"Альбом будет очень городской, очень злой, очень московский"
23 октября 2013, 13:34 Авторы: Андрей Никитин, Николай Редькин, Алексей Махов (фото)

"Альбом будет очень городской, очень злой, очень московский"

Большое интервью с Noize MC, записавшим "рэп-пластинку".

Noize MC выпускает очередной альбом "Неразбериха". Хотя и без этого инфоповода список тем, на который можно поговорить с Иваном, огромен. От событий в Бирюлево до клипа Бритни Спирс, от съемок собственного фильма до всех тонкостей составления гастрольного райдера.


С какими мыслями сочинялся альбом “Неразбериха”, который заявлялся как рэп-альбом?

Это была попытка сделать что-то для себя необычное. И это тот материал, который логично было бы сделать еще в самом начале. Несколько рок-номеров все же появилось, но они возникли в самом конце и не перетягивают на себя одеяло. На альбоме я попытался выразить свое ощущение от происходящего в нашей стране и, в частности, в Москве. Попытался поймать какой-то дух времени. А поскольку это хип-хоповая пластинка, то угол зрения и подход к написанию текстов был немного другим.

То есть, это социальный альбом?

Он и социальный, но там есть место и личным переживаниям, а в целом это довольно мрачная запись. Там есть ряд трогательных и юмористических моментов, но они, скорее, создают контраст и подчеркивают общее невеселое настроение пластинки.

Сочинялись эти песни тоже немного иначе. Много музыки пришло “извне” нашего коллектива, мы плотно посотрудничали с битмейкером по имени Shot, он же DJ Stufford.

Чем он известен?

Известен охренительными минусами, которые он делает на странных программах. Звучит все свежо. К тому же, он тоже владеет всякими разными инструментами. Так что и музыка у него получается очень разная, но крутая.

Альбом сильно отличается от того, что мы делали раньше. Музыки, созданной вместе с группой, тут гораздо меньше. Так что сейчас с группой мы думаем над адаптацией части песен под живое исполнение. А часть будем читать под минусовки.

Какая песня с альбома понравится всем, а какую никто не поймет?

Надеюсь, никакая песня не понравится всем. Но песня “+-0”, мне кажется, может понравиться очень многим.

Песня, которая может вызвать очень разную реакцию, самая спорная, может быть, песня на альбоме — это “Маятник”. Антирелигиозный манифест, который соберет наибольшее количество дислайков.

Песню "Капитан Америка" и еще несколько вещей с будущего альбома Noize регулярно исполняет на концертах.


Это же тема, от которой люди в нашей стране начинают беситься. Не страшно?

Мне впору надевать футболку “Мне уже 10 лет не страшно”. Мне страшно, что если на какие-то волнующие темы не говорить сегодня, то завтра с тобой их никто уже не будет обсуждать.

У тебя был период, когда вокруг было очень много скандалов. А сейчас все стало как-то спокойнее.

“Неразбериха”, в принципе, может добавить огня, но вообще я такой целью не задавался. Сейчас у меня более собранный период. Сейчас я более четко расставляю приоритеты и, несмотря на вроде бы растущий интерес к тому, что мы делаем, со стороны СМИ и людей в целом, сейчас я гораздо больше себе принадлежу и не растрачиваюсь на объяснения, что я имел в виду. Не то, что бы совсем не растрачиваюсь, но и не так, как это было в 2010 году.

А точно есть растущий интерес, или уже тебя все знают, признали и чем-то новым удивить трудно?

Я не знаю, судя по концертам, все в полнейшем порядке. Бывают свои взлеты и спады, но на длинном отрезке это все равно рост.

А как столько лет можно сохранять способность удивлять?

Как нам говорит Бритни Спирс в последнем клипе, "you better work bitch". С этим рецептом согласен.

Просто работать-работать, и все будет?

Если не работать, точно не будет ничего!

Пробуете что-то по-новому делать?

Мы в этом году познали особое состояние сознания, когда уезжаешь от цивилизации на пару недель. Это было на съемках фильма, в Белоруссии на границе с Литвой. И я подумал, что было бы интересно сделать в такой обстановке альбом. Другое восприятие вообще, не как в городе.

Городская суета мешает?

Но она же меня и вдохновляла очень долгое время. И как раз альбом “Неразбериха” — очень городской, очень злой, очень московский.

Следующая работа будет более привязанной к контексту, более психологичной. Это будет саундтрек к фильму. Это художественный фильм о нашей группе, которая, потеряв вдохновение, запаренная суетой и городом, уезжает в некое заброшенное место. Мы сбиваемся с пути и с нами начинают происходить странные вещи. Настроение фильма перемещается от трололо до триллера.

Это же тот фильм, на который собирали деньги на boomstarter?

Да, и не собрали. Вообще не собрали. Обманутые вкладчики кругом: “Почему мы должны платить, а не спонсоры”. Мы поняли, что на таких ресурсах можно собрать какое-то небольшое количество денег — до десяти тысяч долларов. Нам нужен был миллион рублей, который мы заплатили сами. Но зато мы угорели от того, что никому ничего не должны и все сделали, как хотели. На огромном контрасте с другими работами в кинематографе. Скажем, “Розыгрыш” — это большое кино с продюсерами, постоянными изменениями монтажа, правками сценария во время съемок. Инвесторы, продюсеры, режиссер, директор, у каждого свое мнение. Здесь этого не было, что, конечно, не гарантирует нашему фильму успеха, но мы точно сделали то, что нравится нам самим.

Обидно будет, если деньги не вернутся?

Будет неприятно. Но это не станет поводом для далеко идущих выводов.

Компания Gazgolder уже три года снимает фильм.

Мы раньше укладываемся. Предполагаем, что фильм пойдет в прокат, но в нем есть моменты, не поддающиеся цензуре. Неясно еще, как эта проблема будет решена. Но прикольно, что мы такое кино сняли, что в нем прозвучит написанная нами музыка. И его можно будет посмотреть — во Вконтакте, на YouTube, скачать на торренте, или же мы приедем в ваш город с премьерой.

Всегда было интересно, как в вашей группе принимаются решения.

Теоретически я могу продавить любое решение. Но сразу возникают дисбаланс и дискомфорт. Соответственно, есть правило подводной лодки, что мнения всех, каждого из нас, очень важны. Кстати, этому в фильме уделяется много места. Порой бывает сложно найти баланс. Но у нас все же демократия.

Вы ссорились так, чтобы группа оказалась на грани распада?

На грани распада группа оказалась в конце прошлого года. Из-за чего? Как обычно, из-за бабла. Смотрите кино, там все это есть.

Всегда было интересно твое отношение к русскому рэпу.

Он все-таки становится все лучше и лучше. В плане всего. Он становится каким-то вменяемым жанром. Какие-то тенденции, конечно, ужасно не нравятся.

Например?

Я не люблю эту ультраправую *****.

Но это же относится скорее не к рэпу, а к стране.

Нет, это к рэпу.

То есть, если такого рэпа не будет, но идеи по-прежнему останутся популярными, то все ок?

Нет, понятно, что рэп — это симптом. И что рэп прекрасен именно тем, что он дает право высказаться любому, кто хочет это сделать. Запретить человеку воткнуть микрофон в звуковую карту никто не может. И я могу это уважать, но мне может это и не нравиться.

События в Бирюлево какие мысли вызывают?

Мы были в туре, когда все это произошло, и у меня не было времени в этой ситуации разобраться. Но в любом случае, я не люблю, когда все сваливают на этничность преступника.

Решение “Нужно выгнать мигрантов и все заживут” и в самом деле слишком простое, чтобы быть действенным.

Я все пытаюсь вспомнить автора рассказа об “Америке моей мечты”, откуда сначала уехали все евреи, потом все черные, потом все демократы, потом все республиканцы. В конце концов этот чувак остается один — “и тогда началась Америка моей мечты”. Не будет этому конца. Введем визовый режим для мигрантов — значит, начнем выяснять, кто из русских у нас самое слабое звено.

Странно еще и то, что все недовольны дагестанцами с чеченцами, а визовый режим со Средней Азией.

Идиотека. Ну да, и что я должен по этому поводу думать? Одна из самых лучших подруг моей жены — азербайджанка. Я должен теперь как-то поменять свое к ней отношение?

Кто твой самый строгий критик?

Жена, может быть. Ну, кстати, да — Анька может камня на камне не оставить. Сказать: “Ванек, вообще, п-ф-ф! Давай... nice try”.

Как вы это обсуждаете?

Дожидаемся, когда песня примет окончательные очертания, потому что если я показываю песню в зачаточном состоянии, а ей не нравится, то я не могу к этому спокойно относиться, и мы отчаянно спорим — а в итоге это мешает.

Кого бы ты выделил в русском рэпе на сегодняшний день?

Лентос и Дым. Это представители той формации, которая имеет отношение к хип-хоп культуре в целом: они и танцуют, и рисуют, и уже потом рэп читают. У них, с одной стороны, получается делать чистый жанр, а с другой стороны, это не скучно. Мне нравятся группы вроде Сальто Назад — позитивный рэп с олдскульными корнями, но не какой-то беззубо позитивный и расплывающийся. Это то, что мне нравится.

Баттл Versus тебе интересен?

Я же вот, пойду на баттл с Топором.

Фристайлить будете или заготовки?

Если совсем ничего туда не написать, то, наверное, Топор расстроится (смеется).

Из титанов нашего рэпа чье творчество радует?

Каста-Баста, в первую очередь. Четвертый альбом Басты очень понравился по музлу, но не везде по текстам.

Альбом Влади до сих пор слушаю, а сколько прошло, полтора года? Такое нечасто бывает сейчас, когда есть доступ к такому количеству музыки. Мне очень нравится песня “Тебе в прикол”, хотя вы же про нее, кажется, писали где-то, что это “замедленная Дискотека Авария”. “Все открывается другими ключами” — вот эта песня крутая. Я просто там многие вещи какие-то созвучные увидел — про то, что Вселенная имеет лимит. При этом, у нас пластинки почти одновременно вышли. Здорово, что там есть такие параллели.

А что за песню вы вместе записали?

Называется “Нероссия”, это песня про русский язык. Она из таких, засвеченных треков — исполнялась, например, на уличных концертах: в Риге, в Нью-Йорке, когда мы там в Сентрал Парке играли. А теперь Влади дописал куплет.

Очень прикольно мы с Елкой пообщались. При этом знакомы с 2008 года, за это время виделись пару раз на разных премиях. А история знакомства у нас интересная: она жила в Сергиевом Посаде и пошла на наш концерт, пыталась купить билет. Пашок на улице увидел ее, говорит: “Ты что? Сейчас мы тебя впишем”. Она рубилась на концерте, тусовалась с нами, ну и вообще, она классная.

Артисты, которые с тобой на “Универсаме культуры”, тебе симпатичны?

С группой Anacondaz я дружу. С ST, Джонибоем, Кравцем и так далее мы просто здороваемся, когда видимся. Это не то, что какое-то объединение с общей идеологией — просто общий менеджмент.

Как-то прочитали у тебя в группе Вконтакте анонс мини-тура — было написано, что он “маленький, как член Джонибоя”.

Да нет, смотри. У нас есть основная группа Вконтакте, и в ней произошел админский раскол. Есть такой персонаж — Виталич, он крутой чувак, но как бы панк вообще полный. С ним невозможно договориться — если он с чем-то не согласен, то не согласен до конца. Он мой друг, но по многим вопросам мы спорим до усрачки. Он организовал такую подонковскую версию официальной группы, где отсутствует политическая корректность как класс. Группа, которая живет по своим анархическим принципам и служит альтернативой официальной, причем издевается над ней постоянно, троллит и так далее.

А вот некруто же быть на одном лейбле с Джонибоем.

Джонибой, между прочим, один из наших самых старых форумщиков. Еще на narod.ru у нас был форум, он там тусовался — и Аня, жена моя, постоянно его банила. Он был маленький и вредный.

Я как-то раз подумал, что ничего не знаю о его творчестве, поковырялся, клипы посмотрел. Очень многие вещи, конечно, не проходят мой фейс-контроль, но, почему его слушают, я себе могу представить. Есть в нем подростковая искренность настоящая — он, во многом, народный исполнитель. За что ненавидят, тоже понимаю.

Расскажи, кстати, как вы с Аней познакомились?

Мы познакомились в общаге (вспоминает) в 2002 году. То есть, получается, я знаю ее уже 11 лет.

Отцовство тебя изменило?

Не знаю, очень сложно об этом судить. Я раньше отвечал, что нет, но какое-то взросление, конечно, происходит. Ну то есть, если ты про то, стал ли я более аккуратен в каких-то вопросах — то, наверное, да. Мат в песнях? Я просто не делаю из этого какого-то хайпа и дома, в повседневном бытовом общении его не использую. А бывают ситуации, когда использую, да. Ведь что обычно вызывает у детей интерес к мату? (учительским голосом) “Как ты можешь говорить такие слова, это же услышат дети!!!”. И тут дети сразу начнут — ну-ка, чего там, а?

На какой музыке у тебя дети растут?

Миха и Васян большие поклонники Gorillaz и Linkin Park. При этом один из самых первых клипов, который я им показал — Beastie Boys “Intergalactic”. Мишке еще очень нравится клип Бруно Марса, в котором обезьяна.

Свои клипы им показываешь?

Васян раз пятьдесят посмотрел “Бассейн”, очень впечатлился, взял велик, без педалей, начал гонять по квартире и падать все время. Говорит “Я упал и рассыпался. Как папа”.

Они понимают, что папа музыкант?

Да, конечно, он на концерты гоняет. Первый раз попал на наш сет, когда ему был год. С тех пор мы регулярно ездим с детьми на фестивали. Васян на арбатском выступлении был. При этом к музыке интерес сейчас больше Миша проявляет: берет в руки гитару, прикольно танцует.

Про фестивали: ты же, кажется, был на всех Кубанах? Расскажи, растет ли фестиваль?

На всех был! Когда мы приехали туда в первый раз в 2009 году, на Кубану был налеплен стикер “худший фестиваль ever”. Ни жилья, ни еды, никаких условий. Непонятная ***** с саундчеком, детский сад какой-то и пионерлагерь. В следующем году уже было получше. В 2011 было посерьезнее, а в 2012 стало понятно, что это самый лучший фестиваль здесь абсолютно. В этом году для меня было похуже, потому что много пыли. В инстаграме я выкладывал фотографии: выступление панковской группы Anti-Flag — и там просто марево из песка и слэмящихся людей. Когда началось рубилово, там невозможно было находиться. Но все равно круто было.

Кстати, почему у тебя есть инстаграм, а твиттера нет?

Терпеть его не могу! Инстаграм — единственная социальная сеть, которой мне интересно заниматься. Вот у тебя есть инфоповод и прецедент, к которому ты делаешь какое-то лаконичное дополнение. И мне это как-то приятно. А просто писать “Я проснулся, посмотрел в окно, сходил покакал” — ну зачем мне это? Не знаю, твиттер сразу вызывает органичную неприязнь. Правда, есть твиттер Захара Мая, это произведение искусства! Что там последнее было? “Почему у Стаса Михайлова нет песни “Я не **** свою дочь”? Он что, **** свою дочь?” (смеется). Я каждый раз, если честно, с ненавистью открываю на Rap.Ru раздел “Написано в твиттер”, понимаю, что опять у ребят проблемы с новостями (смеется).

Ты от гастролей не устал? Трехчасовые концерты по-прежнему играешь?

Вот у нас сейчас был большой тур — 15 дней, 11 городов. И мы играли программу по два часа, просто чтобы не сорвать голос, потому что попадаешь в ситуацию, когда на пятом треке можешь просто промолчать. Но мы все еще готовы и способны сыграть трехчасовой концерт. Мы это делали, даже когда у нас был один альбом, а теперь их пять. Но вообще, программа становится все более отточенной, состоящей из одного только “зе беста”.

Фристайлы под “Мало огня” продолжаются?

Да, я, если честно, задолбался (смеется). “Мало огня” — он в свое время на таком уровне появился, мол, “а чо в начале играем? — ну давай “Мало огня”. Спасибо, кстати, что напомнили. Выходить с “Мало огня” на презентации нового альбома — это был бы провал.

Что сложнее всего в гастролях?

Самое сложное — это логистика в нашей стране. Многие города расположены друг от друга не так далеко, чтобы лететь через Москву. Ужасные дороги. Не знаю, часто считается, что если есть пустой цех с высоким потолком, то надо как-то заработать на нем. Как? “Давайте поставим бар и сцену". А чо со звуком будет? "Ну чо-то будет, не знаем”. А то, что в гримерке нет сортира и тебе надо через всех людей пилить в другой конец зала, это точно никого не волнует. Очень многие клубы ужасно построены, и еще не всегда соглашаются аппарат необходимый подвезти. Дураки и дороги, короче.

А то, что в райдере у тебя яйцо, настойка календулы и носки — это не шутка?

Не шутка. Ну носки — это потому что возить с собой двадцать пар смердящих носков в пакете не очень прикольно. Носки — зомби: они кусают другие вещи, и те тоже становятся зомби. Эту идею нам подкинула металлическая группа 5 Diez, и мы очень ей признательны. Дальше — настойка календулы, чтобы полоскать горло, когда сорван голос. Яйцо — можно попробовать его выпить, когда совсем экстрим, этого хватает на первые три песни. Но потом, как правило, связки прогреваются, и все уже хорошо идет. Такие случаи бывают нечасто, а в райдере это все, чтобы не гонять кого-то из группы в аптеку.

Однажды ты получал травму на концерте, когда прыгнул со сцены. Что там случилось, не поймали?

Это было в 2011 году, в Магадане, все было серьезно. Нет культуры хардкора в Магадане (смеется). Я прыгнул в толпу и просто прилетел на пол с тяжелейшей гитарой Гибсон Эксплорер, прямо спиной приземлился. Ходил потом как Человек-жук из “Людей в черном”, который в первой части в реднека вселился (изображает перекошенного человека). Но это было не все. Мне прописали сильные колеса: трамадол пополам с парацетамолом...

Это же опиат?

Опиат. Я продолжал ездить на гастроли, давал концерты на офисных стульях и в инвалидных креслах. А поскольку я помимо таблеток еще и виски употреблял, то в какой-то момент поджелудочная не выдержала и сказала мне: “Хватит”. Как-то все сразу навалилось тогда, в 2011 году.

Сейчас у меня диета, ничего толком нельзя, алкоголь нельзя. Какое-то время была полностью трезвая жизнь, как у Миши Маваши. А потом стало полегче, но все равно — я просто не могу так напиться, чтобы напиться. И вообще жизнь стала лучше. 2010 и 2011 годы были проведены в рок-н-ролльном угаре, и то, что произошло — это логическое завершение. Сейчас в райдере нет бухла.

На сцену пьяным ты часто выходил?

Был ужасный концерт в “Точке”. День Города, 2009 год, я побывал на трех-четырех мероприятиях до этого, а потом пошел на концерт. У меня еще были серьезные личные проблемы. Мы очень бодро начали концерт, было круто, но в середине я потребовал коньяк на сцену и к концу выступления убрался так, что меня Макс Крамар на спине уносил. Это было отстойно. К алкоголю сложно относиться однозначно. Он помещает тебя в мир карикатур, но можно там застрять.

Если нет угара в жизни, то и из песен он пропадет, так?

Слушай, ну алкоголь он больше влияет на всяких прозаиков. Не могу сказать, что он катализатор какого-то поэтического вдохновения. Он катализатор угара.

Но угар и сейчас есть, просто он стал такой, более приключенческий. А вот, например, одно из самых ярких гастрольных воспоминаний той поры — шесть утра, я стою на разделительной полосе трассы Екатеринбург-Новосиб в расстегнутой рубашке. Мимо проезжает сияющий автомобиль Jaguar, я кидаю в него бутылку и ору: “Устрой дестрой!”. После этого ничего не помню. Но это уже был такой своеобразный пик. Было прекрасно, но всему свое время.

Я рад, что все закончилась так — могло бы закончиться совсем по-другому.

Последние два вопроса. Что будет, если ты наденешь кроссовки Nike?

И выйду на сцену? Ну, Кирюха из Adidas позвонит (изображает грустный расстроенный голос) “Ванек, ну *****...”. Вообще когда-то мы сотрудничали с Nike, но уже много лет с Adidas, и меня это абсолютно устраивает.

И еще — как тебе новый Эминем?

Мне оба трека о-очень понравились. Стоило, конечно, назвать альбом “Marshall Mathers: Amsterdam”, он же в Амстердаме его записывал. Я сам недавно туда съездил. Интересно, мы жили прямо в квартале красных фонарей. Там есть такой участок, где стоят самые экзотические варианты — твоя учительница математики, негритянки огромные. Невероятно смешное место!




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я