Shooroop: "Золотой век хип-хопа еще вернется!"
Важно, чтобы в песне все было гармонично, чтобы она цепляла. Этакая завершенность образа. Лицо. Харизма. Актуальный звук - это технические навороты. Девчонки плясать хотят - им не до звука бочки!
Shooroop: "Золотой век хип-хопа еще вернется!"
Shooroop - человек, сделавший все альбомы Децла, пять лет обеспечивавший музыкой весь московский хип-хоп-мэйнстрим и недавно возвратившийся в родной Питер; прорицающий возвращение олдскула и представляющий себя на сцене Максидрома; наконец, человек, чье лицо можно видеть в клипе Мистера Малого… Было бы кощунством не познакомить с таким человеком читателей Rap.Ru, и при первой же возможности мы пообщались с Shooroop`ом, выведав у него немало интересного.
Андрей Никитин: Широким массам твое имя мало что говорит. И в тоже время рэпперы со стажем в курсе, что есть такой Shooroop, способный своим продакшном поднять самого посредственного артиста. Но знания, как правило этим и ограничиваются. Приоткрой завесу секретности и расскажи нам о том, как развивалась твоя хип-хоп карьера?
Shooroop: О-о-о! Это долгая история. В 86-м году я заболел брейком. Танцы - шманцы продолжались лет пять, примерно. Тогда же я познакомился с теми, с кем дружу и работаю до сих пор - DJ LA, Basket, Братья Улыбайте и еще много-много с кем. Та волна (первая) оказалась очень живучей и продуктивной. После брейка я немного отошел в сторону на пару лет - был занят другими фишками. Потом схлестнулся со Скалей и Хромом. И появилась группа Дэцо. Вот в этой группе я и связался с продюсированием. А когда захотелось чего-то нового, уехал в Москву, и волею судеб оказался на студии Миксмедиа. Ну, естественно, все что было в моей хип-хоп истории, сейчас не описать. Забыл упомянуть, что я работал с Мистером Малым. Мое лицо можно видеть в клипе "Буду пагибать…"
А.Н.: Сколько времени продолжается твое сотрудничество с Миксмедиа и ее наследником - D&D Music?
Shooroop: С Толмацким я сотрудничал с 1999 по 2004 год - 5 лет.
А.Н.: Сегодня ты не имеешь к нему отношения?
Shooroop: Рабочих отношений нет. Тем более я в Питере! Плюс я устал пять лет работать на одном месте. Это завод какой-то получается. С другой стороны, времечко было что надо!
А.Н.: За этот немалый срок к созданию каких альбомов ты приложил руку?
Shooroop: Альбомы: все - Децла, три альбома Bad B, Bad B Alliance, П-13, Легальный Бизнес, Белый Шоколад и еще много всякого.
А.Н.: В чем заключались твои функции?
Shooroop: Весь процесс от первой ноты в песне до готового CD в моих руках. Производство. Аранжировка, запись, сведение, мастеринг, озвучка.
А.Н.: В чем заключалась работа над альбомами Децла и П-13?
Shooroop: У Ле Трюка я написал одну песню - "Бог есть". Вместе с гитаристом Максом Хомичем. Плюс свел, записал, почистил во всех смыслах. Сделал мастер, пригодный для выпуска на Universal. А с П-13 - только запись и сведение. Хотя и этого оказалось не мало.
А.Н.: Приятно осознавать себя таким "делателем королей"?
Shooroop: Конечно! (улыбается) Приятно, когда получается. Хотя более приятно быть занятым любимым делом. А музыка для меня таковым и является. Делатель королей… (улыбается) Королей делают бабки, чувак !
А.Н.: Давай вспомним, что из сделанного за это время ты можешь назвать своими самыми яркими хитами?
Shooroop: Ну, яркий - не значит любимый! Например, "Вечеринка у Децла" отгремела неплохо - аж MTV статуэтка нарисовалась за нее, а песня мне не нравится. Или вот "Надежда на завтра" - Bad B Alliance - ваще отстой для меня, а в чартах висела доооолго. Мне нравятся "Мелодия души" Легальный Бизнес, "Лечу высоко" Bad B, "Провокация" П-13.
А.Н.: Ты продолжаешь трудиться на музыкальной ниве?
Shooroop: Тружусь… (улыбается) Только что купил новый комп и сразу за новый проект, плюс вынашиваем планы с Братьями Улыбайте. До этого я полгода вообще не трогал музон - отдыхал от московской беготни-суеты. Примерный семьянин (улыбается). Возможно, скоро буду работать на новой питерской студии. Потихоньку пишу для себя что-то. Райончик у меня веселый тут - рядом Пьянству Бойс, Братья Улыбайте, 108-й, Купер
А.Н.: Сколько времени в день у тебя отбирает музыка?
Shooroop: В сутках отнимает все, если не занят чем-то еще. Всегда есть что сделать по музону. А если делать нечего - просто велик и плейер!
А.Н.: Ты садишься писать новый трек, как ты решаешь для себя каким он должен быть?
Shooroop: Это просто - я его сразу вижу! Самое трудное - свое видение переложить на звук. Главным считаю при создании трека - доступность для понимания широкими массами. Что в принципе у нас пока не вяжется одно с другим относительно хип-хопа.
А.Н.: Важно ли для тебя сделать трек "актуально звучащим"? И как этого можно добиться?
Shooroop: Актуально звучащий - это для тех, кто разбирается в саунде. Важно, чтобы в песне все было гармонично, чтобы она цепляла. Этакая завершенность образа. Лицо. Харизма. Актуальный звук - это технические навороты. Девчонки плясать хотят - им не до звука бочки!
А.Н.: Степень этой гармоничности ты оцениваешь сам или есть люди, чья критика для тебя более важна чем личное мнение?
Shooroop: Конечно сам, ведь это же я делаю! А критика - это своего рода ориентиры, чтобы не сесть на мель. Критику приветствую. Если я капитан корабля - критика - это границы фарватера. Больше всех доверяю мнению DJ LA. Опытный дядька.
А.Н.: Влияют ли на тебя свежие тенденции западного рынка?
Shooroop: Нет. Ведь ничего по сути не меняется. Мне нравится тенденция смешения стилей.
А.Н.: Интересуешься теми, кто на Западе силен в битмейкинге? Что думаешь о таких невероятно распиареных парнях как Neptunes?
Shooroop: Они молодцы. Хотя DJ Premiere мне ближе. Это больше похоже на классический хип-хоп - на сэмплах. Обожаю De La Soul, A Tribe Called Quest, Pharcyde, Beastie Boys.
А.Н.: Золотой век хип-хопа?
Shooroop: Ага. Это время еще вернется - когда наедятся новой школой. В старой больше души.
А.Н.: Есть мнение, что на Западе сейчас засилье продюсеров. У групп и артистов теряется собственное лицо, из-за того что они пишут все меньше оригинальной музыки и все чаще обращаются к продюсерам. В результате один и тот же состав профессионалов делает продакшн для подавляющего большинства артистов. Как ты оцениваешь такое явление?
Shooroop: Хорошо продюсеру однозначно (улыбается), а вообще мне все равно - если песняк годится.
А.Н.: А если все группы в результате становятся друг на друга похожи?
Shooroop: Это их проблемы. Если зная, что сотрудничая с таким-то продюсером ты будешь похож еще на 100 групп, ты все равно вписываешься в такой расклад - значит тебе это и надо!
А.Н.: Как ты оцениваешь работу российских коллег? Кто заслуживает наибольшего уважения?
Shooroop: Очень грамотен Влади. Весьма. Дядька с пониманием того, что он хочет, и как это сделать. DJ LA - этот товарищ неугомонен с 80-х годов! Понравился диск Ю.Г.'ов. Добротно, цельно, качественно. Интересен диск Смоки Мо. К сожалению, не знаю имен битмейкеров.
А.Н.: Многие российские музыканты обходятся минимумом софта, делая все в домашних условиях. Что ты можешь сказать о таком образе действий? Возможно ли таким образом достигнуть качественного звучания?
Shooroop: Возможно. Сводить дома можно, писать голос - проблематично. Примеров уйма: от хип-хопа до техно и попсы. Тенгиз из Пьянству Бойс все делает на ноутбуке. Один из моих любимых проектов. А по качеству - лишь бы песня цепляющая была! Ведь, допустим, когда я работал в телецентре Останкино на студии Миксмедиа, там был вообще шоколад. Пульт NEVE !!!!! Genelec, миллион микрофонов. А брака поначалу я наделал немало!
А.Н.: Насколько сейчас разнятся цены на хип-хоп-продакшн и поп-продакшн?
Shooroop: Зависит от уровня исполнителя, сроков работы, объемов. Цены медленно поднимаются - также как и хип-хоп.
А.Н.: Но вообще цифры одного порядка? Я вот к чему задаю этот вопрос - никогда не возникало желание поработать в более народных жанрах, где платят больше?
Shooroop: Цифры меньше в хип-хопе в целом. Естественно, артисту, подписавшему контракт с мейджор-лэйблом, все обойдется дороже. Поработать в народном жанре… Зависит от проекта. Это может быть интересно. Хотя у меня душа лежит к живому звуку - live.
А.Н.: Что ты называешь живым звуком? Рок? Легко представляешь себя на Максидроме?
Shooroop: Максидром - легко! Больше того, уверен, что скоро так и будет - рапчинка только и ждет, чтобы зазвучать погромче, а живой звук это живые люди, которые делают музон прямо на сцене, а не на секвенсоре. Прямой эфир. Хотя чувствую, что моей мечте - играть на барабанах - не сбыться. Слишком я глубоко в делах студийных.
А.Н.: Способна ли твоя студийная работа вытянуть заведомо провальный альбом? И возможно ли такое в принципе?
Shooroop: Трудно сказать...по идее нет. С другой стороны, возможно раскрыть в проекте хорошие стороны и засветить их. Это зависит от артиста. Контакт очень важен. Понимание. И уровень мастерства исполнителя. Делать из ничего что-то - это отнимает очень много времени. Такое я себе позволить не могу.
А.Н.: Что с твоим альбомом "Камень, ножницы, бумага"? Он записан? И если да, то почему не издан?
Shooroop: Записан, дописан и переписан. Я просто не особо суетился с его продажей, если честно. И понимаю, что это совсем не коммерческая работа. Возможно, выпущу скоро. Это и альбомом назвать сложно - этакая компиляция треков с участием моих друзей и с моим музоном. Все треки оригинальные, нигде не светились, кроме "Камень, ножницы, бумага" у П-13.
А.Н.: А чьи голоса мы услышим на диске, или может быть не голоса, а скретчи-битбоксы-инструменты...
Shooroop: Поучаствуют Лига, Молодой, С.О.Макъ, Децл, Кнара, Валя Атаханова, Пьянству Бойс, DJ Nik1, Карина Кокс(ВИА Сливки).
А.Н.: Надеюсь, что ничего не помешает скорейшему выходу этого материала. Спасибо за интервью.