Ab-Soul «These Days...»
29 июня 2014, 16:15
Разбираем по частям один из самых интересных, но в то же время неоднозначных и необычных альбомов года
Пассионарная теория этногенеза, созданная Львом Гумилёвым, объясняет потребность человека в целеустремленности. Кроме того, советский историк определил косвенную зависимость этого процесса от людей, окружающих человека и местности, где данный индивидуум существует. Простыми словами: направление деятельности, ее качество зависит от того, где ты и с кем работаешь. Окружение Ab-Soul и наследие Лос-Анджелеса заставляют выполнять работу на грани самопожертвования. Неспроста артист изображен чёрным Иисусом на обложке альбома.
Логичный вопрос читателя RAP.RU: «На кой хер так наворачивать в первом абзаце?» Просто рецензия должна быть зеркальным отражением пластинки. «These Days» — это огромная энциклопедия декартовских терминов, библейских отсылок, интеллектуальных метафор, а также моря легкодоступных дам, поэтично и красиво, но всё-таки нанизанных на пресловутый член. Альбом, в пику соратнику из Black Hippy, является сплошным оксюмороном: в личности Ab-Soul увязывается неудачник на «God’s Reign» и сверхуспешный артист на «Tree Of Life», отчаявшийся романтик на «Closure» и плотский извращенец на «Sapiosexual». Все, что не имеет противоречия, — это наркотики и умения. Ab-Soul нигде не будет называть себя трезвенником или бездарем. В обоих случаях он будет прав.
Огромное количество панчлайнов, но еще больше наркотиков. «My girl died and I lost my mind, I'm off everything except Heroin» — строчка из первой песни, «God's Reign», практически полностью описывает дальнейшую лирику альбома: Ab-Soul смешает личное с наркотическими трипами, будто любимый коктейль из кодеина и MountainDew, а после предложит выпить. Будет пьяняще, горьковато-сладко, в определенных моментах второсортно. Но качественно.
В начале сериала «Ходячие Мертвецы» (или «28 дней спустя», если угодно) главный герой выходит из комы, а за окном другой мир. Кендрик Ламар стал голосом поколения, ScHoolboy Q прочно обосновался в среднем классе хип-хоп артистов, TDE из команды, на которую возлагают надежды, превратилась в надежный лейбл (6 релизов за год, похоже, будут выпущены). А Соула воз и ныне там — в XXL Freshmen Class. Пришло время выходить из комы. Закрутив сплифф в свой любимый «Backwood», артист направился домой к Mac Miller, где и была записана львиная доля альбома.
Влияние питтсбургского наркопритона видно невооружённым глазом: Mac Miller появится во всех своих ипостасях на пластинке, надымив и в без того прокуренном помещении. Возвращаемся к теории пассионарности. 80 процентов гостей альбома настолько торчки со стажем, что присутствие Lupe Fiasco кажется диким. На первый взгляд.
Как было указано выше, поэтический талант Ab-Soul многолик, а наиболее точно его охарактеризуют следующие строки: «I got a gun and a good book, leave all your homies holy, moly». Жонглируя библейскими ценностями и жизнью вокруг, он сбивает воедино спиритические поиски и банально плотское желание «накуриться да потрахаться». Good Kid in a Mad City, не правда ли?
Он не пытается подражать Кендрику Ламару или кому-либо еще, хотя и ссылается на огромное множество классических работ: упомянут и мейджор-релиз его звёздного соратника. Являясь настоящим хип-хоп фанатом, Ab-Soul всюду разбрасывает пасхалки, невероятно разноплановые: может позаимствовать флоу примитивных Migos на «Just Have Fun», а потом процитировать мудреца всея хип-хопа, Насира Джонса, в треке «Stigmata». Это как пользоваться наработками Малевича и Да Винчи одновременно. Тем круче, что выходит не разрозненно, а разнообразно.
Второй, третий и четвертый треки альбома целиком посвящены успеху, деньгам в частности. Кратко обмолвившись в открывающем диск «God’s Reign» о своей бедности и непопулярности по сравнению с тем же Кендриком Ламаром, вразумив, что он залез на территорию русского рэпа, артист исправляет допущенную оплошность и начинает заниматься исключительно американским, а именно сорить «лавэшкой». Может снять номер в одном из самых дорогих отелей Нью-Йорка, чтобы только принять душ или травой затариться на год вперед. Jay Z назовет это скромным достатком, Diddy сочувственно похлопает по плечу, Dr. Dre деньгами поможет, зато Ab-Soul честен с собой и слушателями. Тем более, как он заявит в «Tree Of Life»: «Hey, can't live without the Benjamins, but I'm interested in photosynthesis». Артистом движет не только желание заработать денег, но и оставаться настоящим. Голод — не предлог хавать с помойки, да? Чрезмерный аппетит тем более.
Видно, что Ab-Soul пытается создать хит, но если тексты рэпера не выглядят второсортными, то в шлягерах артист недостаточно креативен. «Hunnid Stax», примечательная сэмплом из песни королевы седативных препаратов и сравнительно качественным куплетом Школьника, явно играет на поле «Hands On The Wheel», а «Twact» могла бы оказаться в портфолио Tyga. Да и чужд этот жопотряс творчеству Соула. Хиты для стрипклубов получаются у людей с IQ пониже. Когда наш парень хочет умно закрутить, то «пипл не хавает». «Пипл» идет слушать Juicy J.
Пускай и было сказано про разнообразие альбома, многоликость самого Ab-Soul, но парень может больше в текстовом плане. Погрузившись на самое дно метафор и сравнений, доставая оттуда жемчужины, шикарные панчлайны, он, тем не менее, не шарит вширь. Как бы ни были изысканны его остроты, связанные с наркотиками и успехом, примерно к середине альбома от этого устаешь. На экваторе пластинки очень кстати припрятан Кендрик Ламар.
Да, Ламар говорит о том же успехе. Но говорит по-другому. Словно Усейн Болт на Олимпиаде, он пробегает отрезок к золотой медали, искренне желая своим соотечественникам занять оставшиеся призовые места. Его интерлюдия настолько хорошо вписывается в концепцию «These Days», что героем нашего времени хочется называть не Ab-Soul. Отстал паренек за два года молчания.
Отдав должок Соулу за аутро с альбома «Section.80», Ламар оставляет рэпера одного на самом личном треке пластинки, «Closure». Лишь прекрасная Jhené Aiko разбавляет депрессивную атмосферу композиции бэк-вокалом. Описывая горькую утрату, смерть своей девушки, Соул становится настоящим. Деньги и успех — мнимыми.
Потом Ab-Soul возвращается к сексу, наркотикам и рок-н-роллу, показывая всю тьму своего мира сквозь солнцезащитные очки, вершит 18-минутный баттл-рэп на последнем треке. Мы, в свою очередь, понимаем, что именно такие его «these days». Но хочется чего-то другого. Я не предлагаю Соулу пролечиться в «рехабе» и стать фитнес-рэпером, но расширить горизонты не помешает. В этот раз без ЛСД.
Пассионарность — это жертвенность. Жертвенность тем идеалам, которые приняты среди твоего окружения, навязаны твоим городом. Когда-то Рик Рубин переехал в Лос-Анджелес и превратился из отличного хип-хоп продюсера в великого музыканта без жанровых ограничений. Я не рекомендую Ab-Soul уйти с TDE. Нужно выбраться из тени, которую он умудрился найти в солнечной Калифорнии. На следующем релизе желательно сделать шаг в сторону, а не углубляться дальше. Понятно, что Соул не переносит яркий свет, но в «него» нужно вы-хо-дить.