Альбомы года. Русская версия
Топ-15 самых важных, по нашему мнению, пластинок этого года на русском языке.
Здесь все, как и в случае с зарубежным топом альбомов: мы выбрали самые интересные, на наш взгляд, пластинки ушедшего года, после чего все авторы Rap.ru прокомментировали каждый из пунктов списка. Вот что получилось.
15. Hash Tag "Золото Маккены"
Редькин: Рэп, в котором каждая строчка — как удачный твит. Друг Чейза, изо всех сил старающийся не показывать своего лица, записал альбом про героев нашего времени, которые ходят на трэп-вечеринки, ставят сердечки постам в MDK и заказывают по интернету паленый Supreme. Очень точно, местами жутковато.
Недашковский: "Это нынче Вака Флака, Френч Монтана, Гуччи, Дрейк, я летел, как угорелый, чтоб не опоздать на брейк" — не альбом, а картина поколения. Картина язвительная, саркастическая, пестрящая неуютными и меткими наблюдениями. Hash Tag с таким пиететом вспоминает о мелких радостях взросления в доинтернетную эпоху, что кажется, при современном темпе жизни, мы упускаем что-то очень важное.
Горбаш: Нигилист-рэп. Грустно, буднично, не особо повышая голос, Hash Tag обрисовал жизнь поколения, пытающегося угнаться за актуальными трендами. Хорошего в этой жизни мало, что не мешает альбому оставаться одним из главных открытий года.
14. HustleHard Flava "Слово божье"
Редькин: Сперва казалось, что Big Russian Bo$$ и его соратник Young P&H — это косплееры Рика Росса: и послушать смешно, и ни к чему не обязывает. Потом про Рика Росса как-то забыли (он был на удивление молчалив весь год), а BRB остался. И слава богу — в нашем хип-хопе крайне не хватает шоу, развлекухи, угара, а он чуть ли не в одного все это обеспечивает.
Никитин: Николай подрезал мою фразу про косплееров, поэтому придется писать вот что: весь русский комеди-рэп — это днище. Сява, Коля Найк и Пума, группа Хлеб, ТП Барада — в лучшем случае их хватало на одну реально удачную песню, а дальше начинались повторы. Вот эти ребята, надо отдать должное, подняли неплохой шум в интернете. Но перед ним стоят тот же самый вопрос: как быстро они исчерпают темы для шуток и будет ли это кому-то интересно хотя бы через год?
Горбаш: За год Босс и компания стали настоящей отдушиной русского рэпа, таким твиттером Миши Крупина в формате mp3. А после "Слова Божьего" выяснилось, что Hustle Hard Flava ещё и полноценная концертная единица. Что лишний раз говорит о том, как русскому рэпу недоставало самоиронии.
Недашковский: Я не удивлен, что музыка Босса и "непобедимой империи" HustleHard Flava снискала популярность у слушателей рэпа. Я удивлен, что этот бородатый платиновый проект перерос статус внутрякового феномена, став интересным еще и тем, кто не в курсе, над чем юмористы, собственно, стебутся. И это главный признак того, что кроме стеба, здесь неожиданно обнаруживаются еще и очень неплохие песни. Из всех рэп-комиков именно HHF удалось успешно свой продукт монетизировать и стать востребованными гастролерами (в одном только декабре — пять концертов). Что сказать, конкуренты-шутники теперь определенно хотят быть как Босс, жить как Босс: иметь пять известно-чего и жизнь "пять звезд".
13. Сальто Назад "Дерево"
Редькин: Хип-хоп про то, что надо быть добрее — бесперспективная затея, на первый взгляд, но у киевлян получилось хорошо. Во-первых, потому что работают они на выжженном поле — большинство наших артистов, пытающихся делать регги или дэнсхолл, одинаковые до боли в зубах. Во-вторых, потому что Саша Таб умеет и любит петь.
Горбаш: "Я вношу коррективы в твой серый мир" — ключевая строчка альбома, лучше всего раскрывающая его суть.
Недашковский: Признаться, я тот еще профан по части регги. Программные записи я, конечно, знаю. Кто такой Мавадо и Дэмиен Марли — тоже, но за жанром не слежу. В прошлом году прослушал ровно два, проходящих по этому тегу, диска: улыбчивую реинкарнацию Льва Николаевича Снупа и дебют киевских мелодистов Сальто Назад. Летом слушал их на репите днями напролет, и чаще — все-таки Сальто. Очень уж непринужденно сыгранная, лишенная привязки к лишним стандартам, неглупая музыка, которую можно с одинаковым успехом слушать как в метро зимой, так и на пляже летом. Они остроумны (цитатами их песен я сыплю вот уже год как) и почти что бесстрашны, раз решили двигать музыку такого рода в широтах, никогда регги не котирующих.
12. Лед 9 "Искушение святого простолюдина"
Редькин: Скажу так: для меня самая сильная эмоция, которую может вызвать музыка — это страх. И альбом Льда 9 натурально тебя пугает, причем не в хорошем смысле; это песни, после которых хочется закрыть дверь в квартиру поплотнее. Поэтому никому не буду советовать его слушать.
Горбаш: Совсем не рэп. Жуткая, сбивающая с ног декламация собственных взглядов на настоящее России. Эмоции, которые участники 25/17 вкладывают в "Искушение", — нужно очень сильно верить в то, что ты говоришь, чтобы записать такой альбом.
Никитин: В одной книге написано, что ближнего нужно возлюбить. Но слушаешь этот альбом и понимаешь, что не получается. И, видимо, уже не получится.
Недашковский: В Штатах бы подобный альбом уже давно окрестили "арт-проектом" и проводили концерты-презентации в галереях, для пущего эффекта приглашая Марину Абрамович и других бомондов. Материалу тесно в аудиоформате: что ни клип в его поддержку — то десятикратное усиление эффекта воздействия. Но и знакомство с одной лишь папкой mp3-файлов может обернуться для вас ночными кошмарами. Потому что правда. Потому что про нас.
11. the Chemodan "Кроме женщин и детей"
Редькин: Год за годом Грязный Луи сотоварищи бомбят в одну точку, строят всю ту же крепость, обрабатывают свою делянку. Иногда получается чуть лучше, иногда — чуть хуже. “КЖИД” — тот случай, когда “лучше”: пособие по тому, как противостоять российскому тлену и безысходности.
Никитин: Новости российской провинции, о которых не расскажет канал НТВ. Мощь.
Горбаш: Никогда не проникался творчеством the Chemodan Clan, но отказать им в убедительности и честности не могу. И на этом поле у Луи и коллег по-прежнему нет равных.
10. ATL "FCKSWG MMXIII"
Редькин: Рекордсмен года по количеству удачных, попадающих прямо в цель строчек. Если хотите узнать, как живет и что чувствует круглосуточный тусовщик с богатым словарным запасом — слушайте этот релиз. Еще бы немного подрихтовать список гостей, и цены бы ему не было.
Горбаш: Тут в первую очередь ценны "мостики", которыми соединяются куплеты и припевы. ATL мощный сонграйтер, а это именно то качество, которого не хватает многим русским рэперам.
9. Noize MC "Неразбериха"/"Protivo Gunz"
Редькин: Два альбома — один от Нойза-подростка, другой от Нойза-рассерженного горожанина. Новостей про шаурму из человечины мне и в ленте хватает, поэтому выберу первый: песня-дисс на Мишу Козырева играла дома не один десяток раз. А еще там есть “Жвачка”, вещь калибра “Выдыхай” или “Моего моря”.
Никитин: Noize MC обещал выпустить за год один рок-альбом и один рэп-альбом. Мне нравится смотреть на эти релизы под углом "было — стало". На первом Noize ранний, борзый и небитый; вся жизнь впереди. На втором он — человек, у которого воспоминаний на два тома остросюжетных мемуаров. Который набил за это время множество шишек, гремел на все медиапространство песней про “Лукойл”, по делу считался героем своего поколения. Альбом "Неразбериха" вышел наименее конфликтным, наименее скандальным. И даже оставил ощущение, что Noize немного подустал.
8. Крип-а-Крип "Красная жара"
Муннибаев: Выпусти он этот альбом несколькими годами раньше, когда техников в нашем рэпе было на порядок меньше, результат был бы совсем иным. Не выпустил бы он его вовсе — стал бы двойником Шыма и Dr.Dre. Получилось что-то серединка наполовинку. Неинтересно, о чем песни Крипла, интересно, сколько слов он может прожевать одновременно.
Недашковский: Несвоевременность — вечная драма, где есть он (рэпер, чей уровень владения рифмой когда-то показал, как может звучать русский рэп) и она (публика, все эти годы ожидавшая треклятый альбом). Ко всеобщему удивлению, диск таки вышел — и оставил больше вопросов, чем ответов. На нем есть песни, полной мерой демонстрирующие качества, благодаря которым Крипл считается одним из лучших технарей нашего рэпа (“АБВ”, “Мобила”, “Начало”). Но, сколько бы лет альбом не записывался, он все равно не лишен типичных для дебютника недостатков: тематической монотонности, ненужных песен, спорных фитов. И если Глеб сделает соответствующие выводы и подойдет к записи второго альбома с требуемой мотивацией и даже злостью — тогда мы и увидим, на что способен этот “упоротый лис”. Правда, есть опасения, что ждать придется снова лет восемь.
7. L’One "Спутник"
Никитин: Записать хит года — сделано. Стать одним из лучших по концертным выступлениям — сделано. Записать мощный цельный альбом — все еще задача на будущее.
Редькин: Как-то так должен звучать хип-хоп для самого широкого слушателя. Единственное, что смущает — настойчивая мотивация, которой иногда больше, чем нужно. Но если бы я был министром спорта, то включал бы песни Левы нашей олимпийской сборной.
Муннибаев: Учитывая рэп-песню №1, нечеловеческую трудоспособность артиста, великолепную отдачу на концертах и много других положительных факторов, хотелось бы поставить альбом повыше. Впрочем, я уверен, что Леван, будучи меломаном со слухом, сам знает, что это не главная пластинка в его жизни.
Горбаш: Творчество L'One очень сложно воспринимать в отрыве от концертов. Там — он король и бог. К сожалению, альбом таких впечатлений не оставляет. Леван сам говорил, что при записи опирался на живые выступления — и "концертный" крен оказался намного больше, чем нужно.
6. Oxxxymiron "MiXXXtape II: Долгий путь домой"
Никитин: Не альбом — собранные под одной обложкой треки из 2012-го и 2013-го. Присутствие в нашем списке объясняется двумя причинами. Это безоговорочно сильнее большинства альбомов, вышедших в этом году. Это абсолютно сильнее его собственного альбома “Вечный жид”.
Редькин: Своеобразный таймлайн жизни самого ненашего из наших рэперов — треки про Пикник "Афиши" и "Руму", Кравца и Батишту, Мишеля Уэльбека и Лотреамона, Босфор и Дрейка. Между ними три кита — "Неваляшка", "Хитиновый покров" и "Не от мира сего", которые могли бы разорвать голову, как карбид — бутылку, не будь они заслушаны уже раз по сто.
5. Макс Корж "Жить в кайф"
Никитин: Это альбом не для моего возраста, по идее меня в нем ничего привлекать не может и не должно. Но. Я слушаю и думаю, что что-то такое Максиму повезло ухватить, повезло сказать про нынешних 20-летних, что они идут за ним.
Горбаш: Это альбом как раз для моего возраста, поэтому я с ним и резонирую, и много слушаю. И на больших концертах подпеваю. Корж пишет удивительно трогательные песни: при всей своей шансонности, "Мотылёк" умудряется задевать за живое. И так почти каждая песня — вот он, народный артист поколения вконтакте. Максу ляцяць шчыльны мінскі "ванлов" і пажаданні доўгіх гадоў паспяховай творчасці.
Редькин: Урбан-поп стадионной закалки. Корж работает по принципу "выкручу все ручки вправо": тут совсем нет полутонов — музыка бабахает по голове, а в песнях все говорится прямым текстом, без задних мыслей. Совсем бесхитростно, но за эту бесхитростность совсем не стыдно.
Муннибаев: По всем параметрам первый стадионный артист, вышедший (но еще не до конца!) из хип-хопа. Сочиненный в сжатые сроки второй альбом получился тяжелее беззаботного первого, но и песни вышли долгоиграющими.
Недашковский: Недавно наблюдал на сайте довольно показательную ситуацию: кто-то в комментариях на полном серьезе утверждал, дескать, "Мотылек" — это дворовая песня, к Максу никакого отношения не имеющая. Рискну предположить, что за всю историю существования Rap.ru такое происходит впервые: чтобы музыку артиста воспринимали элементом современного народного фольклора. Уж простите, рэп к этому не совсем располагает. На "Жить в кайф" подобных квази-дворовых треков — едва ли не половина альбома. И это очень серьезное достижение для вышедшего когда-то из минской рэп-подземки Максима. Сколько, говорите, он сейчас в Минске собирает? Пятнадцать тысяч? — Это еще не предел.
4. Каспийский Груз "Рингтоны для зоны"
Муннибаев: В прошлом году в топ попал альбом Словетского, как мне кажется, духовного братика этого дуэта. Но не так высоко попал! По части wordplay эти двое в 2013-м превосходят всех, да и по выстраиванию художественного пространства тоже (будем надеяться, что оно художественное все-таки).
Никитин: Чемпионы-2013 по количеству (и качеству) фитов сами тоже нормально справляются.
Редькин: “Вообще, обычно соседи — говно / чей-то кондей обычно капает мне на окно” — вот так, ясно и просто зарифмован весь альбом. Но простота эта без малого гениальна.
Недашковский: Главный сюрприз года. Дуэт из Баку, который так и хочется окрестить русским Mobb Deep, убедительно и ярко говорит о той стороне жизни, которую безопаснее познавать исключительно из текстов песен.
3. Смоки Мо "Младший"
Муннибаев: Тенденция или совпадение, но Александр, как и другой его земляк, сделал несколько шагов по направлению к слушателю. Правда, не стоит преувеличивать — в текстах Смоки еще можно как следует закопаться, но “Бабочки” и “Было и было” возвышаются над другими песнями не в последнюю очередь благодаря этому.
Горбаш: А ведь и правда, это был трёхочковый. "Младший" — последующий слэмданк в корзину.
Редькин: Первый за много лет альбом Смоки, где песен ровно столько, сколько нужно — двенадцать; без филлеров, проходняка и необязательных фитов.
Недашковский: Спроси у меня непосвященный товарищ, каким релизом начать знакомство с музыкой этого петербуржца, — определенно назову "Младшего". Пластинка оказалась самой понятной записью Смоки: без густого тумана недомолвок, достаточно лаконичным, но в то же время разнообразным по звуку и тематике релизом. Здесь есть ключевая для раннего творчества больничная психолира ("Небесные сны" и "Алиса"), есть фирменная для резидентов Газгольдера "Крепкий чай", хитовая, и поначалу маскирующаяся под нетривиальную лав-сонг, совместная с Глюкозой песня "Бабочки". Ну и представить себе сборник лучших песен Смоки без "Было и было" теперь вовсе невозможно.
2. Баста "Баста 4"
Муннибаев: Василий находится на уверенном стабильном этапе своей артистической карьеры — не выдает откровений, но что твой атомный ледокол идет по своему курсу, не обращая внимания на всех, кто ниже — а ниже по любым показателям все остальные”.
Никитин: Еще один монументальный, с этаким триумфальным размахом альбом Басты. Я каждый раз жду “А что еще? Куда дальше? Как можно сделать еще мощнее?”. Выходит “Баста 4” и выясняется, что можно.
Редькин: То, что Баста большой хитмейкер — давно не новость. У меня всего один вопрос: почему в его творчестве столько ремейков? Но, во-первых, как показывает практика, о таком артистов лучше не спрашивать. А во-вторых, ситуация уникальная: какой бы материал ни шел в дело (песни Высоцкого, Шевчука, Михея или группы “Нервы”), в итоге получается все равно Василий Вакуленко. Так в русском рэпе больше никто не может.
Горбаш: Баста на данном этапе напоминает игрока его любимого "Ливерпуля" — Луиса Суареса. Со стороны кажется, что им обоим легко даются вещи, над которыми другие могут биться не один год. Вот кто-то ожидал от Басты плохого альбома? Плохих песен? Сейчас он на них просто не способен.
Недашковский: Всегда импонировало, как Василий описывает свой подход к творчеству, мол, я не обладаю сверхталантом, просто много работаю. Результаты этой работы в полном объеме заметны на последнем альбоме: по звучанию это самый продуманный релиз года. Над аранжировками Василий бился не один час — это очевидно. Однако, редкой трудоспособностью тут дело не ограничивается: без большого таланта песен уровня “Крыльев”, “Я или ты”, “Это дороже денег” не написать. Красивый глянцевый альбом, мой любимый в 2013 году.1. Ассаи "Задеть за мертвое"
Муннибаев: По-моему, почти все значимые артисты, начинавшие со словесного тумана, в итоге приходят к кристальной ясности, тем самым становясь только сильнее. А если и не все, то этот путь оказался подходящим именно для Ассаи. Ясно, четко, как удары плеткой. Ну и музыкально этот человек на голову превосходит всех остальных в нашем топе.
Никитин: Кому-то покажется странным, что лучшим рэп-альбомом мы называем не рэп-альбом. Мне чуть-чуть кажется. Вероятно, это что-то говорит нам об уровне выходивших рэп-альбомов. Год был не очень.
Редькин: Ловлю себя на мысли, что совсем не знаю, как писать о музыке Ассаи. Он — герой-одиночка, аналогов (и даже подражателей) нет ни у нас, ни на Западе. Такой же и альбом “Задеть за мертвое” — его невозможно отнести к какой-то жанровой прослойке (ну правда, что это — абстрактный хип-хоп? электроника? новое R&B?), да и вообще к жанру. Вероятно, поэтому ему можно все, что нельзя другим. Нет, я не про фит с Дорном.
Недашковский: Скажу просто: "Жар-птица". Если финальная песня пластинки и вправду ставит точку в истории Ассаи — величественней ухода в темноту и не придумать. Приходится сыпать какими-то стандартными формулировками типа "самый красивый трек года", но чтобы натурально до дрожи пробивала песня — такого уже не вспомню. Как и совершенно безумного спектра эмоций, вызванного альбомом.
Горбаш: "Рэп-шмэп" — вот такие эмоции вызывает большая часть русского рэпа после прослушивания нового альбома Ассаи. Уже давно существующий далеко за рамками рэп-музыки, в этом году Ассаи улетел на совсем недосягаемые высоты: что музыкальные, что эмоциональные.