TAHDEM Foundation «#1»: рецензия на альбом
12 августа 2015, 18:30
Разбираем столь долгожданный альбом Тандемчиков
Если вы зашли сюда за потрековым разбором альбома – проходите мимо, господин хороший, это всё равно что на бумаге пытаться описать моменты в футбольном матче, когда человечество уже придумало YouTube. А ежели желаете отведать разглагольствований всевозможных о Тандемах, их альбоме и не только, то милости просим к столу.
Сегодня в меню:
- Стэйк «Хитрый RZA»
- Крем-суп «Кто-то застрял в прошлом, как пуля в башке»
- Набор роллов «Гении бэков»
- Салат «Крепкий середняк»
- К каждому блюду подаётся соус «Субъективность vulgaris».
Ходят слухи, что RZA всегда старается выпускать свои альбомы (не только свои, но и просто спродюсированные им) зимой. Расчёт простой – делалось это для того, чтобы люди слушали альбом в машинах, чтобы могли уйти в него глубже, чем при, например, домашнем прослушивании, когда тут у тебя RZA играет, тут ребёнок кричит, а тут котлеты пригорают. Только дорога и музыка – концепция, грубо говоря, такова.
Я не люблю, когда на какие-либо треки/альбомы начинают вешать сезонные ярлыки, и больше всего не люблю ярлык «летний». Чаще всего, когда я слышу о «летнем» треке, это означает, что, приподняв занавес, я увижу там бессмысленные развлекуху и пляски, которые каблуками ничего лупить не будут. А зря. Поэтому когда я вижу фразу «выпустил новый летний трек!», я знаю, что добра от этого самого летнего трека не жди – в 90% там жуткая не представляющая особой ценности безпосыльная чепуха, жмых.
Так вот альбом TAHDEM Foundation «#1» я, несмотря на вышеуказанную любовь к привязкам музыки ко временам года, назвал бы осенним и выпускал бы его тогда же, эдак к концу октября. Тут место для шутки о том, что двенадцать лет прождали – и ещё пару-тройку месяцев могли бы подождать, не страшно. Ха-ха. Однако не я этот альбом писал, не я его выпускал, я человек маленький, и портфель у меня маленький, моё дело – разобрать альбом по косточкам, а куда их определить – бросать ли в кувшин, присоединять ли к собственным рэп-скелетам в шкафу, не моя забота. Поехали!
Должен признаться, когда-то я был поклонником Мафона, его безусловной харизмы, оправданной наглости, необычной для тех времён рифмовки. Сложно объяснить, даже филологическое образование не помогает. Приложил диплом к монитору – нет, всё равно не работает. Возвращаю диплом в роль подставки для чашки и пробую объяснить своими словами, что имею в виду. Мафон часто играет не то чтоб с рифмами – он ставит в одну строчку созвучные слова. Я слышу в этом намёк: мол, могу и так зарифмовать, и эдак, и закрутить вообще как угодно. Например, в первом раунде «Битвы за респект 2», где Мафон в гурманской футболке с пончиками безоговорочно выиграл у Витька, было «кто тебя вынесет по технике потехи ради лишь». Второй раунд, несправедливо, кстати, на мой просвещённый взгляд, проигранный Гидрапонке: «…а разве это по заслугам и по разуму, поразмышляй об этом…». И так далее, надеюсь, что на примере популярных куплетов тех времён получилось объяснить, что имею в виду.
Итак, у нас есть «альбом, который писался 12 лет». Но стоп, давайте не будем красивого словца ради приукрашать без надобности – Тандемы не сидели над альбомом безвылазно 12 лет! Группе – да, 12 лет, некоторые, самые древние поклонники ждали релиза – да, 12 лет, но не писался же он столько! Это, как говорил Эраст Фандорин, раз. Два: тем не менее, дебютного полноценного диска пришлось ждать действительно долго, и есть смысл задаться вопросом, современно ли он звучит или «кто-то застрял в прошлом, как пуля в башке». Однако в плане звучания не этот вопрос является самым сложным – очевидно, что песни тут разноплановые, биты написаны несколькими людьми, на протяжении длительного отрезка времени, конечно, тут многое звучит вразнобой. Однако вот он, тот сложный вопрос: «Это разносторонность в позитивном понимании этого слова или отсутствие единого звучания?». Хорошо, а если бы всё было выдержано – не придраться прям как, что бы вы сказали: «одно и то же из трека в трек» или «всё сделано в одном стиле»? Точно, я пытаюсь подтолкнуть вас к мысли о том, что если захотеть – придраться всегда можно к чему угодно. Моё мнение? Да, действительно разнобой, однако позволяющий участникам группы проявить себя.
И третье, самое важное, я знаю, вы ждёте, пока мы дойдём до этого щекотливого вопроса: «Стоило ли Тандемам идти на бэки к Гуфу?». Конечно, с одной стороны – стабильный заработок, концертов куча, путешествия, занимаешься тем, чем действительно умеешь заниматься. Но с другой: твоё собственное творчество остаётся в тени, ведь ты за спиной едва ли не самой значимой фигуры русского рэпа и кумира без преувеличений миллионов.
В каждом альбоме я особо внимательно слушаю две песни – интро и аутро (да подождите вы смеяться, ну). Конечно, если есть что слушать, то есть если это песни с текстом, а не вырезки из фильмов со скретчами. Объясняю: я считаю, что к подобным прелюдиям и послесловиям музыканты относятся не особо серьёзно, позволяя себе писать именно то, что хотелось сказать, то, что правда на уме, в то время как в полноценных альбомных песнях зачастую думают, что скажут слушатели, коллеги по цеху; прикидывают внутренне: «о, вот под это раскачивать вживую круто будет», или «а это даже и на радио, может, зашло бы». Веду я к строчкам в «Аутро»: «Бытует мнение, с релизом затянули слишком, и что-то все-таки оставили мы в тех гостишках», и тут я соглашаюсь на все сто – да, все-таки оставили. Что? ОК, предположу, навскидку назвав: задор, ярость, желание «поиметь этот грёбаный мир». Конечно, Тандемы – гении бэков, порой они на концертах Гуфа так размахивали полотенцами, что с рэперов в зале слетали бейсболки, да и порой затаскивали выступления, но…
Если бы такой альбом вышел через пару месяцев после «Домов» Гуфа, после БЗР-2, после «Сверху видно всё» – он, во-первых, надолго бы засел у меня в плеере, а во-вторых, готов поспорить, что количество купленных дисков тогда значительно превышало бы количество прослушиваний в 2015-м году на Soundcloud. Шансов запрыгнуть в высшую лигу было предостаточно! Но альбом вышел только сейчас, и, резюмируя, я могу назвать его всего лишь крепким середняком.
Если вы дочитали до этого места и до сих пор не нашли постулатов вроде «Спальные районы», конечно же, хитяра», или шутки в стиле «TAHDEM и Дре выпустили альбомы, следующие – Шым и Крупин», то это означает, что подобное я оставил пошленьким рэп-пабликам и попробовал копнуть глубже. Мир всем местным.