Rap Recordz: основные активы компании - ее артисты!
28 апреля 2004, 15:09

Rap Recordz: основные активы компании - ее артисты!

От студии, занимающейся микротиражными кассетными релизами за годы своей деятельности они доросли до статуса наиболее известной на сегодняшний день рекорд-компании России: с именем и сложившимся стилем!

Сайт Rap.ru рад представить вам очередное свежее начинание – подробные рассказы о развитии и достижениях мировой рэп-промышленности в историях и лицах. Объектом нашего пристального внимания станут наиболее значимые лейблы и самые уважаемые продюсеры. И, наверное, это показательно, что начинаем мы с российских персонажей.

Пробил час, и настало время поговорить, наконец-таки, об этих фантастических структурах. Именно они дают мне шанс услышать и будущих российских DMX-ов, и уже заслуженных наших Snoop Dogg-ов. Это они берутся решать, где правильный рэп, а где мертвый груз для музларьков. Только они могут сказать "Сейчас это не продается, давай звук пожестче и погрязнее" - и несчастный автор одной рукой начнет рвать на голове волосы, а другой - лихорадочно переписывать свою фанерку. И я подобострастно склоняюсь перед ними. Только благодаря им, я, убогий, могу составить хоть какое-то представление о движениях, происходящих в нашей хипхоп-культуре.

Как уже догадались самые смышленые читатели, речь пойдет о звукозаписывающих компаниях, работающих с рэпом. Конечно, барыга в ларьке "Аудиозапись", который за тридцатку перекатает вам на болванку Эминема, тоже может назвать свою контору рекорд-лейблом. Но нас интересуют организации посерьезнее. Те, что подписывают с артистами миллионные контракты, наглухо забивают телеэфир рекламой нового релиза и в оконцове пекут платиновые альбомы как кухарка блинчики.
Обратим же свой взор на родные Def Jam'ы и Roc-A-Fella'ы, посмотрим, чем они занимаются, кого выпускают и чем потчуют наших доверчивых слушателей. И сегодня в поле нашего зрения попадает одна почтенная московская организация, не так давно превратившаяся в две.

RAP RECORDZ

 

Название говорит за себя само - попсы, мол, не держим. От студии, занимающейся микротиражными кассетными релизами за годы своей деятельности они доросли до статуса наиболее известной на сегодняшний день рекорд-компании России: с именем, сложившимся стилем и широким спектром музыкальных пристрастий. С 1996 года у руля компании стоял Крыж, он же стал и главным редактором журнала "RAPпресс", осуществлявшего PR-поддержку лейбла. В 2000 году к нему присоединился Дайм, лидер команды Nonamerz.

Вклад этих людей в развитие хип-хопа в России весом - на их счету более трех десятков альбомов, в том числе таких команд как D.O.B., ЮГ и Nonamerz, а также около 20 различных компиляций. Уже около десяти лет Rap Recordz прочно удерживает свои позиции на рынке хип-хопа, выпуская интересную и качественную продукцию.

Стартовав с релизами малоизвестных прибалтийских исполнителей, "Rap Recordz" все же уделял больше внимания московским группам - и, пожалуй, такое поведение было логичным для столичного лейбла, ориентирующегося в основном на Москву и лишь грезящего о широкомасштабной экспансии в регионы. И неудивительно, что роль первых номеров среди артистов лейбла была заранее отведена легендарному андеграунд-коллективу D.O.B. и уже упоминавшемуся коллективу Nonamerz, осколку московских команд DA B.O.M.B. и Da Lost boyz. Однако же настоящим фаворитом московской публики стал другой коллектив - ЮГ ("Южные Головорезы"), группа созданная в результате слияния команд "Стальная Бритва" и "T.N.A. Squad". ЮГ отличался жестким стилем и бескомпромиссными текстами, как правило - социальной направленности. Альбом ЮГ-ов "Дешево и Сердито" плотно встряхнул Москву и регионы - это был шаг в высшую лигу хип-хопа. К тому же они были неодиноки - "Тени" и "Южный Фронт" составили ядро группы поддержки "южан", этакую ЮГ-fam, по аналогии названную "Семьей ЮГа". Кроме них в число артистов Rap Recordz вошли молодые дарования "На Грани", Гек и Fi$t.

Девиз Rap Recordz тех времен мог бы звучать так: "Хип-хоп с человеческим лицом". Балансируя на грани между подвальным андерграундом и откровенным поп-рэпом, и не скатываясь ни к одной из этих крайностей, они сумели найти свое лицо, свою нишу, свой индивидуальный облик. К сожалению, возможностей этого лейбла не хватало, чтобы выводить проекты Rap Recordz на широкий общероссийский уровень. По словам самого Дайма, вплоть до 2003 года они "просто выпускали альбомы". То есть существовали как чисто издательский лейбл. Возможно, это стало одной из причин ухода ЮГа с лейбла - они достигли своего потолка, и дальнейшее развитие команды было под вопросом. Естественный шаг - и это заставило Дайма обратить внимание на иных исполнителей, в основном - нестоличных.

В конце 2002 - начале 2003 становится зримым смещение акцентов со столичного рэпа, которого, по мнению жителей провинции в природе нет вообще, и возникновение интереса к тому, что твориться в регионах. Второй шаг - начало плавного перехода Rap Recordz на работу над продюсерскими проектами. Такая схема предполагает долгосрочные отношения, контракты на целый ряд альбомов и более трепетное отношение выпускающего лейбла к своим артистам.

Новыми лидерами лейбла стали "Злой Дух" и "Район Моей Мечты" - команды из Поволжья с солидным творческим багажом и сложившимся почерком. "Злой Дух" из Казани - характерные представители дворовой эстетики. Несмотря на отсутствие какой бы то ни было раскрутки, они имели вес в кругах поклонников хип-хопа. Любопытно, что у лидера этой команды, Злого, долгое время были достаточно напряженные отношения с Варчуном, одним из участников "Района Моей Мечты". Сейчас они на одном лейбле и распри в прошлом.

Далее в 2003 году на Rap Recordz вышло немало интересных релизов. Кроме упомянутых выше "Района" и "Злого Духа" это были "Maryjane", "DC MC", "Невский бит", сольник Карандаша. Дистрибьюторская сеть компании расширялась, а продукция становилась все более доступной. Но вместе с этим Rap Recordz входил в полосу перманентных склок и скандальчиков.

Первой шумной встряской стала не очень красивая история с "Районом Моей Мечты", хэдлайнером лейбла. Зревшие внутри группы творческие противоречия, наложились на финансовые разногласия и прямо накануне выхода их диска "Район" дал трещину. Карандаш отправился в одиночное плавание, его экс-компаньоны Варчун и Крэк набрали новый состав группы. Вроде бы на этом все и утряслось.

Следующий конфликт, имевший более серьезные последствия, случился между Даймом и Крыжом. Отцы поссорились! Развод прошел без битья посуды и громкого выяснения отношений. Но без раздела имущества не обошлось - Rap Recordz остался под крылом Дайма; Крыж объявил, что открывает собственный лейбл Rapland Music, и в течение последних полутора-двух месяцев 2003 года разразился целой серией альбомов и компиляций.

Основные активы расколовшейся компании - ее артисты - вроде бы остались у Дайма, но… Неприятная тенденция - они начали все чаще смотреть по сторонам. А там время от времени подворачивались гораздо более привлекательные варианты продолжения творческой карьеры. И наиболее яркие и востребованные, такие как KREC, выпускавшие на Rap Recordz свой первый альбом "Вторжение", и Смоки Мо, к диску которого Дайм проявлял серьезный интерес, перебрались на другой лейбл (Респект Продакшн). Впрочем, KREC ушли и с последнего. 

Тем не менее, Rap Recordz по-прежнему остается ощутимой величиной в сфере звукозаписывающей индустрии. Вклад этих людей в развитие нашего хип-хопа заставляет относиться к ним с уважением. В непростых условиях эпохи начального распределения капитала, они сумели создать звукозаписывающую компанию, ориентированную на качественный рэп без уклона в ярко выраженную коммерцию. Сам факт существования подобного некрупного индепендент-лейбла не может вызывать ничего кроме одобрения. Не возьмусь делать прогнозы о его будущем - сегодня в любом бизнесе по-прежнему не так много определенности. Но пожелаю Rap Recordz успехов в конкурентной борьбе и релизов, которые перевернут российский хип-хоп.





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я