Wyclef Jean
Участник Fugees, которого многие помнят по громкому хиту "Hips Don't Lie" с Шакирой.
Wyclef Jean - Refugee по жизни
Гаити
Есть в Карибском море остров Гаити. В отличии от расположенных неподалеку, окруженных мистическим ореолом, острова Свободы - Кубы и острова Джа - Ямайки, про него особо не вспоминают - разве что в связи с очередной гражданской войной. Спортсмены Гаити не бьют мировые рекорды, ученые не переворачивают основ науки. Лишь правительство "прилагает все усилия", чтобы разрушить этот прекрасный уголок. Так бы и хирел остров, если бы сын священника из местечка Круа-де-Буке по имени Nelust Wyclef Jean не вписал его название в скрижали муз.истории. Правда, провернул он эту хитрую комбинацию будучи жителем Нью-Йорка, но обо всем по порядку.
Дебют
Вайклеф покинул родину мальчишкой, школьником. Родители, в поисках лучшей доли эмигрировали в США, конкретно в Нью-Йорк. Получивший достойное воспитание, юный Клеф не стремился стать "original gangsta" - его не прельщал криминальный мир и нехитрые уличные развлечения сверстников, впрочем, почему бы не использовать эту тематику в песнях? Вайклеф сконцентрировался на занятиях музыкой, осваивал гитару и вокал, и, как видим, не прогадал. Весьма кстати пришлись родственные связи с Pras'ом (настоящее имя - Prakazrel Michel) и вскоре ряды новоиспеченной банды the Tranzlator Crew пополнились одноклассницей Pras'a, юной красавицей Lauryn Hill. Состав был немногочисленным, по-настоящему боевым и готовым к подвигам. Последние не замедлили последовать.
В 1993 году команда заключила сделку с лейблом Ruffhouse Records, подразделением мэйджора Columbia. К тому времени Клеф и компания сменили название на легендарное Fugees (сокращение от refugees - так называют карибских беженцев). В 1994 году выходит дебютный альбом трио "Blunted on Reality", который, пожалуй, не заслуживает особого внимания. Это был крепкий дебют с поправкой на то, какой год был на дворе. Год же, господа, был выдающийся - повсюду гремел Dr.Dre. Fugees, попавшие под "влияние окружающей среды" отдают дань уважения гангстерам, сукам, деньгам, разборкам, в корне отличаясь от группы, в которую спустя всего лишь два года влюбится весь мир. Ремарка: под номером 6 на диске значилась песня "Vocab"... Сметливые ребята из 5`Nizza все свое творчество основывают на наборе фишек из этого опуса. Послушайте на досуге - только не ремикс, а оригинальную акустическую версию. 1994 год. Корни, понимаешь…
Бриллианты вечны!
Спустя годы можно сказать, что рецепт успеха Fugees оказался радикально прост. Вайклеф, Лорин и Прас презрительно игнорировали модные веяния, демонстрируя себя во всей красе - юных, дерзких, нестандартных. В густом бульоне своей музыки они замешали ингредиенты, имеющие карибское, латинское и африканское начало. Джаз, блюз, фанк, соул - всё, естественно, на хип-хоп основе, тоже не были забыты. Как не была забыта непроходящая любовь Вайклефа - реггей. И римейк песни глубоко уважаемого Вайклефом Боба Марли "No Woman No Cry" появился не случайно. Собственно, после выхода "The Score" в 1996 году, многие музыкальные критики стали определять стиль группы как "jazz-rap". Отнесем это за счет растерянности. Ведь такого до появления Fugees никто не слышал! Альбом, который называют не иначе как бриллиантом, вышел очень солнечным и щедро насыщенным хитами на все времена.
"The Score" и поныне звучит чарующе. Попробуйте вслушаться в потрясающий минимализм "Killing Me Softly With His Song". Первый куплет: нехитрый бит и голос Лорин - проникновенно и здорово; потом вступает бас, а ощущение, что заиграл оркестр, таким плотным и мясным становится звук. Вспомните глубокий низкочастотный грув вкупе с виниловым "песочком" в "Fu-Gee-La"! Великолепную "Ready Or Not"! Вспомните… Тщетны попытки в цветах и красках описать все достоинства этой пластинки. Шесть миллионов копий альбома "The Score" нашли своих покупателей. И тут... Все смешалось в доме Облонских... Группа решила сделать небольшую паузу, которая на поверку оказалась жирной точкой в карьере команды. Лорин Хилл не могла принимать участия в работе группы по причине декретного отпуска. Pras не то, что-то сказал, не то криво посмотрел. Как бы то ни было, Вайклеф принялся за сольный альбом. Случилось это в 1997 году - вот вам и точная дата распада Fugees.
Расход
Pras`a хватило лишь на один, действительно весомый хит "Ghetto Supastar". Lauryn Hill записала и спродюсировала поистине великолепный "Miseducation of Lauryn Hill" (1998), альбом ставший многократно платиновым и принесший Хилл пять Грэмми. В 2002 году издан "MTV Unplugged" тепло встреченный критикой и слушателями. На этом Лорин остановилась. Пару-тройку месяцев назад в продаже (только через интернет, сумасшедшая цена, мизерный тираж) появились одновременно сингл, книга и авторские фото Лорин. На безрыбьи... Лишь карьера Вайклефа продолжает идти по нарастающей, оказавшись самой стабильной и продолжительной.
Клеф in da house
Первый сольник Вайклеф назвал "Wyclef Jean Presents the Carnival Featuring the Refugee All-Stars" - сразу и не выговоришь. На пластинке в числе приглашенных гостей оказались кубинская певица Селия Круз, вместе с которой Клеф записал великолепную версию песни "Guantanamera " и кто бы вы думали? Лорин! Ее голос звучит в четырех трэках. В главный хит диска "Gone Till November" Вайклеф умудрился втиснуть даже Нью-Йоркский филармонический оркестр!
На втором альбоме "The Ecleftic: 2 Sides II a Book" присутствовали не менее экзотичные гости: африканский певец Youssou N`Dour, многим знакомый по поп-хиту "7 Seconds", рок-группа 70-х - Earth, Wind & Fire, джазовый трубач Кенни Роджерс. Такая "неразборчивость в связях" не шла во вред: Вайклеф все равно оставался самим собой, являя новые грани уникального таланта чтеца-певца-музыканта.
Помимо сольной деятельности, Клеф оказался еще и крайне востребованным продюсером. Не стоит приводить длинный список его клиентов, но поверьте, там есть ВСЕ, в том числе супертяжеловесы - Майкл Джексон и Мик Джаггер. Возможно, большая загруженность сайд-проектами послужила причиной тому, что третий альбом "Masquerade" на общем фоне выглядит шажком назад. Возможно дело было в том, что "Masquerade" был последним диском, выпускаемом на Columbia Records - назревал более выгодный контракт и по-настоящему значимый материал Вайклеф приберег. Однако, он не уронил планку качества ниже однажды отмеренного уровня и остался верен cвоему стилю - позитиву, присущему любым творениям Клефа. Секреты мастерства: 1. Во главе угла стоит мелодия - порой не особо изысканная, но обязательно легко запоминающаяся; 2. Настоящий черный грув, заставляющий ловить ритм, прибывая в полной его власти; 3. Мульти-культурность музыкального материала.
После "Masquerade" Клефа пригласили на J Records, лейбл с длинным списком артистов от Алишии Кейс до Лютера Вандросса. Тут-то он и выдал то, чего заждались со времен "Carnival" - суперальбом "Preacher`s Son". В альбоме очень хороший подбор хитов: "Industry", посвященный не самым добрым отношениям внутри рэп-индустрии, клубный "Party to Damascus" с Мисси Эллиотт, зажигательный "Three Nights in Rio" с импозантным джентльменом Карлосом Сантаной, напевный "I Am Your Doctor", пронизанный болью за судьбу своего народа "Rebel Music".
После релиза "Preacher`s Son" Вайклеф вступает в полемику со СМИ приписывающими ему "подрывную работу" по смене власти на Гаити и не теряя времени даром садится писать альбом с рабочим названием "Silent But Deadly".
Cейчас у Клефа крайне загруженный рабочий день - он продолжает продюсировать других артистов, снимается в рекламе, участвует во фьючерингах, открыл фирму по прокату эксклюзивных авто. Единственное, что омрачает радость фэнов - о возможном воссоединении Fugees, Вайклеф отзывается скептически, всякий раз называя причиной всех бед невоздержанный характер Лорин Хилл и вероломство своего кузена Праса.
Дискография:
Wyclef Jean Presents the Carnival Featuring the Refugee All-Stars - 1997 (Sony)
The Ecleftic: 2 Sides II a Book - 2000 (Sony)
Masquerade - 2002 (Sony)
Greatest Hits - 2003 (Sony)
Preacher`s Son - 2003 (J-Records)
Fugees:
Blunted on Reality - 1994 (Ruffhouse)
The Score - 1996 (Sony)