Роялти против битов за респект: как продюсерам научиться ценить свой труд по примеру Славы Мэрлоу
Сегодня музыкальный рынок России бешено развивается с легкой руки интернета: Тикток являет миру фрешменов чуть ли не каждую неделю. Обратная сторона этого глобального процесса – несчетное количество битмейкеров и саунд-продюсеров. Однако именно в нашей стране и СНГ эти профессии, как правило, не ценятся – в отличии от Запада. Я решил сравнить эти два полярных рынка и понять: почему у нас шоу есть, а бизнеса – нет.
Унизительные роялти
Сегодня в России восхваляют только труд артиста, а команду, что стоит за тем или иным хитом, не отмечают вовсе — это легко доказуемо объемами гонораров. «А как же Slava Marlow или Diamond Style Production?» Да, но в том-то и дело: это крайне емкий список имен тех, кто сумел грамотно выстроить личный бренд или давно находятся в индустрии. Это топовый сегмент. А мы поговорим о среднем.
На Западе большинство саунд-продюсеров наравне с артистами: и по популярности, и по объему гонораров. Murda beatz, Metro Boomin, Dj Mustard, ILLMIND, Timbaland, Dr. Dre, Southside, Tay Keith — имена, знакомые даже непрофессионалам. Это действительно звезды — их авторство указывают в 80% случаев, ценят, а не относятся как к расходному материалу.
Для наглядности — понятная схема того, как работает механизм роялти в Европе и на Западе.
Смотрите: одна песня – это 200%. По сотне у каждого: и у тех, кто работал над музыкой и также у тех, кто писал слова и мелодию для вокала, артиста.
На практике это может быть один и тот же человек (полноценный автор музыки и текста). Но мы рассматриваем более частую историю, где отдельно над музыкой работали и саунд-продюсер, и исполнитель. В штатах если артист неизвестный, то он выплачивает символическую сумму за бит или потраченное время на студии. Плюс, процент от роялти. Если трек выстреливает, то выигрывают абсолютно все.
У нас, вместо уже традиционных для Запада и Европы 100%, в лучшем случае – 1%-5% или и вовсе без отчислений. Эти цифры – мой личный опыт и опыт коллег, а за 10 000-30 000 рублей в среднем можно полностью выкупить права – вот реальный прайс в пример.
Как правило, наши популярные артисты зарабатывают от 200 000 рублей с одного только трека за год. Позже песня приносит регулярный доход, но уже не такой значительный как в период релиза. Получается, что в среднем доход топового рэп-артиста от прослушиваний – от 300 000 рублей в месяц. Словом, «поднялся» и обеспечил себе комфортную старость уже за счет роялти. Средний же доход битмейкера, который написал музыку, имея при этом в арсенале еще с десяток известных хитов, – 50 000 рублей. Камон!
Возникает резонный вопрос: а что мешает нашим битмейкерам сотрудничать с зарубежными артистами? А ничего не мешает. Напротив, к нам хорошо относятся – как к экзотике. Главное, как и во всем, чтобы звучало свежо. Мешает знание языка, и, в какой-то степени, внутренние рамки и простое желание закрыть базовые потребности, а не мечты о том, чтобы написать бит для Дрейка. И что для меня главное – укрепившееся советское мышление: «мальчик, ты не сможешь. Ты видел себя? Это невозможно».
Занимательная арифметика со Spotify
Чтобы не теоретизировать, разберем прослушивания и прибыль на площадках Spotify и YouTube как кейс по теме. Беру информацию о цене за прослушивания из открытых источников, затем просто умножаю на количество этих прослушиваний. И вычисляю прибыль битмейкера. Примерную цифру гонорара также раскрывает российский DJ, музыкант и композитор Dimixer в своих интервью.
Естественно, некоторые цифры могут незначительно отличаться от реальности, но для понимания ситуации в музыкальной индустрии этого достаточно.
На сегодняшний день трек «Розовое вино» принес около 13 миллионов рублей только от прослушиваний на Spotify. Битмейкер заработал предположительно 200 000. И теперь главное: изначально полные права на музыку проданы за 8 000 рублей. Можно даже увидеть, как автор бита живет сегодня.
«Кубик Льда» от GONE.Fludd – 9 миллионов только от YouTube Music (стоимость прослушивания на этом сервисе здесь). Битмейкер заявил, что роялти за трек у него нет. Средняя цена в его паблике за эксклюзив – 15 000 рублей. А если менеджмент артиста решает отблагодарить автора музыки, то средний негласный прайс – около 150 000 рублей – единоразовая выплата.
«Даже не половина» – песня исполнителя Zomb получила вдвое больше: около 3,5 миллионов рублей. Автор музыки, Иван Назаров, прокомментировал мне свою итоговую прибыль так: «Мы вовсе ничего не получили за трек — бит вручили даром. Но тогда я понимал, на что иду и нарабатывал кредитсы».
Могу продолжать этот список без запинки еще очень долго. Отмечу, что это заработок только от одной музыкальной платформы, не беру в расчет доход от концертов. И да, существуют и бюджеты на клипы, и на продвижение, но даже при этих вводных вселенская несправедливость очевидна. Эту проблему я попросил прокомментировать музыкального продюсера Gummy beats, работавшего с Tory Lanez, NBA, Netflix и Pepsi:
На самом деле, продюсеры сами ставят себя в такую ситуацию, не выстраивая свой личный бренд и условия работы, а это очень важно. И нам в тусовке всем известна история, как один из самых хитовых треков Лепса был продан за 500 долларов. То есть, часто проблема еще и в артистах — они могут позволить оплатить труд по достоинству, но в культуре почему-то принято, что если человек известный, то он может попросить сделать что-то даже за респект. Так любят поступать какие-нибудь новые артисты из топов чартов. И это есть и в Америке, и в России.
И что делать с таким музыкальным (цено)образованием?
Мой субъективный вердикт: наши саунд-продюсеры, музыканты, саунд-инженеры себя недооценивают и готовы довольствоваться малым, не обращая внимания на западный концепт.
Свой личный опыт я отрефлексировал и превратил в сжатый чек-лист, который (очень надеюсь) спасет не одну ранимую, музыкальную душу.
- Если вы когда-либо отправляли артисту бит за респект или по «братскому» прайсу, то наладить финансовые отношения позже будет практически невозможно. Это труд мозгами – он всегда оплачивался выше ручного. Кажется, мы стали об этом забывать.
- Банально и от того непоколебимо: спрос рождает предложение. Рынок перенасыщен битами за тысячу рублей. Битмейкеры боятся, что если они попросят роялти и гонорар, то артист перестанет с ними сотрудничать. Трое откажутся - четвертый согласится, а выгода будет больше.
- Думайте на перспективу. Можно запросить чек сегодня же, а можно сформировать свой каталог и получать авторские отчисления, которые обеспечат пускай не безбедную старость, но вполне уверенное обозримое будущее.
Если хотя бы пятая часть российских саунд-продюсеров изменят подход к ведению бизнеса, то это станет толчком для смены акцентов индустрии – это основы экономики. Ведь когда человек не думает «как бы мне толкнуть свой бит за 8 000 рублей с полными правами, чтобы купить пельменей на весь месяц», то мышление выходит на совершенно новый уровень. Игроки отечественной индустрии будут стремиться к качеству, а не к количеству. Отсюда приятный бонус: сократиться музыкальное выгорание.
Вырастет число коллабораций. И не только с другими саунд-продюсерами, но и с сессионными музыкантами. Например, какие-то партии будут прописываться в живую. А вменяемый уровень комфорта откроет новые источники для вдохновения – путешествия, другая культура потребления, самообразование.
Вместо P. S.
Я не призываю создавать музыку ради денег. И даже не утверждаю, что деньги – важнейший в жизни ресурс. Своим спичем я хочу напомнить, что труд всегда должен оцениваться по достоинству. Прайс формирует профессиональное отношения к вам. Жить сегодняшним днем – круто, но конструктивно мыслить, планировать, а не только лишь мечтать о будущем, еще интереснее. Я искренне хочу, чтобы музыка наших ребят все чаще попадала в мировые чарты. И уверен, что это реально. Западный рынок в застое и не производит ничего нового. У нас же определённо есть новый звук, который сможет поменять игру.
Справка об авторе: Иван Мещеряков — саунд-продюсер из Ростова-на-Дону, сейчас живет в Лос-Анджелесе и сотрудничает с одной из самых востребованных сетей студий звукозаписи – The Watche. Иван уже успел поработать с музыкальным продюсером !LLMIND — обладатель Грэмми, работающий с Drake, Travis Scott, Beyonce, Jay-Z, Kanye West и другими артистами. В творческих планах Ивана — работа с тиктокерами-миллионниками из LA и на нескольких EP независимого артиста Ruben DeVill.