Respect Production: Хотим, чтобы лейблов стало больше
Я легко допускаю ситуацию, когда артист обладает ярко выраженным коммерческим потенциалом, но мы не будем с ним работать, потому что не захотим, например, чтобы наш лейбл ассоциировали с творчеством этого артиста. Такое возможно.
Большинство артистов не стали коммерчески успешными
Первый вопрос, адресованный лейблу – точнее целый блок вопросов – люди интересуются, как он находит молодых артистов...
Аркадий: Сразу же отвечаю на этот вопрос – с каждым артистом ситуация складывается по-разному. Чаще всего материал артистов, которые были изданы на нашем лейбле, попадал к нам от артистов, с которыми мы работаем, либо просто общаемся. Это материал, который уже прошел своего рода фильтрацию.
К сожалению... я не знаю, как это оценить в процентном соотношении, но подавляющее большинство демо-материала оказывается очень слабого профессионального и технического уровня. И даже если артисты имеют какие-то оригинальные творческие идеи, из-за того, что технически они реализованы плохо, разглядеть их порой непросто. Поэтому большинство демо-материала, попадающего к нам, либо кажется неактуальным, либо неинтересным, либо каким-то еще. Скажу так, что из всего того демо-материала, который к нам попадал сам по себе, дисков, которые обратили на себя внимание, было не больше 10…
Еще не нужно забывать, что лейбл представляет собой небольшую организацию, в которой работает не так много человек, и порой просто не хватает времени, чтобы послушать весь материал. Так что я не удивлюсь, если окажется, что к нам попадал интересный материал, который в итоге прошел мимо. Такое может быть, я этого не скрываю. И тут нет никакого злого умысла или преступной халатности; мы порой физически не успеваем отслушивать весь материал. Или отслушивать его так внимательно, как он того требует. А бывает так, что в день приносят по 2-3 демо-диска.
Багс: Сегодня, к сожалению, мы не приобрели такого опыта, чтобы брать артистов никому не известных и делать их суперзвездами. Поэтому работаем с теми артистами, которые уже творчески сформировались.
Допустим, вам порекомендовали артиста и вы нашли возможность и внимательно отслушали его материал. Каким критериям он должен соответствовать, чтобы вы могли с ним работать?
Аркадий: Прежде всего у него должно быть свое "лицо". Он не должен быть копией какого-то уже состоявшегося известного русского артиста. И талант, конечно. Но мы не берем на себя роль судей. Если мы не стали работать с тем или иным молодым артистом, то это еще не значит, что он бездарен или бесперспективен. Тут важно еще чувствовать чужое творчество. Если ты не можешь выделить то главное, что есть у артиста, то ты ему и дать ничего не сможешь. А для нас очень важно понимать – что мы можем сделать.
Вы умолчали о таком параметре как коммерческий потенциал.
Аркадий: Ну я могу сказать, что коммерческий потенциал играет свою роль, но не является решающим. Другими словами, я легко допускаю ситуацию, когда артист обладает ярко выраженным коммерческим потенциалом, но мы не будем с ним работать, потому что не захотим, например, чтобы наш лейбл ассоциировали с творчеством этого артиста. Такое возможно. В то же время, если нам артист кажется ярким и интересным, но мы понимаем, что комерческого успеха ожидать не приходится, нас это не останавливает от сотрудничества с ним. И, в общем-то, далеко ходить не надо – большинство наших артистов на сегодняшний день не являются коммерчески успешными. Это данность с которой приходится мириться.
А что тогда мотивирует к работе с ними?
Багс: Отчасти, это работа на будущее.
Аркадий: А отчасти, это, наверное, желание помочь этим артистам, потому что они приходят к нам в надежде, что мы можем повлиять на их творческую судьбу. И мы по мере своих возможностей стараемся это делать. Но не все зависит от нас. И не все зависит от артиста.
Каста – настоящий подарок судьбы
Кого из артистов своего лейбла вы считаете самым ценным?
Багс: Наверное многие ожидают ответа "Каста". Действительно, это группа очень ценная и очень важная, с которой сложились отличные отношения. Не только деловые, но и личные. Группа повлияла на формирование сегодняшнего лица лейбла. То есть она изначально и была лейблообразующей группой. И привела множество артистов. И с ней продолжается интересная, конструктивная и плодотворная работа.
Но стоит сказать о том, что наравне с Кастой нам очень интересно заниматься и другими проектами – Смоки Мо, Крестная Семья, ЮГ... Но это не значит, что к остальным коллективам мы питаем полное безразличие.
Аркадий: Мне каждый артист по своему дорог. Каста – это настоящий подарок судьбы. Благодаря этой группе появился такой лейбл как Respect Production. Все знают Касту как известную и талантливую группу, но я должен обратить внимание на то, что это прежде всего три удивительных личности, которые очень много и упорно работали пока к ним не пришел успех. ЮГ – это была вторая наша группа с которой нам удалось совершить определенный прорыв, пусть и не такой громкий, как с Кастой. Но, как это иногда бывает, когда казалось, что все только начинается - ушел из группы Макъ. Группе потребовалось время, чтобы войти в прежний рабочий в ритм и перестроиться. Насколько я знаю, сейчас пишется сольник Винта, и Мэф с Китом принимают в нем активное участие.
White Niggaz – группа так и осталась с нереализованным потенциалом. Самой большой проблемой в этой ситуации было то, что между Москвой и Владивостоком более 9000 км., а работать с артистом на такой удаленности друг от друга, при тех деньгах, что есть в данном жанре музыке, невозможно. EK-Playaz – одна из моих любимых групп, но, к сожалению, сделать до сегодняшнего дня что-то значимое для них мы не смогли. Причин много и все они лежат за пределами наших возможностей. Смоки Мо – это наша надежда и просто гениальный артист. Для нас большая честь работать с ним.
Крестная Семья – это то, что, может быть, через некоторое время, будет звучать из каждой машины. Но это не главное. В них самих и в их творчестве есть редкое для сегодняшнего дня жизнелюбие и стремление взять от жизни все, но не любой ценой. Это подкупает. Так же для нас очень важно сотрудничество с такой группой как DA BOMB, их альбом был для меня приятной неожиданностью. Som Clan – назвать их группой нашего лейбла можно с некоторой натяжкой, т.к. у Сома (лидер Som Clan) есть успешная работа, живет он далеко от Москвы и цели такой не стояло, чтобы сделать из этой группы действующего артиста. Но я очень люблю его творчество, прежде всего потому, что такого позитива нет больше ни у кого. Змей из Граней – очень перспективный молодой человек. Мы на него возлагаем большие надежды. Можно, конечно, много кого еще назвать и еще больше рассказать о каждом, но это тема для отдельного интервью.
Многих волновал вопрос о ваших взаимоотношениях с другими лейблами. Каковы они? Сотрудничаете ли вы с кем-нибудь?
Аркадий: Вообще относимся хорошо ко всем лейблам, потому что чем больше лейблов, тем выше конкуренция, которая в итоге приводит к росту качества продукции. Наверное, сказать, что мы тесно сотрудничаем с каким-то лейблом нельзя. Хотя периодически возникают какие-то взаимоотношения с Rap Recordz и с Неостой Продакшн. Со 100% не сотрудничаем, но это уже вопрос не к нам. Скажем так, что мы не оцениваем эти лейблы, но к тому, что они существуют, очень положительно относимся. А пожелать лейблам, и в том числе себе, можем, чтобы люди все-таки начинали уже работать серьезно. Потому что, если лейблы хотят, чтобы через пять лет о них говорили, то нужно учиться зарабатывать деньги – как себе, так и артистам. Потому что, если артисты не будут зарабатывать деньги, у них не будет мотивации, чтобы заниматься творчеством.
Энтузиазм – он есть в 17 лет, он даже в 20 лет может сохраняться. Но когда человеку 25, а творчество его не кормит, то энтаузиазм заканчивается очень быстро. Поэтому необходимым условием для успешной карьеры артиста является зарабатывание денег. Я осознаю, что самым молодым поклонникам рэпа эта мысль может показаться крамольной – и тем не менее, это так. К сожалению, деньги играют в этой индустрии очень большую роль. Да и вообще в жизни. И уйти от всех меркантильных вопросов не получается, да, наверное, и не нужно. Могу сказать, что одна из причин, по которой артисты к нам обращаются, это как раз желание зарабатывать своим творчеством. Чего мы, к сожалению, опять-таки пообещать никому не можем. Но уж точно из тех, кто с нами работал, никто не работал бесплатно.
Группе Каста легче, чем другим нашим артистам
Поговорим о том, каким образом у вас проходят промо-акции артистов. Есть мнение, что для промоушна разных артистов вы задействуете неодинаковый объем ресурсов. Процитирую человека с никнеймом Мафон: "Создается впечатление, что нормальный промоушн вы обеспечиваете только Касте и "прилежащим" коллективам".
Аркадий: Очень часто промо-возможности зависят не от лейбла, а от тех инструментов, которые используются для популяризации артиста – это телевидение, это радио, это пресса и интернет-СМИ. И нужно понимать, что популяризация артиста через телевидение требует серьезных денежных вложений. И здесь мы упираемся в свою субъективную оценку конъюнктуры. Если мы понимаем, что при всех своих достоинствах творчество этого артиста не может претендовать на масовую популярность, безусловно, мы не будем вкладывать в него больших денег. Просто по той причине, что мы все-таки не благотворительная организация. Поэтому, когда мы вкладываем деньги, мы учитываем конъюнктуру.
И так же нужно понимать, что люди, которые работают на телевидении, люди, которые работают в прессе, на радио – они также имеют свое собственное мнение. И если мнение многих людей в какой-то момент времени совпадает – именно в положительном ключе, то это позволяет обеспечить артисту хорошее серьезное промо. Иногда бывает так, что наша оценка не совпадает с оценкой этих людей. В этом случае, как бы нам ни нравились те или иные артисты, обеспечить им достойное промо мы не можем.
Про радио, наверное, вообще говорить серьезно не стоит, потому что все знают, что до недавнего времени радиостанций, в эфире которых бы звучала такая музыка, не существовало, одна появилась совсем недавно, и как будут складываться с ней отношения у нас, да и вцелом у русского рэпа, покажет время. Но до того момента, как она открылась, рассматривать радио как один из инструментов промо не представлялось возможным. Я не рассматриваю отдельные передачи, которые были в свое время – такие как "Фристайл", сначала на Станции 2000 и потом на Нашем Радио. Потому что серьезно относится к часу в неделю на весь жанр, как к инструменту для продвижения не представляется возможным.
Также могу сказать, что в промо-акциях мы всегда учитываем, что приходится работать не только с людьми, которые уже очень хорошо разбираются в этой музыке, но и с теми, кто только начинает с ней знакомиться. С теми, кто вообще лоялен по отношению к разной музыке и готов воспринимать любой жанр, который покажется ему интересным. В своих промо-шагах мы стараемся учитывать и этот факт. Ведь то, что очевидно для человека, который вырос на этой музыке и хорошо в ней разбирается, не является таковым для новичка, чьи познания о рэпе заканчивается именами Децл, Каста и Серега.
Багс: Еще одна проблема в промо-деятельности – потрясающая некомпетентность большой части журналистов. Представитель СМИ, который интересуется хип-хопом или пытается разобраться – скорее исключение, чем правило.
Аркадий: Могу привести такой пример. Пять лет назад любой русский рэп у журналистов ассоциировался с Децлом. И когда они слышали слово "русский рэп" у них на лице неизменно появлялась улыбка. Прошло два-три года, и любой русский речитатив уже ассоциировался у журналистов с группой Каста. Во-первых, они действительно некомпетентны – я не говорю обо всех, но во многих случаях – и услышав любой русский рэп, они спрашивают: "Это Каста?". Поэтому, о чем можно говорить?
Понятно, что группа Каста имеет отличную историю и на MTV, и в прессе. Во многом благодаря истории с первым "Антикиллером". И благодаря этому группу Каста знают, благодаря этому группе Каста легче, чем другим нашим артистам, да и не только нашим – многим другим вообще. Поэтому упрекать нас в том, что мы не можем дать каждому артисту столько же, сколько удалось получить группе Каста, не совсем справедливо, потому что не всегда это возможно, а иногда и не нужно.
Багс: Зато мы можем сказать, что Respect – это единственный лейбл, который вообще обеспечивает артистов хоть каким-то промо. Нам действительно удалось создать хорошие рабочие взаимоотношения со всеми представителями СМИ, которые пишут о музыке.
Аркадий: Другое дело, что не всегда этой информации хватает, для достижения известности. Ведь эффективность электронных СМИ многократно выше возможностей печатных СМИ.
Багс: Но возможны и исключения, как, например, это случилось с Крестной Семьей, когда нескольких публикаций в ведущих изданиях хватило для того, чтобы вызвать интерес у читателей. Ну и соответственно у покупателей.
Дешево/сердито в третий раз уже не круто?
Поговорим о планах Respect Production. Каких релизов ожидать от лейбла в ближайшее время?
Багс: В ближайших планах – вторая часть сборника Rap.Ru. Сборник выйдет с хорошей рекламой – планируется серьезная поддержка MTV и журнала Bravo. В планах альбом дальневосточной рэп-группы Братство Свободы – это, если хотите, наследники традиций еще одной дальневосточной команды White Niggaz. Это все тот же свободолюбивый восточный дух. В планах клип для Смоки Мо и переиздание его дебютного альбома "Кара-Тэ" в каком-то уже дополненном и видоизмененном виде. Мы считаем, что появление клипа способно придать этому альбому второе дыхание – ведь пластинка способна заинтересовать гораздо более широкий круг людей, чем просто поклонники рэпа. А предыдущий тираж "Кара-Тэ" распродан, так что сегодня этот альбом является в некотором роде раритетом.
Серьезная работа планируется с коллективом Крестная Семья. У них выйдет третий альбом, по мнению многих он гораздо сильнее всего, что у них выходило ранее, поэтому ему необходимо масштабное промо. В самых ближайших планах – переиздание дебютного альбома группы ЮГ. Группа перезаписала и перечитала этот материал. Цель была простая – довести материал до того качества, которое было, увы, недостижимо во время записи этой пластинки.
Аркадий: Насколько я знаю, этот процесс начался сразу после завершения работы над альбомом "Пока никто не умер", и Макъ в тот момент активно принимал в нем участие.
Недавно он высказался в новом треке, получившем огласку в Интернете, что "уже не круто" в третий раз выпускать "Дешево и сердито".
Аркадий: Это его точка зрения, которая достойна уважения. Его точка зрения является фактом, точно так же, как фактом является и то, что до тех пор, пока он был в группе ЮГ, он очень активно принимал участие в перезаписи этого альбома.
Багс: А возвращаясь к вопросу о планах – самое ближайшее, это альбом группы Бонч Бру Бонч. Группа с большой историей, о появлении которой на нашем лейбле мы думали еще году в 2002-ом. Но на тот момент они работали с другими людьми, поэтому мы никак не форсировали ситуацию. В итоге дорожки все равно пересеклись. Группа незаурядная, неординарная, ни на кого не похожая.
Аркадий: У них ярковыраженное собственное лицо. В русском рэпе их сравнить особенно и не с кем.
Багс: Будет выпущен альбом "Жрите борщ". Масштабной промо-кампании альбома не предполагается, но есть надежда, и есть предпосылки – многим журналистам, слышавшим альбом, он очень нравится – что положительные отзывы о нем в прессе помогут альбому найти своего слушателя.
Группа Big Black Boots имеет какое-то отношение к лейблу, или же она просто выпустила у вас свой микстейп "Big Black BootIQ"?
Аркадий: Нет, они не являются нашими артистами, но это наши большие друзья, и вполне возможно, что в будущем возникнет сотрудничество.
Багс: Насколько я знаю, они сейчас даже не обуждают вопросы сотрудничества ни с какими лейблами, потому что Джи Вилкс пишет сольный альбом. И до тех пор, пока материал не будет близок к завершению, он не будет искать себе компанию-партнера.
Забавный вопрос – над исполнителями вашего лейбла работают имиджмейкеры?
Багс: Да, для работы над имиджем мы постоянно приглашаем Машу Цигаль, иногда работает Алишер...
Аркадий: А прическами занимается Сергей Зверев.
Багс: Интересно, кто-нибудь всерьез примет?
Любители рэпа достойны, чтобы для них делали большие мероприятия
Прибыльное ли в России дело хип-хоп?
Аркадий: Нет. Пока нет. Если честно.
А можно ли популяризовать эту культуру? Или эта музыка останется чем-то для узкого круга любителей?
Аркадий: Я считаю, что не совсем правильно так ставить вопрос. Очень часто встречается точка зрения, что нужно популяризировать культуру – я с этим не согласен, потому что как раз считаю утопией формулировку "популяризация культуры". Можно популяризировать творчество того или иного артиста, можно популяризировать то или иное произведение этого артиста. Вот через это можно прийти к тому, что в целом популярность этой культуры будет расти. Другими словами, чем больше появится талантливых артистов, чем больше в них будут вкладывать деньги, чем больше успехов эти артисты будут достигать, тем выше будет популярность этого жанра музыки.
На ваш взгляд, кто может выстрелить в 2005 году?
Аркадий: Ёлка.
Багс: Может, вполне. Готовится ее альбом. Крестная Семья может выстрелить.
Аркадий: Да много кто может выстрелить, ситуация непредсказуемая. Популярность этой музыки безусловно растет, и очень много талантливых артистов. Поэтому я думаю, что для молодых артистов сейчас очень благоприятное время наступило, потому что произойти может все что угодно.
Багс: Если брать массовый успех, то группа Krec имеет все шансы стать в этой стране популярной. То же самое касается и Смоки Мо, и Крестной Семьи и той же Ёлки.
Аркадий: Ну, Ёлка, мне кажется, имеет ярко выраженную коммерческую составляющую, и это не есть плохо, поэтому, думаю, что я поставил бы ее на первое место среди кандидатов.
Багс: Триада имеет все, чтобы стать популярной.
Аркадий: Дело в том, что можно посмотреть на историю этих артистов, и мы увидим, что потенциал ни одного из них на пустом месте не родился. В случае, например, Смоки Мо или группы Krec – у Смоки есть история своей предыдущей группы, у Krec фактически уже третий альбом выходит, у Ёлки есть история группы B&B и очень большой опыт Влада Валова как автора и продюсера. У Триады это уже второй альбом, и там большую работу проделал Сэт, которого я считаю одним из самых перспективных продюсеров в этой музыке здесь.
Что с фестивалем Наши Люди? Почему он не прошел ни в декабре, ни в феврале, и пройдет ли он вообще?
Дело в том, что мы сейчас занимаемся подготовкой этого очередного фестиваля. Не прошел он по очень простой причине – так как мы на предыдущем фестивале замахнулись на очень высокую планку, и мы считаем меньшим злом в данной ситуации отсрочить фестиваль, но провести его на еще более высоком уровне. Мы очень хотим привезти действительно серьезную звезду.
Мы хотим, чтобы уровень организации был значительно выше, а подбор русских артистов более сильным, чем на прошлом фестивале. Мы стараемся делать выводы из своих ошибок. Мы считаем, что этот фестиваль должен развиваться только по восходящей. Любители рэпа в России достойны того, чтобы для них делали большие мероприятия! Я не знаю, стоит ли об этом писать, но скорее фестиваль прекратит свое существование, нежели будет проходить в клубе "Точка".