Slim "Лото 33"
27 марта 2014, 17:00
Самый подходящий саундтрек к московской весне-2014.
Расписывать в четвертый раз, что Slim пишет недобрые, язвительные, циничные треки про Москву, наркотики, женщин-вамп etc, довольно просто. Гораздо сложнее объяснить, почему в четвертый раз это снова срабатывает.
А срабатывает, потому что он отличный конъюктурщик; без какого-то негативного подтекста, просто — знает свою аудиторию и понимает, что она хочет услышать. Получается не противно, а очень органично, без перегибов. Допустим, на предыдущем альбоме песня про “железо решеток” звучала после песни про девочку в автомате да еще с таким вот клипом; и это не вызывало никакого когнитивного диссонанса, как у многих других артистов, пытающихся повторить тот же фокус.
Слышал мнение, что куплеты Слима можно переставлять из песни в песню без потери смысла (лет пять назад в этом же упрекали Ассаи — сравнение, конечно, то еще!); еще слышал, что все треки он как будто бы собирает из ненаписанных твитов. Действительно, главный творческий прием Слима еще со времен группы Centr — недоговоренность, вырванность из контекста. В текстах разбрасываются имена, адреса, бренды; связать их в единое повествование предлагается тебе, слушатель. Если хотите, каждая вторая песня здесь — такой небольшой детектив, без завязки и развязки (в этом смысле очень показательна заглавная “Лото” — ее хоть сейчас ставь на титры к русскому аналогу “True Detective”).
Раз от раза Слим не изобретает велосипеда, но все более точно целит куда-то в нерв времени. И да, весной 2014-го эти нервические, полные скрытой тревоги вещи придутся очень ко двору. Опять же с оговоркой: кто-то запостит к себе в профиль цитату про то, что “в красных глазах у майора картинка отчетливая”. А кто-то, менее склонный обращать внимание на происходящее вокруг, больше порадуется песням про “жестокие игры с мурашками под кожей” и "ты меня не найдешь даже на картах Google".
Кошмарить слушателя можно долго, но ведь и безмятежные, отпускные песни Слиму тоже всегда хорошо удавались (надо оговориться: "безмятежные" — это когда, например, нет строчек про передоз). Такие тут есть, пусть путь от “Летней” до “Хорошей песни” и довольно тернист.
Кроме всего этого Слим — битмейкер со своим стилем, своим почерком. Сам он говорил, что несколько песен с альбома отдал на аутсорсинг другим, но его минуса все так же легко опознаются. Всегда минорные, всегда с запитченным мелодическим крючком, как будто бы вырванные из кульминационной сцены какой-то мелодрамы и очень русские, исключительно в хорошем смысле.
Еще не раз слышал такое мнение, что подобный рэп мог появиться только в Москве. Да, “Лото 33” — очень столичная пластинка, объединенная одним тезисом: “Москва первопрестольная — комбинат мясной”. Она еще более социально-озабоченная, чем предыдущие, в одной из песен тут прямым текстом спрашивается “Вы как страну ........?” (потеряли). Могу с ходу назвать не больше трех наших рэперов, которые в треках ставят вопрос таким образом.
А сразу после песни, в которой упоминается Навальный, здесь идет трек про Асу Акиру — и вот так вообще никто из наших рэперов не может.