События года: отечественная версия
Когда снежный покров уже точно, по-хозяйски, расположился на твоем балконе, в доме пахнет хвоей, а все деньги разделились только на две стопки: «на подарки» и «на стол» , хочется оглянуться на прошедший год и подвести ИТОГИ
События года: отечественная версия
Когда снежный покров уже точно, по-хозяйски, расположился на твоем балконе, в доме пахнет хвоей, а все деньги разделились только на две стопки: «на подарки» (пожиже) и «на стол» (потолще), хочется оглянуться на прошедшие три с лишним сотни дней и подвести ИТОГИ. Ведь что это за год, если у него нет никаких ИТОГОВ, непременно должны быть. И у 2005-ого года они есть. Сегодня мы расскажем о главных его хип-хоп событиях.
Открытие радио NEXT
Вот уж действительно казалось – пришел праздник на нашу улицу. Первое радио, посвященное r’n’b и хип-хоп музыке. Стало быть, сейчас всё изменится, широкие массы узнают о такой замечательной музыке и ровным строем побегут в магазины за отечественным исполнителем. У этих самых исполнителей появится мощный стимул писать более красивые песни, чтобы попасть в ротацию и т.д. и т.п. А для тех слушателей, кто не дружит с Интернетом, NEXT должен был стать просто лучом в темном царстве.
Но первые месяцы работы дали другую картину. Нам дали ясно понять, что появление этого радио – не результат развития хип-хоп культуры, а реакция на появившийся культ музыки R’N’B. И не в последнюю очередь связанная с ореолом красивой и богатой жизни вокруг данной музыки. Целевая аудитория – несколько тысяч посетителей клубов Infiniti, B-Club, Гараж, R’N’B Caf? и гораздо больше тех, кто в эти клубы пока попасть не может – в силу возраста и благосостояния. Ди-джеи искусно обходили слово «рэп», отечественное наполнение за редким исключением было невыносимо. Казалось, о NEXT можно было забыть, отдав его на откуп тем, кто свято уверен, что Busta Rhymes – это новый хахаль Мэрайи Кэрри.
Однако то, что казалось бедой, было, скорее, болезнями роста. Хотя непосредственно рэп на волнах 105,2 так и остался в формате «только с хитовым (лучше женским) припевом», многое поменялось в лучшую сторону. Радиостанция крепнет, обрастает рекламой, как борец сумо жирком. Появились ведущие, чья ценность заключается на только в псевдосексуальном голосе, тематические передачи. Наконец, среди отечественной продукции неудобоваримого стало заметно меньше.
И теперь даже те упертые фанаты хип-хопа, кто ждал от радио хардкор-раскатов и не дождался, уверены – лучше такое радио, чем совсем никакого.
Концертная жизнь
Уходящий год был богат на выступления. Во-первых, прошли 2 крупных фестиваля: Hip-Hop Allstars в Санкт-Петербурге и Splash в Москве. О каждом стоит сказать отдельно.
Первый примечателен тем, что действо, претендующее на место среди самых крупных за всю историю отечественного хип-хопа, прошло не в столице. Организаторы умудрились собрать практически всех звезд отечественного рэпа, устроить красивое шоу и привезти одного из лучших немецких мс - Samy Deluxe. 5 000 легкой на подъем питерской публики – это своеобразный рекорд для нашего хип-хопа. Более того, впервые была использована тактика «разогрева» аудитории – за полгода до Hip-Hop All Stars прошли 4 крупных концерта под этим же брендом с участием Касты, Лигалайза, ЮГ, Le Truk, Krec, Смоки Мо, Umbriaco.
Московский Splash являлся отпрыском немецкого фестиваля, хорошо известного по всей Европе. Первый российский блин организаторов получился отличным. Во-первых, в рамках этого мероприятия прошли важные соревнования по граффити, брейкдансу и экстремальным видам спорта. Во-вторых, зарубежные гости (вернее, два из трех) оказались интереснее, чем у питерцев. Нью-йоркский дуэт Beatnuts принес дух настоящего американского хип-хопа, а французы Saian Supa Crew и вовсе стали украшением Splash – дико энергичные, заводные. Свыше трех с половиной тысячи зрителей остались довольны.
Два таких мероприятия за год – это хороший знак, до 2005-ого таким высоким уровнем могли похвастать лишь фестиваль «Наши Люди» и Rap Music в свои лучшие годы.
В этом году отмечен и рост концертной деятельности отечественных групп. Лидером здесь, конечно, как и в прошлом году стала Каста, выступившая в общей сложности около 60 раз. Серегу мы здесь не рассматриваем хотя бы потому, что основную часть посетителей его концертов сложно отнести к поклонникам хип-хоп культуры.
Но и менее известные рэпперы все чаще стали выезжать за пределы своих городов. Промоутеры поняли, что можно привезти группу, выплатить им гонорар и при этом не остаться внакладе. Крайне показательным в этом плане стал концерт Krec в Москве. Обычно столица вяло реагирует на концерты, но, несмотря на все опасения, в клуб «Замок» набилось около 800 зрителей – результат из ряда вон.
Немало зарубежных гостей посетило в этом году столицу. Правда, посмотреть на них получилось далеко не у всех. DMX, Pras, Mario Winans, Arrested Development, Pharrell Williams. Их появление в Москве ограничилось либо небольшим выступлением в r’n’b-клубах, либо просто появлении на пафосном мероприятии «для имени». Из «демократичных» концертов – Jeru The Damaja в «Коммуне» и небольшой тур группы dj Vadim – Oneself, захвативший Екатеринбург, Москву и Санкт-Петербург. Немного, но ей-богу, и это было неожиданно. А вот с Akon'ом получилось нехорошо: его широко разрекламированный приезд на день рождения клуба Infiniti не случился.
Серега - лучший рэп-проект года по версии MTV
Может возникнуть вопрос – и что? В прошлом году Каста, в этом – Серега, в следующем еще кто-то. Но в том-то и дело, что для широких масс премия RMA – основополагающая на год. Если так там сказали, значит, на ближайший год рэп для большинства – это Серега.
Значение МТВ невероятно велико в неизбалованном разнообразием музыкальных каналов российском ТВ. Тем более что рэп не крутят на радио – значит ориентироваться больше не на что. Не крутят, заметим, кроме Сереги – лишняя ему фора. Отныне именно он для обывателя и есть самый настоящий рэппер, как когда-то был таковым Децл.
К чести героя надо сказать, что он вовремя почуял конъюнктуру и от имиджа жигана с золотой фиксой плавно перешел к образу обладателя «гламурных треников», у которого теперь не фиксы, а grills. Мелочь, а приятно. Уж лучше умный Сергей Пархоменко играет в богатого жуира, чем в зажиточного колхозника.
Наблюдения за уходящим годом продолжаются…