Верните мой 1998-ой: каким был русский рэп 20 лет назад
Пока у всех в ленте подведения итогов вялоуходящего 2018-го года, нам очень захотелось душевности и ламповости (так иногда бывает перед этим вашим Новым годом), поэтому мы перемотали кассетную ленту на двадцать лет назад и выбрали самые важные события, состоявшиеся в далеком 1998 году, когда многие из вас, наших любимых читателей, еще даже не родились. Кстати, что характерно: некоторые события того времени очень даже связаны с тем, что происходит на поприще русских рэп-игрищ прямо сейчас. Но обо всем по порядку.
Переиздание альбома Bad Balance «Выше закона»
Уже в следующем году Бэд Би выпустят главный альбом в своей карьере, а пока готовятся к этому, перевыпуская свой дебютник. Такой шаг сам по себе более чем интересен, ведь для того чтобы большой лейбл (а компания Gala Music в 1998 году, безусловно, являлась таковым) переиздал старый (!) рэп-альбом (!!) на русском языке (!!!) — на него действительно должен быть спрос.
Поэтому такое событие показательно еще с той стороны, что в обществе начинал формироваться спрос на ритмический речитатив на родном языке, а у жанра появился четкий лидер. Уже спустя несколько лет спрос будет полностью удовлетворен («Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?»), но главная рэп-группа в русском хип-хопе уже никогда не будет прежней (зато мы получим прекрасную «Суку Любовь»).
Дымовая Завеса: через годы, через расстоянья
В 1998 году студия Pavian была центром интересного московского рэпа — на этом лейбле записывались и издавались парни из группы «Дерево Жизни», а еще там выходили очень важные для того времени сборники «Трепанация Ч-Рэпа».
На 9 части компиляции вышла песня «Это твой дом» молодой московской группы «Дымовая Завеса». Казалось бы, ничего необычного: множество молодых групп издавалось в то время именно благодаря сборникам, но сейчас можно воспринимать это событие немного по-другому. В состав коллектива тогда входил Слимус, который является важной фигурой на русской рэп-сцене до сих пор. И если Влад Валов из вышеупомянутого коллектива Bad Balance сейчас больше выступает в роли негодующего ветерана, то Слим активен и успешен до сих пор. Сравнить этот случай можно, пожалуй, с боксером Джорджем Форменом, который стал с возрастом только лучшей версией себя самого.
«Лови кураж»
Песня «Лови Кураж» является своеобразной квинтэссенцией мечты русского рэпера того времени: ты читаешь свои куплеты на большой эстраде в компании самой желанной женщины СНГ. Но, на самом деле, эта вспышка света была просто единичным позитивным случаем в жизни самого Мистера Малого. К тому времени он уже очень плотно подсел на героин, карьера стремительным домкратом неслась вниз: люди, которые занимались музыкой, текстами и даже имиджем артиста, уже задумывались о том, что «по идее, отсюда надо сваливать по идее», а сам Мистер Малой не являлся на свои же концерты. Но все эти негативные вещи со временем забудутся, а песня в истории останется.
Кстати, немалую роль в осуществлении такой коллаборации сыграла сама Ветлицкая, которая на протяжении всей своей карьеры была открыта к экспериментам, а потом и вовсе променяла Россию и шоу-бизнес на Испанию и йогу. Но сейчас нам нет никакого дела до того, что уже через несколько лет Наталия будет с таким же удовольствием заигрывать с хаус-музыкой: сейчас она на сцене с главным вундеркиндом русского рэпа того времени. Децл с Кобзоном споют немного попозже.
Злой Дух «Выход в»
В 1998 году на лейбле Союз вышел дебютный альбом главной казанской рэп-группы Злой Дух «Выход в». Хотя сама пластинка увидела свет на год раньше, но в массы она ушла именно после выхода на «Союзе».
Если отбросить смешное для русского хип-хопа стилевое клише гангста-рэпа, то перед нами предстает крепкая остросоциальная пластинка от людей, которые понимали, о чем говорят.
На релизе Злого не было столичного американского лоска, зато здесь было концентрированное, хоть моментами и простоватое слово, которое могло быть понятно не только рэперам. А для русского рэпа того времени это весьма редкое явление.
Впоследствии у группы выйдет еще три альбома, а сам коллектив причислят к узкому кругу канонических рэп-групп того времени, но всего этого, конечно же, не было бы без «Выхода В» (который потом даже переиздавали).
Рабы Лампы «Это не больно»
А еще в 1998 году вышел один из главных альбомов жанра вообще: релиз «Это не больно» столичного дуэта Рабы Лампы, в который входили Грюндиг и Джип. Суицидальная тематика, высочайшая искусность слога, граничащая с поэзией и самобытность, которая до сих пор остается эталонной внутри жанра. Пластинка (кассета, если быть точным) стала новой точкой отсчета для жанра, а хрониками московского творческого андеграунда заинтересовались далеко за пределами МКАДа.
Несмотря на то что «Это не больно» действительно культовый во всех значениях этого слова альбом, он до сих пор остается неизвестным и не до конца понятным широким массам... Но, наверное, таким и должно быть подлинное искусство. В то время пластинка стала настоящим откровением, а Джип и Грюндиг продолжили работать не только над куплетами внутри группы, но и для песен D.O.B. Community. Не все планы реализовались: в 2000 году Грюндиг погибает от передозировки героином... А все последующее уже, в принципе, не столь важно. «Это не больно» так и остался единственным альбомом гениальной группы, участники которой опередили свое время и повлияли на целое поколение рэп-артистов.