Русский рэп, который мы потеряли
Но даже при такой малорадостной картине, которая, к счастью, все-таки начинает меняться, у нас есть, чем гордиться. Но сегодня поговорим не о тех, что "есть", а тех, что "были" и творили, но перестали
Русский рэп, который мы потеряли
История нашего с вами хип-хопа пока не может похвастаться большим количеством настоящих личностей, ярких коллективов, стабильных битмейкеров. Культура нам не близкая, приживается с трудом. К тому же слишком велико влияние забугорных деятелей искусства - не имея собственного багажа, многие опираются на чужой. Кто-то перерастает, кто-то нет.?xml:namespace>
Но даже при такой малорадостной картине, которая, к счастью, все-таки начинает меняться, у нас есть, чем гордиться. Имен называть не станем, у каждого они свои. Но сегодня поговорим не о тех, что "есть", а тех, что "были" и творили, но перестали.
1-2. Грюндиг и Михей
Сказать, кто из них важнее и нужнее - невозможно. Один из них первым в России доказал, что рэп - это не только протест, злоба и безысходность, но также радость и красота. Второй сумел поднять весь негатив в творчестве до уровня искусства. Невероятно разные, не знаю даже, пересекались ли они при жизни, они являли собой два полюса хип-хопа.
Михей был украшением и, надо признать, необходимым элементом Bad Balance. Без его голоса и эмоций группа много потеряла. Сольный альбом оставил немало вопросов. С 2-3 великолепными песнями, но с большим количеством треков невнятных, он давал надежду на следующие работы, как казалось тогда, они должны были быть уже другими, зрелыми, без разбросов. Не было. Несколько лет выступлений с одной программой по клубам. Потом пришла смерть. Не стало человека, который мог быть хоть Jamiroquai, хоть R.Kelly. А был просто Михеем, который еще до появления Децла смог показать обывателю хип-хоп с человеческим лицом.
Грюндиг оставил после себя гораздо меньше: альбом "Это не больно" в проекте Рабы Лампы и с десяток гостевых участий. Однако музыкальная жизнь России всегда славилась тем, что творчество, окрашенное в темные цвета, находило больший отклик и влюбляло в себя сильнее. Так было и с ним. Появившись ненадолго на рэп-небосклоне, он сделал так, что те, кто его услышал в нужное время, уже никогда не забудут. И не станут объяснять, чем же был хорош мс без техники в растянутом свитере. И если Михей был первым певцом рэпа, то Грюндиг - первым поэтом. Из всех заморских аналогов на ум приходит лишь Курт Кобейн, чей путь Раб Лампы повторил почти в точности.
Объединяет Михея и Грюндига в нашем топ-листе, кроме трагической кончины, огромный потенциал, который был реализован лишь на десятую часть.
3. Ladjak (D.O.B.)
Один из многих примеров того, как несовершенство, а точнее полное отсутствие хип-хоп шоу-бизнеса вычеркнули еще одного из списка мс. Когда-то он и Лигалайз создали Slingshot - единственный (именно так!) не стыдный проект на английском. Была даже вероятность выпуститься на иностранном лейбле (а ведь это год 1995-ый!). Но не случилось, как уверяют участники проекта, их просто кинули. Потом его практически нигде нельзя было услышать - пару куплетов, не более. Он не ушел от хип-хопа, осталась работа со специализированными магазинами, деятельность ди-джея, правда, уже в dancehall ключе, около года назад даже записал четыре строчки для проекта MMC, Но... признаться, очень не хватает его неспешной, будто бы через неохоточку, читки, отправляющей куда-то в House Of Pain'вые времена. Голос мужчины, который никуда не торопится, потому что есть и время и желание рассказать. И рассказать ему есть что.
4. Мандр (Южный Фронт)
Скажем сразу, ничего серьезного, обстоятельного и претендующего на долгую жизнь, за собой этот мс не оставил. Кроме одного. Народный хит от Nonamerz и ЮГа "Еще один день" не стал бы таковым без его хриплого ора. Как раз тогда Ruff Ryders были в топе и место русского DMX'а оставалось вакантно. Мандр занял его. Но ненадолго. Успех этого трека, судя по всему, вскружил рэпперу голову и ничем большим отметиться он не сумел. Еще трек с ЮГами, что-то именно от проекта Южный Фронт. Это было неплохо, но все ждали продолжения. Его нет. А место DMX'а занял Паук.
5. Дядя Звонкий (Ритм-У, Дерево Жизни, Алкофанк)
Вот прямо очень обидно. Талантливейший мс, удивительный музыкант. Вкус, работоспособность, умение работать на сцене. Да и вообще он отлично выглядел. Позитив Ритм-У, переросший в сознательное Дерево Жизни, бывшее в числе самых ярких коллективов 90-х. Не совсем удавшийся Алкофанк в составе Bad B. Alliance. Вообще, в наш список можно смело включать все его окружение: Деловой создает Сценокардию, о которой слова доброго не скажешь, Мук вымучивает альбом Бланжа уже не первый год (но, кажется, осенью он все-таки будет), Необходимые Вещи, заслуженно выигравшие Rap Music, совсем пропали, а были крайне интересной группой. В интервью нашему сайту Мук заявил о воскрешении Дерева Жизни, но такие разговоры, если и приводят к исполнению, то очень не скоро. Так что представителя Native Tongues на земле русской и обладателя чудной рагга-читки Дядю Звонкого остается только ждать.
6. Симона (D.O.B.)
Конечно, наличие уже третьего участника легендарной андеграунд тусовки может показаться пристрастием, но, поверьте, Симона - единственная женщина-мс, которую можно было слушать без усмешки. Экс-супруга Лигалайза, словно Lauryn Hill, читала и пела с одинаковой легкостью и изящностью. Была в проектах и совместная работа с Грюндигом. Она расстраивала суровый ряд куплетов D.O.B.-шников своими налетами рифмой, чем, надо сказать, не раз выручала эти треки. Исчезла как-то незаметно, пообещав заняться кинематографом. Сейчас делает что-то, связанное с театральными постановками. Была информация, что она начала записывать сольный альбом, но продолжает ли это дело или прекратила - неизвестно. Никакой мало-мальски заметной female mc с тех пор не появлялось.
7. Электроник (Объединенная Каста)
Здесь, скорее предположение, догадка. По двум куплетам на кастовских "Трехмерных Рифмах" сказать было нечего. Но два появления - у Граней на сингле "Алкоголики" и на сольнике Влади в треке "Что нам делать в Греции" заставили посмотреть на него по-другому. Не совсем определенная, но очень органичная манера выдавать строчки, будто бы в эмоциональном разговоре. Причем, строчки оригинальные, с четкой звукописью. По словам Влади, Электро в Ростове-на-Дону - один из самых популярных персонажей среди молодежи. В этом большую услугу ему оказала работа на региональном МТВ. "Пару лет назад можно было пройтись с ним по Ростову и на тебя бы даже не обратили внимания", - говорит Влади. "Зато все вокруг шептались, что идет "камикадзе" (программа Электроника называлась "Дневник Камикадзе"). Сейчас он занимает пост арт-директора одного из ресторанов Ростова, где и вполне реализует свои творческие потребности: устраивает вечеринки, даже участвует в них в роли актера. Не исключена и его работа как рэппера, например, с теми же Гранями, но это лишь одна из сторон его творческой, но ветреной натуры. А так хочется услышать еще что-то вроде "преисполненный восторга, попадаю в морг я".
8. Ленин (Белые Братья)
Хорошие вокалисты в рэпе на вес золота. Nate Dogg, Raphael Saadiq, Akon - каждый из них востребован, правда, сольно не у всех получается добиться такого же успеха, как с кем-то совместно. В России их и того меньше, тем более что одного уже потеряли (см. пункт 1). Так еще и этот уклоняется. Конечно, руководство радиостанцией, а именно этим и занимается Ленин Добрый, должно занимать много времени, но нам, как слушателям, это до лампочки. Разваленные Белые Братья оставили после себя слишком хорошую память, чтобы взять и забыть его низкий голос. Сначала Эл Который (ныне Эл Соло) обещал наваять одногруппнику r'n'b альбом, затем то же самое объявил Карандаш. Мы ничего не слышали. Слышали лишь редкие появления на треках волжской тусы Района Моей Мечты, на первом альбоме Карандаша был замечательный трек - хорошо, но мало. Он ведет хип-хоп мероприятия в своей области и делает это замечательно, однако, утешение это слабое. Дима Билан, кажется, тоже делает r'n'b, но отчего-то кажется, что оно должно быть другим. Например, таким, каким его бы мог сделать Ленин.