Scut36: "С рэперами сложно работать"
Фотограф Антон Scut36 Волков - человек, ответственный за лицо отечественного хип-хопа. Благодаря ему оно выглядит чуть симпатичнее.
Как ты впервые сфотографировал рэпера?
Это был 2003 год. Я учился на первом курсе в Москве, мне было 16 лет, и у меня оказался большой черный цифровой фотоаппарат — чужой. Я фотографировал, просто потому что мне нравилось фотографировать и фотографом становиться не планировал. Этот фотоаппарат я взял и поехал с ним в Чебоксары. Там фотографировал своих друзей, а дружил я с местными рэперами — например, с группой Стимул.
Потом я поехал на фестиваль “Кофемолка”, а там уже была просто тьма рэперов. ДаБац, Тени, Пен-а-пласт, Район Моей Мечты, ВИА Чаппа, и даже воссоединившиеся Белые Братья. Сейчас эти имена вряд ли кому-то что-то скажут, но на то время они были популярны. Я тогда сделал подробный фотоотчет с фестиваля для сайта xx-style.
Где-то в то же время я предложил группе “Стимул” сфотографировать их на обложку их дебютного альбома. И это, наверное, была первая моя фотография, использованная на обложке. Собственно, эволюцию моих работ можно видеть на последних страницах “Наши Люди” — с 2003 по 2013 год.
С тех пор так все и шло?
Нет, сначала все застопорилось — мне надо было заниматься учебой, потом работой. Но заработав на собственный фотоаппарат, я начал снимать чаще и больше. А так как общался я в рэп-среде, то в папке Photo стали скапливаться фотографии рэп-артистов. И я подумал, почему бы не сконцентрироваться на этом.
Что тебя привлекало в фотографировании рэперов?
Не то, что бы привлекало, мне было уютно и интересно в этой компании. Это уже позже я заимел странную мечту выпустить бумажный фотоальбом с картинками русских рэперов. Я знал о существовании таких фотокниг за рубежом, но у нас этого не было — и мне очень захотелось сделать. Но вообще, так получается, что если покопаться в старых дисках с фотоархивами, у меня очень мало фотографий простых людей.
Участники групп Стимул и Пен-а-пласт, фестиваль "Кофемолка", 2003
Сколько прошло времени от начала работы над книгой до завершения?
Все фотографии в книге сняты на среднеформатные пленочные камеры. И если брать за время отсчета тот момент, когда я начал снимать на пленочный фотоаппарат, то получается, что это было года два назад. Но опять-таки, конкретной цели сформировать из получившегося материала фотоальбом и выпустить его тогда еще не было. Она появилась где-то полтора года назад.
От книги вообще был резонанс?
Да, конечно. Все, кому удалось подержать фотоальбом в руках, восхищались проделанной работой. Приятно, что ребята, которые заказывают “Наши Люди” на сайте, пишут письма с благодарностями и искренне радуются, сами же фотографируют книгу, себя с книгой. Это тоже приятно — тем самым они рекомендуют книгу свои друзьям.
А твое благосостояние увеличилось или испортилось?
Скорее испортилось — появилось много долгов. Я пытался найти спонсоров, результат оказался нулевым. Требовались большие деньги, но время шло, а спонсор как-то не находился. А тянуть и ждать смысла не было, потому что у меня была книга с материалом, который на тот момент отражал состояние нашего рэпа. Надо было выпускать, пока это не потеряло актуальности. Но я был к этому изначально готов.
А проект фотоальбом “Наши Люди” продолжается — мне есть, над чем работать. Сейчас, например, я начинаю выкладывать в сеть фотографии, которые снимались для книги, но по разным причинам туда не попали.
Ты рассказывал, что когда искал инвестиции для выпуска книги, однажды тебе отказали со словами: "Русский рэп не дорос до такой книги". И я отчасти это мнение разделяю. А ты как считаешь, дорос?
Дорос. Если сравнить с поп-музыкой: как мы видели 20 лет назад людей, которые плясали на сцене, так они до сих пор и пляшут. В случае с рэпом мы можем наблюдать нормальное развитие. Нет, безусловно, есть ребята, которые так и остались в 90х, которые считают, что только тот старый рэп имеет право на жизнь.
Если бы кто-то решил повторить твой путь, ты бы отговаривал его?
Да, конечно. С рэперами сложно работать — творческие люди, слишком часто встречаешь неадекватное поведение от людей, от которых этого вообще не ждёшь.
Насколько вообще наши рэперы понимают важность визуальной стороны?
С этим плохо. Вот Гуф в прошлом году предложил, чтобы я поработал с ним над обложкой последнего альбома. Я подумал, у меня родились идеи. Пришел к нему, рассказал. “Круто, — говорит, — но я хочу, чтобы я там были Замоскворечье и мой силуэт с ребенком. Ну, типа, прошлой обложки, только с Сами”. Я говорю ему, мол, Лёша, прошлая обложка — полная *****. Он посмеялся, ну и в итоге мы ничего не сделали.
А есть обратные примеры?
Есть. Вот у L-Tune вышел альбом с крутейшей обложкой. Он к визуалу относится очень критично, очень строго — вообще, он крутой.
Почему первая фотография в книге — the Chemodan?
Когда почти все фотографии были уже готовы и уже существовал примерный вариант вёрстки, я сидел дома и пытался расположить снимки в альбоме. Я хотел так их составить, чтобы дружественные артисты стояли рядом. В рэпе ведь как: все разбиты на тусовки, плюс какие-то рэперы сами по себе. Задача была в том, чтобы не просто создать органичный порядок артистов в альбоме, но и чтобы сами фотографии на соседних страницах смотрелись красиво. Я долго думал, кого поставить первым — от первого проще было бы плясать. А однажды моя девушка предложила поставить the Chemodan. И я задумался. The Chemodan — это ведь эталон русского тру-рэпа, по-другому не скажешь. В случае с Грязным Луи пока можно проследить развитие артиста — каждый новый альбом группы получался лучше предыдущего. При этом они не изменили своим принципам в том, что касается общего посыла. У них не было какой-то дикой раскрутки, пиара — когда они начинали, даже и твиттера не было! И пришли к тому, что сейчас у них все выходные расписаны на месяца два вперед.
Есть артисты, об отсутствии которых жалеешь?
Нет. С тем, кто не попал, было очень много мороки. С Пансом, например — он долго и настойчиво меня динамил, раз в неделю брал трубку и кормил завтраками. Их всех ещё в нулевые Толмацкий старший научил не брать трубки — типа, ты ж артист, звезда, не забывай об этом всем напоминать. А так, я изначально был ко всем очень положительно настроен и предлагал участие в проекте почти всем, кто имел хоть какое-то имя. Вполне мог кого-то забыть, но таких можно по пальцам пересчитать. Недавно вот встретил Эла Соло, который был обижен на меня, что я не удостоил его отдельной страницы. Подумал и понял, что да, нужно было его отдельно сфотографировать.
Как происходили съемки?
Большинство — в Москве. Я старался искать интересные локации, но с рэперами не так все просто. Одни капризные, другим насрать — в общем, люди творческие. Специально для книги пару раз ездил снимать в Санкт-Петербург — там как-то на месте придумывали кадры. Осенью в Екатеринбург летал, тоже специально. Могу сказать еще, что во время работы над книгой у меня расширился круг близких мне людей среди рэперов: Nik-One, Жара, L'One, Guf с Айзой, Паша 4пыль и много других. Вообще, я почти со всеми рэперами общаюсь хорошо. Забавно иногда слышать от них ту инсайдерскую информацию, которую не стоит разглашать — разговоры рэперов о рэперах. Когда-нибудь я напишу книгу об этом. Когда научусь писать нормально (смеется). Правда, потом придётся уехать из страны подальше.
С негативом сталкивался? Я в твиттере читал, что Влад Валов поначалу к тебе холодно отнесся.
Это потому что я к нему пришел как незнакомый человек. Влад посчитал, что я, возможно, должен был пораньше заявить о себе. То есть я был известен в определенных кругах, но не было "респекта от Шеффа". А вот недавно я его получил. Официально. Я пришел к нему с книгой, вручил ее, Влад пригласил меня на следующий день в свою радиопрограмму на 100Pro FM. И мы с ним пообщались в прямом эфире, в один микрофон. Я в детстве, когда слушал Bad B. в 1997 году в Чебоксарах и представить не мог, что я с Владом буду вместе сидеть и в один микрофон говорить.
Есть способы преодолеть недоверие артиста?
Да нет, большинство обычно соглашалось. Бывало, что люди игнорили или отхихикивались. Например, Триада. Я писал Нигативу в твиттер, узнал его номер, SMS писал. Навстречу мне что-то ребята не пошли. Наверно просто не отнеслись серьёзно к моей затее.
А когда иностранных артистов снимал?
Я старался заранее связаться с артистом или его менеджером, рассказать о себе, показать свои работы. Они смотрели на портфолио и обычно соглашались.
Как ты Дэнни Брауна подловил на фестивале Hip-Hop Kemp?
У меня была идея сделать проект "Лица Хип-хоп Кемпа". Я привез с собой пленочную камеру, свет и снимал всех артистов вообще. Но у меня был доступ только в пресс-зону, а артисты очень редко туда выходили.
В какой-то момент Коля, мой друг из Праги, стоит подвыпивший у входа в пресс-зону, как оттуда выбегает Дэнни Браун, кричит: "Где чертов туалет?". Коля показывает рукой в сторону деревьев, Браун благодарит и бежит туда. Появляюсь я, Коля рассказывает "Тут Дэнни Браун был, я его поссать отправил". Ну собственно на обратном пути мы его поймали и сфотографировали. А на следующий день он остался тусовать на фестивале, мы зашли к нему, "Давай мы тебя еще раз сфотографируем". Он такой: "Без проблем".
Какие-нибудь еще истории с зарубежными рэперами были?
Была история с Alchemist. Мы с ним первый раз познакомились в Чебоксарах на "Кофемолке", куда он приезжал вместе с Evidence. Я им тогда подарил каждому по своей майке, а потом случайно обнаружил, что Alchemist выступал в моей майке в Кельне. Уже потом он приехал в составе Gangrene вместе Oh No в клуб "16 тонн", и я через промоутера договорился о фотосессии. У меня была безумная идея — их первый альбом назывался "Gutter Water", и я хотел снять их в грязи. Я долго подготавливал жижу — мешал гуашь, землю, какой-то мелкий мусор. Но, когда Alchemist это увидел, он сказал "Нет, нет, нет! Ты псих!". Решили сделать просто портреты.
Но даже этих портретов могло и не быть: с Савьером, промоутером, который вёз артистов, я договорился, что поснимаю ребят перед концертом. Но в какой-то момент Савьер сообщил, что Alchemist куда-то пропал, и организаторы не знали, где он. Говорили, что он, кажется, уехал за пластинками. Он объявился прямо перед выступлением, говорит: "После концерта мы будем уставшие, чувак, поснимай лучше наш концерт". Я говорю "Я не хочу снимать ваш концерт, тут свет плохой". А после выступления он скрутил в гримёрке здоровенный косяк, покурил, подошёл ко мне, похлопал по плечу: "Чувак, где твоя студия? Поехали!". Мы быстренько сели ко мне в машину и поехали сниматься. Фотографировались где-то пять минут, а потом я отвёз их в гостиницу.
Есть у тебя какой-то самый дорогой для тебя снимок?
Да практически с каждым из них какая-то интересная история связана. Ну вот Dope D.O.D, например. Я их встретил на Кэмпе последнем, они давали интервью и узнали меня. Улыбнулись, потом подошли и говорят “А, ты тот русский фотограф”. Сказали, что моя фотография очень активно используется для различных афиш, и вообще, как промо она хорошо идет. Очень приятно было.
Тебя волнует профессиональное признание?
Наверное, нет. Не очень понятно, что оно может дать. Я знаю свой уровень и понимаю, что могу делать снимки лучше и интереснее — в этом направлении и двигаюсь. Все то время, которое я работал над книгой, я был сосредоточен именно на рэпе и не очень-то занимался поиском интересных кадров. Ты видишь интересный кадр и видишь его таким вот образом — а артист не станет так сниматься. Например, обмазывать себя грязью.
Что можешь сказать по итогу своей работы?
Проделанной работой доволен. Я не стал миллионером. Наоборот — появились долги, но у меня есть план по избавлению от них. И он сейчас работает.