Рэп и джаз. Навсегда вместе
Rap.Ru окидывает взглядом историю отношений двух жанров и находит человека, способного дать им новый импульс.
Джаз и Рэп всегда неразрывно шли бок о бок. Пока родители Рэпа были заняты борьбой за права чернокожих и прочими остросоциальными вопросами, добрый дядюшка Джаз гулял с ребёнком и воспитывал его. На глазах дяди Рэп рос, развивался и матерел. В чём-то ребёнок перенимал знания дяди, в чём-то настроения родителей, а где-то создавал нечто абсолютно новое, чуждое восприятию взрослых.
Сегодня Рэп взрослый мужчина, воспитывающий уже собственных детей, а дяде Джазу хорошо за 70. Он больше со стороны наблюдает за развитием окружающего мира и часто скрипит о том, как хорошо ему жилось 30-40 лет назад. И пытается жить наследием тех дней, вместо того, чтобы создавать нечто новое. Тем временем Рэп продолжает всесторонне развиваться. Он попробовал себя во многом: побывал и гангстером, и философом. Пожил и на Западе, и на Востоке. Освоил Юг и средний Запад, Активно защищал права зелёных деревьев. А сейчас использует те самые деревья, чтобы улететь в облака. Рэп всегда зовёт с собой дорого дядю, но тому всё больше неохота. Иногда тот всё же соглашается, и тогда наблюдать за их совместными приключениями хочется вечно.
На протяжении последних лет 20 мы смотрим, как продюсеры режут на сэмплы известные и не очень джаз-композиции, рэперы вспоминают любимых музыкантов детства, среди которых окажется пара джазменов. В Японии люди вроде Nujabes превратили “джаз-хоп” из немного абстрактного понятия в вполне себе конкретное явление. Тем не менее, отношения джаза и рэпа всегда напоминали одностороннее движение, где рэп двигается по направлению джаза. Безусловно, случались и исключения: на последнем альбоме Херби Хэнкока можно найти K'naan, а последний альбом Майлcа Дэвиса и вовсе дописывал хип-хоп-продюсер Easy Mo Bee (Wu-Tang, Notorious B.I.G, 2Pac).
Сегодня изменить такое положение дел активно пытается канадское трио BADBADNOTGOOD. Но три 20-летних хулигана, активно ставящих под сомнение академическое джаз-образование, вряд ли способны привлечь внимание серьёзной джаз-аудитории.
Куда большим авторитетом для неё является Роберт Гласпер. Достойное образование, признание критиков, статус одного из самых многообещающих пианистов нового поколения — в общем, всячески серьёзный джаз-музыкант. Музыкант, никогда не боявшийся раздвигать границы своего жанра. Ещё в колледже он познакомился с Bilal, с которым дружит и активно сотрудничает до сих пор. Он выпустил четыре сольных альбома, которые почти полностью состоят из оригинальных композиций. Помимо этого Гласпер сотрудничал с Mos Def и Q-Tip, помогал Канье с написанием "Late Registration", выступал с Talib Kweli, Common, Jay-Z и многими другими авторитетами современного рэпа. В прошлом году он дал совместный концерт с Lupe Fiasco, по ходу которого к ним примкнули Kanye West и Mos Def, чтобы зачитать умопомрачительный фристайл.
В 2011 Гласпер анонсировал свой пятый студийный альбом — "Black Radio", на котором обещал сделать границу между джазом и хип-хопом ещё тоньше. Официальный релиз пластинки состоится 28 февраля, но желающие уже пару недель как могут ознакомиться с материалом на просторах интернета.
"Black Radio" звучит идейным продолжением предыдущего альбома Роберта — "Double-Booked". Только интереснее: то ли свою роль играют гости, то ли сама музыка стала чуть глубже. Открывается "Black Radio" spoken-word-куплетом от Shafiq Husein (Sa-Ra). "Чтобы направить себя в нужное русло, вам нужны только две вещи — уши и душа", — говорит нам Шафик. Душевный бальзам на уши — хорошее описание для всего альбома. Среди компании сильных вокалов (Erykah Badu, Bilal, Chrisette Michele) затесались и два MC — Lupe Fiasco звучит как никогда свободно: обиженный музыкальной индустрией рэпер вспоминает, что такое читать рэп без давления. А Mos Def просто радует заряженным куплетом и своим волшебным вокалом. Главный сюрприз Гласпер оставил под конец: "Как нужно помнить Курта? Играть его песни", — так открывается финальный трек альбома "Smells Like Teen Spirit". Пропущенный через talk-box джаз-кавер на главную песню Nirvana — познакомиться с "Black Radio" стоит хотя бы ради этого. Альбом, с которого любитель рэпа вполне может начать знакомство с серьёзным джазом, а слушатели джаза, напротив, понять, что рэп — это далеко не всегда "money, cash, hoes".
Название альбома, кстати, не имеет никакого отношения к цвету кожи его авторов (хотя все они и чернокожие). Это "Чёрное радио" вертится вокруг теории "чёрного ящика", который хранит информацию о разбившемся самолёте. И если вдруг Джаз и Рэп неожиданно погибнут в авиакатастрофе, хочется верить, в нашем чёрном ящике найдётся место и "Чёрному радио".