Лион: "Спортивная злость"
Большое интервью формата "рассказать все, что скрыто": о Нью-Йорке, о поиске своей аудитории, о работе с Бастой и Гуфом, и это далеко не все.
С Лионом мы встретились в холле киевской гостиницы, расположенной в самом сердце украинской столицы. "Пять лет, — грустно улыбается Сергей, поглядывая через окно на Майдан. — Последнее мое интервью для Rap.Ru датировано 2008 годом. Пять лет".
Это серьезный срок. Срок для рэпера и не для рэпера. Что за этот период произошло?
Я научился более-менее рифмовать. Чуть-чуть начал соображать, что такое музыка. Я серьезно сейчас, без сарказма. Тогда у меня вышел "Альбом номер ноль". По факту, он был сборником песен, которые я записал намного раньше в Харькове. Уже потом я по работе переехал сюда, в Киев. Музыкой к тому моменту вот уже пару лет как не занимался, но грызло меня что-то, не хватало творческой самореализации. Я переехал в центральный офис LG Electronics, стал серьезным дядькой, получил уйму людей в подчинение и личного шофера. Уже тогда я понимал, что на каком-то этапе сделал неправильный выбор. Тогда вплотную занялся доведением альбома до ума и записал к "нулевому" пару новых треков, в том числе "Кай и Герда". Она вышла еще задолго до "Львиного сердца" после знакомства с Ромой Бестселлером в Харькове. Он сейчас всем известен в качестве битмейкера у Ивана Дорна. Мы сделали для того альбома два трека. 50 гривен стоил инструментал у него. Можно было и за 30 договориться, но я был, как пацаны говорили, очень придирчивым и требовательным. Я, видите ли, требовал какие-то изменения по аккордам и еще что-то. Поэтому цена была 50.
Сейчас это звучит.
Да. А спустя два года, под шумиху с "Битвой за респект" я выпустил "Львиное сердце" с Монолитом. "Битва", кстати, дала очень много. Как-то давно был в Москве, и мы с ST пошли в кассы. Он ведь живет рядом с вокзалом. Становимся в очередь, а ко мне оборачивается взрослый мужчина со словами: "Лион, здравствуйте. Мы с дочкой за вас болели. Давайте я вас пропущу". Вот такие моменты поражают. Посмотри на всех рэперов, участвовавших там: до сих пор парни на виду. Только вот третий сезон впечатления подпортил, начиная другими организаторами, и заканчивая странным подбором участников. Возвращаясь к альбому, тот факт, что "Львиное сердце" вышел таким лирическим и состоял лишь из песен о любви — это не моя была идея. У меня уже к тому моменту были "Крутиться (Рэп — это хасл)" со Смоки и "Ревность" с Триадой. На лейбле Монолит говорили: "Вот, Серый, сейчас этот материал бахнем, клипов наснимаем, а потом и второй диск сразу запустим". Вышло не совсем так. А спустя 2 года вышел "Лучше чем вчера". Ну что, вырисовывается картинка последних лет?
Не думаешь, что тема альбома "Львиное сердце" с тобой злую шутку сыграла? Не такого ведь от Лиона ждали.
Отбором материала занимался лейбл. По этой же причине, две совместки со Смоки ушли на микстейп. Но мне не стыдно за первый альбом: я сделал его качественно. У нас люди часто путают слова "качество" и "попса", этот материал до сих пор актуален. А тематика, наверное, плохую шутку сыграла.
Я не такого альбома ожидал.
Я тоже. Честно. Тогда в жизни такой период был лирический, и многие восприняли мою позицию как клише "слащавого эмси". Вот уже несколько лет у меня есть контракт с брендом Ecko, я присылал в нью-йоркский офис свой диск. Они были шокированы. Говорят: "Ничего себе! Этот парень молодец". У него легкий стиль, сравнимый с Drake и кого-то еще уличного назвали, образ интеллигента, классический хип-хоп. В Нью-Йорке ценят, а у нас, будто, нет.
Почему два фита со Смоки и "Ревность" с Триадой попали только на микстейп?
Мой микстейп, по факту, — это неофициальный альбом. Пока я решил все проблемы с лейблом, прошло очень много времени, и я все-таки стал чуточку лучше, чем вчера. Он полностью состоял из авторской музыки, тоже авторства Бестселлера. Я назвал этот диск микстейпом лишь затем, чтобы скрыть выход альбома.
Подожди. Такие альбомы просто так не скрывают. Тебе не позволяли его выпустить?
У меня не получалось. Мы пока разошлись с Монолитом, год прошел. Я ждал того человека, ждал другого. Меня завтраками кормили. Я раньше должен был все это запустить. А пока ждал, копился ведь все новый материал, а старый решил вот так слить.
Эта несвоевременность очень жестко сыграла против тебя?
Конечно. "Лучше чем вчера " у меня уже летом лежал смастеренный, а вышел только в ноябре. Пару треков сводили в Штатах. Я вложил в альбом около двадцати пяти тысяч долларов. Это, учитывая, что у меня мать зарабатывает восемьсот гривен, а папа – тысячи полторы. И я смог сделать этот диск самостоятельно с нуля. Лишь благодаря тому, что писал людям тексты на сторону и продюсировал артистов. Хотелось сделать круто и поднять эту тему в Украине. И ничего… Отсюда и моя спортивная злость в отношении нейтрального отклика на диск. Чтобы этим проникнуться, об этом нужно знать. А ведь никто не в курсе о том, что происходит за кадром.
Альбом "ЛЧВ", кажется, прошел несколько незамеченным, но интерес к нему постепенно растет. Не последнюю роль в этом сыграли клипы. Сколько их уже вышло?
Семь. Это учитывая две версии клипа "Хорошие девочки стали плохими". Сначала вышла стандартная, потом – режиссерка.
Из всех клипов, какой тебе больше нравится?
"Он нас любит" мне нравится очень. Результат работы над ним я ценю еще и потому, что съемки проходили в экстремальных условиях. Мы снимали в храме иезуитов, который находится во Львове. Локацию эту увидели случайно на страничке руфтоперов. Искали онлайн и увидели фотки какого-то чувака, который незаконно пролез на территорию, и с высшей точки сфотографировал внутренние помещения храма. Начали пробивать: сначала договаривались через обладминистрацию, но они начали деньги просить. К счастью, один знакомый говорит: "Я могу вывести вас на святого отца". А отцом оказался молодой парень, который попросил показать ему слова песни. Я выслал ему текст и в ответ приходит письмо: "Да, конечно. Приезжайте, я помогу. Одно но: библиотеку, которая хранится в храме, будут вывозить уже завтра. У вас один день". Она там 50 лет находилась. Мы со съемочной группой впопыхах за 3 часа собрали всю аппаратуру и уже в 7 утра следующего дня снимали.
По клипу и не скажешь. Ракурсы на локации подобраны очень удачно, по уму.
По уму, вот именно. Это заслуга режиссера Юли Павловой.
Опоздай ты на один день, и ничего бы не получилось. Это тяжело назвать совпадением.
Мы снимали весь день и уже в 5-6 часов нас закругляли. Видишь, мы очень быстро все делали. Сейчас там уже нет ни одной книги, просто сделали подобие туристической локации. Но мы успели: мне нужен был этот кадр с библиотекой, состоящей из двух с половиной миллионов книг. Заносили туда их солдаты 50 лет назад. Там все могло завалиться: очень высокие стеллажи, и стояли они на хлипких подпорках.
Звучит опасно.
Опасно? Дальше больше. По сюжету клипа есть сцена, где я держу на поводке большого пса. Из-за ограничений по времени, ее доснимали позже в Киеве. На съемках оказалось, что эти собачки уже снимались в рэп-клипе. Они из того же питомника в Санкт-Петербурге, что и псы в видео Krec "Правда улиц". Причем, девочка, которая владеет животными, говорит: "Ну там какие-то рэперы снимались с ними, какие-то "Шмэк" или "Брэк". Я очень смеялся.
И что произошло?
Кинологи, которые занимаются собаками на площадке, специально их драконили и злили. Есть сцена, где в кадре я держу вырывающихся псов на поводке. В какой-то момент, псина уже не знала куда прыгать, и увидела в сторонке меня. Сиганула, чесанула по ребрам, мантию порвала. Повезло, что она челюсти не сомкнула. Все смеялись на съемочной площадке, а я, конечно, "обосрался". Там среагировать было невозможно: дело каких-то пары секунд.
Результат эти старания оправдал?
Конечно. Мне был нужен этот образ священника, многих поначалу оттолкнувший. Опять-таки, посыпались глупые упреки в том, что ряса священника не православного, а католического. Был важен образ, это по-европейски выглядит. У меня ориентир не на подъезды. Пусть громко звучит, но на искусство. Я не могу себя искусством называть, все же, но хочется делать что-то весомое.
Отсюда мы выходим на неслабый контраст этого клипа с видео "Хорошие девочки стали плохими".
Ну это случайный контраст, я такого не планировал. Первый клип снимала Павлова, а "Девочек" уже я снимал.
А по какой причине решил еще и режиссерку выпускать?
Оригинал посмотрело около миллиона людей и лишь малая доля сообразила, в чем была фишка: я сам снял этот клип, и сам же был в кадре. Никто этого не заметил. Я рассчитывал, что вкус немного тоньше у людей. Не хотелось этих громких анонсов, чтобы во весь экран была надпись: "Режиссер клипа: Лион". Хотел, чтобы это к зрителям пришло. А потом решил сделать другую версию, добавив побольше кадров с собой. Только после этого прорвало. Пишут: "Нифига себе. Это же он сам, значит, снимал. Вот это круто!".
У тебя же еще особняком стоит одна пара клипов. Это снятый в Харькове "Мой город" и "Только мечта" — в Нью-Йорке. Реально, парами же идут. Как тебе поездка в Нью-Йорк?
С презентацией, кажется, никто не ездил туда. С концертами были Слим, Вася Баста и Нойз, по-моему, был. Я же не планировал там альбом презентовать. Это все стечение обстоятельств. Так уж вышло, что приглашение от организаторов сделать концерт совпало с выходом альбома.
Как тебе город?
Я там был пять дней всего. Очень сложно было перестроиться после джетлага, и я в первый же день заболел сильно. Кстати, я же еще и очень "вовремя" туда полетел: на Восточном побережье как раз бушевал сильнейший смерч. Два с половиной миллиона людей в Бруклине были без света.
Снова совпадение?
Мне все говорят: "Идиот. Куда ты летишь? Там же акулы сейчас по улицам плавают!" Я вылетел в тот самый день, когда синоптики обещали вторую волну урагана. Честно, я в голове перебирал схемы, что делать, если мы, не долетев до аэропорта, грохнемся. Акулу, кстати, видел. Это не шутки. Полутораметровые, небольшие плавали по Брайтон-бич. Там уровень воды поднялся, и затопило прибрежную территорию. Мы когда там ездили, на обочинах прямо машины валялись. Все, что уносил ураган и вода, так и продолжало лежать. Там очень замороченный иншуренс: если ты передвигаешь свой автомобиль, то могут отказать в страховке. Вокруг были кучи ремонтных бригад, и в маленьком бруклинском квартале находилось до 20 машин коммунальных служб. И в этот самый момент, когда в городе происходит вот такая жопа, прилетаю я.
Что тебе запомнилось больше всего?
Удивлялся, когда перед съемками клипа заехали к одному товарищу. Он рассказывал, как через дорогу от него раньше жил Styles P из The LOX. Каждый день, говорит, пересекались на улице. Там, конечно, восприятие совсем перевернулось. Еще сильнее отношение переменилось, когда во время съемок, мимо по улице проходил какой-то дедушка, лет 60 ему, и спросил: "Вы тут хип-хоп пишете, да? А я раньше брэйкдансом занимался и придумал несколько известных движений, которые преподают по всему миру сейчас", — я сперва подумал, что дед заливает, еще ведь не понял, где нахожусь, ну и он попросил пару строк зачитать. И без подготовки, распевным олдскульным флоу выкатил строчек, наверное, 40. Очень тихо, в силу возраста, но очень четко. И потом просто пошел дальше. Вот таким мне запомнился Нью-Йорк. Это все происходило во время незаконных съемок на крыльце, где жил главный герой фильма "Я — легенда". Еще был забавный случай: как-то ехали в метро с Бруклина на Манхеттен. И чувак молодой подходит с вопросом: "А ты Лион? Я, — говорит, — сижу и вижу, вроде ты, но как Лион может вдруг оказаться в Бруклине, да еще и в метро?" Я говорю, что дома часто на трамваях, там, маршрутках езжу. Он, конечно, не поверил. По-другому рэп воспринимал.
Наверное, такое же отношение и к твоим совместным песням. Изучив список фитов, вполне можно подумать, что ты катаешь на "Бентли" и платишь немалые деньги за каждый куплет с русскими рэперами.
Вот-вот. Они-то не знают, что эти клипы я сам дома монтирую, потому что нет денег, чтобы кому-то из спецов их отдать. Пришлось обучиться всему. Вот "Он нас любит" я сам монтировал. Сейчас я уже замечаю какие-то мелкие ошибки, но нужно время, чтобы к этому прийти. "Танцы с волками" сам я монтировал. Я учусь и сам всем занимаюсь.
Вернемся к фитам. Я так понимаю, все на личных отношениях с артистами строится.
Абсолютно. Это еще одна штука, которая мне сильно мешает. Люди смотрят на треклист и не верят в меня. По их мнению, такие имена без серьезных вливаний не заполучить. Им не понять, что на это у меня ушло три года работы. Я это не афиширую, не выделываюсь, что ли. Вот и не верят. Все совместные песни написаны исключительно на взаимном уважении. Не ищите других версий, их нет. Иногда обвиняют меня в куче фитов: 6 куплетов гостевых на альбоме "ЛЧВ". Это так много? Остальные 5 – это припевы. Если есть Дима Климашенко, заслуженный артист Украины, который сейчас занимается продюсированием Алсу и Ани Лорак, и говорит мне: "Лион, нифига себе! Вот это ты рэп делаешь! Я рэперов не люблю, но у тебя он правильный". Почему мне с ним не записаться? Я на фитах не собирался выезжать, я таким видел свой альбом изначально. Я его архитектор, я автор. Уйму живых инструментов прописывали: виолончели, скрипки, сопилки (украинский народный духовой инструмент — прим. ред.) и даже хоровые бэк-вокалистки.
Крайний альбом по звуку и правда был достойным. Ты упомянул, что над парой песен с первого альбома поработал Бестселлер.
На первом альбоме все биты, в основном, от Миши Крупина. Мы тогда очень плотно дружили и, в принципе, именно благодаря Мише я начал что-то писать. Он мне помог тогда очень сильно.
Сколько вам тогда было лет?
Лет по 18-20. Когда я только начинал, Миша ко мне подошел и сказал: "Ты молодец и никого не слушай. Продолжай делать, не изменяя себе, и все получится". К тому моменту, он для меня уже был настоящим кумиром. В Харькове каждый знал его под первоначальным именем "Туман", у него уже тогда были мощнейшие хиты. Я к нему прислушался, и он начал писать мне инструменталы абсолютно бесплатно, за что ему огромное спасибо.
А "Львиное сердце"?
Этот был полностью спродюсированный Ромой Бестселлером. Мы в Харькове его писали. Тогда мы с Ромой как раз сработались и подружились. Вскоре он переехал в Киев, где работал на различных студиях. В то время мы снимали здесь совместные квартиры: то Рома меня выручал, пускал пожить, то вместе снимали с ним жилье.
Это было буквально пару лет назад, верно?
Да. Были моменты, когда у нас вообще не было денег, и я у него в однушке спал на полу полгода. Зато, он писал на моем компьютере, потому что он себе комп тогда позволить не мог. Он из такой же семьи как у меня, где денег ноль. Он писал все на моем компьютере с дешевыми колонками "Sven" и как-то умудрялся продавать это в Киеве. Позже, когда ситуация с деньгами стала получше, начали снимать побольше жилье вскладчину. Вот на этой квартире и был создан "Лучше чем вчера". Мы ее как студию использовали. Там же был написан и альбом Вани Дорна.
Успех Дорна повлиял на работу?
Конечно, повлиял. Рома ведь занимался аранжировками и сводил некоторые треки. Но поскольку он начал плотно заниматься музыкой с Иваном, то времени у него больше ни на что не оставалось. Поэтому пришлось мне самому еще и сведением и мастерингом заниматься от и до. Все что не доделал Рома, добивал я сам.
Сколько времени ушло на это?
Год-полтора. Некоторые треки за это время, конечно, добавлялись, как тот же трек с Бастой. Но опять-таки, он в разработке был около года. Вася ни единожды переписывал свой куплет. Он почему-то решил изменить классный изначальный вариант. Он реально работает над каждой строчкой, над каждым словом. Больших трудоголиков, чем Баста, я в своей жизни не видел. Подумай, ну зачем ему Лион? Вот честно, я всегда осознавал свое место и его место. Ну ладно, пообещал там, мог ведь и старый какой-то куплет отдать. Нет. Он при мне целый день, с десяти утра до десяти вечера, сидел и работал над строчками. Сначала написал 40 строк, но нет, говорит, не понравилось. "Давай, — говорит, — через пару дней приходи, переделаем". И я прихожу, а он снова заново садится за свой куплет, то есть, тратит нереально много времени. Вот это вызывает уважение. И проведя такую серьезную работу, хочется же, чтобы это заметили. А всем кажется, что делали абы как. Тот же иструментал! За основу была взята песня Софии Ротару. Я когда-то пришел к тому, что надо делать круто, но строить на фундаменте нашей родной музыки. Мне не хотелось опускаться до банальных балалаек и подобной пошлятины. Мы же когда этот сэмпл нашли, еще над ним немало просидели. Я когда предвкушал выход этой песни, понимал, что могут быть проблемы по авторским. И на юбилейном концерте к 20-летию ВВ, мы с Васей пересеклись с сыном Ротару и его супругой. Тогда и стало понятно, что проблем с авторскими не будет.
Баста работал над куплетами прямо на студии Газгольдер, верно?
Да, приходилось ездить к нему частенько.
И не возникало желания присоединиться к артистам лейбла?
Мы с Жорой разговаривали по этому поводу, и не один раз, но так и не нашли общие точки соприкосновения. Я уже ведь давно перерос тот момент, когда мне просто хотелось бы оказаться на очень-очень крутом лейбле и говорить налево и направо, что я артист Газгольдера, снимая с этого сливки. Я не достаточно крут, чтобы тягаться со Смоки и Бастой, а пасти задних — это не вариант. У меня другая немного задача. Хотя, если помечтать, то идеальный альбом – это мой альбом под музыку от Басты.
С Гуфом было так же как с Бастой?
Мне понравилось, как работает Леха. Я выслал ему куплет-припев, на что получил четкий ответ: "Прокачало, пишу!". Через неделю он уже позвонил мне со студии около 4 ночи и поставил свой куплет. Так был написан "Танцы с волками". Мне нравится этот трек, он какой-то классический, что ли. Кстати, "Распорядок дня" на альбоме Гуфа — тоже наш бит с Бестселлером.
Как ты относишься к работе наших рэп-лейблов?
Если посмотреть на то, как стремительно развивается карьера Макса Коржа и Левана, то Respect Production и Blackstar на 100% оправдывают слово "лейбл" в лучшем его понимании. Хотя, если быть откровенным, часто сталкиваюсь и с обратной стороной жесткой монополизации со стороны лейблов в сфере СМИ и ТВ, но не буду развивать эту тему. Артисты меня поймут.
Что думаешь о творчестве L’One?
Вот сегодня утром слушал EP от Нела, и подумал, что сольный путь пошел им на пользу. Есть заметное развитие, хотя и вместе они делали очень круто. Так вот, Лева сейчас же вообще разрывает на концертах, он рожден для сцены. Кстати,у нас был готовый трек с Марселями для альбома, но так как он "залежался", мы приняли решение его не включать в треклист.
С Дорном вы общаетесь?
Как-то Иван пришел ко мне с вопросом о продюсерах. Я был его первым специалистом, утверждавшим, что не нужны они ему. Он консультировался по поводу Монолита и разных моих историй. Мы тогда приняли, как оказалось, очень верное решение. Я-то понимал потенциал того материала, что был на руках у Вани.
Тот факт, что твой друг и соратник ушел к нему, не сделал ваши с Иваном отношения напряженными?
С Ваней — нет, а вот Рома теперь, к сожалению, не находит времени на работу со мной. Но я верю, что когда-нибудь мы соберемся и напишем что-то очень крутое.
Больше приглашений от американских организаторов не поступало?
Да, сейчас обсуждаем. Хотят небольшой тур по 5 городам сделать.
А здесь же почему не выходит? В России и Украине нет концертов у тебя.
С концертам жопа полная. Вообще, нет их. По Украине я не катаюсь, было 5 концертов за последние 3 месяца. Дело в том, что я стою столько же, как и русские рэперы второго разряда. А организаторам все равно интереснее более раскрученный вариант: приглашать заграничного артиста, чем кого-то из Киева. Меня сейчас многие пытаются уколоть, мол, у пацанов там из соседнего подъезда по 5 или 25 концертов в этом месяце. Так извините, я больше плачу своим диджею и бэк-эмси Климату, чем гонорар этих ребят. Вопрос ведь в статусе.
Вот именно, в статусе. Не о нем ли говорит сотрудничество с братьями Кличко? Ты написал саундтрек к фильму о главных украинских спортсменах.
У меня было только два дня, чтобы написать песню и снять клип. Мне позвонил Миша Ясинский (вице-президент фан-клуба братьев Кличко — прим. ред) и предложил поучаствовать. Я их большой фанат, и жесткие сроки меня не отпугнули. Это единственные спортсмены, за каждым боем которых я следил. Я осознавал, что могу написать песню для них и про них за вечер, и прекрасно знал, какая музыка мне нужна. Утром пришел к Бестселлеру со словами: "Рома, надо!". Через 3-4 часа у нас был инструментал, а к вечеру уже полностью сведенный трек. На следующий день договорился с тренером братьев, чтобы прийти к ним в зал для тренировок и снять там видео. Вечером все самостоятельно сидел монтировал, и на утро уже выпустил.
Как они к хип-хопу относятся?
Им очень понравилась моя песня. Они неоднократно упоминали о своем более чем позитивном впечатлении.
Им близок этот жанр? Вспомни дебютный диск ТНМК: там в одном из скитов принял участие Виталий Кличко.
Ну, скиты — это немного другое. Мне удалось с ними пообщаться минут 20 в спокойной обстановке. Причем, в такой ситуации, когда у них было нереально мало времени, куча прессы со всего мира, какие-то мега-издания, и они, во время презентации картины, где присутствовали куча депутатов и медийных персон, уделяют Лиону 20 минут. Мы сели с ними, так как с тобой сейчас, в нормальной обстановке пообщались. Зачем я им? Но они уделяют время, нормально общаются. Такие моменты заставляют задуматься. У них, не столько восприятие музыки, — восприятие мира совершенно другое.
Недавно в твиттере ты написал, что уже больше года ни одного текста нового не написал. Это так?
Да.
Звучит, будто ты начал сдаваться и занял пораженческую позицию.
Так и есть. Не то чтобы сдаваться… Я не увидел вообще никакой отдачи от работы, которой я уделил два с половиной года. Сумасшедшей работы. Тут варианта два: либо я сделал говно полное, либо просто нету слушателей, способных понять и по достоинству оценить. Если мне Фьюз сказал: "Да, братан, послушал. Все очень грамотно и качественно сделано", то для меня это очень многое значит. Но Фьюз же один не будет ко мне на все концерты ходить.
Ты ничего нового не писал только от имени Лиона, или речь также идет о продаже текстов и продюсировании других артистов?
Совсем не писал, прикинь. Я сейчас вот переслушиваю свои песни, и вижу, что я слабенький в ряде моментов. Мне же хочется расти и пробовать что-то новое, но не удается пока. Отчаиваюсь.
Тебя в этом убедили или ты сам пришел к такому выводу?
Ну, я же определенный этап уже прошел и могу проанализировать, что можно и получше. Это я сам с собой соревнуюсь, но вот сравнивая с другими рэперами, я бы не сказал, что слабенько.
Что не так с рэпом?
Дело не в плохом рэпе, а в доступности и контингенте. Намного больше людей предпочитают слушать о том, что жизнь — говно, и с этим соглашаться. Вокруг полно песен о том, как я пошел на работу, а мне заплатили два рубля, или о девочке-сучке, которая ушла от меня. Пласт слушателей такой музыки значительно больше. Для них не важен хип-хоп. 95% слушателей, — вот зуб даю, — не знают, даже, что это такое. Нету к музыке отношения как к культуре. Я злюсь не на темы, какие они затрагивают, а на то как неумело они это делают. Это мало связано с тем хип-хопом, который хотелось бы видеть. У нас есть много подземных пацанов, но они все однотипные и серые. А вот взгляни на Беларусь: их андеграунд нереально крутой. Я еще года два назад хвалил очень интересного рэпера Муровья. Не обойти вниманием Муза Ската, ПрофиПрофа и Айсона. Если говорить об андере, то делать надо вот так, как они.
Ты себя позиционируешь последователем традиций?
Конечно. Школа, все-таки, фундаментальная. У меня в песнях и клипах разные векторы затронуты. Я стараюсь избегать однообразия. Часто слышу укоры, что я еще не нашел свой путь и стиль. Может быть. Просто, мне интересно не топтаться на месте, меняться. Пробовать-пробовать-пробовать. Приходилось читать отзывы, где люди называли "ХДСП" попыткой сделать что-то там. Да это не попытка! Это срисовано с реальной жизни. Я это видел. Когда артист рассказывает в песне о том, что на сигареты денег не хватает, — ему почему-то верят. А вот если я говорю про опыт, который в жизни никто не видел, слушателям кажется, что образы надуманные. Я видел таких девиц и до сих пор хорошо знаю, как они это делают. Были и такие, кому близка эта тема: им очень нравится, хвалят. Видимо, это для более взрослой аудитории, которая и рэп, может быть, не слушает.
Думаешь, твоя проблема в аудитории?
Либо у меня проблема в аудитории, либо у аудитории со мной. Забавный же момент: мы поставили недавно моей знакомой песню Krec "Навигатор", и лишь благодаря ей она узнала о таком писателе как Довлатов. А хочется, чтобы наоборот было. Хочется, чтобы люди ценили творчество, услышав в нем какие-то отсылки близкие по духу. Чтобы думали: "Вот, это мой артист. Мы с ним на одной волне". У нас происходит наоборот. Я не говорю, что я мега-умный тип, нет. Было бы у меня желание сойти за интеллектуала, я бы мог написать такую музыку, которую сейчас называют "умный рэп", но у меня в такую музыку веры нет. Я им не верю: это все напускное.
Как же ты хочешь продолжать работать? Каким будет твой рэп в дальнейшем?
Мне очень не хватает хорошей музыки. Я привык работать с профессионалом, с Ромой, и теперь у меня идет очень сильный даунгрейд. Даже сейчас: я прихожу к ребятам, которые делают классный звук, но в студии заметна мощная разница в классе. Сложно, ведь я привык работать с мультиинструменталистом. Рома — это, по-хорошему, сумасшедший чувак. Он может вживую наиграть абсолютно любой инструмент, и сверху засэмплировать все на высшем уровне.
Но не может это быть главной причиной стагнации.
Если начистоту, то это все отмазки. На самом деле, если бы после альбома был какой-то ощутимый фидбэк, если бы почувствовал хоть немножко, что альбом оценили, то все было бы абсолютно по-другому. Почему те люди, которых я могу назвать своими учителями и к мнению которых всегда прислушиваюсь, альбом оценили, а остальная шушера проигнорировала? Моему эго это не вредит, но хочется же и развиваться, а не просто быть студийным рэпером.
Как ты к Типси относишься?
Хорошо отношусь. Фанатом его музыки я себя не считаю, но в плане харизмы ему равных нет. Ему веришь. Он умеет делать так, чтобы вот эта его злость и энергетика передавалась слушателям. За это артиста стоит уважать.
Кого ты слушаешь? Какие диски понравились?
Фьюз круто сделал, просто сумасшедший альбом. Вот это и есть хип-хоп: работа над собой. Работа-работа-работа. Люди иногда жалуются, мол, непонятно Фьюз зачитал. Непонятно, потому что вы ослы тупые, которым нужно все разжевывать. О словах "скиллз" и "флоу" тоже лучше таким людям не упоминать, а то отпугнет.
Кто еще?
Баста. Сначала к последнему альбому я отнесся с опаской, как и все. И меня очень порадовало, когда я прочел в рецензии Никитина, что есть люди, способные трезво оценивать работу, проведенную над альбомом. Что можно заморачиваться с оркестровками, с очень серьезной музыкой, композиционными переходами. Иногда, если по-хорошему, обидно, что у меня этого никто не заметил. У меня тоже объем работ в этом отношении был проведен абсолютно нехилый.
Кто еще там в плейлисте у тебя прямо сейчас?
[Достает айфон, открывает вкладку "25 самых популярных песен"] Давай по-честному посмотрим. Палево сейчас еще какое-то будет, уверен. Так, здесь Nas "Stay" и "Accident Murderers", "Maybach Curtains" Мик Милла с Насом, J. Cole, "Молча проще", новый диск Тимберлейка по саунду очень заценил. Слушаю подборку Jay-Z для книги "Decoded", потому что параллельно как раз ее читаю. Если выйти за рамки рэпа, то мне очень понравился солнечный альбом Сереги Пиццы.
Какие планы на лето?
6 июня в Киеве делаем концерт. Пытаемся как-то разнообразить программу, зовем много интересных артистов. Это первый мой большой концерт в столице. Да и пожалуй, первый сборный концерт украинских рэперов, которые мне кажутся интересными: это Сальто Назад, Макстар, Гига, Fame, Дай5 и другие.
Еще клипы к альбому будут?
Да. Еще выйдет "Братик" с Гигой. Я очень доволен звучанием этого трека, как и всего альбома в целом. В песне "Только мечта", к примеру, использована база из русской песни и несколько фрагментов американских. Однажды, мне приснилось, что я слышу в припеве вокал Алишии Киз. Много времени убил, чтобы найти ту песню, которая в подкорке засела, и только потом я смог выкупить акапеллу, которую Бестселлер питчем по нотам наиграл на нужный лад. Возьми мою музыку и положи на нее вокал Джона Ледженда, Наса, Росса — получишь уровень Maybach Music. Продакшн ни на йоту не уступает уровню тех же J.U.S.T.I.C.E. League. Мы каждый звучок, каждую деталь продумываем. Я ориентировался на эту музыку: на последние альбомы Наса, Jay-Z, на золотые дни Roc-A-Fella. Эталон для меня — это звучание No I.D и работы Just Blaze и Kanye West начала нулевых.
Как ты шел к этому звуку?
Я пытался понять, чем продюсер руководствовался, выбирая тот или иной сэмпл. Откапывал оригинальные песни, откуда Блейз брал фрагменты и изучал строение треков. Года 3-4 слушал только Jay-Z. Мне было интересно пройти обратный путь и понять, о чем думал битмейкер. Нашел все сэмплы, которые использованы в альбоме "Dynasty", и стал слушать пластинки того времени.
Любимые инструменталы Just Blaze?
"Soon You’ll Understand" и "Song Cry". Это просто сумасшествие. Тут варианта два: либо я конченый фанатик, либо немного людей у нас настолько любят хип-хоп. Хотя, "фанатик" — это громко сказано. Фанатик — это Вася Баста, а я так, профан. Но есть к чему стремиться.
Учитывая все вышесказанное, "Лучше чем вчера" может стать твоим последним альбомом?
Разве что, последним альбомом, который не дотянул до 1 места чарта iTunes.