Продолжаем подводить итоги года! Десятка лучших зарубежных альбомов за 2022 год по версии RAP.RU
10. Metro Boomin - Heroes and Villains
Metro Boomin дропнул сиквел к своему, успевшему стать трэп-классикой, альбому Not all Heroes Wear Capes и, на наш взгляд, новый альбом нужно определенно помещать в учебники по тому, как делать трэп в 2020-х. Метро невероятным образом эволюционирует, переходя от грязноватых и мрачных битов времен первого Savage Mode ко все более эпическому и грандиозному звучанию, иллюстрирующими то, как трэп вышел из андерграунда. И H&V создан, если не как саундтрек, то по крайней мере трейлер к какому-нибудь блокбастеру. Громкие переходы, интро, аутро, нарратив от Моргана Фримэна (хоть и не так много, как на Savage Mode II) и невероятное количество гостей, являющимися главными лицами современного трэпа. Тут уже часто появляющиеся на работах Метро 21 Savage и Future, чуть меньше Travis’a, The Weekend и Don Toliver на припевах, откуда-то взятые куплеты Young Thug’a и Takeoff’a, ASAP Rocky и другие. Треки и биты перетекают один в другой так, что порой не знаешь, какой трек играет сейчас и только после последнего олдскульного Feel the Fiyaaah можно перевести дух.
9. Freddie Gibbs - $oul $old $eparately
Freddie Gibbs выводит из зоны комфорта своих старых фанатов, удаляясь от привычного нам формата совместных альбомов с громкими продюсерами, как The Alchemist и Madlib, хоть и на новом альбоме есть треки, спродюсированные ими, также в список продюсеров вошли Kaytranada, Anderson .Paak, Boi-1da и другие. Не уверен, что альбом понравится старым фэнам Фрэдди, но он все равно все также сливается с музыкой и его голос на любом бите можно слушать вечно. Но тем не менее сам Гиббс чувствует себя невероятно открыто и в любимой студии может позволить себе на минуту почить на лаврах, делая акцент именно на своем рэпе, а не на химии с мастеровитыми продюсерами. Кажется, что мы должны ценить его таким, какой он есть и, наверное, Фрэдди Гиббс один из самых недооцененных рэперов, который продолжать радовать нас новой музыкой уже больше 15 лет.
Joey в 2012 году в возрасте 17 лет выпустил свой дебютный альбом 1999 и тогда только ленивый не сравнивал его с Nas’ом: очень молодой рэпер со старой душой и трепетом к былым легендам жанра, в их стиле, читает про что-то современное. И несмотря на то, что с первого альбома прошло уже 10 лет, Joey все еще пытается преодолеть трудности творческого роста, пробуя затронуть как можно больше проблем, как личных, так и социальных и вот с социальным аспектом у него как раз проблемы: на увеличившем его популярность втором альбоме All-Amerikkan Bada$$ его способы затронуть важные темы казались посредственными и невзрачными, в сравнении с тем, как это делают другие. Но на 2000 он как будто бы снял с себя все цепи и просто жмет на газ, давая своему мозгу простор для фантазии, что делает альбом невероятно захватывающим на техническом уровне и позволяет грамотно интегрироваться в современные хип-хоп реалии.
7. Drake, 21 Savage - Her Loss
После двух, по большей части скучных, CLB и Honestly Nevermind, Drake, по-видимому, понял, что Jimmy Cooks и Knife Talk с 21 Savage с этих альбомов цепляют слушателей больше всего и что их химия бесспорно мощна. Хотя де-юре Her Loss это совместный альбом, понятно, что де-факто это попытка Дрейка снова звучать голодным и найти для себя место, удовлетворяющее мелодичное звучание нового и грубоватое старого Обри, а Savage выступает скорее как инструмент и получилось очень неплохо - даже сольные треки Дрейка звучат на уровне. Вероятно, здесь совместилось грамотное восприятие критики и чутьё рэпера, находящегося в топе чартов уже более 10 лет и снова заставляющем верить в то, что его еще рано списывать с хип-хоп арены.
Один из королей Нью-Йорка в 50 лет продолжает радовать нас новыми треками и рассказывать истории из прошлого, всматриваться в современность и искать свое место в ней (и, по-видимому, находить). Он все ещё чувствует себя комфортно на любом фоне, раскрывая свой большой лексикон на битах, вдохновленных олдскульным звучанием, трэпом или даже дриллом, а учитывая, что биты делал Hit-Boy, химия обеспечена. Часовой альбом погружает нас в мир, позволяющий на всё взглянуть со стороны и отсутствие фитов играет этому только на пользу: никакой предвзятости, только взвешенные оценки, но все равно с каким-то уважением или даже трепетом ко всему происходящему или происходившему.
5. Conway The Machine – God don’t Make Mistakes
В 2018-2019 все ждали релиза этого альбома, который для Conway должен был стать дебютным, однако вместо этого в 2020 он выпустил приличный From King to a God, оцененный, как один из лучших альбомов 2020 и только в феврале 2022 вышел God Don’t Make Mistakes, подогревшийся, объявленным за пару дней до релиза, выходом Conway из объединения Griselda. Можно много говорить о том, насколько содержание этого альбома великолепно, его называют кульминацией всего того, к чему шел Конвэй и как он превратился из андердога в ветеринара, но главное — это неоспоримая преданность тому звучанию бум-бэпа, за которое его, как и, впрочем, всю Griselda полюбили. Как и прежде на фитах Benny the Butcher и Westside Gunn, а также Lil Wayne, Rick Ross, T.I. и другие. Этот альбом определенно для тех, кому нужно, сделанное в грязном стиле, мрачное, но при этом гангстерское звучание, наполненное идеями, мотивами и посылами, заставляющими подумать.
4. Kendrick Lamar - Mr Morale and the Big Steppers
Долгожданный и самый личный релиз от самого главного рэпера поколения, а возможно и вовсе века. В отличие от Канье, Кендрик не светится перед камерами, не дает интервью и спокойно путешествует по миру, набираясь мыслей для нового альбома, изредка давая нам понять, что что-то нас скоро ждет. И мы дождались. Двойной, пусть не такой, как TPAB или GKMC, но все же концептуальный альбом. После появления на The Melodic Blue возникла масса споров о том, какой Кендрик сейчас: кто-то обвинял его в попытках подражать современному звучанию Playboy Carti (range brothers), а кому то казалось, что он превращается в токсичного рэпера, добившегося всего и читающего о том, как он у всех в пятерке лучших, но Mr.Morale демонстрирует, что Кендрик все еще прежде всего человек, переживающий те же проблемы, что и другие и на которые он пытается обратить внимание слушателей. Среди них алкоголизм, гомофобия, токсичные отношения, отмена культуры, и самое главное, что для каждой из этих проблем выбирается подходящий формат, будь то громкий N95, мелодичный Father Time или переосмысляющий Kim от Эминема We Cry Together. Это пятый полноценный альбом Ламара и прошел ли он знаменитый пятиальбомный тест – решать вам.
3. Denzel Curry - Melt My Eyez See Your Future
Не совсем понятно место Дензела Карри в современном хип-хопе: он начинал еще в объединении Raider Klan затем проявил себя, как фрешмен волны 2017, с парой хитов по типу ULTIMATE, который выстрелил только со временем, ULT и еще несколько. Но с каждым альбомом его цифры не сильно росли и таких громких хитов, наверное, после TABOO и не было. Однако падением популярности назвать это язык не поворачивается, Дензел ушел от чартовых фанатов и набрал фанбазу, для которых хитовость трека не главное. Как итог – возможность быть собой, а быть собой для Дензела это громкость Тупака, лиричность MF DOOM’a и современные биты от альбома к альбому. Цепляет на этом альбоме абсолютно всё, от запоминающихся припевов, до наполненных смыслами и игрой слов куплетами. Захватывающий альбом, заставляющий возвращаться к нему снова и снова, чтобы находить новые смыслы или же просто переслушать любимые треки. А последние его клипы снова радуют фэнов, потому что это дорогие художественные работы, которые, помимо прочего, показывают нам всем, что Denzel растет и это дополнительно подчеркивает отточенность этого релиза, который занял свое место в нашем рейтинге.
2. JID - The Forever Story
Скорострельный рэппер из Атланты амбициозно переосмысляет свое взросление и черную историю в целом, с очень большим диапазоном технических возможностей, о чем он и сам говорит: “У меня есть дерьмо, которое ты мог бы сыграть для своей мамы / У меня есть дерьмо, которое ты мог бы сыграть для мотыг / У меня есть дерьмо, которое ты мог бы продать трэпперам”. The Forever Story – показывает то, насколько он универсален, и что, хоть он и цепляется за все возможные приёмы и звучания, в каждом из них он преуспевает. Исполнительный продюсер этого альбома Christo помог создать впечатляющие, порой оркестровые биты, на которых уникальная подача JID’a проявляется еще сильнее. Возможно, у JID’a есть все шансы стать новым Andre 3000 и определённо точно с его присутствием можно сказать, что J.Cole и его Dreamville обзавелись новой звездой современного лиричного рэпа.
1. Danger Mouse, Black Thought – Cheat Codes
Совместный альбом легендарного продюсера, члена дуэта Gnarls Barkley - Danger Mouse и не менее легендарного рэпера Black Thought из группы The Roots предлагает нам вспомнить, как действительно должен звучать настоящий хип-хоп. И на этом альбоме великолепно все – от психоделических клипов и обложки, отсылающей к The Beatles, до невероятных сэмплов (порой заменяющих припев) и речитатива. Эту работу ждали больше 10 лет и если и были какие-то наработки до, то они явно претерпели значительные изменения за это время, хотя и кажется, что это безвременной альбом, который можно было выпустить в любую эру хип-хопа, начиная с 90-х. Так например некоторые биты подстроены под гостей, под громкую сплошную читку ASAP Rocky или же бум-бэп от Conway, винтажность этого альбома невероятным образом совмещается с его современностью. Олдскульным фанатам понравится присутствие Raekwon и посмертный куплет MF DOOM (скорее всего из эры Born Like This). Наверное нужно быть самим Black Thought’ом, чтобы понять все отсылки на поп культуру в его текстах, но это не мешает обычным слушателям просто наслаждать звучанием, а пытливым предлагается разбирать каждую строку с лупой.