Итоги года: 20 лучших зарубежных альбомов. Часть 1
После того, как мы вспомнили лучшие зарубежные и русские клипы года, самое время перейти к главному – к списку альбомов, по котором мы будем вспоминать 2016-й. Начинаем по традиции с зарубежных релизов
Многие называли прошлый год знаковым для хип-хопа и не возглагали на этот практически никаких надежд. С одной стороны, в этом была своя логика, а с другой – в этом году, несмотря на все прогнозы и возмущения, вышло действительно много отличных, запоминающихся, а порой и действительно неожиданных и оттого еще более крутых релизов. Не говоря уже о попросту крепких и достойных внимания альбомах.
Стоит сразу оговориться, что в списке не учитывались сугубо вокальные альбомы (даже если их авторы и тесно связаны с миром хип-хопа), а потому, например, Фрэнк Оушен и Бейонсе остались за бортом. Также мы не принимали во внимания релизы, вышедшие совсем недавно, поскольку список из альбомов был уже сформирован. Но можете вне конкурса смело представить новый альбом Run The Jewels где-то в первой десятке – не ошибётесь.
20. Denzel Curry «Imperial»
Бывший участник Raider Klan, возглавляемого SpaceGhostPurrp объединения, за последние пару лет обрел собственное лицо и делает музыку, далекую от наркотического клауд-рэпа и ностальгии по зажеванным кассетам. Его второй сольный альбом «Imperial» без промаха бьет в цель – с первого же куплета, с первого же бита. Это энергия, дерзость, юношеская самоуверенность и молодость в чистом виде. Карри, жонглируя флоу и стреляя рифмами, намертво валит каждый инструментал и ненароком готов снести голову любому недоброжелателю, что случайно пройдет мимо. Именно подобная бескомпромиссность заставляет регулярно возвращаться к прослушиванию «Imperial».
19. Common «Black America Again»
В непростое для американского общества время один из пионеров сознательного хип-хопа не мог остаться в стороне. Вместо того, чтобы посылать Трампа, как делают гангстеры с западного побережья, или сочинять сложнейшие опусы на манер Кендрика Ламара, Common записал попросту самое элегантное высказывание о расовых и культурных проблемах своей страны. Не будучи рожденными в этой среде, возможно, сложно оценить весь посыл альбома, однако не проникнуться его красотой – музыкальной, вокальной и композиционной – попросту нельзя. Главные соул-голоса последних поколений пусть и не помогли записать Коммону его лучший альбом, но вместе создали нечто действительно впечатляющее и чарующее.
18. Kamaiyah «A Good Night in the Ghetto»
Сильная на вид девушка из Калифорнии стала одним из самых ярких дебютантов года и едва ли не главным открытием в женском рэпе за последнее время. Смешивая классический весткост-звук и R&B 90-х, Камайя задается двумя наиболее важными для себя (и не только) вопросами – какова цена богатсвта и каково это просто родиться и жить в не самом благополучном месте, но с мечтами о лучшем будущем. 16 песен о стремлениях, амбициях, мечтах и жизни в том самом гетто в ее исполнении стали одними из самых запоминающихся рэп-впечатлений года – без оглядок на пол.
17. Isaiah Rashad «The Sun’s Tirade»
Айзею Рашада, после подписания на лейбл TDE, неизбежно сравнивали с Кендриком, записывали в новые надежды, но при этом продолжали считать темной лошадкой. Яркое начало карьеры быстро омрачилось алкогольной и наркотической зависимостью и депрессией, а в новостных лентах все чаще стали появляться слухи о том, что лейбл может вскоре избавиться от Рашада. Тем интересней стало его возвращение с большим дебютным альбомом. «The Sun’s Tirade» – уверенный ответ всем сомневающимся, записанный окончательно возмужавшим и, несмотря на горький опыт, не унывающим и любящим жизнь артистом. За Рашада вновь говорят его слова и рифмы, а прекрасная музыка лишь обрамляет и подсвечивает нужные из них.
16. KA «Honor Killed the Samurai»
Изначально в этот топ не планировалось включать андеграунд-релизы, поскольку это совершенно отдельный и весьма обширный пласт хип-хоп-культуры – со своими законами, особенностями и королями. Однако четвертый альбом бруклинского мистификатора Ka получился настолько впечатляющим, монолитным и не похожим ни на один другой релиз этого года, что не упомянуть его мы попросту не могли.
«Honor Killed the Samurai» – лишенная позитива повесть о том, как в наше непростое время честь не помогает человеку становиться лучше, а душит его, не давая добиться успеха и счастья более легкими, но аморальными и низкими поступками. Фирменная монотонная подача и наполненные символизмом куплеты Ka растворяются в абстрактных инструменталах, читать под которые никому в здравом уме и не пришло бы в голову. Назовите данную работу хоть артхаус-рэпом, но это настоящий бриллиант и, возможно, самая атмосферная пластинка года.
15. Travi$ Scott «Birds In The Trap Sing McKnight»
За год с момента выхода своего дебютного альбома «Rodeo» Трэвис не сказать чтобы сильно прибавил в написании текстов или решил вдруг резко сменить творческий вектор. Но «Birds In The Trap Sing McKnight» в очередной раз демонстрирует талант Скотта записывать одни из самых актуальных хип-хоп-песен нашего времени – с гипнотизирующими синтезаторами, хлесткими ударными и запоминающимся припевами. Последние в этот раз удались особенно – взять ту же «Goosebumps» с Кендриком, которую по праву можно назвать одним из главных R&B-хитов года. В укор можно поставить разве что излишнюю монотонность и некую вторичность по сравнению с предыдущими работами Скотта – в том плане, что «Birds» уже не так удивляет, как того ждешь от главного авангардиста современного рэп-мейнстрима.
14. Vince Staples «Prima Donna»
Короткий, на первый взгляд, релиз является наследником прошлогоднего «Summertime ‘06» по звуку и настроению. Но если там Винс рассказывал мрачные истории из своей юности, то «Prima Donna» повествует уже о проблемах молодого рэпера, которые следуют за свалившейся на него славой. EP открывается сценой самоубийства главного героя, а заканчивается приходом его к успеху, что в итоге закольцовывает мрачную историю. То, что между – психоделические и нервные зарисовки о безумствах и тяготах, которые несут за собой слава и большие деньги. В качестве главных режиссерских приемов – сотрясающий стены продакшн и холодный, острый голос самого Стейплса.
13. J. Cole «4 Your Eyez Only»
Главная проблема Джей Коула не в его музыке – она в фанатах, которые после «Forrest Hills Drive» вознесли его на отдельный ото всех Олимп и уверовали в него, точно в новую хип-хоп-мессию. Все это логично создает у простого слушателя слишком завышенные ожидания, которые «4 Your Eyez Only», мягко говоря, не оправдывает. В его концепции нет ничего сложного и настолько глубокого, да и сам Коул не сказать, что открывается на альбоме с какой-то новой стороны. Но вот парадокс – стоит только абстрагироваться от всеобщего хайпа, и перед нами действительно одна из самых интересных пластинок года. С простой, но трогательной и человечной историей, с хорошими мелодиями и далеко не с одной отличной песней. Именно за такую искренность, доходчивость и живость и стоит любить творчество Коула, да и в целом хип-хоп.
12. Kid Cudi «Passion, Pain & Demon Slayin’»
В это сложно поверить, но под конец 2016 года, после тяжелых проблем с психикой и нелепых гитарных экспериментов, Кади вернулся с альбомом, мгновенно реабилитировавший его в глазах даже тех слушателей, которые поставили на нем крест еще пару лет назад. Шутка ли, но «Passion, Pain & Demon Slayin’» уже сейчас можно без оговорок назвать лучшим релизом Каддера за последние шесть лет. И назови он его «Man On The Moon III», никто бы не обиделся. Настолько тут все в духе тех самых альбомов: единый концепт, разделение на акты, невероятная эмоциональность и атмосферная музыка, в которой хип-хоп словно смешивается со звуками глубокого космоса. Честно говоря, нам до сих пор не верится.
11. Young Thug «Jeffery»
Да, Янг Таг – главный фрик и феномен среди новой волны рэп-артистов. И, если это по какой-то причине до сих пор мешает вам воспринимать его музыку, то «Jeffery», может, и не изменит вашего мнения, но это совершенно точно его лучший и самый легкий для восприятия релиз прямо сейчас. Одновременно яркий, несуразный и удивительно мелодичный. Таггер здесь, наконец, находит идеальный баланс между эпатажем и здравым смыслом. Он то издевательски подражает завываниям Рианны и посвящает песню горилле Харамбе, то выдает настолько крутые по мелодике и ритмике куплеты, что влюбляет в свое творчество даже самых прожженных снобов. Одним словом – Артист.