Развитие scratch-музыки. Версия dj N-Tone
17 сентября 2005, 23:18

Развитие scratch-музыки. Версия dj N-Tone

Музыканты всё чаще используют труд ди-джеев, не будем упоминать о Limp Bizkit, возьмем выше - творческий союз Dj Radar и симфонического оркестра из Аризоны, который является уникальным синтезом турнтейблизма и классической музыки

С момента изобретения Dj Grandwizard Theodore приема под названием "скрэтч" (англ. царапать), то есть с середины 70х годов и вплоть до начала 90х, ди-джеинг постоянно развивался. Мы говорим не только о развитии в отношении форм подачи материала - трюков, фишек и тд. - в 1983 году небезызвестный всем джазовый музыкант Herbie Hancock записал композицию Rockit, в которой он использовал труд Dj Grandmixer DXT, игравшего в ней скрэтч соло. Таким образом, скрэтчинг попадает в мэейнстрим - тысячи детей по всем Соединенным Штатам начинают забираться в комнаты к родителям, к их стереосиситемам и пробовать делать то, что делал DXT.

Именно в 90х годах начала формироваться фактически вся новая школа современного ди-джеинга - Stevie D продемонстрировал миру Beat Juggling (манипуляции с двумя одинаковыми копиями пластинок, в ходе которых происходит реструктуризация ритма или мелодии в реальном времени - говоря проще, при помощи двух пластинок, на которых записан одинаковый бит, ди-джей создает свою неповторимую композицию в реальном времени - своего рода "ремикс" на вертушках). Мир увидел также и первый ди-джейский оркестр - Rocksteady Dj`s, в который входили такие люди как Appolo (работает вместе с саксофонистом Брэнфордом Морсалесом), Mixmaster Mike (работает с Beastie Boys) и Q-Bert (он, я думаю, в представлении не нуждается). Развивался и скрэтчинг (именно в это период были придуманы трюки flare, orbit, crab, ставшие фактически основными трюками в новой школе). Надо сказать, именно в начале 90х мир также увидела первая баттловая пластинка (scratch record) - Battle Breaks, содержавшая в себе набор звуков для скрэтча и ударные линии. Создателем сего шедевра является участник ди-джейской команды Invisibl Skratch Piklz, упоминавшийся выше Dj Q-Bert.

К середине 90х годов ди-джеинг настолько преобразился и усовершенствовался, что уже мало напоминал ту форму, к которой привыкли люди. В 1996 году Dj Babu (участник ди-джейской команды Beat Junkies и штатный ди-джей Dilated Peoples) дает определение новому воплощению ди-джея - turntablist (от англ. turntable - проигрыватель пластинок). Turntablist - человек, использующий вертушки и пульт не для воспроизведения пластинок, а для создания музыкальных композиций при помощи манипуляций с пластинками. Можно сказать, что именно с этого момента начинается новая отправная точка в развитии хип-хоп ди-джеинга - того, что сейчас принято называть Turntablism (искусство манипуляций с пластинками. Этот термин был внесен позже в толковые словари).

С течением времени меняется также взгляд на скрэтчинг вообще.Это перестаёт быть лишь какой-то приправой к музыкальным блюдам - скрэтч позиционируется как средство музыкального выражения. Немалая заслуга в этом принадлежит ди-джею D-Styles (участник ди-джейских коллективов Invisibl Skratch Piklz и Beat Junkies). Однако, использование вертушек как музыкального инструмента имело место задолго до этого - в 1937 году музыкант - авангардист Джон Кейдж впервые использовал проигрыватели виниловых пластинок в качестве инструмента при написании своих композиций. И этот опыт повторился много лет спустя, приобретя всемирное одобрение.
Альбом D-Styles под названием Phantazmagorea стал первым подобного рода материалом, в котором абсолютно всё являлось целиком наигранным на вертушках (turntable composing). Даже альбом Wave Twisters (от Q-Bert) не вызвал такого ажиотажа в мире современной музыки. На презентации этого альбома (речь опять же идёт о Phantazmagorea) многие треки были сыграны на вертушках вживую. Дальше - больше. Мир узнал и увидел такие проекты как Ned Hoddings (Toadstyle, Excess, Mike Boo) и конечно же Gunkhole - своего рода воплощение современного турнтейблизма, в данном случае в творчестве используется и труд барабанщика (состав тот же что и у Ned Hoddings плюс барабанщик и D-Styles).

Именно turntable composing видится сейчас во всем мире как будущее турнтейблизма.Огромное количество ди-джеев и ди-джейских коллективов продвигают это направление, доказывая таким образом, что вертушки - такой же музыкальный инструмент как гитара или флейта... Используя пластинки с записями самых разных музыкальных инструментов (подобные scratch records нового поколения всё чаще и чаще выпускаются), или просто записи тех или иных исполнителей, ди-джеи создают оригинальные музыкальные композиции в режиме реального времени, используя при этом и дополнительные средства - сэмплеры, драм-машины, синтезаторы.
Кроме того, диск-жокеи зачастую используют труд и живых музыкантов (как и живые музыканты всё чаще используют труд ди-джеев, не будем упоминать о Limp Bizkit и подобных ей группах, возьмем выше и серьезнее - творческий союз Dj Radar и симфонического оркестра из Аризоны (Arisona State University), который является уникальным синтезом турнтейблизма и классической музыки. Поэтому скрэтчинг сегодня это не царапание между куплетами, не мода, не победы на ди-джейских чемпионатах ("лучше записать хороший скрэтч альбом, чем выиграть пару или тройку баттлов" - Dj Woody)... Это новая форма музыкального выражения, новая форма изложения эмоций, чувств, уникальная форма творчества. На чемпионате мира ITF (Internation Turntablist Federation), который является самым престижным на сегодняшний день ди-джейским чемпионатом, с 2004 года ввели категорию Experimental (помимо традиционных scratching, beat juggling, advancement и team) - в ней каждый ди-джей при помощи вертушек, пульта и сэмплера в реальном времени создает свою оригинальную музыкальную композицию. (По такому примеру работают Toadstyle, Excess, Killa Tactics...) На крупнейших музыкальных выставках Plaza, NAMM, Musikmesse ежегодно презентуются новинки индустрии (именно индустрии!) ди-джейского оборудования, ориентированные на удовлетворение потребностей самых требовательных скрэтч музыкантов (в разработке подобных продуктов они и сами принимают участие, например, Vestax готовит ряд новинок при содействии Woody, D-Styles, Q-Bert). Таким образом, turntablism сегодня представляет собой полноценную форму музыкального творчества, постоянно развивающегося музыкального направления. Развивающегося вместе с музыкой.

DJ N-Tone

(Краткая справка об авторе: Один из самых прогрессивных скрэтчеров России, Антон занял первые места на соревнованиях Кофемолка 2003, Digital Jazz 2003 и Код Города 2004 Battle for Supremacy. Играет за фирму Ecler, сотрудничает с английским Turntableradio. Также является участником skratch.ru fam, и выступает за Flammable beats. Командный ди-джей группы Broken Sound. Трек Антона выпускался в Европе на компиляции Waxfight : Worldwide Turntablism . Скачать 2 композиции Dj N-Tone можно ЗДЕСЬ

 

На фото сверху: Mixmaster Mike.
Нв главной странице: большое фото - D-Styles, маленькое - Babu.

 





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я