Круглый стол: редакция Rap.ru рассуждает о Versus
Почему Versus стал так популярен, и что все это для нас значит.
Первый сезон Versus закончился. Шоу очень популярно. На YouTube его выпуски существенно опережают по просмотрам рэп-клипы. Его участники резко прибавили в известности. Что это все значит? Как надо к этому относиться и что будет с проектом дальше? Редакция Rap.ru решила обсудить все эти вопросы.
Никитин:
Насколько я понимаю, у всех разное отношение к Versus. Руслан не смотрит — мы с ним это обсуждали, и сформулировали причину так: "Самое ценное в жизни это состояние гармонии, а тех вещей, которые его нарушают, надо избегать". Я посмотрел почти все, но несколько выпусков все же не смог досмотреть. Да, для одной аудитории в Versus есть вообще все, что ей надо для счастья. Но что при этом в мире живут миллионы и миллионы людей, которых такое зрелище не развлекает. Им либо неинтересно, либо вот грязюка для них барьер. Так вот, расскажите, как вы сами относитесь к Versus? Каждую серию смотрите?
Редькин:
Versus — это шоу. А с шоу у нас в рэпе беда. Поэтому здесь ситуация "на безрыбье рыбу раком". Сам смотрю почти каждый выпуск, но некоторые пересматриваю, а некоторые — перематываю.
Горбаш:
Я каждые выходные смотрю футбол в компании друзей, где рэпом интересуется только половина. Остальные — либо нейтральны, либо хейтят. Но все смотрят Versus либо в перерыве, либо сразу после матча. Почему я смотрю? Интересно "а что будет на этот раз" — удачные панчи, шоу какое-то, ещё что-то. Я с таким форматом вообще не был знаком, как и многие. И на первых порах всё было в диковинку. Ближе к ноябрю Versus просто вошёл в воскресную привычку. Рэп-аудитория получила новую забаву, нерэп-аудитория открыла для себя новую грань рэпа. Ну и да, русский рэп — не самый событийный жанр, а тут такой информационный взрыв каждые выходные.
Никитин:
Такую реакцию должны вызывать сериалы. "Сначала было интересно, что будет дальше, а потом просто привык".
Муннибаев:
Имхо, в любом виде деятельности есть "высшие" проявления и "низшие". В духовном, что ли, плане. Вот Versus — это низины. Не без своих плюсов, разумеется. Но представьте себе соревнование, кто изощреннее пукает — там будут тоже выдающиеся моменты. Аргумент "это рэп, тут можно" отношу к инфантильности и скудоумию.
Недашковский:
Я стараюсь смотреть регулярно. Хотя интернет-баттлы никогда не любил. Как по мне, ключ к популярности проекта скорее в простоте, в азарте и эмоциях оппонентов, нежели, собственно, в рэпе. Отсюда логичный вопрос: почему не выстрелил Slovo? Из-за неумелого продвижения: за два года существования не было предпринято шагов для вывода проекта выше регионального уровня. У Versus же на момент запуска уже был тизер, где мелькал и Миллиган, и Галат, и Мирон с Криплом. Тут ставки были выше, а отношение зрителей — серьёзней.
Редькин:
А Slovo ведь с самого начала и был такой отдушиной для краснодарских рэперов. О них узнают, их начинают отличать друг от друга, какая-то фанбаза появляется. Для сплоченности реагиональной сцены это хорошо, наверное. Я выпусков десять смотрел — есть сильные моменты и сильные участники есть, но недостает какого-то вау-фактора, что ли. Что думаете?
Горбаш:
Показалось, что Slovo зашевелилось только после появления "Версуса". То есть до этого их устраивал статус локального краснодарского феномена и никакой погони за вау-фактором не было. Versus изначально в более выгодном положении, когда стартовал с аурой секретности (помните фотку с L'One-ом, Окси, Стимом и СД?) и звёздным лайн-апом. И ещё мне, кстати, сложно понять весь этот конфликт Питера и Краснодара.
Никитин:
Кому есть смысл (и какой) участвовать в Versus?
Горбаш:
Это главная пиар-машина русского рэпа на сегодня. Сходил — получил долю хайпа. Кому идти? Понятно, что артистам с баттловым опытом. Кому не идти? Людям с плохой памятью.
Редькин:
Как сказал нам Баста, выигрышно смотрятся люди, песни которых, слушать невозможно. Зато у них смешнее получается обосрать конкурента. Поворчу еще, что со временем все это начинает становиться скучнее: последние выпуски "Версуса" перематывал. Хотя это, конечно, зависит от артистов — если они серые, то хоть ты в 3D все сними, интереснее смотреть не станет.
Никитин:
А стоит звездам ходить? Победа ничего в их карьере не меняет, зато поражение будут еще долго вспоминать.
Редькин:
Мне кажется, они туда не ради победы ходят. Это что-то вроде стрит кредибилити, которую пытаются получить или вернуть. Но пока всего один случай был, чтобы кто-то этого добился.
Никитин:
Что можно на стрит-кредибилити купить в магазине? Ничего? Тогда я отказываюсь понимать такую логику. Умнее всех поступает Птаха. Он вызывает на бой Тимати, потому что это принесет нереальный пиар. Но он отказывается соперничать с теми, кто менее известен. Не хочет, чтобы на нем пиарились. Это непоследовательно, но это разумно.
Редькин:
Кстати, а меня одного удивляет, насколько серьезно подходят к Версусу баттл-рэперы и насколько расслабленно — “звезды”?
Никитин:
Это как раз логично. У одних есть концерты. У других есть время готовиться к баттлу.
Муннибаев:
Я тут боюсь ткнуть пальцем в небо, но судя по Versus Мяу показал себя не сопливым романтиком (как в клипе), а мужчиной. Окси доказал крутизну. Johnyboy удивил в хорошем смысле. Звездам ходить, чтобы доказать хейтерам и сомневающимся свою труевость и способности.
Никитин:
Давайте попробуем понять, почему же во второй половине года Versus был главной пиар-машиной жанра. В чем фокус? Почему заурядный Хохол после Версуса вдруг становится всем нужен? Уверен, его уже в "Макдональдсе" узнают.
Редькин:
У меня ответ такой: Versus смог красиво подать артистов. У нас в рэпе опыт такой подачи практически отсутствует. Об артисте обычно узнают по альбомам с самодельными обложками и снятыми на айфон клипам — это некрасиво. Интернет-баттлы — ну камон! Кому-то не лень полсотни треков от неизвестных чуваков отслушать? А здесь ты видишь рэпера в неком образе, уже готовеньким. Тот же Хохол на баттле в полной степени раскрывается как персонаж. Такой вот он: задорный, чуть нагловатый, грассирует смешно.
Горбаш:
Плюс у ноунеймов появилась возможность засветиться в одном ютубном ролике с топ-артистами. Лучше всех это, кажется, понимает Гарри Топор, который вызывает на Versus абсолютно всех, от Карандаша до Джамала. И на Versus ходят наши топы. Могу ошибаться, но это практикуется только у нас: на западе баттл-рэп — отдельная ниша, которая не лезет на большую рэп-сцену.
Никитин:
Я о том же хотел сказать, что и Николай. Артист не может существовать в виде загруженных в сеть mp3 файлов. Ему нужно визуализироваться. Потому что мир визуален. Потому что 70% информации люди получают глазами. И так далее. Клипы это хорошо, когда они хорошие, а сейчас даже западные клипы усредняются, снимаются по принципу "лучше дешевле, но больше". Русские и подавно. На Versus артист визуализируется, это во-первых. А во-вторых, там всегда есть конфликт — то, из-за чего люди смотрят популярные сериалы или реалити. Конфликт, драма, "что будет на этот раз", серийность, яркие действующие лица — Versus содержит главные "кирпичики", из которых строится успех любого развлекательного проекта.
Теперь я предлагаю поговорить вот о чем. Мне всегда казалось, что "баттл-рэп" это тупик, а примеры Эминема там и Noize MC здесь — единственных людей, которые из баттлов попали в артисты, в звезды — то исключение, которое подтверждает правило. Баттл-рэп это узко. Насколько на ваш взгляд из успехов рэпера на Versus вытекает дальнейшая успешная рэп-карьера?
Горбаш:
Не вытекает совсем. Вытекает хайп. А на примере всё того же Топора видно, что бонусов к творчеству это не даёт. У Гарри сейчас начался значительный прирост на концертах — интересно, что будет через год. "Успешная рэп-карьера, построенная на Versus" — это утопия, такого точно не будет.
Редькин:
Возможно, сейчас что-то поменяется — есть почему-то такое чувство. Хотя я вот очень сильно сомневаюсь, что Versus интересен нерэперам.
Никитин:
А что может поменяться? Этот батл-рэп оправдан наличием соперника напротив тебя, которого нужно технично забросать какашками. Как мы себе представляем "баттловый" альбом? В кого бросать?
Муннибаев:
Вот как раз Сван (из Слова) прислал альбом — ничего примечательного. По-моему, концертный успех на этом не построишь, но дополнительный импульс концертам (как у Топора, имхо) Versus придает.
Никитин:
Кто на ваш взгляд в первом сезоне заработал максимум очков?
Горбаш:
Хочется сказать про Топора, но есть "но": первый его соперник писал куплеты на коленке в самолёте, второй… даже не знаю, как описать перфоманс Царя, а третий пришёл в абсолютно нулевом состоянии. Очень хочется посмотреть на Versus Топора с кем-то, кто сможет как минимум не забыть текст. Для себя выделил I1 и Мяу (плохо ориентируюсь в миллиарде его псевдонимов). В приятном смысле удивил Басота, от Джоннибоя чего-то в этом духе и ждал, но тем не менее, очень круто сделал.
Редькин:
Johnyboy. Топор отличный актер, но в третий раз смотреть на его игру и мимику уже скучно. А Денис своим выступлением очень меня удивил — да и судя по твиттеру, не одного меня. С другой стороны, у Топора после Versus начались гастроли, и это решающий аргумент.
Муннибаев:
Из того, что видел — Johnyboy.
Недашковский:
Больше всех очков заработал Ресторатор, о котором ещё год назад не слышал, можно сказать, никто. Мы забываем, что этот человек и в баттлах прежде участвовал, да и песни новые на своей странице Вконтакте выкладывает. Очень интересно, как прореагируют слушатели и коллеги-артисты на его релиз. Неизвестно, пошумят ли, но послушают с интересом все.
Никитин:
Теперь мы еще вот к какой большой теме подобрались. Успех Versus, — а он очевиден, пока, правда, только внутри рэп-сообщества — вряд ли был бы так нагляден, если бы не все еще "детское" состояние рэпа как индустрии. Самому слегка смешно ставить эти два слова рядом. Артисту нужно пиариться — где? Как? Он не может, как на Западе, прийти на радио и дать интервью. В России радио, ТВ — это для либо прямо совсем звезд, либо для какой-то внезапно ставшей популярной ерунды. Типси Тип может прийти на радио, дать интервью? Нет. Яркий артист, отличные альбомы, а для массовой культуры его просто не существует. Медиа до сих пор толком не понимают, что им делать с рэпом. Нет людей, готовых в рэп-артистов инвестировать. Мифы о жутких продюсерах, которые выжмут из артиста последнюю копейку есть. А продюсеров — нет. Не в последнюю очередь и потому, что зачастую из рэпера что-то выжать — это как козла подоить. Так вот.
Бить тревогу "в рэпе опять все плохо" я не собирался — все не так уж и плохо, и есть куда расти. Какая-никакая концертная инфраструктура уже появилась. Те же продюсеры, лейблы, называйте как хотите, они постепенно будут возникать. Скорее всего, это будут люди из рэпа, либо люди выросшие на рэпе. Уже сейчас есть лейбл Gazgolder, где, может, и не самая главная, но важная роль у Басты. Есть Respect, которым руководит Влади. На Black Star пришли два человека, которые выросли именно на рэпе. Это L’One, за полтора года превратившийся в медийную звезду. И это Виктор Абрамов, которого рэперы постарше помнят как Багза — он был со-продюсером Касты, он придумал "Битву за респект". И вектор лейбла поменялся. Что-то вроде лейбла способно появиться вокруг Oxxxymiron’а, есть предпосылки для этого.
Так вот, вернемся из светлого будушего к не такому светлому настоящему. Нигде рэпер-незвезда так не пропиарится, как на Versus. По состоянию на 2013-й для артиста без лейбла-контракта-команды появление на Versus было выдающимся пиаром. Не важно, проиграл или выиграл. Тем, кто успел запрыгнуть на этот поезд, очень повезло, потому что со временем уйдет эффект новизны. Когда на ваш взгляд появятся первые разговоры, что "Versus уже не тот"?
Муннибаев:
Мне представляется, что этот момент уже осязаем и наступит в ближайшие месяцы, если не недели. Тут все довольно просто — наверняка перед организаторами встал вопрос — что делать дальше и как монетизировать? Настоящие звезды жанра (Окси, Нойз), если и сходят еще на батл, то раз-два, а остальные вызывают гораздо меньше интереса.
Горбаш:
Руслан верно вспомнил звёзд: их появления будут лишний раз подогревать интерес к проекту. Пока они будут — будет интерес. С другой стороны, меня очень смущает эта "Молодая кровь", в рамкой которой планируют давать баттлиться каким-то молодым дарованиям. Пары минут на ютубе хватило, чтобы понять, как всё это будет плохо. А фразы "Версус уже не тот" ожидаю ближе к майским праздникам.
И ещё есть чувство, что тут будет не столько "уже не тот", сколько просто уйдёт новизна, Versus останется на какой-то определённой отметке (пусть это будет 300-400к просмотров на выпуск) и продолжит себе спокойно существовать, периодически выходя в оффлайн открытыми баттлами. Почему-то вспоминаются комик-каналы ThisIsХорошо и +100500: оба до сих пор существуют, имеют свою аудиторию и продолжают на неё работать, просто не имеют того же вау-фактора.
Никитин:
Что можно поменять и улучшить в Versus?
Недашковский:
Мне было бы интереснее увидеть сезон с единой турнирной таблицей, по аналогии со спортивными чемпионатами. Градус сопереживания взмоет вверх, а с ним и внутренний логики прибавится. Ну и одним глазком на закулисье взглянуть охота: какие-то специальные выпуски, интервью с артистами, заглядывающими поддержать знакомых.
Муннибаев:
Улучшать нужно визуальную составляющую — сейчас она на низком уровне. Хотя наверняка основную аудиторию это не смущает. Что-то точно нужно делать с судейским составом, там зияют черные дыры.
Никитин:
А мне хотелось бы понять, почему "МС слева" на моем экране всегда справа.