John Legend
Его безо всяких оговорок можно назвать "певцом" или "артистом", но на язык просится высокопарный термин "сингер-сонграйтер" – так именовали Элтона Джона и Стиви Уандера.
Быть упомянутыми в одном списке с такими людьми откажется разве что закоренелый расист и гомофоб.
Его университеты
До того, как предъявить претензии на легендарность, этот человек носил скромную фамилию Стивенс, жил в тихом городе Спрингфилде и ходил в церковный хор. Потом учился в Университете Пенсильвании (изучал афро-американскую литературу), где сколотил свою первую джаз- и дуап-группу Counterparts. Познакомился с всесильной тогда Лорен Хилл и сыграл на пианино в ее песне "Everything Is Everything" (жаль, что на этом их сотрудничество закончилось, могло бы получиться что-то крайне интересное). Работал в офисе и рассылал свое демо по всем имевшимся лейблам. В принципе, стандартная американская история, 90 процентов черных певцов начинали именно так. И половина из них, рано или поздно, находили человека, который бы послужил катализатором для их дальнейшего музыкального развития. У Джона такой катализатор тоже нашелся. Его звали Канье Уэст.
В начале двухтысячных тот не вылезал из студии, работая над пластинками Jay-Z и одновременно пытаясь изменить звучание хип-хопа, замешав его на соул-музыке. Как следствие, нужен был певец – с голосом и некоторыми познаниями в предмете. Все устроилось просто идеально, Джон стал работать вместе с Канье: пел для Alicia Keys, Mary J. Blidge, участвовал в записи "Black Album" Jay-Z. Тогда он впервые подписался псевдонимом Legend – так певца называл друг, намекая на то, что его музыка звучит олдскульно. "Мне казалось, что люди подумают: раз у него такой псевдоним, то и песни должны быть необычными. Я решил, что запишу самую лучшую музыку на свете, чтобы потом, когда моя карьера закончится, эта фамилия себя оправдала".
Подъем с переворотом
Помимо Уэста, с первым альбомом певцу помогал will.i.am (фронтмена Black Eyed Peas тоже редко подводил нюх на все правильное и одновременно прибыльное) – совместными усилиями был рожден альбом "Get Lifted". Три миллиона распроданных копий, три номинации на Грэмми, Снуп Догг в списке гостей, а главное - расчудесные песни, поразительно далекие от прагматичной современности.
Если вы вспомните, какая музыка в 2004 году проходила по ведомству "R&B" (в лучшем случае - Ciara, в худшем - Usher) то ощутите все очарование этой записи в тройном объеме.
Высота была взята, закрепить успех можно было только проверенным дедовским способом – вторым альбомом. В перерывах между студийными сессиями Джон забегал на огонек к Талибу Квели и Slum Village – озвученные его голосом припевы слушать было едва ли не приятнее, чем куплеты мэтров.
My president is black
Второй альбом был назван по "любимой песне" самого артиста – "Again" (он рассказывал, что написал ее, сидя в метро). Делала его все та же команда при поддержке модников из Sa-Ra Creative Partners. В грязь лицом все эти люди не ударили, пластинка получилась даже более цельной и живой, чем "Get Lifted". Если действие той разворачивалось в хип-хоповом пространстве (взять хотя бы гостевые куплеты Снуп Догга), то эта казалась путешествием на машине времени в мифологические 70-е. Поставьте ее ничего не подозревающему приятелю, тот переберет всю эстраду тех лет – включая упомянутых в начале Элтона Джона и Стиви Уандера – и будет поражен, узнав правильный ответ.
Теперь John Legend получил статус полноправной звезды – в 2007 году он проехался по всему миру: выступал на джазовом фестивале в Монтре и, например, в республике Гана, в рамках благотворительного концерта. Как выяснилось, судьбами мира певец озабочен примерно в той же степени, что Боно из U2. Так, в 2007 он собирал средства в фонд помощи пострадавшим от урагана "Катрина". В 2010 – пел для жертв землетрясения на Гаити. А за победу Барака Обамы на выборах-2008 певец ратовал не меньше, чем Nas. В конце концов, тогдашний гимн прогрессивных афроамериканцев "Yes We Can" will.i.am доверил петь именно Ледженду.
Третий блин комом
Активная жизненная позиция всегда вызывает уважение. А вот когда она мешает писать хорошие песни – получается совсем другой коленкор. Увы, произошло именно так: третий альбом "Evolver" вышел не то, чтобы слабым, но сравнения с первыми двумя просто не выдерживал. Возможно, сказалась политическая ангажированность певца, возможно, лейбл потребовал более весомых и понятных народу хитов (шел 2008 год – заставлять слушателя ходить в магазины за дисками приходилось огнем и мечом). Не помогли ни хип-хоп-алхимик Andre 3000, ни британская дива Estelle, а модный звук от The Neptunes все усугубил – магия закончилась, караул устал. Последнее обстоятельство, все же, не помешало "Evolver" подняться до первой строчки хип-хоп чарта Billboard.
Впрочем, подобного рода осечки бывали даже у великих (вспоминайте любое имя – не промахнетесь); главное – достойно преодолеть кризисный этап. В следующие два года Джон развил безумную концертную активность, не доехал он разве что до России. При этом оставался желанным гостем на любом альбоме: его приглашали оживить свои треки и T.I., и Rick Ross. Даже географически далекие люди – лондонские дабстепперы Magnetic Man – не так давно выпустили сингл с его вокалом.
Magnetic Man feat. John Legend – Getting Nowhere
Проснись и пой
Что уж говорить о группе The Roots, которым Legend давно свой в доску. Именно песни Questlove и компании, по словам артиста, заставляли его работать над собой в юные годы (неудивительно – в Пенсильвании, где учился Legend, The Roots, вероятно, ходили в легендах). Артисты давно хотели поработать вместе; теперь желание переросло во что-то большее. Они перепели (вернее так – Джон перепел, а The Roots переиграли) массу старых песен о главном. Вдохновлялись в-основном "черной" музыкой с социальным уклоном – в дело пошли Кертис Мэйфилд, Марвин Гей и Линкольн Томпсон. "Wake Up!" – так называется пластинка проекта.
Не обошлось без политики и здесь. По мнению Ледженда, первым, кто услышит этот альбом, должен стать президент Обама. Нам остается втихую завидовать и видеть сны о том, как вместо сборника "Танцевальный Рай" в бардачке премьерской "Лады Калины" будет лежать свежий альбом "25/17".
Дискография
Get Lifted / 2004 / GOOD Music, Columbia Records
Once Again / 2006 / GOOD Music, Columbia Records
Evolver / 2008 / GOOD Music, Columbia Records
Wake Up! (совместный альбом с The Roots) / 2010 / GOOD Music, Columbia Records, Sony