Рем Дигга "Черника"
7 ноября 2012, 00:23
Для человека посвященного не секрет, что за последние года два в нашем хип-хопе обособилась стайка артистов — очень разных и при этом очень похожих.
Рем Дигга, Типси Тип, the Chemodan, Муровей и ОУ74 — вот о ком речь. Все эти имена уже давно на слуху, но только в последнее время назрела необходимость поговорить о них серьезно и обстоятельно.
Осознанно или нет, они сформировали свое маленькую коалицию — записывая друг с другом треки и просто демонстрируя какую-то схожую логику развития. В случае с этими артистами не работает стандартная музыкальная схема "написал хит/снял красивый клип — выпустил альбом — поехал в тур". Ведь и хитов они умышленно не писали, и концертная их рентабельность до поры до времени вызывала много вопросов (как, например, возить по стране семерых участников ОУ74 и что делать с Рем Диггой?).
"Новые грязные" — так я обозначил их для себя. Грязные — потому что у них похожий, аскетичный звук, потому что тексты песен совсем не придают оптимизма (и да — много читают про траву); потому что не стремятся выскочить куда-то за пределы жанрового гетто, а очень уютно себя в нем чувствуют. Они делали все, чтобы убежать от любой популярности — а вместо этого ее получили. Получили не сразу, не по мановению волшебной палочки: для этого понадобилось время и умение ждать. А постепенно наросла фанбаза, появились аншлаги и пришло признание. Вспомните, как этой весной the Chemodan собирали аншлаги в Москве; как нахваливал в твиттере Guf семерку из Танкограда; наконец — какой ажиотаж наблюдался вокруг альбомов "Глубина" и "Черника". Короче говоря, сегодня это жизнеспособная и бурлящая среда, наблюдать за которой мне лично очень интересно.
Я извиняюсь за столь длинное отступление — дальше все будет по существу. Дело-то в том, что альбомом "Черника" Рем Дигга разбивает всю выстроенную мною выше систему: это решительный шаг в сторону от эстетики "новых грязных". Нет, мрак порой прорывается и сюда (возьмите хоть песню "Шмарина" — ростовскую ответку Кендрику Ламару с его "Keisha's Song"), но вообще, это удивительно безмятежный и страстный альбом. Много воздуха, много пения, много плоти и какой-то азиатский гедонизм (откуда-то материализовавшиеся Синдбады, павлины и сари; в образе Дигги ведь всегда проскальзывало что-то очень восточное — хотя бы эта его тюбетейка). Своими основными творческими принципами рэпер не поступается: читает так, что за ним не поспеваешь, а слова песен словно измельчает в блендере. Но если раньше он делал это, клокоча ненавистью к воображаемым противникам, то теперь — бормочет стихотворение девушке на ушко.
Смена ориентиров понравится не всем, при том, что фиги в кармане артист не держал: предупредил поклонников заранее. С другой стороны, подтянется новая аудитория, вероятно, та, что любит проводить время в пабликах "Я ебу твои принципы в принципе". Для нее у Дигги припасен большущий хит "Музыка дождя" — такой, что Ивану Дорну придется самую чуточку подвинуться. А еще есть "Так надо" и "Мед" — потенциальные долгожители вконтактовских стен.
"Черника" — хорошая демонстрация того, что наш рэп не обязательно должен оставаться злобным и зашифрованным (уверены в обратном? слушайте баттловый сборник "Крокодил говорит" — и вам воздастся с лихвой). А проникнуться альбомом очень просто. Осознайте то, что лучшие песни о сексе на русском языке (я сейчас специально обхожусь без поправки на жанр — не "лучшие в хип-хопе", а просто "лучшие") написал человек в инвалидной коляске. Многое станет понятнее, правда.
Треклист:
1. Кабардинка
2. Синдбад
3. Весна
4. Черника
5. Музыка дождя при уч. Nellena (Yashar Gasanov mix)
6. Всё
7. Шмарина
8. Чертополох
9. Мёд при уч. Искра
10. Тайна при уч. Guf
11. Так надо
12. Она (черничная версия)
13. Вильям
14. За плечом при уч. Маринесса
15. Индия при уч. InDika
Треки для первого знакомства