждой не меньше своего более именитого коллеги по A$AP Mob, но при этом не меньше времени уделяет прослушиванию хип-хопа девяностых. А затем грамотно транслирует его в 2013 год.
Никитин: Многие думают, что A$AP Mob — это Роки и все остальные. Я тоже так думал, пока не послушал "Trap Lord", альбом, демонстрирующий, что его автор — сильная и самостоятельная боевая единица.
11. Mac Miller "Watching Movies with the Sound Off"
Недашковский: Белый парень внезапно превратился из тин-звезды, читающей о домашних тусовках и Дональде Трампе, в мистификатора абстрактного хип-хопа со всеми задатками нового Мэдлиба.
Редькин: Удивительно, но ко второму альбому песни этого нарколыги засветились новыми красками и стали в разы изящнее — не в последнюю очередь благодаря правильным влияниям (Фаррелл, FlyLo, Эрл Свитшерт) и широкому кругозору. Местами все звучит как новые Boards of Canada, а местами и круче.
Горбаш: В этом году ни у кого не получилось так же выразительно поиметь всех своих критиков. Неожиданно Мак Миллер записал альбом, которого от него не ожидал никто: мрачный, философский, по-антиконовски абстрактный. Мак Миллер и философия — как это вообще? Оказалось, отлично. За творческий шаг вперёд, за уверенность в себе, за мой любимый альбом года — хвалю за всё это и иду слушать "Watching Movies".
10. Eminem "MMLP2"
Никитин: Уважать я его всегда уважал, но никогда не любил — уж простите. Да, один из самых популярных альбомов года. Но как напоминают нам в комментариях любого материала про L’One, популярность еще не все.
Горбаш: “I’m beginning to feel like a rap god” — хватит скромничать, Маршалл. Ты уже давно себя им чувствуешь. Вполне вероятно, это право ты заслужил. От того и не нуждаешься в записи по-настоящему мощных альбомов. И таких не записываешь.
Редькин: Ничего нового я об Эминеме не узнал (и вообще — стоило столько лет хихикать над Кид Роком, чтобы потом самому в него превратиться!), но почему-то крайне приятно, когда нынешние школьники массово котируют твоего кумира детства!
Муннибаев: Я старый человек и помню, как Эм считался в рэпе попсой. Плюс такой “белый рэп” (так говорили в моей юности) мне не нравится — отсылки к кантри и тупому стадионному американскому року просто не трогают. Тараторит он умело, этого не отнять.
Недашковский: Язык не повернется назвать альбом плохим. Скорее, не увлекательным и перегруженным. Первое время аттракцион "выплюнуть сто слов за пятнадцать секунд" срабатывает, потом — больше утомляет. Понял, что за весь декабрь ни разу не тянуло переслушивать диск (притом, что вышел-то он в ноябре), а именно на такие критерии считаю нужным опираться, вместо слепого восхваления кумира.
9. J. Cole "Born Sinner"
Никитин: Сам себе битодел и сонграйтер продолжает раскрываться с новых сторон и очень впечатляюще прогрессировать.
Недашковский: Вот уже полгода вечерние прогулки не обходятся без триптиха "Runaway" — "She Knows" — "Rich Niggaz" — в той же последовательности, что и в треклисте. Самопорицательная искренность лирики и на редкость скрупулезный подход к конструированию битов сделали альбом Джермейна одним из самых ярких воспоминаний года.
Горбаш: Как-то 18 июня 2013 года вышло три альбома. Один — альбом сходящего с ума Канье Уэста, второй — абстрактные зарисовки о жизни 20-something звезды, а третий — просто отличный хип-хоп альбом, без претензий на прорыв в жанре. Прогресс на лицо, Jay Z гордится подопечным, сравнения с Насиром Джонсом имеют всё большее право на жизнь. Только разница между ними очевидна уже сейчас: Джермейн умеет писать хиты.
Муннибаев: Коул хранит традиции хип-хопа, давая им современный звук и вид. Формат "интеллигентный молодой человек читает рэп" меня не слишком привлекает, но в его случае не могу не согласиться, что это одно из самых приятных лиц в жанре. А вот за его пределы он не выходит.
8. El-P & Killer Mike "Run The Jewels"
Никитин: Другой хип-хоп точка ком.
Редькин: Агрессивно и весело. С кулаками и с юмором. Дают жару, но дают и задуматься. Любители повздыхать, что в рэпе сейчас понизился уровень тестостерона — вот ваш выбор: и сладких песенок про любовь не поют, и в нерв времени попадают.
Муннибаев: Знакомясь с Убийцей Майком в хите “Whole World” с Outkast, я был бы готов дать голову на отсечение, что это обыкновенный южный бодрый рэпер. И ходил бы сейчас без головы (впрочем, некоторым русским рэперам это не мешает). Не знаю, как он сошелся с подземным божком El-P, но это лучшее решение в его жизни. Альбом ювелирный, кристальный, злой, олдскульный, современный.
Горбаш: С этим альбомом всё было понятно ещё до прослушивания. Во-первых, эти двое в прошлом году записали по сольнику, наглядно демонстрирующему, что весь этот мнимый "андеграунд" всё ещё рожает отличную музыку. Во-вторых, модный лейбл Fool’s Gold говна не держит. Тот случай, когда альбом должен понравиться независимо от предпочитаемого вами фасона джинсов.
Недашковский: Группа Run The Jewels — это математический парадокс формата "1+1=3". Стокилограммовый человек-камень (смешки в сторону) Киллер Майк вместе с продюсером Эл-Пи выдали наголову превосходящую их сольное творчество музыку. Ценность RTJ заключается в мелочах: слышно, что эти песни писались не по имейлу, а во время очевидно не самых трезвых и спокойных студийных посиделок. Мой любимый момент — песня "Banana Clipper", где Майк заряжает: "Какой-то чел говорит, что лучший бит мне нашел. Но он не спродюсирован Эл-Пи, так что нахер пошел". Такая вот она — дружба настоящих мужчин.
7. Pusha T "My Name Is My Name"
Горбаш: Давай сыграем в игру. Весь альбом я буду остроумно вордплеить на тему белого порошка, вскрикивать “YUGH” и “UGH” по поводу и без, а ещё на моём альбоме будет “Numbers on the Boards”. Ты же попробуешь его выключить и не включить в топ лучших за 2013 год. Удачи” — окей, Pusha T, ты победил.
Редькин: Никто не воспрещает слушать этот альбом и без знания английского, но отдельное удовольствие — пройтись по каждому треку, параллельно читая подcказки на Rapgenius. Вот тогда становится в полной степени понятно, что Pusha — без преувеличений большой поэт своего нелегкого ремесла.
Муннибаев: Отдельный жанр в хип-хопе — уверенный негр мерно чеканит слова, среди которых то и дело встречается панчлайн. Пуша в этом жанре Пушкин, но в этом жанре альбом проигрывает более короткому формату, что доказывает его предыдущий релиз. Однако, песни на “MNIMN” есть замечательные.
Недашковский: "Моим первым Грэмми был первый проданный брикет кокса" — этой цитаты уже достаточно, чтобы понять, в чем тут сила, правда? Напиши Pusha T песню с припевом про "самый чистый кайф", вышла бы явно не баллада, а драгдилер-рэп в лучшем — небодяженном, если хотите — проявлении. То же стоит сказать о большинстве песен на "My Name Is My Name". Гостей, правда, многовато — мы слишком долго ждали сольник этого человека и спокойно обошлись бы без куплетов-затычек от 2 Chainz, Jeezy и Big Sean. Пока вы читаете эти строки, Pusha вместе с Фарреллом сидят в студии и пишут пластинку-сиквел "King Push". Обещают, что там не будет фитов — и это очень хорошо.
6. Danny Brown "Old"
Горбаш: Глядя на Дэнни Брауна, создаётся впечатление, что передо мной невменяемый псих, который обязательно откинется от овердоза в ближайшие пару лет. Кроме этого, передо мной ещё и безумно крутой рэпер. А пока в щель между этими зубами влезал сосок, Браун записал самый сумасшедший (и очень классный) альбом года.
Редькин: Мне больше нравится “сторона Б”, когда у Брауна совсем отлетают тапки и начинается рейв. Впрочем, к песням вроде “25 Bucks” или “Dope Fiend Rental” тоже вопросов никаких — мало кто может прочитать так, чтобы ты сначала посмеялся, а потом взялся за голову руками (заметьте, я очень старался, чтобы в этих двух предложениях не было слова “упоротый”).
Муннибаев: Люблю психов в искусстве. Но настоящих, а не Odd Future. Но песенников, а не Lil B. Этот — настоящий и умеет писать песни.
Недашковский: Лучший альбом детройтского рэпа-2013. И это принимая в расчет тот диск, с домом на обложке.
5. Drake "Nothing Was The Same"
Никитин: Если бы Rap.ru составлял и топ-50 западных треков, я бы настаивал на включении в верхнюю десятку “Started From the Bottom” и “Hold On, We’re Going Home”. А для второй десятки припас бы “Worst Behavior” и “The Motion”. Этот альбом — сильнейший в карьере Дрейка, и главный, на мой взгляд, рэп-релиз в этом году. Дрейка по-прежнему не понимают в России, как в 2008 не понимали, в чем крутизна Lil Wayne. Но я убежден, что именно он больше других ответственен за то, как в последние пару-тройку лет менялось лицо мейнстримового рэпа.
Редькин: Можно делать элегантный и непротивный рэп под пианинку. Доказано Дриззи.
Недашковский: Апогей твиттер-рэпа. Нередко здесь Дрейка хочется уличить в том, что строки он укладывает не как сонграйтер, а, скорее, маркетолог. Здесь 20 раз повторю цепкое “Mothafucker never loved us” — и фраза тут же попадет в тренды твиттер-ленты. Построю всю песню “305 To My City” на замучившей мантре “I get it, I get it” и — как вариант — срублю денег, нанеся это невыветриваемое из головы мотто на футболки. Почему же диск так высоко в топ-списке? Потому что несколько ближайших лет каждый второй продюсер будет пытаться повторить этот до блеска отполированный “платиновый” звук. А еще из-за лучшей рэп-песни года “Started From the Bottom” и просто лучшей внежанрово “Hold On, We’re Going Home”.
Горбаш: За своё мнение о пластинке как никогда отхватил в комментариях, мнение с тех пор не изменилось. Но ещё раз обозначу: “Started from the Bottom” — абсолютно лучшая рэп-песня этого года.
Муннибаев: А вот этого парня лучше, конечно, просто слушать. Для российского менталитета это не рэпер, а недоразумение — слишком нелеп. Зато песни какие пишет, закачаешься”.
4. Jay Z "Magna Carta Holy Grail"
Никитин: Чтоб я так рэп писал в 45 лет!
Редькин: Возможно, в масштабах карьеры Джигги это один из самых необязательных альбомов. Но про песни “Picasso Baby” и “Tom Ford” вы слышали, даже если их не слышали.
Горбаш: Пусть этот альбом скорее запомнится бомжом Риком Рубином из того самого трейлера, Jay Z по-прежнему умеет делать отличные песни из ничего. Выделю “BBC”, которую многие забывают на фоне более громких номеров треклиста.
Муннибаев: Лучший из долгожителей и самый опытный из лучших. Меня смущает то, что последние альбомы Джигги очень трендовые, но через пару лет от них мало что остается для себя. “MСHG” в этом отношении сделан поосновательнее.
Недашковский: Очень долго присматривался к пластинке. Впервые за много лет меня разочаровали куплеты Джея: уж слишком лаконичные, экономные, необязательные. То ли дело музыка: торжественность и шик вылетали из-под взмахов невидимой дирижерской палочки Тимбаленда. И только теперь ловлю себя на мысли, что с момента выхода пластинки минуло полгода — а диск все не надоедает. В чем секрет? В лишенном излишеств синтаксисе, классном флоу, неисчерпаемом кредите доверия. В цитатах типа “Fuck hashtags and retweets, 140 characters in the streets” — кто, кроме Джея, способен настолько же изящно обозначить место всем новомодным “артистам соцсетей”? Расстановка сил в рэпе остается неизменной: король продолжает говорить, мы — слушать.
3. A$AP Rocky "Long Live A$AP"
Редькин: Стильно, томительно и мрачно. Rocky упорно делает вид, что родился не в Нью-Йорке, а где-то в спальных районах Мемфиса — вот только этот столичный шик выдает его с головой.
Никитин: К концу года все о нем забыли, а альбом то классный, с хитами, с атмосферой.
Горбаш: Роки не стесняясь сбивает с ног и на даёт подняться. Я и сейчас качаю головой под “Fuckin’ Problems” и “1 Train”, начинаю прыгать под “Wild for the Night” и “Fashion Killa”, переживаю eargasm после “Goldie” и “Phoenix”. Что-то хорошее можно сказать о каждой песне с альбома, а после каждого нового прослушивания хочется кричать “Middle finger to the critics, me and my nigga Rocky”.
Муннибаев: Проверка — можно ли слушать Rocky с закрытыми глазами и не обращая внимания на его вид. Еще как! Два столпа современного молодого хип-хопа — это он и Кендрик. Но Эйсеп гораздо более лучше одевается.
Недашковский: Упустим тот факт, что все, кто в теме, альбом прослушали еще в 2012 году. Но включите в эту самую минуту "Goldie" или “Ghetto Symphony” и только попробуйте сказать, что они звучат уже не так зажигающе, хитово и трендово. Если же вы до сих пор отказываетесь мириться с фэшн-киллерскими юбками и колготами — это ваши факин проблемс.
2. Chance The Rapper "Acid Rap"
Никитин: Самая большая надежда на завтра.
Редькин: “Acid Rap” — бальзам на душу тем, кто когда-то полюбил, а потом разлюбил Curren$y. Классный сторителлинг. Тягучие, как кленовый сироп, биты. Не выходящие из головы припевы. Самый заразительный аудиотэг года — “няняняня”. У поклонников одиноких стоунеров, кажется, появился новый кумир.
Горбаш: Чикаго запрограммирован на производство рэп-талантов, с этим давно всё понятно. Но самородки уровня Ченса даже там появляются редко — поэтому в декабре “Acid Rap” по-прежнему в плейлисте, а сам Ченс — в героях года и главных надеждах на год следующий”.
Муннибаев: Это просто меломанское счастье, когда появляется такой вот юноша со своим звуком и не занимает какую-то нишу, а просто ее создает. Пару лет назад таким был Curren$y, и я очень не хочу, чтобы Ченс так же скурвился. Чаще его кислотного рэпа я в 2013-м не слушал ничего.
Недашковский: "Acid Rap" — это джаз. Здесь важна сиюминутность, абсурдные вокализы и порывы, управляемые Ченсом. "Acid Rap" — это бодрый джук, заставляющий прихлопывать-притоптывать все ускоряющемуся ритму. "Acid Rap" — это, собственно, рэп с уймой классных метафор и вордплеем артиста, который натурально тащится от собственного творчества. "Acid Rap" — это лучший альбом года, который написал не Канье Уэст.
1. Kanye West "Yeezus"
Никитин: Медаль "За отвагу" (творческую). Любой успешный артист с карьерой от 10 лет старается законсервировать текущее положение дел и не делает резких движений. Вместо этого Канье наплевал на возможное недовольство фанатов и дал хорошего пинка системе. Дело, впрочем, не только в том, что альбом просто смелый — мне его было захватывающе интересно слушать.
Недашковский: "Вам мой альбом не понравится, но назвать его "лучшим" все равно придется" — такой сейчас видится ситуация вокруг памятника эгоцентризму и смелости Уэста. Схожих эмоций при первом прослушивании не вызывал ни один рэп-альбом последних лет. Если бог создал мир за 7 дней, то Йизус его разрушил за 9 песен, а потом собрал заново под финальную “Bound 2”.
Горбаш: Просто отвратительно, что Канье на первом месте. Вдвойне отвратительнее от того, насколько это безапелляционно. Но альбома ярче, резче, агрессивнее, громче и важнее в этом году не было.
Редькин: Оказалось, что “индастриал + дэнсхолл” — это здорово, это работает. Канье (икона гламура, светский лев, жених Ким Кардашьян — не знаю, с кем его можно сравнить в российских реалиях, разве что с Киркоровым начала девяностых) вдруг стал играть на поле рэп-террористов вроде Death Grips или El-P. Я счастлив, что живу в мире, когда такое возможно.
Муннибаев: Именно такой Kanye мне нравится. Не основанные на классике соула первые альбомы и даже не хитовый предпоследний, а вот этот и “808’s and Heartbreaks” — когда суперзвезда позволяет себе самореализовываться, не отрываясь при этом от земли (хоть это не про Веста на первый взгляд). Смело — при этом очень слушабельно и хитово. Если вам кажется такой звук странным и революционным, это значит, что ни хрена вы, кроме рэпа, в жизни не слушали.