Killa Kela: Бутылка - лучший помощник битбоксера
3 месяца назад я начал заниматься с учителем пения. И оказывается, большинство певцов и преподавателей пения находят битбокс невероятно интригующей вещью. Они и поверить не могут, что можно делать такое!
Killa Kela: Бутылка - лучший помощник битбоксера
Killa Kela – наиболее известный битбоксер Европы. Вопрос, является ли он лучшим в мире, пока остается открытым. Кто-то говорит то же самое об американце Rahzel, а вот сами они о подобных вещах говорить избегают – слишком уж часто донимают их таким вопросом. Кто лучше – решать нам с вами. Лично я за Келу. Во-первых, в игре черных парней приятно видеть победителями немногих европейцев. А во-вторых, он нам уже как родной – прошлой весной приехал в Питер, не за горами и следующий визит в северную столицу...
Как ты занялся с битбоксом?
Когда я, еще маленьким мальчиком, начал заниматься битбоксом, то еще не знал, что это называется так. Издавать такие звуки было моим обычным занятием, привычкой. Мой отец был барабанщиком, мама любила соул и всякие редкие ритмы, все вместе это здорово влияло на меня. Я не знал, что это называется битбокс, не знал, что люди уже сделали до 1989-1990, когда мне было 12-13, и с этого момента я понял, что хип-хоп для меня – нечто вроде призвания.
Так я начал делать битбокс и читать поверх бита. Меня захватило с головой. Я рисовал граффити, занимался брейкдансом, да я и сейчас ко всему этому неравнодушен. Свое имя я получил, потому что подписывал свои рисунки Kela.
Когда мне исполнилось 17, я встретился с парнем, которого звали DJ Vadim (андеграундный британский ди-джей русского происхожденя), кто взял меня под свое крыло со словами: "Мне нравятся твои граффити и твой рэп, но твой битбокс – это нечто". Впервые я поехал в тур со Swollen Members. Они постоянно говорили: "Ты всех убил, ты убиваешь каждое шоу. Мы будем звать тебя Killa Kela".
Кто кроме Vadim-а влиял на тебя и помогал прогрессировать?
Очень многое я взял из рок-музыки. Мой отец слушал Эрика Клэптона и Led Zeppelin, мама – Лионела Ричи и Майкла Джексона… Еще, конечно, современная музыка – в те дни это были Prodigy со своими индустриальными шумами. Все мои товарищи слушали техно, я слушал техно, слушал джангл… В 1992 я увидел Biz Markie (один из первых мастеров битбокса), который выступал Brixton Academy. Это был первый случай, когда я слышал битбокс в исполнении большого артиста, и я понял, что умею многое из того, что делает этот парень. И я решил для себя, что могу сделать лучше, и сделаю лучше.
Когда я услышал Rahzel (знаменитый мастер битбокса, выступающий с группой The Roots) я уже делал подобные шоу. Я слушал и думал: "Если именно это нравится людям, я тоже сделаю так, но добавлю своего стиля. Я добавлю немного драм-н-басса и немного хип-хопа, чтобы получились более европейские вибрации.
Я делал упор на том, что я белый европейский парень, который занимается тем, что делают черные. И я добавлял туда элементы вокала, искал какие-то новые приемы. Разумеется, я наблюдал и за техникой Rhazel-а, и думал, как я смогу это перенять. Ведь по сути инструментов немного.
Звук создается только горлом, ртом и носом – всё. Я пытался понять, как заставить работать все эти инструменты одновременно. Это заняло у меня два-три года. Многие из этих приемов сейчас понятны многим современным битбоксерам, но меня они заставили попотеть.
Итак, в большей степени на тебя влияла Европа?
Да, и другая музыка, например певица Ursula Dudziak, она есть на альбоме Vadim-a. Она – польский Бобби Макферрин. Кстати, Бобби Макферрин тоже хорош. Он настоящий битбоксер. Он тоже на меня сильно повлиял.
Ты широко известен как лучший битбоксер в Англии, тебя так же хорошо знают и в Европе. В какой стране ты видел самый радушный прием?
Англия, конечно, просто потому что мы много работаем, чтобы это заслужить. В Восточной Европе нас всегда очень ждут. Испания тоже хороша.
Ты уже записал битбокс на альбоме "Permanent Marker", каким образом ты планируешь вывести его на новый уровень?
Альбомом "Permanent Marker" я доказал, что могу сделать битбокс-альбом. Я был его сопродюсером, я сделал большую часть битов. Я создал платформу для существования битбокс-альбомов, теперь у меня есть новая формула, что бы донести то что я делаю до слушателей в записи.
Когда ты на сцене – ты фронтмен, все смотрят на тебя с отвисшими челюстями. Их удивляет неживой, индустриальный звук, который казалось бы не может воспроизвести человек. Но когда ты в студии стоишь перед микрофоном, теряется ощущение личности, человечности. Поэтому я работал над созданием шок-методов для каждого трека, чтобы удивить людей и дать им ощущение живого выступления.
Для начала я создал собственную команду, Spit Kingdom, которая выступает как оркестр. В ее составе барабанщик, клавишник, два вокалиста – Mixologists и MC Trip. В таком составе мы делаем альбом. Я буду петь, буду имитировать биты целых треков, буду читать рэп. Я написал все треки сам и был продюсером при записи большинства композиций.
Я сделал треки с JD из So Solid, делаю трек с Tricky, у меня были живые шоу с Neptunes, со Stereo MCs, со Sweetie Irie из Gorillaz. Я полон энтузиазма по поводу этих треков.
Как ты считаешь, битбокс может сочетаться с музыкой других стилей?
Это же мультивокал, не так ли? Да, чувак, почему нет. У меня был небольшой опыт работы с Black Eyed Peas, я выступал с рок-артистами. Битбокс – это инструмент, каждый может делать битбокс, но необходимо вложить в него свою личность. Никто не может стать вторым Джими Хендриксом, Ленни Кравитцем или Эриком Клэптоном в игре на гитаре.
Ты исполняешь такие звуки, что мы боимся за твое горло. Кушаешь что-нибудь особенное?
Большинство из того, что я делаю, я делал всю свою жизнь. Если начать париться, что нужно есть то или это, что делать перед выступлением, то можно сойти с ума. Но три месяца назад я начал заниматься с учителем пения. Сейчас я понимаю, что я делал неправильно и что правильно. Большинство певцов и преподавателей пения находят битбокс невероятно интригующей вещью. Они поверить не могут, что можно делать такое!
Что еще можешь посоветовать тем, кто только начинает?
Что я мог бы посоветовать начинающим, так это изучать работу мастеров битбокса и начинать с олдскульной техники. Но при этом сохраняйте свою индивидуальность и вкладывайте в это занятие душу, и тогда вы создадите свой стиль. Разрабатывайте свои комбинации. Я, например, постоянно думаю над новыми приемами и комбсами. Да, еще бутылка воды будет вашим лучшим помощником.