People Under The Stairs хотят на радио, не продавая душу
Если вдруг мы сделаем трек с Kanye, и кто-то по этому поводу будет сходить с ума, чтож, это их право. Run DMC продавали миллионы копий и пили шампанское, но были хип-хопом в десять раз больше, чем средний рэппер наших дней.
People Under The Stairs – дуэт из Лос-Анджелеса сформировавшийся в середине 90-х, который своим существованием внес немалый вклад в формирование местного андеграунда. Последние несколько лет они изрядно поколесили по миру с гастролями. И вот они опять вернулись с новым альбомом, который называется "Stepfather". Отличный повод посмотреть, что могут нам сейчас рассказать Thes One и Double K – участники этого проекта.
Ваш предпоследний альбом выходил в 2003 году. Что вызвало такую паузу, и чем вы занимались в это время?
Thes One: В последние несколько лет мы частенько были в дороге. Ну и запись альбома тоже, как ты понимаешь, требует какого-то времени.
Прежде чем перейти к альбому, давайте выясним кое-что о самой группе. Вы на протяжении многих лет являетесь достаточно последовательными. Что вы можете сказать о вашей музыке, которая привлекла столько поклонников?
Double K: Думаю, это происходит потому что мы оригинальны и при этом остаемся самими собой. Я видел многих парней, которые не до конца определились кто они такие. Они видят что-то новое и пытаются скопировать. Мы же продолжаем делать то, что сами хотим, и это людям нравится.
Расскажите для тех, кто не знаком с People Under The Stairs, как вы сформировались и каких успехов добились за это время?
Thes One: Мы пересеклись в музыкальном магазине в 1995-м. Мы оба занимались созданием битов и сопутствующими вещами. Так что просто зацепились на этой почве. С того дня многое вокруг изменилось, но с другой стороны что-то не претерпело совершено никаких изменений. Что более важно, мы просто пытались быть джентльменами по отношению к нашим людям, семье и друзьям. Мы хотели делать хип-хоп музыку и нормально проводить время. Мы, в общем, и не ставили перед собой какие-то более глобальные цели. При этом мы успели сделать более десяти мировых турне. И все равно я не думаю, что это настолько же важно как сама музыка.
Double K: Музыка свела нас вместе и помогла посетить много разных стран. Поначалу мы и представить себе не могли, что будем находиться в таких местах. Сегодня тут, а завтра в Австралии. Такого мы не ожидали.
Вы упомянули мировые гастроли. Расскажите, как к вам относятся за океаном и чем это отличается от того, как вас принимают здесь?
Thes One: Ооо. За океаном на нас обрушились просто тонны любви – огромное количество. Это было еще до того, как нас стали воспринимать в штатах. Европа в период 1999-2000 годов здорово нас поддержала. Здесь у парней несколько иное ощущение хип-хопа. Я считаю, нам сильно повезло иметь повсюду поклонников с таким же восприятием хип-хопа, с каким мы пытаемся его делать. К счастью, нам не пришлось вначале становиться крутарями, чтобы иметь возможность так войти во все это. Мы просто делали хип-хоп треки о хип-хопе, но главное, мы создавали музыку понятную во всем мире.
Вы, парни, из Лос-Анджелеса и много добились на местной сцене. Как бы вы сравнили происходящее там с тем, что делают в других частях страны?
Double K: Я не так много знаю о происходящем в других регионах США. У нас, мне кажется, развитие несколько замедлилось, потому что практически каждый уже этим занимается. Если взять, например, Лондон или Австралию, там ты, прогуливаясь по улице, не будешь постоянно натыкаться на рэпперов, диджеев и продюсеров. Похоже, здесь все поутихло, потому что всех так много и все так плотно общаются, что начинают повторять друг друга.
Когда мы только сформировались, на местной сцене было много свободного места. Мы ходили на джэмы не чаще, чем раз в неделю и с нетерпением ждали следующего. Мы коллекционировали флаеры с этих мероприятий. Все было совсем по-другому. Но, я не могу говорить за местную молодежь, я, честно говоря, даже и не знаю, что там сейчас у них творится.
Почему, ты думаешь, все происходит именно так и стремительно увядает?
Double K: Потому что все отцы, которые в свое время поднимали эту сцену, сейчас чего-то достигли и по большей части пропадают на гастролях. В те времена у вас были мы Jurassic 5, Dilated Peoples и все прочие, кто это поднимал в LA. Мы постоянно виделись друг с другом в клубах. А теперь все разъехались по гастролям и то единение, что было, пропало. Я сомневаюсь, что детишки, которые этим сейчас занимаются, имеют представление, как сделать так, чтобы сцена расцвела. Мне кажется все слишком сосредоточены на том, как показать самого себя. Кто тут лучший в том или этом. Раньше мы были просто счастливы находиться вместе и видеть, как кто-нибудь вроде KRS-One раскачивает для всех нас клуб.
Thes One: Нам нравилось быть поклонниками. Мы по-прежнему поддерживаем наших любимых артистов отслеживая их новый материал. А сейчас мы имеем совсем другое новое поколение. Зачем им поддерживать своих любимых артистов, когда они самостоятельно могут уже наваять десяток битов, которые будут звучать похоже? Я думаю, у нынешних ребят совсем другое понимание своего отношения к артистам и культуре в целом. Теперь уже почти не осталось поклонников, потому что эти поклонники сами пытаются стать артистами.
Ваш новый альбом называется "Отчим". Расскажите о названии, что оно олицетворяет. Ну, и вообще о ритмах и поднимаемых темах.
Double K: У нас там есть несколько интерлюдий, на которых мы прикалываемся по поводу как чей-то отчим, допустим, трясется над своими пластинками, чтобы их не трогали, или еще что-то такое. Только мы на это смотрим, как будто сами выступаем в роли отчима. Представь целую школу андеграундных хопперов или что они там слушают. У них есть там свои авторитеты в драгметалах, брюликах и с 24-дюмовыми дисками на тачках – и все слушают именно их. А мы этакие отчимы. Мы туда приходим и высказываем свою точку зрения, и все слушают нас. Та же роль, что у отчима, когда он приходит и занимает чье-то место. Ты к нему не очень-то и расположен, но твоя мама нас любит.
Хорошо, я понял заложенный переносный смысл. У вас достаточно прогрессивный подход. Что же вы слушали в процессе изготовления альбома, что на вас повлияло и заставило вас двигаться именно в таком направлении?
Thes One: Double K изо дня в день ничего кроме Parliament Funkadelic не слушал. Они являют отличный пример раскрепощения сознания. Мы попробовали применить ту же философию к хип-хопу. В смысле продакшена и подхода к записи мы сделали многое, что побоялись бы пробовать раньше. Люди, возможно, спросили бы нас, "а где вот тут малый барабан?", или "куда вот здесь делась тарелка?". А мы такие – да пошло оно в сад. У нас тут такой подход: это звучит фанково и нам нравится, поэтому пусть будет так, а переживать будем после.
Это была попытка заявить о себе, сделать что-то новое, чего раньше вы не делали?
Thes One: Я не считаю это попыткой куда-то прорваться. Мы делаем то, что делаем. Тут более сознательный подход, рэповать о таких темах, о которых мы не говорили до того. О том, что на самом деле не имеет ровно никакого значения, но делает нас счастливыми. Что происходит у нас в жизни? Давай рэпанем об этом. Мы любим вкусно поесть? Давай об этом. Я к тому, что у меня нет тачки с 24-дюймовыми дисками и десятка шлюх под рукой. Есть сто рэпперов, которые будут читать именно о них. Только вся эта сотня находятся ровно в таком же положении, как и я. Мы все доедаем просроченную еду.
То есть вы там говорите о том, с чем сталкивается в жизни обычный, совершенно рядовой Ваня?
Thes One: Точно. Мы, находясь в разъездах, встречаем много клевых, или совсем обычных людей, которых крутые рэпперы называют своими поклонниками. Мы же к ним относимся ровно. Там на улице куча людей, которые живут своей жизнью, растят детей и стараются содержать свои семьи. Мы это понимаем.
В последние годы черта, отделяющая мейнстрим от андеграунда, несколько размылась. По какую её сторону остались группы вроде вашей и других, скажем так, популярных в кавычках, или без оных, подземщиков?
Thes One: Я, как и все остальные, хотел бы, чтобы нас крутили по радио, но радиостанциями в Америке управляют эти сраные мейджоры. Диджеи не всегда могут ставить на волнах эфира именно то, что хотели бы они сами, и мы в общем не переживаем по этому поводу. Если какую-то нашу песню вдруг возьмут в ротацию, и она везде зазвучит, я, конечно, рехнусь от счастья. Я не буду говорить, мол "ребята, я исполняю андеграунд, поэтому не нужно крутить мой трек". Я радуюсь за любого, кто смог туда пробиться в этой, едрить её в дышло, стране. Если ты занимаешься своими делами, крутишься и не пытаешься причинить кому-то неприятности, тогда все пучком. Движение hyphy и все такое прочее. Давайте просто поднимем малёк денег, накормим детишек и повеселимся.
Double K: Тут есть такая забавная вещь. Если какая-то подземная группа вдруг рванет и займет место на радио, то всегда найдется кучка людей, которые будут их за это ненавидеть. Было время, когда хип-хоп вообще не играли на радио, вне зависимости от того, мейнстрим это или андер. Просто хип-хоп был хип-хопом, а рэп – рэпом. Мейнстримом были Принц и Майкл Джексон. Все это деление не из хип-хопа происходит, просто сейчас мы под него попали.
Хотя любители подземки умеют оказывать весьма впечатляющую поддержку, они частенько достаточно оперативно поворачиваются спиной к артисту, если он стал популярным. Яркий пример тому Dilated Peoples. У них был крупный хит с Kanye (West) и многие любители андеграунда посчитали, что они "продались". Как вы относитесь к такому типу поклонников, которые не хотят видеть успех своих любимых исполнителей на уровне мейнстрима?
Thes One: Это в порядке вещей пока ты не меняешь свой стиль ради этого. Если вдруг мы сделаем трек с Kanye, и кто-то по этому поводу будет сходить с ума, чтож, это их право. Они могут говорить, что им угодно, но если ты и вправду пытаешься сделать радио-хит, лучше, чтобы тебе это удалось. Если одна из наших привычных песен– с продакшеном от Майка и Криса - попадет на радио, некоторые обязательно будут брюзжать, потому почувствуют, что мы им что-то задолжали. Но на самом деле они такие же, как и детишки в стародавние времена, когда это сделали Run DMC. Они продавали миллионы копий и пили шампанское, но они были хип-хопом в десять раз больше, чем средней руки рэппер наших дней.
Double K: Да, ты не должен ненавидеть людей за то, что они пытаются заработать немного денег. Обычно брызжут слюной детишки, о которых все еще заботятся родители, потому что, когда ты подрастаешь, оказывается, что деньги нужны тебе, чтобы выжить. Конечно музыка в первую очередь, но и о деньгах забывать не стоит. До тех пор, пока ты ради них не продаешь душу, все хорошо и замечательно.
И пару слов напоследок
Thes One: Поддержите наш альбом. Не скачивайте его, купите.
Double K: Да. Там еще есть DVD со всякими штуками. И там даже есть хорошие картинки. Например, фотка моей мамы. Так что пойдите и возьмите его.
Сергей Ковалёв, по материалам ballerstatus.com