Tyler, The Creator "Wolf"
2 апреля 2013, 19:00
Третий альбом главаря Odd Future ощутимо теряется на фоне двух предыдущих.
Не раз слышал мнение, что Тайлер более организатор, нежели музыкант.
Что Earl лучше читает, что какой-нибудь Hodgy Beats техничнее, что Фрэнк Оушн — вообще звезда не хип-хопового калибра. Это, возможно, и так, но из всей их шайки именно Тайлер первым смог преподнести себя как самостоятельного артиста, без приставки "ну тот, который из Odd Future". Он главарь — ему и ответ за остальных держать.
Не уверен, рассматривал ли сам Тайлер "Bastard", "Goblin" и "Wolf" как трилогию — с его тягой к концептуальности наверняка рассматривал. К сожалению, последний альбом получился самым слабым звеном этой цепочки. Попробую объяснить, почему.
1. Песни. Альбом "Goblin" в чем только не упрекали — во вторичности, в пережёвывании одного и того же по двадцать раз и даже в предательстве идей — но там были хиты. Были "Yonkers" и "She", "Sandwitches" и "Radicals"; гипотетический будущий сборник лучшего от Odd Future вряд ли обойдется без этих четырех треков. На "Wolf" ничего подобного нет и в помине: удивляет неожиданный гитарный номер "Answer", заставляет встрепенуться "IFHY", бодрит реггетоновый "Tamale", но песен, от которых два года назад сходил с ума и взрослый и даже карапуз — таких здесь нет
2. Звук. Если у вас есть немного времени, можете прочитать вчерашнюю колонку обозревателя Pitchfork о том, почему профессиональный студийный мастеринг убивает хип-хоп — поводом для нее стал как раз альбом Тайлера. Мне эти аргументы совсем не близки — и опытный звукорежиссер под рукой еще ни одному артисту не навредил, но все же: какая-то доля тайлеровского обаяния определенно была в этом лоу-фае — плохо записанных, вампирских, скрежещущих (шершавых — сказала бы группа “Кровосток”) инструменталах. Теперь звук сильно пригладили, и с этим надо как-то жить.
3. Шок-эффект. Odd Future брали нахрапом, рубили с плеча, бравировали своим нигилизмом. На этом можно выехать, но постоянно пугать, как и постоянно смешить, нельзя — вырабатывается ресурс. Первые зловещие такты “Yonkers” вкупе с черным силуэтом на экране до мурашек пугали; с точки зрения визуализации это, наверное, самый сильный момент в музыке последних лет. Поставить с ним рядом новейший “Domo 23” (тоже интересную, талантливую работу) — как сравнить клип группы The Prodigy “Smack My Bitch Up” с более поздним “Baby’s Got A Temper”. В одном — пульс целого поколения, другой — ну да, ничего такой клип.
При этом Тайлер проявляет себя в другом. Слышно, что он сильно продвинулся как продюсер: у него нетипичное для рэпера авангардное мышление, он усложняет форму и пытается приучить нас к тому, что восьмиминутные песни, композиционно состоящие из трех частей — это нормально. Я бы с удовольствием послушал инструментальную версию альбома; там порой встречается такой future-джаз, какой бы в середине девяностых с радостью стал издавать лейбл Ninja Tune. Обратите, например, внимание на шестнадцатую песню, где поют Эрика Баду и девушка из группы Quadron, а Тайлер, наоборот, не открывает рта. По моим личным ощущениям, чем-то таким ему сейчас куда интереснее заниматься, чем читать песни о трагической любви. Осталось дождаться, когда у слушателей таким же образом сменятся интересы.