Абу Бакр аль-Багдади: о судьбе лидера ИГИЛ
Newsweek изучили судьбу мирового террориста № 1. Читаем наш перевод.
В те редкие случаи, когда лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади показывался на публике, его антураж напоминал что-то среднее между президентом и воровским авторитетом. «Когда он зашёл, мобильная связь исчезла» — рассказывает 29-летний житель Сирии — он попросил упоминать его в интервью только как Абу Али — мужчина вспоминает тот единственный случай, когда аль-Багдади зашёл в мечеть. «Вооружённая охрана оцепила территорию. Женщин отправили наверх, в женский молебен. Всех предупредили, что фотографировать или снимать на видео ничего нельзя. Ужасно нервная атмосфера».
«Что сделало её (атмосферу более нервной), это когда Багдади наконец появился, одетый в чёрное с ног до головы…Охрана закричала: “Аллах акбар! Аллах акбар!” Всем стало ещё страшнее» — рассказывает Али. «Потом охрана заставила нас присягнуть ему на верность. Даже когда Багдади ушёл, никому из нас не было разрешено покидать мечеть в следующие полчаса».
В своём родном городе Самарра, который находится в Суннитском треугольнике на севере от Багдада, аль-Багдади (настоящее имя — Ибрахим Аввад Ибрахим Али аль-Бадри) вспоминают по-разному. В родном городе его считали «очень тихим человеком», рассказывает бывший сосед, Тарик Хамид. «Он был миролюбив. Ему не нравилось подолгу разговаривать».
Знакомые лидера ИГИЛ, под халифатом которого сейчас контролируется часть Ирака и Сирии, говорят, что аль-Багдади рос старательным, благочестивым и спокойным. Он был интровертом, без большого количества друзей.
Хамид вспоминает его как мальчика на велосипеде, одетого в обычную для Ирака мужскую одежду (диждаша), с маленьким белым головным убором на голове. «У него всегда были религиозные или другие книги в багажнике велосипеда, и я никогда не видел его в брюках или рубашке, в отличии от большинства ребят в Самарре…Жиденькая борода; и он никогда не зависал в кафе. У него был лишь узкий круг знакомых из мечети»
Считается, что Абу Бакр родился в 1971 году в Самарре. Вырос в Аль-Джибриа, районе низшего среднего класса, который находился под контролем племён Альбу Бадри и Альбу Баз. Также эта территория подверглась бомбёжками США после вторжения в 2003 году, в попытке искоренить повстанцев и террористические ячейки.
Семья аль-Багдади не была богатой, но два его дяди работали в охране Саддама Хуссейна. Это означало какой-то статус и связи, что давало определённое почтение или даже страх в обществе. «Он был из бедной, но интеллигентной семьи» — вспоминает Хашем, переводчик, который знал его семью. «Он был очень замкнутый…ходил в мечеть, учился, читал книги, — и всё».
Аль-Багдади рос всего в миле от храма 10 века, Имам Хассан аль-Шакри, одного из наиболее священных мест для шиитов, и также важного памятника для суннитов в Самарре. Если верить источникам из ИГИЛ, то вера сыграла большую роль в жизни аль-Багдади. Другой житель Самарры, Йессир Фахми, рассказывает, что большая часть детства аль-Багдади прошла на религиозных занятиях: «Ибрахим, как и большинство членов его семьи, был правоверным мусульманином».
Но проживающий в Лондоне иракский аналитик из Иракского Института Экономических Реформ, Саджад Джияд, рассказывает, что он не видел каких-то неопровержимых доказательств его религиозного пыла. «Я удивлюсь, если он был религиозным человеком, большинство жителей Ирака, которые стали джихадистами, до 2003 года были сторонниками светского Баасизма» — объясняет Джияд.
Кроме религии, как рассказывают его соседи, аль-Багдади любил спорт, в основном футбол, в который он играл во дворе возле дома. «Он редко выходил из себя во время матча, даже если ты ударишь его или вспылишь» — вспоминает Хамид. «Он был классным защитником».
Вебсайты ИГИЛ указывают, что в прошлом аль-Багдади изучал Коран в мечетях Самарры и «Хадит» — традиции, поступки и высказывания Пророка Мухаммеда. Один из соседей говорит, что за аль-Багдади присматривали два видных священнослужителя: Шейх Субни аль-Саараи и Шейх Аднан аль-Амин.
Существуют споры насчёт работы аль-Багдади в качестве священнослужителя. Некоторые источники говорят, что он проповедовал в мечети в Самарре, другие — в Багдаде. Но Джияд утверждает, что эта информация весьма сомнительна, и ИГИЛ создаёт её для имиджа аль-Багдади.
Большинство считает, что после старшей школы, как и большинство молодых людей во времена правления Саддама, он должен был отслужить в иракской армии. За это время его могли научить основам военной тактики и правильному обращению с оружием.
В возрасте 18 лет аль-Багдади впервые поехал в Багдад для учёбы. Глубина его познаний — также предмет для споров. Некоторые, к примеру Хамид, считают, что он достиг степени профессора в религиозных науках. Уточнить данную информацию у членов семьи не удалось. «Большинство родственников уехало из Самарры, боясь ассоциаций с ним» — говорит Фахми. «Ибрахим уехал в 2003 на учёбу в Багдад. Его племянник был арестован в прошлом году иракскими правоохранительными органами. Когда последние члены его семьи поехал договариваться о его освобождении в Багдад, то их также арестовали».
Насколько знает Фахми, аль-Багдади не появлялся в Самарре с 2003 года.
Заключенные молятся в американском тюремном лагере Кэмп-Букка, Ирак.
LinkedIn для террористов
Истоки зверского поведения аль-Багдади — кровопролития, начавшиеся после вторжения США в Ирак с целью свержения Саддама Хусейна. Американские войска вошли в центр Багдада 9 апреля 2003 года. Вскоре после этого страна погрузилась в анархию. Саддам со своими сторонниками сразу пустились в бегство – кто-то направился в деревни неподалеку от Суннитского треугольника, другие перебрались в Сирию. Суннитские повстанцы, которые остались в Ираке, начали осуществлять нападения на военные базы американцев.
Считается, что аль-Багдади помогал в создании террористической группировки «Джаиш Ахль аль сунна валь Джамаа». В 2004 или 2005 – точный год неизвестен, как и вся информация об аль-Багдади – он был взят в плен американскими войсками, предположительно, в ходе проведения масштабной облавы по захвату сообщника иорданского террориста Абу Мусаба аз-Заркави. Аз-Заркави, руководитель иракской ячейки Аль-Каиды, на счету которого были многочисленные подрывы и смерти, был убит войсками США в 2006 году.
После ареста аль-Багдади находился в заключении в тюрьме Кэмп-Букка на севере Ирака, недалеко от города Умм Каср, где также содержались бывшие узники Абу Грейб. Аль-Багдади значился как «интернированное гражданское лицо» — это значило, что он имел связи с террористической группировкой, но не был уличён в совершении террористических актов.
Точно неизвестно, сколько всего времени аль-Багдади провел в Кэмп-Букка. Некоторые военачальники США, работавшие в тюрьме, вспоминают, что аль-Багдади находился там в период между 2006 и 2007 годами. Другие заявляют, что он пребывал в тюрьме в 2006-2009 годах. Сирийский активист Абу Ибрагим аль-Раккави говорит, что аль-Багдади находился в заключении между январем 2004 и декабрем 2006. Исследователь «Ближневосточного Форума» Аймен Джавад аль-Тамими заявляет: поскольку в 2005 году аль-Багдади участвовал в деятельности террористических группировок, его должны были освободить в конце 2004.
Независимо от того, сидел ли он год или два, аль-Багдади провел это время с пользой. В то время Кэмп-Букка был летним лагерем для амбициозных террористов. Находясь под присмотром американских надзирателей, заключенные общались друг с другом, обменивались информацией и тактиками ведения боев, и заводили важные контакты для будущих операций. Они черпали вдохновение из пыток в тюрьме Абу Грейб, успеха аль-Заркави и разногласий внутри суннитов. Историк Джереми Сури охарактеризовал Кэмп-Букку как «виртуальный университет для террористов».
«Кэмп-Букка был местом, где много джихадистов знакомились друг с другом, и множество бывших баасистов принимали радикальные взгляды и связывались с исламистскими группировками», - пишет редактор сайта “SyriainCrisis” Аарон Ланд. «Очень много лидеров ИГ прошли через эту тюрьму».
По мнению Джияда, маловероятно, что до вторжения США в Ирак аль-Багдиди активно участвовал в повстанческой деятельности, и Кэмп-Букка стала отправной точкой для него. «Должно быть, карьера повстанца была для него хорошей возможностью», — говорит он. Одним из людей, с которыми познакомился аль-Багдади в Кэмп-Букка, был Таха Собхи Фалаха, также известный как Абу Мухаммад аль-Аднани, представитель ИГИЛа.
После освобождения из Кэмп-Букки, аль-Багдади продолжил повстанческую деятельность. В 2006 году зонтичная организация, состоящая из террористических группировок, включая Аль-Каиду, сформировала в Ираке Исламское Государство. В мае 2010 он был назначен лидером данной организации.
С самого начала у ИГ были широкие амбиции, и её повестка отличалась от той, что предлагала Аль-Каида. ИГ отказалась от использования флага Аль-Каиды, выбрав другой.
Согласно новостному ресурсу “al-Monitor”, раскол произошел в результате постепенно нарастающих разногласий между лидерами Аль-Каиды в Афганистане, а также поиске других источников финансирования организации. «Тогда, в середине 2013 года, Абу Бакр аль-Багдади объявил о создании Исламского Государства Ирака и Шама (известного теперь как ИГИЛ) и отказался выполнять поручения Аймана аль-Завахири, лидера Аль-Каиды. Аль-Завахири хотел, чтобы ИГИЛ действовал только на территории Ирака, и чтобы Джабат аль-Нусра был представителем Аль-Каиды в Сирии».
Бывший член ИГИЛ, дезертировавший из группировки, представившийся «Хуссейном», говорит, что он был рядом с аль-Багдади во время разрыва отношений между ним и организацией аль-Нурса, которая находится в Сирии и сотрудничает с Аль-Каидой. Он вспоминает паранойю и недоверие, царившие на их встречах, которые проходили где-то на границе между Сирией и Турцией. «Аль-Багдади встретился с ними в трейлере около турецкой границы», — рассказывает он. «Он представлялся только высокопоставленным руководителям. Он не представлял себя младшим начальникам. Но что интересно, когда он находился в большой группе, никто не мог с уверенностью сказать, что именно он находился в помещении. Аль-Багдади хотел запутать остальных».
По словам Хуссейна, аль-Багдади во многом полагался на советы покойного Хаджи Бакра, высшего лидера ИГИЛ и бывшего офицера армии Ирака, который был убит в январе 2014 года. Хуссейн считает, что его смерть стала большим ударом для аль-Багдади: «Хаджи Бакр улучшил имидж аль-Багдади – он подготавливал его к видному членству в ИГИЛ. Но, честно говоря, настоящим лидером, который правил в тени, был Хаджи Бакр». Аль-Багдади до сих пор полагается на преданных военных экспертов. Со многими из них он встретился в Кэп-Букке.
Тихий параноик
Мало известно о личной жизни аль-Багдади, за исключением того, что он «жесток в отношениях и ведёт себя спокойно в жизни», — говорит Джияд. «Его поведение и деятельность объясняется паранойей».
Большинство упоминаний о аль-Багдади в социальных сетях не дают полной информации о нем, и редко в них можно найти информацию о его деятельности и личности. Социальные медиа, связанные с ИГИЛ, по большей части ссылаются на аль-Багдади, когда убеждают новых пользователей присягнуть халифу.
Аль-Багдади часто меняет свое местоположение, пересекая плохо охраняемую границу Ирака и Сирии, и, возможно, живёт либо в Ракке, либо около него. Джияд говорит, что до того, как он вместе с ИГИЛ сбежал в Сирию примерно в 2010 году, аль-Багдади вероятно жил в Багдаде и Мосуле. «Очень мало людей встречались с ним в те дни, а те, кто его видел, одевали маску», — рассказывает Джияд. «Его предшественники и сверстники были убиты в результате доносов и действий спецслужб. Однако я также думаю, что между 2010 и 2014 годами ему удавалось совершенствовать свои религиозные знания, и он смог создать мистический образ вокруг себя».
Официальные представители Ливана заявили, что в начале декабря они арестовали дочь и бывшую жену аль-Багдади, хотя точные отношения с ним остаются неясными. МВД Ирака, ссылаясь на источник разведгруппы своего ведомства, заявляет, что у аль-Багдади две жены – Асма Фавзи Мохаммад аль-Дулаими и Исраа Раджаб Махаль аль-Кваси.
На публике аль-Багдади одевает на лицо шарф и не допускает распространения фотографий или видео с ним, в отличии от лидеров других террористических группировок, включая Аль-Каиду. На старых фотографиях, сделанных в тюрьме в 2004 году, он похож на «амбициозного террориста, а не халифа».
Джияд, который расшифровывал аудиозаписи аль-Багдади, говорит, что по ним можно судить, как он относится к, например, Джабат аль-Нурса и Аль-Каида. «Он позиционирует себя как самый главный и с долей презрения относится к организациям, находящимся за пределами Ирака».
По-видимому, аль-Багдади получает удовольствие от своей роли в качестве «главного террориста в мире, наследника Усамы бин Ладена», — говорит Джияд.
«Если отбросить всю мистику и величие, «халиф» превращается в обычного человека, воспользовавшегося своей возможностью», — отмечает Джияд. «Он не отличается от сотен других жителей Ирака, попытавшихся разрушить новый Ирак. Он мог стать никому неизвестным террористом или жестоким преступником. А сейчас он находится в центре мирового внимания».