Электро-фанк 101, или курс молодого бойца по жанру
22 августа 2005, 22:32

Электро-фанк 101, или курс молодого бойца по жанру

"Buffalo Gals" стало для нас чем-то вроде культурного шока, мягко выражаясь. Malcolm McLaren донес до нас всю силу Нью-Йоркского уличного стиля, прямо из Бронкса в наши комнаты, вызвав целый карнавал брейк-данса.

Предоставляем Вашему вниманию статью английского ветерана винила по имени Greg Wilson. Его считают отцом-основателем музыкальной сцены Электро в Манчестере в начале 80-х. Также он является одним из первых британских диджеев, начавших пользоваться тремя вертушками. В этой статье рассказывается о влиянии электро-фанка на становление различных музыкальных стилей, в том числе и хип-хопа, а также о том, как это зарождалось на островах туманного Альбиона. Ввиду особого положения Британии в музыкальной табели о рангах, думаем, читателям будет небезынтересно взглянуть на это глазами человека, который присутствовал при рождении.

Электрофанк несомненно оказался самым недопонятым стилем из всех танцевальных жанров Британской музыки. Но он же до сих пор является и самым живучим благодаря  уважению к тому влиянию на музыку, которое он оказал. Существует некоторая неразбериха, связанная с термином как таковым. В определенный момент, который по прикидкам приходится на 8283 года, название было сокращено до просто "электро". С Американской точки зрения эта музыка просачивалась под разными заголовками, включая Hip-Hop, Dance, Disco, Electric Boogie и Freestyle, и в основном проистекала из Нью-Йорка с лейблов West End, Prelude, Sugarhill, Emergency, Profile, Tommy Boy, Streetwise и кучи других. В Англии этот стиль, или группа стилей Американской черной музыки, чем и был Электро-Фанк, был известен под общим названием Northern Soul, поскольку местные корни этой жанровой сцены плотно обосновались на северо-западе Англии.

Хотя на протяжении многих лет все это было неплохо задокументировано в различных публикациях, частенько при общем верном позиционировании стиля, редко кто умудряется достичь истинной глубины и верности деталей. Вся информация получается сильно раздробленной. Однако основной причиной, по которой Электро-Фанк до сих пор остается загадкой для многих людей, состоит в том, что в то время, когда эта музыка была передовой и большинство её аудитории составляли черные (речь об Англии, поэтому понятие афроамериканец не катит – прим. Rap.ru), она была в Англии сильно обособлена, как, впрочем, и вся черная культура в целом. По этой причине она по большей части оставалась андерграундом. Для того, чтобы оставаться в курсе новейших веяний на Британской сцене черной музыки в 8283 годах, вам надо было бы стать постоянным читателем таких специализированных изданий как Blues & Soul или Black Echoes (судя по всему, что-то вроде того, что сейчас представляет у нас хип-хоп-преса – прим. Rap.ru).

Британская суть вещей касательно Электро-фанка состоит в том, что в конечном итоге он принял эстафету от Джаз-фанка, как доминирующей силы на клубной сцене, но не без полемики и потрясений. Блюстители чистоты стиля относились к электро с презрением, отвергая его право на существование, на том основании, что он, по их мнению, не является "настоящей музыкой" из-за своей технологической природы. Они стояли на своем, даже несмотря на то, что Marvin Gaye  своим треком "Sexual Healing" поставил крест на этой их теории. Однако время шло, вкусы аудитории начали меняться, и даже самые упертые вынуждены были начать играть хотя бы чуть-чуть электро-фанка.

Несмотря на оказываемое сопротивление, движение начало медленно, но верно распространяться по Британии, подминая под себя вначале центральные районы и затем захватив Лондон и Юг. Причины, по которым Электро пришлось затратить столько времени на захват столицы, состояли прежде всего в мертвой хватке, которой держали Юг влиятельные диджеи из группировки The Soul Mafia. Chris Hill, Robbie Vincent, Froggy, Jeff Young и Pete Tong, чьи имена тогда решали всё в клубах, на радио и в черной прессе, продолжали двигать Джаз-Фанк и Соул-ритмы (впоследствии обозначаемые термином "80’s Groove"). Только в 1984 году их виртуальная монополия начала слабеть и разрушаться под давлением со стороны новых имен приходивших на смену. И как раз сменившее их поколение диджеев и стало основой для продвижения хип-хопа, хауза, и того, что впоследствии стало английским техно.

Как частенько говаривалось, Электро – это потерянная связь танцевальной музыки. Все дороги вели обратно в Нью-Йорк, где уровень музыкальных экспериментов и нововведений в начале 80-х годов был просто ошеломляющим. Электро не был одним из тех узких стилей, которые не могут выбраться за рамки конкретного диапазона BMP (beats per minute – число ударов в минуту, единица измерения темпа музыки – прим. Rap.ru) еще более сужающие возможности. Электро-Фанку было позволено всё. Именно разнообразие записей, выпущенных в тот период, стало тем, что определило магию стиля, никогда нельзя было предугадать, что последует следом. Темп треков варьировался в пределах от ниже 100 bpm до сверх 130, практически перекрывая весь существующий ритмический спектр. Не существовало установленного раз и навсегда шаблона для этого направления танцевальной музыки. Она просто шла куда хотела и заставляла тебя двигаться в её ритме. Все это вело к расширению рамок, которые уже начинали душить черную музыку. Её влияние распространялось не только с немецкими мастерами технопопа Kraftwerk - признанными предшественниками чистого Электро или такими британскими исполнителями как Human League и Gary Numan. Изрядное количество передовых черных музыкантов, таких как Miles Davis, Sly Stone, Herbie Hancock, Stevie Wonder, легендарный  продюсер Norman Whitfield и, конечно, George Clinton со своей бригадой P Funk тоже сыграли свою роль в формировании этого нового звука, благодаря своему новаторству в применении электронных инструментов в 70-х (а в случае Майлза Дэвиса и в конце 60-х). Когда следующее поколение черных музыкантов получило в свои руки эти ставшие доступными технологии, они стали передовым отрядом, возглавившим музыкальную революцию, перекроив книгу правил своими фанковыми хитросплетениями.

Еще до появления в мае 1982 года Afrika Bambaataa & The Soul Sonic Force со своим хитом "Planet Rock", ставшим классикой стиля Электро, существовала горсть релизов, опередивших классиков на несколько месяцев. Они-то и помогли очертить новый стиль. D Train со своим "You’re The One For Me" (лейбл Prelude), массово распространившиеся в конце 1981-го задали звук, вымостивший дорогу для треков типа "Time" исполненного Stone (лейбл West End), "Feels Good" от Electra (лейбл Emergency) и пары знаковых творений продюсеров Eric Matthew и Darryl Payne. Это были Sinnamon с треком "Thanks To You" (лейбл Becket) и, снова спасибо лейблу Prelude, "On A Journey (I Sing The Funk Electric)" проекта Electrik Funk. Как раз последнему упомянутому треку стиль и обязан в оригинале своему названию. Термин был слегка подкорректирован в июне до Electro-Funk, вслед за прибывшим из-за океана треком "Electrophonic Phunk" от группы Shock, представителей Калифорнийского лейбла Fantasy.

Однако наибольшее значение среди прочих ранних релизов остается за треком "Don’t Make Me Wait" от Peech Boys (лейбл West End), которые вместо расплывчатых намеков на новое направление, безошибочно попали в цель. Этот исключительный пласт, раскрученный диджеем Larry Levan в клубе Paradise Garage, моментально стал культовым, в конечном итоге, благодаря только лишь поддержке андерграунда, попал в Британский поп-чарт "Топ-50". Вслед за ним эту территорию смогли покорить и последующие Electro-Funk-релизы.

Как первый Британский диджей полностью принявший эту новую волну черной музыки я подвергался постоянной критике. Сделав к тому времени имя на Джаз-Фанковой сцене, я выглядел каким-то еретиком из-за того, что крутил эти "бездуховные" пластинки, особенно те из них, которые рассматривались как наиболее "вульгарные". В их число попали "кошмарный" "Planet Rock" вместе со всем остальным товаром лейбла Tommy Boy. Туда же попали Warp 9 с "Nunk"’ (Prism), Extra T с "ET Boogie" (Sunnyview), Man Parrish и его "Hip Hop, Be Bop (Don’t Stop)" (Importe/12), а также Klien & MBO со своим 12-дюймовым синглом "Dirty Talk". Обычно я предпочитал даб или инструментальные версии, перемешивая их с чем-нибудь близким к ортодоксальному фанку, соулу, или джаз-фанку. Это было в то время, когда я был резидентом клубов Legend in Manchester и Wigan Pier, тогда сцена только начинала становление. Оба этих места с внедренным американским стилем, стали центром движения в 1982-84 годах, привлекая людей со всех концов страны. Музыка тоже получала дальнейшее развитие благодаря моим миксам на Манчестерском Piccadilly Radio (начиная с мая 1982). А в августе 1983-го я представил Электро новой аудитории, когда стал резидентом, теперь всемирно знаменитого клуба Hacienda.

Наследие электро-фанка огромно. Он объявил о наступлении компьютерной эры и покорил сердца целого поколения драм-машинами и синтезаторами с секвенсорами, использованием рэпа, скретча, своими резкими звуками, даб-миксами, оригинальным использованием семплов и ломаным ритмом. Будучи изначально рожден для миксования, он породил новое племя Британских диджеев, нарезающих фразы и стыкующих биты. Теперь эти имена являются легендарными: Grandmaster Flash, Tee Scott, Tony Humphries, Larry Levan, Francois Kevorkian, Shep Pettibone, John ‘Jellybean’ Benitez и Double Dee & Steinski. Они стали образцами для тех кто держал нос по ветру, стали создавать ремиксы, осваивать новые технологии цифрового семплирования. Не стоит забывать и продюсера из Нью-Йорка Arthur'a Baker'a и сотрудничавшего с ним John'a Robie, Британского продюсера Trevor'a Horn'a, приложившего руку к треку "Buffalo Gals", и конечно великолепную связку Herbie Hancock / Bill Laswell с их легендарным хитом "Rockit", получившим Грэмми. Все они не только революционизировали черную музыку, но и спровоцировали наступление принципиально новой популярной музыки.

Электро-фанк стал тем каналом, который в результате принес нам движение хип-хоп со всеми его различными созидательными компонентами и, закрепившись в мэйнстриме, помог распространению его слова по всей Европе и за её пределами. Он предварил появление хип-хопа в Британии, хотя сам термин "хип-хоп" вошел в широкое употребление значительно позже. Мы были еще весьма невежественны в этом плане. Когда в 1982 году Charisma Records выпустил как джина из бутылки видео Malcolm McLaren & The World’s Famous Supreme Team "Buffalo Gals", это стало для нас чем-то вроде культурного шока, мягко выражаясь. Он донес до нас всю силу Нью-Йоркского уличного стиля, прямо из Бронкса в наши комнаты, вызвав целый карнавал брейк-данса по городам и весям Британии летом 1983-го. В конечном итоге мы стали учиться у основателей, у Kool DJ Herc'a крутящего свою знаменитую карусель музыки для танцоров брейка (b-boys). Перед этим большинство людей даже не сомневалось, что любое неверное движение при исполнении брейка непременно приведет к какому-либо увечью.

Несмотря на то, что СМИ начали исподволь подседать на это "танцевальное безумие" сопутствующая сцена не привлекала в Британии серьезного внимания до 1984 года. Оно пришло вслед за успехом компиляций Street Sounds "Electro" (первый выпуск появился в октябре 1983 года), которая донесла наконец эту музыку до широкой аудитории. В результате в мае 1984-го, через два года после появления "Planet Rock", журнал The Face вышел с заголовком на первой полосе, который гласил "Electro – The Beat That Won’t Be Beaten" (Электро – ритм, который не побить). Такая существенная задержка в признании привела к тому, что существенная роль Электро-фанка в танцевальном буме 80-х долгое время оставалась незамеченной британскими клубными историками. Они ошибочно отдавали лавры главного стиля начала 80-х Детройтскому техно. Даже сингл Cybotron (дуэт Juan Atkins и Rick Davies) "Clear" (12”, Fantasy), давший рождение техно, считался тут в 83-м классикой электро, а это было до того, как техно-сцена хоть как-то начала формироваться. Этот трек попал в первую компиляцию Street Sounds "Crucial Electro" только на следующий год.

Звезды стиля Электро вначале ярко вспыхивали в андерграунде, а в итоге ярко горели среди клубной массы. В 1984 году Лондонская сцена покатила как по шоссе, и в клубах и на радио. Это стало возможным благодаря таким диджеям как Herbie из Mastermind, который смиксовал серию альбомов Street Sounds Electro (15 выпусков), продолжил серию компиляциями Crucial Electro; Paul Anderson, Tim Westwood и Mike Allen радикальным образом поменявших энергетику Лондонской черной музыкальной сцены. С таким багажом за своими плечами Лондонское движение Электро быстро вышло из подполья и расширило свою аудиторию, став притягательным и для любопытствующих белых детишек, которые искали новые идеальные ритмы. Завоевав значительную часть той Британской молодежи, что сейчас сидит на хип-хопе не зависимо от цвета кожи, танцевальная эра быстро начала приносить новые плоды в виде гибридных стилей. В Бристоле стали скрещивать "электро" с рэгги-ритмами "даба" и "любовного рока". В результате этих экспериментов был получен новый букет, ставший впоследствии известен как трип-хоп. В конце декады города вроде Манчестера и Лондона взрастили людей, известных ныне на всемирной танцевальной сцене, как в клубах, так и в звукозаписывающих студиях.

Electro-Funk был прототипом, а Hip-Hop, Techno, House, Jungle, Trip-Hop, Drum & Bass, UK Garage, плюс бесчисленное множество иных танцевальных производных уже одалживали у него свою часть кредита. Если бы не принесенное им вдохновение, то не факт, что появились бы такие знаменитые Британские проекты как Coldcut, 808 State, A Guy Called Gerald, Soul To Soul, Massive Attack, The Prodigy, William Orbit, Goldie, the Chemical Brothers, Underworld и Fatboy Slim. По крайней мере в таком виде, как есть сейчас. Итак, подводя черту, Electro-Funk (или Electro, или как бы там его еще ни называли) был катализатором, мутировавшим штаммом соединившим два берега – Британский андерграундный Джаз-Фанк с мэйнстримом Acid-House'a. И пока этот факт не будет осознан полностью, Британская танцевальная мозаика так и останется неполной и запутанной, и толпы клабберов двадцати лет от роду так и не будут знать истинные корни той музыки, под которую они зажигают.

Рекомендуемый Грегом Уилсоном к обязательному прослушиванию персональный топ-100 - список классики жанра:

D TRAIN you’re the one for me (US Prelude)

DR JECKYLL & MR HYDE genius of love (US Profile)

STONE time (US West End)

P-FUNK ALL STARS hydraulic pump pt III (US Hump)

ELECTRIK FUNK on a journey (I sing the funk electric) (US Prelude)

PEECH BOYS don’t make me wait (US West End)

SINNAMON thanks to you (US Becket)

AL McCALL hard times (US West End)

ELECTRA feels good (US Emergency)

ATLANTIS keep on movin’ and groovin’ (US Chaz Ro)

AFRIKA BAMBAATAA & THE SOUL SONIC FORCE planet rock (US Tommy Boy)

SHOCK electrophonic phunk (US Fantasy)

SECRET WEAPON must be the music - remix (US Prelude – from the LP Kiss FM Mastermixes vol 1)

GUNCHBACK BOOGIE BAND funn (US Prelude)

THE SYSTEM it’s passion (US Mirage)

ROCKERS REVENGE walking on sunshine (US Streetwise)

GRANDMASTER FLASH & THE FURIOUS FIVE the message (US Sugarhill)

RAW SILK do it to the music (US West End)

THE JONZUN CREW pack jam (look out for the ovc) (US Tommy Boy)

SHARON REDD beat the street – remix (US Prelude)

KLIEN & MBO dirty talk (Italian Zanza) Q the voice of q (US Philly World)

EXTRA T’s e.t boogie (US Sunnyview)

GEORGE CLINTON loopzilla (US Capitol)

WARP 9 nunk (US Prism)

TYRONE BRUNSON the smurf (US Believe In A Dream)

PLANET PATROL rock at your own risk (US Tommy Boy)

WHODINI magic’s wand (US Jive/Zomba)

STONE girl I like the way that you move (US West End)

ORBIT the beat goes on (Canadian Quality)

DR JECKYLL & MR HYDE the challenge (US Profile)

TONEY LEE reach up (US Radar)

GRANDMASTER FLASH & THE FURIOUS FIVE scorpio (US Sugarhill)

MALCOLM McLAREN / WORLD’S FAMOUS SUPREME TEAM buffalo gals (UK Charisma)

NAIROBI & THE AWESOME FOURSOME funky soul makossa (US Streetwise)

MAN PARRISH hip hop be bop (don’t stop) (US Importe/12/ Disconet 12”)

INDEEP last night a dj saved my life (US Sound Of New York)

REGGIE GRIFFIN & TECHNOFUNK mirda rock (US Sweet Mountain)

MELLE MEL & DUKE BOOTEE message II (survival) (US Sugarhill)

PRINCE CHARLES & THE CITY BEAT BAND the jungle stomp (US MJS)

THE WEBBOES under the wear (US Sam)

THE JONZUN CREW space is the place (US Tommy Boy)

SANDY KERR thug rock (US Catawba)

KLIEN & MBO wonderful (US Atlantic)

EX TRAS haven’t been funked enough (UK Excellent)

VANITY 6 nasty nasty girls (US Hot Tracks – originally on Warner Brothers LP)

AFRIKA BAMBAATAA & THE SOUL SONIC FORCE looking for the perfect beat (US Tommy Boy)

JOHNNY CHINGAS phone home (US Columbia)

PURE ENERGY spaced out (US Prism)

VISUAL the music got me (US Prelude)

C.O.D in the bottle (US Emergency – later on Disconet 12”)

THE JONZUN CREW we are the jonzun crew (US Disconet/Tommy Boy 12”)

RUN DMC it’s like that / sucker mc’s (krush-groove 1) (US Profile)

WARP 9 light years away (US Prism)

D TRAIN music (US Prelude)

SHIRLEY LITES heat you up - meltdown mix (US West End)

WEEKS & CO if you’re looking for fun (US Salsoul)

FEARLESS FOUR just rock (US Elektra)

MIDNIGHT STAR freak-a-zoid (US Solar)

FREEEZE I-dub-u (US Streetwise)

SINNAMON I need you now (US Jive/Zomba)

ROCK MASTER SCOTT & THE DYNAMIC THREE it’s life...(US Reality)

ELECTRIC POWER BAND papa smurf (US Bee Pee)

NEWTRAMENT london bridge is falling down (UK Jive/Zomba)

S.O.S BAND just be good to me (US Tabu)

TONEY LEE love so deep (US Radar)

NEWCLEUS jam on revenge (the wikki wikki song) (US Sunnyview – originally on US May Hew)

HERBIE HANCOCK rockit (US Columbia)

PROJECT FUTURE ray-gun-omics (US Capitol)

TWO SISTERS high noon (US Sugarscoop)

THE RAKE street justice (US Profile)

WUF TICKET the key (US Prelude)

TIME ZONE the wildstyle (US Celluloid)

CANDIDO jingo breakdown (US Salsoul)

UNIQUE what I got is what you need (US Prelude)

THE PACKMAN I’m the packman (eat everything I can) (US Enjoy)

CYBOTRON clear (US Fantasy)

PLANET PATROL cheap thrills (US Tommy Boy)

NEW ORDER confused beats (UK Factory)

HOT STREAK body work (US Easy Street)

WEST STREET MOB break dancin’ – electric boogie (US Sugarhill)

GARY’S GANG makin’ music (US Radar)

CAPTAIN ROCK the return of captain rock (US NIA)

B BOYS two, three, break (US Vintertainment)

ARCADE FUNK search and destroy (US D.E.T.T)

DIMPLES D sucker dj’s (I will survive) (US Partytime)

G.L.O.B.E & WHIZ KID play that beat mr dj (US Tommy Boy)

TOM BROWNE rockin’ radio (US Arista)

GRANDMASTER FLASH & MELLE MEL white lines (don’t don’t do it) (US Sugarhill)

CAPTAIN RAPP bad times (I can’t stand it) (US Saturn)

TWILIGHT 22 electric kingdom (US Vanguard)

RUSSELL BROTHERS the party scene (US Portrait)

SHANNON let the music play (US Emergency)

DJ DIVINE get into the mix (US West End)

THE ART OF NOISE beat box (UK ZTT)

HASHIM al-naafiysh (the soul) (US Cutting)

B BOYS cuttin’ herbie / rock the house (US Vintertainment)

MALCOLM X / KEITH LeBLANC no sell out (US Tommy Boy)

XENA on the upside (US Emergency)

PUMPKIN king of the beat (US Profile)

 





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Привет, это сайт Rap.ru! Мы используем куки.
Что такое куки