Есть ли рэп за пределами русского джентльмен-клуба?
Антон мартынов рассуждает о развитии женского рэпа у нас в стране, а также выделяет пятерку наиболее перспективных его представительнец
С момента зарождения хип-хоп культуры, с тех пор, когда рэп был представлен лишь отдельными рифмованными строками, зачитываемыми диджеями и призванными разогреть аудиторию, как-то так повелось, что рэп – мужской жанр. В первую очередь, это может быть связано с обилием грубости, нецензурной брани, протестных и конфликтных настроений в хип-хоп текстах. Большинство рэп-исполнителей – мужчины. Впрочем, если составить диаграмму, разделяющую слушателей по половому признаку, можно проследить ту же тенденцию.
Рассматривая хип-хоп в историческом ключе, вы вряд ли сможете вспомнить именитую исполнительницу. Хотя, примеры, конечно, есть, но не столь яркие, как хотелось бы. Давно отгремели и без того недостаточно громкие, в сравнении с мастодонтами, представлявшими в те же годы мужской рэп, фанфары JJ Fad, MC Lute, Yo-Yo, TLC. Однако возможны и баснословно громкие камбэки, свидетельством чему служит нынешнее творчество Missy Elliott, как высмеивающей популярные тренды в ярком клипе «I´m better», так и фитующей с небезызвестным J Cole.
Современные тенденции феминизма, эмансипации или, по-простому говоря, равноправия мужчин и женщин, открыли прекрасному полу ворота к любым видам деятельности, считавшимся ранее исконно мужским занятием. Сегодняшний женский рэп представляет законодательница стиля, обладательница запоминающегося флоу и больших ягодиц, будто предназначенных для активного тверка, Nicki Minaj. Компанию ей на мировой арене составляют Литтл Симз, Азилия Бэнкс, Snow Tha Product, Игги Азалия, Young M.A. и многие другие.
В России ситуация с женским рэпом менее оптимистична, нежели на Западе. «Крутые бабы-эмси – я все еще жду вашего появления», – высказывается в Твиттере Оксимирон, чье мнение зачастую служит фундаментом для скачка популярности многих артистов (Жак-Энтони и ЛСП – характерные примеры). «Будущее есть стопро, но только если вкалывать, не байтить и не ныть о публике», – говорит тот же Мирон Янович, комментируя творчество ранее безызвестной российской хип-хоп исполнительницы Mozee Montana. Пожалуй, с нее и начинается список перспективных российских хип-хоп исполнительниц.
Первыми двумя треками Mozee, залетевшими в плейлисты многих с подачи Мирона, стали «Город одной истории» и «Бамбл, ты ли это». «Город одной истории» может похвастаться заедающим в голове припевом и «трушной» тематикой, выраженной повествованием о жизни улиц, где «постелью служит бетонный пол» и «от жизни в гетто нас отделяет один укол». С первого же трека становится понятно, что Mozee Montana комфортно чувствует себя на высоких скоростях читки, на что она сама намекает сравнением себя с высокоскоростным Bumble Beezy.
Сомневаюсь, что это удачный неймдроппинг, учитывая тот факт, что Шмель известен лишь в узких кругах фанатов новой школы российского хип-хопа, и многие читатели сайта rap.ru, возможно, даже зададутся вопросом, о каком Шмеле идет речь, но ей, как артистке, виднее. В сравнении с другими хип-хоп исполнительницами, Mozee выделяется практически полным отсутствием примеси вокала в треках, хотя и не брезгует использовать ряд новомодных тенденций, в частности, эдлибы и автотюн, хотя последнее не столь заметно.
Твит Мирона, посвященный Mozee Montana, послужил своеобразной промо-акцией к ее дебютному релизу EP «Аля Бумае». Для тех, кому непонятно происхождение названия альбома, поясню: во время поединков одного из самых известных боксеров в истории мирового бокса Мохаммеда Али толпа ревела: «Али, бумае!», что означало «Али, убей его». Видимо, в данном случае Mozee придерживалась известного принципа: как корабль назовешь, так он и поплывет. На альбоме Алина действительно убивает биты, но, к сожалению, не сольно. В трек-листе, состоящем из 8 композиций, мы не видим ни одной (!) новой сольной работы (треки «Bumble, ты ли это» и «Making Mula» были засвечены до выхода релиза). К счастью, ситуацию исправили вышедшие после «Аля Бумае» сольные композиции и анонсированный альбом «Hayastan Boomin».
Сама исполнительница, настоящее имя которой Мкртчян Алина Саркисовна, армянка по происхождению, росла на музыке 2pac’а и Big Pun’а, а в 9 лет уже начала писать стихи. На сцену Алина вышла лет в 13, о чем она говорит в интервью изданию «Prima Media Город», в рамках фестиваля «Битва за конверт». Прежде, чем переехать в Москву в поиске самореализации, Алина прожила 17 лет во Владивостоке, и успела выпустить первый трек под псевдонимом $low Mo.
Как и ряду популярных русских рэперов, Mozee Montana нелегко дается произношение звука «р». Алина старается не использовать злополучную для картавого исполнителя букву и заменяет слова, в которых она есть, синонимичными. Рычащие словосочетания в исполнении Mozee звучат действительно нелепо. Чтобы ознакомиться и улыбнуться, можете найти на просторах безграничной сети Интернет ее трек «Я не доверяю этим белым», относящийся к раннему творчеству.
В музыкальной индустрии сама Алина выделяет среди русскоязычных исполнительниц Кристину Си, называя ее очень талантливой и искренней девушкой. Интересно, могло ли быть что-то общее между этими двумя особами из хип-хоп тусовки, кроме армянского происхождения? Вряд ли возможен их фит, вследствие больших различий в музыкальном стиле, уровне известности и пропагандируемых ценностях, но было бы любопытно услышать.
В настоящее время Алина Мкрчтян активно сотрудничает с представителями объединения «Делаем вещи Ent.», в котором состоит Bumble Beezy, планирует выпустить, как уже говорилось, сольный альбом «Hayastan Boomin», а также совместный релиз с Niki L под названием «Legit». Кроме того, Mozee Montana представила музыкальное видео «Город одной истории» (клипом назвать не могу, поскольку даже сама исполнительница называет это фристайлом) и поучаствовала в баттле против Walkie, который в скором времени увидит свет.
В уже упоминавшемся интервью изданию «Prima Media Город» Алина заявила, что участвовала на баттле «SLOVO», но больше не видит себя в этом формате и будет баттлить только под бит. Посмотрим, сдержит ли Mozee свое обещание на фоне волны интереса к хип-хоп-баттлам в России. Во всяком случае, заметна активная творческая работа и развитие исполнительницы, что не может не радовать любого человека, ратующего за хип-хоп культуру в России, вне зависимости от его личного субъективного вкуса и отношения к данной артистке.
Еще одна хип-хоп исполнительница, которую упоминал Оксимирон, хотя и не могу сказать, что нахваливал, – это Ирен. «У нее читка вполне сильная, но по текстам – стандартная баттловая тягомотина. Перечитаю-перебираю-переговорю. Вот это все», – говорит Мирон, и не согласиться с ним сложно. Действительно, Ирен, или Ирина Лебедкина делает упор на баттловое творчество, выпуская довольно качественный материал для онлайн баттлов «InDaBattle», «Gold Battle» и т. д.
Примерами могут служит треки «Идеальная пара», «Битва экстрасенсов», «Старшая тирания», «Эдипов комплекс», «Кровь и песок». В каждом треке Ирен показывает свой талант в области фаст-флоу, схожий с тем, что выдавал в свое время Fike, известный хитом «Minimum». Кроме того, Ирен напоминает Эльвиру Т времен ее баттлового творчества, до перехода в поп-жанр. В треке «The flow machine» быстрая читка Ирины перемежается вокалом.
Ирен обладает красивым, женственным голосом и умело использует его в треках как сольно, так и с рэп-исполнителем El-Mad. Во многом Ирины еще не успели коснуться современные модные тенденции, в связи с чем ее творчество временами кажется ретро-баттловым, архаичным. Сам формат онлайн баттлов несколько устарел, но, во-первых, возможно, ему необходима некоторая встряска для неожиданного камбэка, а во-вторых, в случае успешного развития карьеры, само собой, от Ирины появится творчество, выходящее за пределы баттл-рэпа. Доказательством последнему служит трек «Тратим», вышедший совсем недавно и не имеющий практически ничего общего с диссами на конкретных рэперов. Тематика трека, как видно из названия, соответствует мечтам о красивой жизни, о которой обычно рассказывает нам Yanix, но фирменный стиль сохранен.
Новый материал у Ирен выходит довольно редко, но, как утверждает сама исполнительница, по разным, не зависящим от нее причинам, она не имеет возможности сливать музыку в сеть. В скором времени Ирина обещает начать более продуктивную музыкальную работу, выпустить полноценный музыкальный альбом, треки с гостевым участием и несколько видео. На этой ноте остается пожелать исполнительницы творческих успехов и следить за ее релизами.
Третья яркая представительница отечественной хип-хоп сцены – Лема Эмелевская, заменившая совсем недавно творческий псевдоним Эмели на собственную фамилию. Эмели, как и Ирен, в настоящее время особой продуктивностью не отличается, зато имеет фиты с такими известными исполнителями, как Дима Гамбит, Jubilee, Гарри Топор и Тони Раут.
Эмелевская, судя по всему, – девушка без комплексов. На фитах с Jubilee, известным в основном баттловым творчеством и альбомами «Emoji FM» и «Emoji FM 2», она без стеснения читает о своих сексуальных пристрастиях, бросаясь фразами вроде «собираю члены рэперов, как коллекционер», «у меня не было до тебя безобразнее и опаснее секса», «я дико захотела тебя в тамбуре», «раздетая, я краше них».
Начинала творческую карьеру Эмелевская с онлайн-баттлов совместно с Химой и Гидропонкой в составе команды Мамин ПодруGUN. Однако Эмели достигла в творчестве куда больших успехов, чем две упомянутые представительницы женского баттл-рэпа, не отличающиеся, к сожалению, в настоящее время достаточным качеством выпускаемого материала, чтобы о них писать.
В настоящее время Эмелевская участвует в твиттер-переписках с Соней Грезе, которая готовит собственный рэп-альбом и, возможно, примет на нем участие. Последний вышедший трек, а вместе с ним, дебютный клип Эмели – композиция «Врать», являющаяся ремиксом на трек Скриптонита «Локоны». Достойный материал или нет – решать вам, но Mozee Montana уже заценила, репостнув и похвалив сие творение. Клип на трек «Врать» снят в банальных локациях вроде спальни, коридора и подъезда и особой оригинальностью не отличается, но может привлечь мужской пол высокой концентрацией красивых девушек, похотливо виляющих упругим задом.
Кстати, кроме музыкального творчества, Эмелевская – неплохой интервьювер (до Дудя ей, конечно, еще очень далеко) и ведущая шоу «ХайпДефинишн» на YouTube-канале паблика «Рифмы и панчи». При условии усердной работы над собой и большей продуктивности у Эмелевской, находящейся сейчас в начале творческого пути, есть шансы стать в будущем одной из звезд женского рэпа в России.
«Наследница Вальтера, внебрачная жена Трэвиса из Ростова», – говорит о себе темная лошадка женского хип-хопа в России Наташа Скотт, очевидно, подразумевая американскую рэп-звезду Трэвиса Скотта. О Наташе Скотт не известно практически ничего. Девушка всеми силами старается сохранить анонимность. Впервые мы услышали о Наташе от Олега ЛСП, который помог ей с записью дебютного альбома «Revolv EP» и дал на нее наводки в Твиттере.
Творчество Наташи Скотт весьма схоже по стилистике и звучанию с творчеством самого ЛСП. Из всего альбома «Revolv EP» при прослушивании больше всего цепляют треки «Паук», «Стоять» и «Под ним». Пошловатый, стервозный хип-хоп, сочетающий в себе рэп, R&B и ставший уже привычным вокал, временами становится наполнен сокровенным смыслом.
Например, интересны строки из трека «Стоять», повествующие о тяготах саморазвития и семейной жизни: «А где-то чистый подъезд, и там выкупают невест, но не выкупают, что вместе идти сложнее, чем на месте стоять». Трек «ХОП» можно считать завуалированным диссом на Оксимирона. Вполне возможно, что на эту составляющую творчества Наташи повлиял недавний конфликт Мирона Федорова с Олегом Савченко, вылившийся в замечательный трек «Imperial».
Несмотря на скрытность и осторожность Наташи Скотт, мне удалось выяснить ее настоящее имя и найти подлинные страницы в социальных сетях. Связаться с Наташей Скотт, то есть с Аленой Харитоновой, чтобы побольше о ней узнать, к сожалению, не удалось, зато у читателей этой статьи есть возможность полюбоваться на восхитительные откровенные фото этой красавицы, размещенные как на личной странице, так и в Твиттере микроблогера, рассуждающего о хип-хопе, Gangsta Hustla.
Последним интересным проектом, представленным женским коллективом, о котором я расскажу в рамках этой статьи, станут Убийцы Cristal. Согласно информации ресурса «KudaGo» «Убийцы Crystal» ранее именовались просто «Убийцами» и базировались в Томске, а в настоящее время переместились в Москву. Группа «Убийцы», состоящий из Вики Чеховой и Алексея Первякова, распался, а сама Вика, являвшаяся солисткой, автором всех текстов и музыки группы, пересобрала коллектив и выпустила в 2016 году релиз «Сауна», наполненный отсылками к мифологии Кришны.
Примечательно, что первоначальная группа «Убийцы» по-прежнему существует, отдельно от Вики Чеховой, и успела выпустим в этом году альбом под названием «Гипноз», который тоже вызывает некоторый интерес.
Убийцы Cristal занимаются зачастую, скорее, мелодекламацией, чем собственно рэпом, под качественные электронные минуса, уносящие нас куда-то во вселенную EDM. На релизе «Сауна» наиболее интересны треки «Я», «Плакал», «Герой» и «Сьюзи». В треке «Сьюзи» мгновенно западает в голову бит, созданный талантливым саунд-продюсером Loqiemean.
На сегодняшний день Убийцы Cristal уже имеют внушительную фан-базу. На их группу в социальной сети «ВКонтакте» подписано более одиннадцати тысяч человек. В ближайшее время электронный коллектив планирует выпустит короткий релиз «Слово», состоящий из трех треков.
Учитывая количество музыкальных коллективов и сольных проектов, представленных женщинами, в России Мирон Янович скоро дождется «появления крутых баб-мс». Ведь любой качественный материал, правильно поданный талантливыми исполнителями рано или поздно становится популярным. Возможно, некоторым проектам в настоящее время не хватает лишь грамотной маркетинговой стратегии и денежных ресурсов. В таком случае, краудфандинг им в помощь.
В России есть рэп…. Даже за пределами джентльмен-клуба.
Фотоматериалы взяты из соцсетей исполнительнец